Настя Коркия - начинающий режиссер и сооснователь компании «SKBD.SH»

May 31, 2015


Мы давно хотели сделать интервью с женщиной-режиссером, очень долго искали, кто это мог бы быть и, наконец, нашли. Настя Коркия является режиссером и сооснователем компании «SKBD.SH», сочетающей в себе и продакшн, и рекламное агентство. По этой молодой и хрупкой девушке совершенно не скажешь, что она управляет коллективом из брутальных мужчин, бывает жесткой на съемочной площадке и ко всему прочему является лауреатом «Каннских львов». Все это Настя объясняет философски – «просто сейчас очень женское время». 


 

 

Настя, ты такая молодая девушка, как так случилось, что твоя визитная карточка гордо носит имя «DIRECTOR»?

Честно говоря, в моей голове все время всплывают какие-то кадры, и я с самого детства думала именно образами. Я помню, как  ловила себя на мысли, что хотела бы снять то или снять это. Но более активно я начала об этом думать лет в 20. Я в первый раз посмотрела ролики «Каннских львов» и меня тогда осенило, что за 30 секунд можно выразить огромный смысл. Мне банально захотелось выиграть «Каннских львов»! Я написала в агентство IQ Marketing, единственное обладавшее на тот момент этой наградой, со словами, что хочу выиграть «Каннского льва» и поэтому хочу у них работать.

 

Прям так и написала?

Да, просто так. Странным образом это сработало. Их, видимо, очень повеселило мое письмо, и меня позвали на собеседование. Так я, собственно, попала в рекламу. Первое время я работала в креативном отделе в IQ Marketing, затем арт-директором в Leo Burnett. Мне очень нравилось придумывать, как будет выглядеть ролик, делать раскадровки, но не хватало именно продакшена. Мне всегда было интересно, как это будет развиваться дальше. И всегда было обидно, что я придумываю идею, а кто-то другой потом ее реализует. Как-то так само получилось, что ко мне стали обращаться люди с просьбой снять для них, и я неожиданно сама для себя стала режиссером. Я начала снимать для клиентов, а также у меня были первые работы в рамках обучения в Академии коммуникаций Wordshop. В какой-то момент я прочла объявление на фейсбуке, что телеканал «Дождь» ищет опытного рекламного режиссера. Я подумала, что, конечно же, это я – у меня ведь целых 2,5 учебной работы! (смеется) И меня туда взяли. Я делала для них рекламу и промо в рамках телеканала.

 

Получается, что там ты уже сама придумывала и снимала?

Да, в рамках телеканала это удалось соединить. К ним часто приходили клиенты, которые хотели проект in-house, чтобы мы и придумали и сняли, поэтому я там совмещала оба занятия. Параллельно начались и рекламные проекты для других заказчиков. Постепенно я пришла к понимаю, что хочется иметь свое дело.

 

Ты можешь назвать себя самоучкой?

В целом да. Режиссерского образования, ВГИКа у меня нет. Только сейчас я решила, что пора бы мне и поучиться на режиссера, раз я этим занимаюсь уже пять лет (смеется). Я поступила в Московскую школу нового кино, но это, скорее, приятное времяпровождение с коллегами, которые делятся своим опытом. Бакур Бакурадзе, Коля Хомерики – наши прекрасные мастера.

 

То есть каким-то серьезным, фундаментальным знаниям там не учат?

В принципе, учат, но лично у меня сейчас нет времени выполнять задания, наше агентство отнимает много времени. Обучение там – это, скорее, некая отдушина для меня.

 

Как заказчики относятся к тому, что у тебя нет специального диплома?

Все всегда приходят на портфолио, я давно это поняла. Я вот закончила МГУ, но я никогда никому свой диплом не показывала. Так что для режиссера диплом ничего не значит, лучший показатель его работы - это портфолио. Так всегда получалось, что люди уже знали мои предыдущие работы и отталкивались от чего-то конкретного, когда хотели предложить мне проект.

 

Знаешь, герои наших интервью практически одни мужчины, за исключением женщин-продюсеров. Если продюсеры женского пола - это вещь нередкая, то женщина-режиссер - очень даже. И ни один мужчина толком так и не ответил на вопрос, почему женщин в профессии мало. Так вот почему?

Честно говоря, мне кажется, сейчас женщин очень много в кино. Сейчас вообще женское время! Мне также кажется, что мужчинам сейчас намного сложнее, чем нам. Мы вроде как абсолютно на равных, но в то же время, они по-прежнему к нам относятся с большой заботой – и этим можно пользоваться! Мне как режиссеру вся мужская часть группы всегда очень помогает. (смеется)

 

 

Что для тебя как для девушки сложнее всего в этой работе? Какие трудности приходится преодолевать?

Есть разные этапы в работе над проектом, и мне это больше всего нравится в моей профессии. Сначала придумываешь сценарий, затем рисуешь раскадровку, потом происходит съемка, монтаж, пост-продакшен. Это совершенно разные этапы и в них, так скажем,  задействованы разные участки мозга - это нескучно. Так вот, наверное, самое сложное, когда какой-то этап начинает затягиваться, когда очень долго нужно делать одно и то же. Трудность для меня только в этом - уж не знаю, чисто женское это или нет (смеется). А так мне в этой работе нравится все, и мне в общем-то все под силу.

 

А самый трудный проект для тебя?

Самый трудный, длинный и энергозатратный проект, который у меня был – это документальный фильм про открытие Олимпиады «Между землей и небом» для Первого канала. Мы снимали в течение трех месяцев, как идет подготовка к церемонии, и все работали круглосуточно. Было несколько съемочных бригад, и ближе к выпуску фильма над монтажом одновременно работали четыре монтажки, потому что открытие Олимпиады состоялось 7 февраля, а уже 9-го в прайм-тайм вышел наш фильм. Это фантастический проект, где мы все работали на грани возможного. Очень благодарна Даниле Шарапову, что доверил мне такой проект! Было круто увидеть, как делают главное событие страны изнутри.

 

Во время съемок ты мягкий человек или у тебя железный характер? Ведь он нужен, чтобы управлять целым коллективом  мужчин на площадке. Как ты с ними справляешься?

Мне кажется я жесткий режиссер. Конечно, я стараюсь не доводить до крайности, но, если я вижу, что у нас какая-то дезорганизация, или все происходит не так, как должно быть, то приходится быть такой. В этой профессии, к сожалению, по-другому нельзя. Ограниченное время – надо укладываться в тайминг, и так далее. Конечно, бываю жесткой. И по отношению к себе тоже.

 

Заказчики не боятся стереотипов, мол, вот женщина, вдруг у нее плохое настроение будет или истерика какая-нибудь, чего доброго?

(смеется) Я с таким не сталкивалась. Мне, к счастью, всегда везло. Клиенты были адекватными, и настолько доверяли, что бывало даже не приезжали на съемки. Опять же, на режиссера работает его портфолио. Они видели результат моей предыдущей деятельности и не боялись чего-то подобного.

 

 

А что было в твоем портфолио в самом начале?

Одна из первых работ была очень неожиданная. Ко мне пришли мои друзья из агентства «Most Creative Club» с предложением снять довольно сложную историю для продвижения фильма «Первый отряд». Это был видео-квест, состоящий из 15 видеороликов. Задумка была такова, что на Youtube публиковался ролик со скрытыми ссылками, и нужно было искать эти скрытые ссылки, чтобы продвигаться от одного ролика к другому и в итоге найти тайный код. Это был большой вызов для меня. Мне сказали: «мы знаем, что ты можешь сделать круто, но нужно придумать, как это сделать практически без бюджета». Наверное, с этого проекта все и началось. Проект сразу выстрелил, и его разместил “Adme”, который тогда еще занимался рекламой. 

 

В «SKBD.SH» ты выступаешь только как режиссер или приходится решать какие-то менеджерские задачи?

Ну, поскольку я сооснователь, мне приходится вмешиваться в менеджерские дела. А так у нас есть продюсеры, которые организовывают всю деятельность, а я выступаю в качестве креативного директора и режиссера.

 

То есть режиссер внутри себя не мешает менеджеру внутри себя?

Не мешает, мне нравится заниматься разными задачами. Стратегическое выстраивание компании тоже доставляет мне удовольствие. Но, конечно, я бы не взялась строить бизнес в одиночку – только вместе с Мишей (прим.ред. - сооснователь SKBD.SH Михаил Романов) я решилась на это серьезное дело. Он умеет поддержать безумные творческие начинания, но при этом хорошо понимает, как устроен бизнес. Мы хорошо друг друга уравновешиваем, как мне кажется.

 

 

Расскажи, что кроется за таинственными буквами «SKBD.SH»? Что это значит?

Самая прелесть этого названия в том, что оно не значит ничего и сразу абсолютно все. «SKBD.SH» - это «скбдыщ».

 

Есть очень много рекламных агентств со схожими по строению непонятными названиями – BBDO, DDB, TBWA. Никто не сможет по памяти расшифровать все эти названия, никто не помнит имен основателей рекламных агентств, к счастью. И мне нравится, что наше название хорошо мимикрирует в этом ряду.

 

Ну, это все объясняет! Вы открылись в 2013 году, а как вообще пришли к этому?

Мы вместе с Михаилом долго об этом думали, и решили, что стоит попробовать, и что из этого может получиться нечто интересное. Первым нашим серьезным проектом был ролик «Сила слова», который и принес нам успех.

 

У вас изначально была какая-то четкая система позиционирования себя на рынке? Задумывали ли вы что-то грандиозное, чтобы выделяться?

Мы изначально позиционируем себя, как рекламное агентство и продакшн одновременно. Нам кажется, что это наш существенный плюс и принципиальное отличие от других. У нас есть полноценный креативный отдел, который придумывает, и есть сплоченная команда тех, кто реализует. Нам кажется, что соединение этих двух процессов сейчас очень востребовано на рынке. Когда есть прослойка «агентство» - это лишний день на переговоры, и так далее… Нам нравится, что многим нашим клиентам такая стратегия тоже кажется оптимальной. Они хотят, чтобы все было компактней и быстрее. К нам ведь приходят уже и достаточно крупные компании. Им нужны более мобильные решения. Мы на рынке - некий бутик – маленький, но эксклюзивный.

 

Что это в большей степени - стремление к универсализму, гибкости, или ваш личный интерес к тому и другому?

В большей степени это мой личный интерес. Мне неинтересно придумывать, если я это потом не снимаю, и неинтересно снимать, если это придумала не я. Мне интересен процесс от начала до конца. Чужой креатив часто скучен, и отдавать свою идею кому-то на продакшн тоже очень обидно – это же самая веселая часть! Не говоря уже о том, что очень важен контроль за результатом.

 

Неужели чужой креатив настолько скучен?

Свой милее! Видеть в небе над Москвой придуманных тобою розовых китов гораздо интереснее, чем чужие розовые киты, хоть и реализованные тобою. Но если предлагают интересный сценарий, я с удовольствием включаюсь в процесс. Также очень ценю, когда агентство предоставляет некоторую свободу, и можно предложить отступление от задуманного сценария. Как мне кажется, все только рады, когда предлагаешь интересное и неожиданное решение.

 

 

А сколько у вас человек трудится?

Костяк команды – 10 человек, а когда идет реализация проекта, отдельно привлекаются специалисты в нужных нам областях.

 

И наверняка все люди универсалы? Сейчас вообще такое время, что люди становятся универсалами-многостаночниками, и делают все подряд… Я видела, вы разыскиваете на фейсбуке таких.

В целом да. Хотя у нас есть люди, которые отдельно отвечают конкретно за аккаунт, есть копирайтер, арт-директор, но есть люди, которые выполняют разные задачи. То есть что-то можно объединить, но не все процессы.

 

Расскажите о проекте, который делаете сейчас с журналом «Interview» .

Вообще, мне очень нравится этот журнал.  Это такой «глянец с умом», поэтому я была рада, когда мы смогли найти точку соприкосновения с этим изданием. Они очень интересно подходят к обложкам, пытаясь раскрыть героя с неожиданной стороны. Нам показалось, что это очень интересная идея, и ее можно еще глубже развить в формате видео. Параллельно с тем, как работают фотограф со стилистом над обложкой, мы решили этот образ раскрыть при помощи видео. Первая работа была пробной - мы только начали, присмотрелись друг к другу. А в дальнейшем будем продумывать и сценарий и искать этот образ для обложки вместе. Таким образом, мы думаем, могут получаться полноценные fashion-фильмы. Мне очень интересна эта тема.

 

Первая работа была с Димой Биланом?

Да. Он сейчас уходит в какой-то новый «техно» формат – немного строгий, темный, клубный. Дима снимался на обложке по случаю запуска нового проекта «Alien 24». И тут Алена Долецкая решила вывести его в совсем другую сторону, она предложила ему образ Принца – настоящей рок-звезды, собирающей стадионы. Ему пришлось перевоплотиться и поиграть в совсем другую историю. Было интересно за ним наблюдать на площадке.

 

Ты упомянула, что тебе интересна fashion-история?

Мне это действительно кажется очень интересным, но в нашей стране это совсем не развито. Крупные бренды fashion-индустрии просто присылают свои ролики сюда на адаптацию, но здесь никто не снимает. Мне кажется, со временем мы сможем это перебороть. Мне бы хотелось снимать эти fashion-истории здесь, это было бы очень круто!

 

То есть то, что  у нас называется “beauty”, не совсем “beauty”?

Ну, я ничего прямо-таки особенного не видела. Может, я что-то упустила? (смеется) Единственное, что приходит мне на ум, это то, как Рома Жирных снял свою историю про украшения, правда снимал он этот ролик в Италии. 

 

Какие ваши любимые проекты «SKBD.SH»?

Самый любимый это «Сила слова» - он самый выстраданный, и самое большое количество времени было потрачено на него. При кажущейся простоте, эту идею было очень сложно в свое время продать. Идея родилась, когда я еще работала на «Дожде», но у самого «Дождя» не нашлось тогда средств на реализацию. А потом, создав «SKBD.SH», мы поняли, что надо это все-таки сделать. Сняли сами, и уже в готовом виде преподнесли это «Дождю». «Дождь» был абсолютно счастлив, а мы были еще более счастливы, когда стали финалистами «Каннских львов». Еще один любимый проект - «Культура меняет нас». При кажущейся схожести с роликом «Сила слова», это две разные полноценные истории, со своими эмоциями и настроением. На этот раз к нам пришел Департамент Культуры, увидев предыдущий ролик, и попросил снять похожее. Мы придумали для них более злободневную историю, которая очень четко отвечает их слогану «Культура меняет нас». Но была неожиданная сложность с организацией, потому что поставить актера-полицейского на Тверскую и позволить ему останавливать машины, оказалось задачей нетривиальной.

 

На репетиции съемок "Культура меняет нас".

 

Как ты думаешь, почему крупные продакшены, которые давно на рынке, не имеют «Каннских львов», а вы пришли и сразу стали финалистами?

Ну, тут все зависит от креатива. С ним у нас в стране не очень хорошо. Креатив нашей телерекламы, честно говоря, находится в удручающем состоянии. На «Каннских львах» очень мало работ от России в категории «фильм». И это не камень в огород продакшенов, потому что производство у нас как раз очень хорошее, это камень в огород креатива. Если говорить о нашем ролике «Сила слова», то для нас самих было неожиданно, что идея оказалась понятной для жюри «Каннских львов». Казалось бы, весь ролик построен на русской поэзии, которую они не понимают вовсе (только субтитры помогают), но, видимо, эмоции в ролике берут свое. А продакшн там совсем простой.

 

Получается, что все работы «SKBD.SH» были сняты тобою? А с другими режиссерами Вы сотрудничаете?

Мы работаем и с другими режиссерами. Но пока что основные работы, размещенные у нас на сайте, мои.

 

Наверняка, ты как любой начинающий режиссер, мечтаешь о полнометражной работе. Какая она будет и для какого зрителя?

Да, что уж скрывать, конечно, мечтаю. Мне бы хотелось снять фильм про Москву, потому что я очень люблю свой город. И в разработке у меня уже есть документальный фильм, который как раз связан с Москвой. Секреты раскрывать не буду!

А какие твои любимые места в Москве?

Я очень люблю место, где я живу – Смоленскую. Там очень красивый высокий берег над Москвой-рекой, очень живописный вид, и, кстати говоря, там постоянно что-то снимают. Там очень «киношная» точка. Очень мне нравятся Патриаршие пруды, Цветной бульвар. Вообще, Москва – это очень мой город! Эклектичный, хаотичный, современный, древний, тихий, шумный, одним словом – любимый.

 

Какие три вещи человек должен сделать в жизни по твоей версии?

Родить первого ребенка, второго и третьего. (Смеется) Нет таких дел, которые надо точно сделать. А так… стоит просто позволить себе быть счастливым и быть в ответе за себя.

 


 

май, 2015 

(фотографии - Константин Кочергин и фотоархив Насти Коркия).