Интервью с режиссером Игорем Ивановым.

May 15, 2016

Киевский режиссер Игорь Иванов снимает музыкальные видео и рекламные ролики уже более 15 лет. В нашем интервью мы поговорили о резонансе его роликов для World of Tanks, о будущем российских сериалов и другой правде, которую Игорь умеет «рубить» конструктивно.

 


 

Игорь, как ты начинал свою карьеру?

Изначально, в середине 90-х, я учился на архитектурном, причем архитектура мне очень нравилась. Еще будучи студентом, я прошел творческий конкурс и стал ассистентом главного архитектора в одной фирме. Меня все устраивало, но как-то случайно по телевидению я увидел информацию о наборе сценаристов, редакторов, режиссеров и прочих телевизионных специалистов.

Не будучи никем из них, я хладнокровно пошел на собеседование и через неделю приступил к обязанностям сценариста на одном из телеканалов.

Вот так, постепенно, начал свой путь к режиссуре. Сердцем почувствовал, что нужно идти в эту сферу. И, кажется, не прогадал.  Ведь главный кошмар моего детства – это представлять, как я каждый день хожу на работу и просиживаю штаны с восьми утра до шести вечера, например, в каком-нибудь скучном захолустном конструкторском бюро. Слава богу, этого не случилось!

 

Что на тебя, как режиссера, оказало самое большое влияние?

Я с детства увлекался музыкой. В какой-то момент стал осваивать гитару, барабаны. В 16 лет у меня уже была школьная группа, которая даже добилась определенных успехов. Спустя какое-то время, будучи студентом, я стал тянуться к видеосъемке. И все это потом сложилось в один паззл: видео, музыка. Вероятно, поэтому я и стал снимать именно музыкальные клипы.

Конечно, в те годы на меня влиял и кинематограф. Сильнейшие впечатления оставили фильмы – “На одном дыхании” Годара, “Четыреста ударов” Трюффо, «Апокалипсис сегодня» Копполы, “Фотоувеличение” Антониони и многие другие. В общем, классика. Потом появился Тарантино, который произвел неизгладимое впечатление и «Бешеными псами», «Криминальным чтивом» и сценарием к поразившим меня до глубины души “Прирожденными убийцами” Оливера Стоуна. Со временем я стал приглядываться к Джармушу и независимому кинематографу. У Джармуша, например, как и в клипмейкерстве, преобладает форма, атмосфера. Хороший пример - «Выживут только любовники». Но, к слову, жестокий артхаус я не перевариваю, для меня это нечто за гранью.

Почему в какой-то момент ты перестал заниматься музыкальными клипами и ушёл в рекламу?

Я пресытился клипами. Последней моей крупной полу-музыкальной, полу-киношной работой был мюзикл «Как казаки…», который снимался по заказу Первого канала. Мюзиклы на территории наших стран производятся очень странным образом: на роли берут не актеров, а певцов. Всё это похоже на дилетантство, на какие-то невнятные связки между музыкальными номерами.

А я хотел, чтобы это было настоящее кино, которое разбавляется музыкальными моментами. Тот же «Винил», который недавно вышел – там масса этих самых музыкальных моментов, которые прерывают повествование и отлично разбавляют его. У зрителя есть возможность передохнуть, проникнуться атмосферой и насладиться музыкой. Я хотел также. После этого проекта внутри меня что-то щёлкнуло и я понял, что нужно идти дальше, менять направление. К настоящему кино тогда я ещё не был морально готов. Вот так и перешел к рекламе.

 

Ну, многие любят работать над этим сверх коротким жанром.

Да, согласен. Даже Оливер Стоун снимал рекламу мобильному оператору. Я раньше за этим следил – какой режиссер что снимает, позже перестал. Незабываемый ролик снял Иньяритту для «Nike» – там изящный и мощный посыл.

 

У топ-режиссеров мотивация только финансовая?

Думаю, да. И не только у режиссеров. Например, шикарный актер Эдвард Нортон, гипотетически же может сняться в какой-нибудь страшной рекламе. У многих существует контракт со студиями, по которому они обязаны сниматься в рекламе, камео или вытягивать плохие фильмы. Это же огромные деньги, так почему нет? Майклу Дугласу, например, только за озвучивание рекламы Sony в 80-е годы заплатили 7 миллионов долларов.

Ты снял серию роликов для очень популярной игры World of TanksЧто за ролик ты снял ко Дню Победы?

Ко Дню Победы мы сняли видео, чтобы напомнить о связи поколений (хотя, предполагаю, что к нему сейчас начнут цепляться в связи с обстановкой между Россией и Украиной). Но это меня мало волнует. Дураки и бездельники существовали во все времена, и они никуда не исчезнут. Этим роликом я хотел напомнить самому себе, прежде всего, о своем погибшем дедушке и о всех тех несчастных, которых поглотила война. Война – это самое омерзительное занятие, придуманное человечеством. Необходимо всегда помнить об этом, помнить о смерти, возможно, тогда и мир станет чуть лучше.

Я понял, что ролик не должен быть информационным, а должен нести только эмоциональную составляющую. Как мне сообщили, во время просмотра финальной версии, фокус-группа еле сдерживала слезы. Это именно то, к чему я стремился – заставить людей расчувствоваться. Интересно будет услышать отзывы после его выхода.

 

Где проходили съемки?

По договору я не могу разглашать подобную информацию. Но скажу, что мы снимали не в декорациях, хотя обычно так и делаем, а в реальных окопах, сильно доработанных художником. Я хотел, чтобы актеры, сидя на холодной, сырой земле прониклись атмосферой, и чтобы тот реальный “ужас войны” как-то отразился на лицах актеров. Но все-таки 30 секунд минус пэкшот – маловато времени... Поэтому мне нравятся «вирусы» – там нет жесткого ограничения по времени. В 25 секунд сложно уложить эпическое полотно.

 

Что можешь сказать о работах других режиссеров, кто снимал для World of Tanks?

Азиатские ролики сильно отличаются от остальных. У них такой жесткий и бескомпромиссный подход к реализации – черное, белое. Восток – дело тонкое, но то, что я видел, показалось мне грубоватым. Хотя мой копирайтер, участвовавший в создании наших роликов World of Tanks, Алексей Голубь, показывал мне их в качестве референса и уверял, что эксплуатация мужского начала – это самая «работающая» история. Мне же кажется, что на одних лишь низменных инстинктах далеко не уедешь. Мир меняется, это необратимый процесс, стоит больше обращать внимание не только на нижние строки пирамиды Маслоу, а стремиться к верхним.

Я снял 7 роликов для World of tanks и их можно снимать бесконечно, ни один не похож на предыдущий. Клиенты не зацикливаются на «танкистской» теме, в результате появляется множество ассоциативных рядов.

 

Ты интроверт?

Сейчас я должен замолчать. (смеется) Да, я люблю одиночество. Очень часто предпочитаю его встречам с друзьями. Считаю, что только в одиночестве возможно как-то вырасти. Если находиться все время с людьми, ты неотвратимо сливаешься с ними, занимаешься общими делами, и эти дела носят легкий характер развлечений. Даже если занимаешься мозговым штурмом по работе. Человек по природе одинок. Мы рождаемся сами, умираем сами, и творчеством, мне кажется, человек тоже должен заниматься сам. Я всегда тянулся к самостоятельности. Меня иногда прямо-таки бесит коллективный труд. Каждому в голову не влезешь, не все участники мотивированы как ты, и в результате остаются вопросы. И даже когда клиент счастлив, я почти всегда остаюсь не до конца доволен. Но разве это плохо?!

Какой представляешь свою режиссерскую работу мечты?

Мне очень интересно то, что происходит с сериалами категории А – каналы HBO, Netflix. У них это настоящее, а у нас  - будущее.

 

Дойдем до этого будущего?

Думаю, да. Аудитория огромная и заинтересованная, почему бы и нет. Это большое поле для реализации, не нужно спешить. Я как раз в этом направлении пытаюсь развиваться. С одной компанией занимаюсь разработками.

 

В каком жанре?

Мне нравятся социально-психологические драмы и комедии. С комедиями сложнее. Иногда сталкиваешься с тем, что юмор у людей, от которых многое зависит, совершенно старомоден. А психологическая драма, когда все кончено и человек возрождается из пепла – это всегда понятно и актуально, мне эта тема крайне интересна.

Вот вспомните, какая тема для песен самая востребованная? О любви. И, конечно, о разрыве отношений. Любая певица, которая имеет дюжину детей и счастлива в браке, поет про какие-то страсти, связанные с разрывом отношений. То же самое в драме: старый мир рушится, переосмысление, катарсис, возрождение. Я верю, что мой герой, как бы он глубоко не опустился, может в любой момент возродиться, подобно птице-Фениксу.

 

В продолжении темы будущего российских сериалов. Многие хвалят, например, «Измены» и «Лондонград». Что-нибудь удалось посмотреть?

Я смотрел трейлер «Измен» и три первые минуты первой серии “Лондонграда”, мне этого было достаточно, чтобы сделать выводы. В “Изменах” есть опустившаяся главная героиня, которая не собирается возрождаться. То, о чем я говорил раньше: одни сплошные низменные инстинкты. Похоть, похоть, похоть и ещё раз похоть. Судя по всему, эта тема в данный момент интересна зрителям, но мне не близок человек, который живет только чувственными наслаждениями в материальном мире. В “Лондограде” эмоционально похожая история, пропагандирующая “прелести жизни” пустых людей. Фразу главного героя можно спокойно сделать тэг-лайном фильма: «первокурсницы всё равно каждый год свежие».

Мир сейчас очень болен и нужно приложить усилия, предложить людям проснуться, открыть глаза, увидеть, что мир не состоит только из похоти, наркоты, бандитов и легких денег. Это трудная задача, но выполнимая. Этим я и собираюсь заниматься в ближайшее время.

Вообще, на территории наших стран пока очень плохо со вкусом и моральными принципами. Когда люди, в том числе сценаристы, перестанут увлекаться пустотой, а «займутся своими прямыми обязанностями», как говорил профессор Преображенский, появятся драматурги нового типа.

Англичане снимают сериал по Булгакову, а мы о лондонских похождениях пустых людей. Гениально! Нам не нужны свои “Ходячие мертвецы”, у нас и так все кино о “зомби”.

Какой сериал для тебя «номер один», лучший на свете?

Хороший вопрос. Но у меня есть плохая черта – я очень часто забываю знаковые вещи, они у меня просто вылетают из головы. (смеется) Я могу только о свежих вещах судить. Недавно посмотрел «Винил» – и сейчас для меня он номер один.  Поскольку я был помешан на той музыке, для меня этот сериал –откровение, бальзам на душу. Я – стопроцентно целевая аудитория. Пока он для меня затмил все остальное.

 

Что бы ты никогда не стал снимать по внутренним убеждениям?

Я бы не стал снимать просто «треш и ад», который сделает нашего зрителя еще более дремучим. Мне не хочется участвовать в оболванивании населения Земли. Кто-то может сказать: «Да ладно, ты снимаешь про танки, это же тоже оболванивание людей, они же становятся зомби, разрушаются семьи». Мне сейчас приходится оправдываться, но я же показываю абсурдность ситуации. Причем, те же ролики с Галыгиным были направлены на то, чтобы человек узнал в них себя и сделал выводы. Но если мне предложат снять ролик, где мы перепишем историю и будем откровенно лгать – я останусь в стороне.

Насколько для тебя кинематографичен Киев? Какие знаковые места можешь назвать?

Если честно, я больше люблю декорации! (смеется) Даже когда клипы снимал, почти одни декорации были. Создается особая реальность. В Киеве я живу и гуляю постоянно, поэтому глаз у меня замылился. Но я очень люблю киевские мосты. А еще мне нравится небо – всегда и везде.

 


 

Интервью подготовила и провела Кристина Резникова. Фотографии из личного архива Игоря Иванова.