Рустам Бекмуратов - режиссер, который часто снимает за закрытыми дверьми.

November 1, 2021



Рустам, готовясь к нашей встречи, мы попросили от тебя базовый материал. И в нем ты сам себя называешь режиссером, который "часто снимает за закрытыми дверьми". Можешь пояснить?

И сразу интрига! (смеется) Так сложилось у меня, что в качестве режиссёра большую часть работ к данному моменту снял не для широкой демонстрации. Это так называемый "деловой сегмент" – зачастую это презентационные проекты, отчетные материалы или внутрииндустриальная реклама. Аудитория соответствующая – советы директоров, акционеры, инвесторы, правления, партнеры.


В твоем открытом режиссерском риле представлены документальные съемки, и совсем мало брендов. Выглядит, как будто ты недавно начал и у тебя совсем немного проектов. Причина – та самая закрытость? Это обманчивое впечатление?

Как режиссер я начал выступать, наверное, года с 2014-го. Есть работы для брэндов, ТВ, ивентов. Однако большую часть времени до я развивался как продюсер и не думал о режиссуре. Был в составе различных продюсерских команд, потом на почве подрядных работ для продакшнов образовалась уже моя студия. Следующий виток становления компании классический – «а давайте что-то сами думать, предлагать». У меня первое образование физкультурное, я четко знаю: чтобы бегать – нужно бегать, чтобы плавать – нужно плавать. Нужна база. Засел за изучение драматургии и пропал там. Наверное, это всё легло на мои старые творческие композиторские дрожжи, увлекся. Моё новое видение начало проникать в деятельность студии, в разговоры с партнерами и клиентами. Стали появляться и проекты, и заказчики, для которых дойти до задуманной реализации важнее, чем громкие имена в титрах. А так как у меня в голове уже был и сюжет и бюджет, а в руках четкое понимание производства – сделать режиссером меня было менее рисковано, чем доверить это вновь ворвавшемуся художнику. К данному моменту моё воспитание позволяет сказать о себе как о режиссере только что-то в духе: «ну, не хуже многих» (смеется), остальное на оценку клиентов, партнеров и аудитории.


 

При этом ты упомянул, что входил в индустрию, работая композитором?

Я жил в регионе, работал на радиостанции, телевидении, пытался как-то развивать студию звукозаписи и писал музыку. Однажды произошел случай, откровенно, это был подарок судьбы – я познакомился с режиссером Максимом Кондратенко и, спустя какое-то время, они с режиссером Андреем Волгиным взяли мой трек в свой сериал. А Андрей ещё дал мне работу в своём трейлер-хаусе монтажером. Это был уникальный шанс и я перебрался в Москву. Но всё оказалось ещё круче, чем я себе представлял. Студия делает и снимает рекламу для главных кинорелизов, на «монтажном столе» голливудский материал, мировые стандарты, глобальные тренды. Там я получил, как мне кажется, лучший базовый опыт из возможных, набрался смелости, и с большой благодарностью к команде отправился в свободное плавание. Во фрилансе получил уже новый уникальный опыт «ремонтных работ». Я стал тем, кому звонят в два часа ночи, чтобы что-то доделать или переделать. Тогда я понял, что тут люди постоянно ссорятся. (смеется) Пока я молча делал всю работу, которую можно было сделать руками, сидящие за спиной режиссеры, продюсеры, ребята из агентств, обсуждали ситуацию, в которой оказались, и пути её решения. Впитывал. Дальше был этап, когда я много времени стал проводить не только на посте, но и на площадках, лучше понимая, как строится съемочный процесс. В этот момент пазл всего производства для меня начал складываться, я стал точно понимать, от чего возникают проблемы. Решился предлагать производственные решения и получил место в администрации. И вот где-то тут заметил, что музыку я уже давно не пишу! (смеется)

 

И все же уточни. До приезда в Москву, ты был профессиональным композитором?

Если считать профессиональным композитором человека, которому за его работу платят деньги, то да. Для балета я музыку не писал (смеется), но до переезда и уже в Москве я этим так или иначе зарабатывал – писал треки для рекламы, ТВ, ивентов, авторских проектов. Пару работ, как и говорил, взяли в кино. Ещё до Москвы поступил в Sound Training College (Дублин, Ирландия), но мне отказали в визе. 

 

Нельзя не заметить, что ты увлечен морской стихией. В твоем блоге собрана интересная подборка фильмов на эту тему. Это тоже одно из твоих увлечений? И ещё есть фото с большим количеством медалей за спортивные достижения. Расскажешь об этом?

Любовь из прошлого. Я профессионально занимался подводным спортом – скоростным плаванием в ластах и подводным ориентированием, и в армии ещё было специальное плавание (спасение на воде). Четыре года выступал в составе сборной команды России, есть спортивное звание и медали накопил с состязаний всех рангов, включая чемпионат мира. Подводный спорт – фантастический вид спорта! Это смесь циклических видов с техническими, которая развивает мышление в абсолютно уникальном ключе и учит думать на ходу. Возможно, прозвучит странно, но именно благодаря этим навыкам я пригодился в том, чем сейчас занимаюсь. Одевая моноласту, ты можешь развить скорость, от которой твоя кожа соберется в гармошку, мы быстрейшие люди в воде на планете. В подводном ориентировании, опускаясь под воду, ты имеешь дело с ограниченными ресурсами (воздух, собственные силы), у тебя есть курса или карта, которые тебе дали на берегу. А вот работать по ним ты будешь в непредсказуемой изменчивой среде, да ещё в условиях минимальной или нулевой видимости. Но задание твоё при этом четкое, настолько четкое, что проплыв шестьсот метров под водой и промахнувшись на метр от цели, ты просто слил всю дистанцию. И каждое решение, которое принимаешь под водой, забирает воздух и силы, критически важно быстро и эффективно принять именно правильное решение. (смеется) Когда я попал в кинопроизводство, мои навыки мышления в подобных условиях очень мне пригодились. Ограниченные факторы времени, бюджета, съемочных дней – такие аналогии для себя я провожу с подводным спортом.

Касательно блога. Недавно заметил за собой, что увлеченно смотрю разные телепередачи, фильмы, видео, где человек взаимодействует с водной стихией. Начал даже пытаться такой контент специально искать в интернете, но чего-то большего, чем статьи типа «10 фильмов про акваланг» не нашел.  И сейчас часть свободного времени посвящаю созданию условного навигатора в мире тематического контента, снабдив его своими короткими комментариями. Ну кому-то же это тоже интересно! (смеется) На фоне этой новой активности даже сформировался просветительский проект, который идеологически поддержали профильные структуры Минприроды России и МГУ. 

Юношеская команда Смоленской области по подводному спорту на этапе Кубка Мира в Польше. При поддержке CYBERTAPE

 

В твоем инстаграм есть интригующие снимки с великими режиссерами, в частности с Джеймсом Кэмероном, Тимом Бёртоном. Это был период, когда ты работал звукорежиссером на премьерах фильмов в России?

Трейлер-хаус, о котором я уже говорил и в котором начинал, в том числе занимается организацией пресс-джанкетов звезд мировой величины. Мне выпала честь несколько раз администрировать съёмочную площадку, а так как первым моим «независимым бизнесом» был звук, мои ребята закрывали и эту задачу. На самом деле, для меня тот период сыграл ключевое значение в обретении профессиональных ориентиров. Джеймс Кэмерон представлял «Титаник 3D» и был у нас спустя несколько дней после погружения на дно Марианской впадины. Он мастерски представлял свой фильм СМИ, а ещё четко транслировал, что кино – соратник науки, и дело это важное. Например, сам Кэмерон на киношные деньги провел несколько подводных экспедиций с русской командой Института Океанологии во главе с Анатолием Сагалевичем. А до этого Сагалевич и его команда работали с IMAX, когда мы в России ещё даже этого слова не знали. И как оказалось, есть масса примеров, где существуют научные достижения, экспериментальные разработки или альтернативные решения, которые активно не финансируются ни государством ,ни бизнесом, так как их применение в обозримом будущем кажется не эффективным или бесполезным. Но внезапно, за чем-то новеньким приходит индустрия развлечений, и в результате на вложенные деньги технология сначала демонстрирует себя, затем находит место в жизни. И в лучшем варианте выходит к потребителю в промышленных масштабах. Съёмочная техника, компьютерная графика, способы воспроизведения – с нашей стороны всё это крутит шестерёнки общего механизма развития. Таким путем человечество пришло от фильма «Прибытие поезда» к фильму с условным названием «прибытие Жизни», в котором на экране аппарата УЗИ родители видят уже зародившегося человека. Когда есть вероятность профессионально выгореть, я думаю именно об этом.

 

В чем специализируется твой продакшн? И какие сильные стороны вас выделяют на фоне других?

CYBERTAPE как компания существует с 2014-го года. К данному моменту опыт полного цикла производства включает: ТВ-проекты, рекламу, промо, короткометражные игровые картины, пресс-контент, онлайн-мероприятия. Бывают задачи в полнометражном игровом кино. Работаем с агентствами, продюсерскими компаниями, независимыми продюсерами, напрямую с компаниями-заказчиками. Присутствуем и в коммерческом и в государственном секторе. Искусство поддерживаем, когда есть возможность! (смеется)

Что касается отличительных сильных сторон. Думаю, сегодня это внутренняя установка – мы работаем с новыми форматами и не пытаемся вернуться в допандемийное состояние. Пошел новый виток и интересов, и запросов. Занялись интерактивным контентом, работаем в сторону расширения возможностей смотрения. Что-то новое пытаемся предлагать и в самом производстве, приятно звонить сотруднику НИИ со словами: «Привет! Мне кажется, я вдохновил клиента использовать то, чем ты занят!»

Мои личные профессиональные интересы и опыт шире, что-то удается интегрировать или трансформировать в деятельность компании. Где-то сотрудничаю с коллегами и партнерами самостоятельно.

 


Одно из направлений, в чем вы специализируетесь, и ты уже сказал об этом, это сегмент видеопроизводства для бизнеса. В наших интервью мы ни разу не затрагивали данную тему. Как данный сегмент развивается сегодня? Какие бюджеты, требования? Традиционно кажется довольно скучной нишей, есть ли здесь место для творческой реализации?

Да, общий стереотип именно такой – стерильные информационные или имиджевые ролики, репортажи с производств, и всё это в стиле уходящей эпохи телевидения. Но это некий массовый публичный контент. Как и говорил, мне посчастливилось работать для внутренних деловых аудиторий. Коммуницировать через видео людям просто интересней, одни и те же цифры на бумаге или в презентации информируют, а в видео впечатляют.

Что касается бюджетов, я скажу так – можно придти с неким голливудским референсом и получить одобрение. На самом деле, как я могу судить, исторически это территория крупных продакшнов и даже именитых авторов. Просто потребность в этом в бизнес-среде объективно выросла, и перешла в категорию «маст хэв».

Творческая реализация – штука очень личная. В рекламе есть сложный процесс разработки и утверждения, в который вовлечено большое количество людей. Тем более сейчас, с такими широкими возможностями аналитики, рекламный креатив становится почти научной деятельностью. Как по мне, это на самом деле круто, и творческая реализация уже начинается где-то там. Сегодня рок-звезды индустрии – ребята из агентств! А вот в деловом сегменте на сконцентрированных людей не действуют чары маркетинга. Они сознательно не насмотрены массовым контентом. Высказывая личное мнение, они действуют в глобальных интересах своих компаний. Поэтому подход к такой аудитории нужно искать от Аристотеля, а не от алгоритма. Кто-то имеет своё видение будущего; кто-то разрабатывает продукт; у кого-то есть идея, которая должна сработать; кто-то обращается к филантропии. И твоя задача – вовлечься в эти сюжеты, начиная со сценария, и перенести их на визуализацию. Драматургия важна, как бы странно это не звучало, материал нужно оживлять. Есть своя неидеальность, как и везде: мероприятие может перенестись, планы поменяться, или очередное совещание, внешние события, экономические факторы внесут неожиданные коррективы. В целом, трудоемко и без славы. Подобный творческий путь точно не всем интересен, но случаются и такие фантастические проекты, которые сделать – это уже возможность протестировать свой творческий потенциал! Вообще, мне нравится это тем, что здорово развивает голову.

Если говорить о технической стороне, то это проекты на уровне современного кинопроизводства.


Заказы на корпоративное видео поступают к вам через агентства или напрямую?

Не все компании, у которых возникают такие задачи в своих привычных бизнес-процессах, взаимодействуют с агентствами. Например те, кто работает исключительно B2B, промышленные производства, те же IT. Это такая раскручивающаяся спираль – что-то сделали для мероприятия, гость увидел и впечатлился, спросил «кто подрядчик?», нас познакомили и так далее. Кто-то побывал на партнёрских презентациях или индустриальном событии, тоже вдохновился и ищет исполнителей по рекомендациям для своих задач. Продюсеры агентские и продакшн конечно же зовут. Коллеги из маркетинга и пиар-структур тоже приглашают к сотрудничеству со своими организациями.


Что для тебя режиссера является самым сложным в работе в данное время?

Простота. Тот путь, которым я пришел к режиссуре, и который меня в конечном счете ею заинтересовал, он такой сложно-кардинационный, с оригинальным продуктом как результатом. Контролируемый творческий эксперимент. Это конструкторский подход – под твоим надзором и ответственностью на основе всесторонних взаимодействий проходит контролируемая эволюция идеи до нужной реализации. Когда звонят со словами «у нас всё не просто» – я спокоен; а когда разговор начинается с фразы «все просто» – вот тут мне страшно, а смогу ли я. (смеется)

 

По традиции, какие ожидания от следующего календарного года?

В 2020-м году прям придавило – кредиты, налоги, аренда ... Помню момент, когда стало понятно – нужно съезжать, что-то распродавать, что-то просто отпустить. Тебе должны, ты должен. Экстренное пилотирование на фоне ощущения конца собственной истории. Сидишь в своем кабинете и тебе кажется, что тебе есть что терять. И вот эти стариковские мысли я оставил в том кабинете, закрыл их на ключ и ушел! (смеется) С теми проблемами разобрались, вдохнули дезинфицированный аромат перемен и пошли вперед.

И что касается прогнозов на будущий год – самое главное, чтобы лето было хорошее и не онлайн, а в делах, думаю, пока будем вальсировать!

 


(с) ReelSource.ru  ноябрь, 2021

Фотоматериал предоставлен Рустамом Бекмуратовым.