Тамара Ликок и Ирина Павлова – основатели агентства CATALYZM. Интервью.

April 19, 2017

Почти в каждом интервью мы так или иначе затрагиваем тему взаимоотношений между агентами/агентствами и профессионалами. И каждый раз сталкиваемся с таким мнением, что быть представленным агентом крайне удобно и практично, но, почему-то, в России, в отличие от остального мира, такая форма работы приживается медленно и неохотно. Как думаете, почему?

Тамара:  В первую очередь – жадность! Шучу. Хотя, конечно, далеко не все готовы делиться своими процентами. (смеется).

Ирина:  Такая практика достаточно распространена для молодого поколения режиссеров! Вместе с агентом они получают его связи, а так же доброго друга и советчика. Ну и, конечно, защиту – агент борется за интересы режиссера, за то, чтобы ему вовремя платили.

Более взрослое поколение режиссеров уже всех знают, знают как плавать в этом море – с кем дружить, а с кем нет, с кем работать, а с кем не стоит, как распоряжаться своим рабочим графиком и так далее. Хотя, если говорить совсем честно, то очень многим состоявшимся режиссерам агент бы не помешал – они такие грозные, что некоторые продакшены просто бояться им звонить! (смеется).

 

Вы – международное агентство, расположенное в Лондоне. На сайте у вас сказано, что вы представляете и режиссеров, и фотографов. Несколько нетипично для западного агентства. С чем это связано? Какие принципиальные отличия от ваших конкурентов?

Изначально Catalyzm зародился как агентство фотографов и ретушеров. И это было полностью Тамарино детище. Мы много раз обсуждали возможность заниматься режиссерами, еще не являясь партнерами, но к делу так и не переходили. А потом, как это часто бывает, случай помог нам сдвинуться с мертвой точки! Точнее, наш первый режиссер, Илья Смолин, помог нам в этом. Илья как раз искал себе нового агента и тут-то все и закрутилось. Мы начали искать и подписывать молодых режиссеров одного за одним. И все еще продолжаем формировать наш ростер.

Принципиальных отличий, наверное, нет. Если смотреть под прямым углом – мы находим нашим режиссерам работу и получаем за нее проценты. Ну а если поменять ракурс, то мы собрали вокруг себя лучших ребят, в которых верим и с которыми приятно встречаться вне работы.

ТАМАРА ЛИКОК, агентство CATALYZM

Чем вы обе занимались до создания агентства?

Каждая из нас в бизнесе уже около пятнадцати лет. Обе закончили ВГИК.

Тамара:  Я работала арт-баером и продюсером в агентствах (McCann и Instinct).

Ирина:  А я продюсером в нескольких ведущих продакшенах Москвы, а также на производстве кино.

 

Как распределены роли между вами?

Тамара:  Мы нашли свое  идеальное сочетание!

Ирина:  Тамара ведет все тендеры и общение с продакшенами, я ищу и подписываю режиссеров. Я стараюсь не лезть в тендерную часть, потому что параллельно сама работаю в продакшене и в этом вопросе может возникнуть конфликт интересов. А для нас важно, чтобы все было по честному! Так что, участвуя в тендерах, я получаю наших агентских режиссеров на общих основаниях – если не я первой написала или позвонила Тамаре, значит режиссер уходит к другому продюсеру.

 

Кроме вас двоих, кто-то работает еще в агентстве?

Пока только мы, но, безусловно, планируем расширяться.

Мы уже с трудом справляемся с тем потоком тендеров, который к нам приходит. Сейчас у нас около 10-15 тендеров в неделю.

ИРИНА ПАВЛОВА, агентство CATALYZM

Вчера звонил знакомый режиссер, спрашивал, как попасть к вам? Было смешно, когда он, неверно прочитав, по ошибке назвал вас Cataclysm. Катаклизмов в работе не случалось?

Случалось, но скорее не у нас, а у продакшенов, которым мы отдавали наших режиссеров… В результате пополняется список продакшенов, с которыми мы больше не работаем, ибо душевное и физическое состояние наших режиссеров для нас на первом месте! 

Так как к вам попадают? 

Изначально мы находили режиссеров, сами и подписывали их. Среди первых были Леша Белов, Мурад Ногмов, Филипп Юрьев, Леня Горенштейн. Потом уже режиссеры начали писать. Кто-то находил нас в интернете, кто-то узнавал о нас от друзей, кто-то решал уйти от своего агента и прийти к нам.

 

Вы работаете только на рынок рекламы? 

Да, это хорошо известный нам рынок. Мы считаем, что надо заниматься своим делом там, где ты хорош, а не там, где ты ничего не понимаешь.

Но мы планируем завоевать и музыкальный рынок!

 

Вы сами ищите работу для ваших талантов? Просто вот такой например. Здесь на рынке режиссеру/оператору привыкли напрямую предлагают работу, и местные агенты неэффективно занимаются поиском новых заказчиков. Рынок довольно узок, и все привыкли работать напрямую. Как вы для себя решаете эту проблему?

К сожалению, рекламный рынок исключает возможность идти к клиенту напрямую и получать работу для режиссеров, вся работа приходит от продакшенов. При этом утверждение режиссера на проект осуществляют сразу три участника – продакшн, агентство и клиент. Поэтому, даже если ты уговоришь одного из трех работать с твоим режиссером, то остальные могут иметь совершенно иное мнение на этот счет. Так что единственное, что ты можешь тут делать, это создавать хорошую репутацию своим режиссерам и как можно чаще напоминать продакшенам и агентствам о них!

А как ваши таланты относятся к конкуренции внутри агентства? Есть место ревности, может даже зависть, когда утверждают коллегу?

Как ни странно, нет. Мы набираем наших режиссеров не только по рилу, но и по человеческим качествам. Ну и, плюс-минус, стилистика и направления у наших режиссеров разные (не считая пары ребят).

 

Как на практике у вас происходит? Например, заказчик постоянно букирует режиссера А, при этом режиссер В получает мало внимания. Но если вы начнете активно продвигать В, то А в конечном итоге будет терять работу. В реальности, как вы приходите к компромиссу?

Конкуренцию создает, в первую очередь, сам рынок. Есть определённое количество режиссеров, которых шортлистят, брифуют на тритмент, в результате утверждают или не утверждают. Вот они между собой конкурируют.

У нас, на каждый тендер, разбирают по разным продакшенам всех наших режиссеров. Так что нельзя сказать, что кто-то остается не у дел. То есть, по сути, режиссеры конкурируют внутри рекламного рынка, а не внутри нашего агентства. А мы просто собрали вокруг себя самых перспективных и талантливый и с гордостью смотрим, как они выигрывают тендеры один за другим.

 

Работы, вообще-то, много? Рынок, он чей – заказчика или исполнителя?

Конечно, заказчика. А любое агентство или продакшен в любом случае выполняют «сервисную» работу. Но! Когда дело доходит непосредственно до производства, мы предпочитаем думать, что мир начинает принадлежать режиссеру! Теперь всё в его руках – как вдохнуть жизнь в сценарий, как уговорить креатив и клиента рисковать, а иногда как связать не связываемое.

 

Так получается, что каждый рынок – американский, европейский, китайский и т.д. –  в той или иной степени защищает себя, фильтруя приток талантов. В Россию же может приехать кто угодно и продавать себя как "модный иностранец". При этом, и мы разделяем такое мнение, зачастую в его риле довольно банальные ролики, снятые в красивой атмосфере европейского города. Что по этому поводу думаете?

Раньше в России была очень большая проблема с режиссерами. Не потому, что не могли рассказать историю, а потому что не могли это сделать со вкусом. И конечно, иностранные режиссеры становились отдушиной! За последние пять лет появилось несколько режиссёров, способных и историю рассказать, и одновременно сделать визуальный шедевр. И порой у них получается лучше, чем у любого иностранца. Им начинают доверять агентства и серьезные клиенты. Но и от иностранных режиссеров никто не отказывается! Во-первых – это разнообразие. А во-вторых, кто не любит похвастаться перед коллегами звучными именами или повыкладывать в соц.сети фотографии со съемок с обладателями Канн или Оскаров!

Еще одна проблема. На наш рынок любой иностранец может приехать и работать по туристической или деловой визе, отбирая у местных работу. Как вы это прокомментируете?

Как вы правильно сказали – это рынок! И отношения тут тоже рыночные – предложил лучшую цену – снимаешь; предложил лучшее виденье – снимаешь! Никто ни у кого работу в подворотне с ножом не отбирает.

Много раз были ситуации, когда клиент снимал только с иностранцами, а потом один раз попробовал с русским, и только с ним теперь и работает. Плюсов много – бюджет меньше, понимание русской ментальности больше.

Опять же бывали случаи – попробовал клиент работать с  иностранцем и понял, что не понимают они нашу русскую душу, да и договориться с русским режиссером попроще во многих аспектах – в позу не становятся, клиента не посылают. Хотя и с русскими режиссерами такие случаи бывают!

 

С какими трудностямии сталкиваетесь вы, работая в России?

Непрофессионализм – самая большая проблема... Но что радует – не повсеместная! Еще демпинг и необязательность.

 

Вы просматриваете большое количество шоурилов и портфолио. Можете выделить представителей какой-то отдельной страны, откуда на рынок приходят наиболее яркие и заметные таланты? Можно кого-то выделить как законодателя тренда? 

Тамара:  Безусловно, это американцы, французы и скандинавы! Скандинавы с их визуализацией и юмором, французы с прегламуренным трешеком и американцы с масштабностью!

Ирина:  Лично мне еще нравятся аргентинцы, а Тамаре англичане!

 

Если к вам обратится талантливый режиссер, на сегодня у вас есть возможности продвижения его на мировой рынок? Что вы для этого делаете?

Да, возможности есть, но для начала мы хотим закрепиться на российском рынке, а когда мы и наши режиссеры подрастут, уже покорять мировые просторы! 

Ваши планы на ближайшее время?

У нас есть несколько незакрытых позиций по режиссерам. В первую очередь закроем их, а потом захватим весь мир! 

 


Фотоматериал предоставлен агентством CATALYZM.