Sputnik Music - интервью с основателем.

November 18, 2019


Компания SPUTNIK MUSIC, являющая собой сообщество композиторов, которые специализируются на написании музыки к рекламным роликам и фильмам, заявила о себе на рынке не так давно, но уже успела наладить прочный творческий тандем с режиссерами и продюсерами московских продакшенов. Сергей Плотников, музыкант и композитор, один из учредителей этого молодого саунд-продакшена, чуть подробнее рассказал нам о своем проекте.


 

Сергей, в прошлом ты был бас-гитаристом в группе Sakura, работал с Кириллом Толмацким, Лигалайзом. Что привело к созданию саунд-продакшена, да еще и с уклоном на рекламный рынок? Ты по-прежнему музыкант, или полностью стал менеджером? Какие задачи решаешь в компании?

Я до сих пор профессионально занимаюсь музыкой, пишу для довольно известных поп и хип-хоп исполнителей. В Sputnik Music общаюсь с клиентами, заказчиками, агентствами и руковожу всеми процессами внутри компании. Вообще, компания состоит из моих коллег-композиторов, у каждого профессиональный стаж свыше 15 лет, каждый профессионал и работает в абсолютно любом стиле и направлении.
А к созданию компании меня привело желание развиваться дальше и применять весь свой широкий музыкальный навык. Не хотелось зависеть от определенных стилистических рамок исполнителей. Мне всегда было интересно максимально освоить разные грани музыкальной сферы.

 

А как ты прокомментируешь высказывания, в частности, Дэнни Эльфмана (американский музыкант-инструменталист и композитор, автор музыки ко многим голливудским фильмам, четырёхкратный номинант на премию «Оскар» –​ прим. ред.), что недостаточно быть просто композитором для создания сторителлинга через музыку, необходимо иметь представление о внутреннем устройстве кинематографа.

Полностью с этим согласен! Поэтому я и курирую наших композиторов, поскольку обладаю экспертизой видео-продюсера. На протяжении многих лет до создания нашей компании я тесно сотрудничал с режиссерами рекламы при написании музыкальных треков на стадии тритментов. Принимал участие в обсуждениях и отлично понимаю, что слышит и как видит ролик режиссер и что хочет по настроению клиент.

 

В комментариях к вашему профилю сказано, что вы "сообщество композиторов, которые специализируются на написании музыки к рекламным роликам и фильмам". Как происходит подбор людей? У вас постоянная команда или приглашаете фрилансеров? 

Вообще, сейчас в компании три композитора, и все работают на постоянной основе. Мы можем привлекать интересных нам композиторов-фрилансеров на отдельные задачи, и мы открыто об этом говорим, но по большому счету штат укомплектован и мы справляемся с текущим объемом работ. 

У нас есть общая студия, плюс у каждого своя домашняя, можем выполнять заказы 24х7. Поэтому наших текущих ресурсов хватает. Каждый хорошо понимает поставленную задачу, быстро на неё реагирует. Со всеми я общаюсь очень давно и работу каждого могу гарантировать. Так что перед нами не стоит задача в привлечении фрилансеров. 

Там же, в описании, сказано, что вы помогаете режиссерам и продакшенам на стадии тендера. Можно чуть подробнее об этом?

Поскольку аудио является неотъемлемой частью конечного видео-продукта (не случайно на заре немого кинематографа появилась профессия "тапёр"), так вот, во время написания режиссером тритмента, мы уже на этом этапе, для усиления эмоциональной составляющей, можем подготовить музыкальную зарисовку в серьезном, студийном качестве. Из опыта, это срабатывает и реально помогает клиенту лучше представить и воспринять презентуемую идею. 

 

А как у вас строится работа с заказчиком? Как привлекаете новых?

Ну, прежде всего, связываемся с продакшн-компаниями. Нас могут рекомендовать через знакомых; кто-то выходит на нас через ваш ресурс. Далее, к нам приходит запрос с описанием продукта и клиента, прикладывается примерный референс. В течении нескольких часов в студии делаем один-два, иногда три наброска на эту тему и отправляем на рассмотрение.

 

Раз уж ты затронул тему референсов, поговорим о проблеме соблюдения авторских прав. Где эта грань между "своим" и "чужим"? Какие последствия наступают, если вы написали трек и, допустим, нарушили интерес третьих лиц?

Ну, во-первых, у нас не было таких проблем. Ведь существуют определенные параметры, которым нужно соответствовать, чтобы не нарушать закон. И мы им следуем в обязательном порядке. Поэтому случайность в нашей работе исключена.

 

Но в прессе переодически появляются громкие скандальные истории, связанные с заимствованием одними творческими людьми у других. Возможно, есть какая-то общепризнанная экспертиза, позволяющая вам на этапе подготовки исключить подобные проблемы?

Да, есть определенные комбинации и последовательности нот, ритмика и длительность, по которым можно определить плагиат и нарушение авторства. Но что касается нас, то мы все пишем с чистого листа и не используем чужое.

 

Но ведь ты сам сказал, что клиент приходит к вам с готовым референсом...

Мы используем свое видение, свои инструменты и свой многолетний опыт. Чтобы наш материал совпал и оказался под статьей плагиата – это на сто процентов нераельно! Клиент хочет так же классно, как в референсе – нам эта задача под силу, и он получает так же классно, как в референсе, а не просто копирку. А вот, допустим, ди-джей, получая заказ, использовал с чужой пластинки некий узнаваемый фрагмент – тогда да, могут возникнуть проблемы. Но мы с этим не можем столкнуться в силу нашего принципиально иного подхода.
Кстати, есть пример в нашем шоуриле, когда была задача написать в ключе французского шансона. Мы взяли видеоролик Diesel, и для режиссерского тритмента на этот видеоряд написали и положили три подходящих под настроение трека. Или, например, очень определенная задача: "музыка в меру эпичная, в меру пафосная; светлая, но тоже в меру; оркестровая, но не шумная и не мягкая, все в меру, потому что для рекламы Министерства Финансов РФ.

 

При записи используете живые инструменты? Или только компьютер?

У нас есть своя студия, мы можем записывать все живьем. За годы работ мы обросли совершенно разными инструментами и умением их использовать, это даже особый спортивный интерес по освоению нового среди Sputnik'овцев! (смеется) Ну и, конечно, мы используем все возможные существующие профессиональные программы.

Недавно просматривали мини-фильм о том, как российский режиссер и продюсер для своего дебютного фильма записывал с командой саундтрек на студии Abbey Road. Очень масштабно, это произвело впечатление! По-твоему, это оправданные усилия и затраты, не считая последующего возможного резонанса и PR?

Полагаю, здесь больше престижа и пиара. Поскольку как раз большинство известных американских кино-композиторов работают в своих небольших студиях. И примерно 90 процентов всего у них сделано на компьютере. Всевозможные эпические фильмы, с использованием помпезной оркестровой музыки – все делается при помощи компьютера на небольшой студии. Сейчас доступно очень современное аналоговое оборудование и плюс просто нереальный профессиональный диджитал стафф для имитации живых инструментов. Естественно, для работы с этим требуется серьезное понимание звука. И, кстати, ещё не факт, что с живыми музыкантами получится быстрее записаться, с учетом наличия человеческого фактора. Ведь это целый оркестр, живые люди со своими индивидуальными настроениями и так далее. Так что, писаться на Abbey Road, конечно, круто и престижно. Но для рекламы это не практично, дорого и на финале совсем не актуально.

 

А если кто-то из заказчиков к вам обратится с просьбой записать симфонический оркестр, вы сможете это организовать?

Да, если бюджет позволяет, конечно. Есть и музыканты, и студии для такой задачи. Но еще раз, если это не для просмотра в кинотеатре или на hi-end аппаратуре, тогда нет смысла в такой задаче, в бытовых теле- и компьютерных динамиках все равно не услышать различий. Соответственно, не оправдает затраченных денег.

 

Раз мы коснулись темы денег. На сайте AudioJungle можно купить джингл практически на любой вкус. При этом стоимость чаще всего не превышает трехсот долларов за трек. Какой порядок цифр за работу у вас и в чем ваши преимущества перед покупкой на этом сайте?

Чаще всего музыку нужно писать поверх финального монтажа с расставлением важных акцентов. И чтобы композиция, взятая на их сайте, полностью попала по ритму, настроению – это маловероятно. Вдобавок там очень режет слух компьютерное звучание. Вот, возьмем в пример наш проект для МТС 5G на полторы минуты, в течение которых меняются темы, все должно быть эпично, оркестрово, и все отметки под утвержденный монтаж нужно было музыкально акцентировать. Естественно, для этого возможен только оригинальный материал. 

По нашим ценам. Пока мы держим их невысокими относительно рынка, но с нового года, возможно, будем увеличивать. Конечно, все зависит от каждого конкретного проекта. Вот, например, для ролика Lays нужно было сочинить веселую диско-фанк музыку, написать к ней рекламный текст (слова песни), да еще и спеть все это. Соответственно, в этом проекте был и трек, и написание текста, и привлечение вокалиста. И, кстати, под готовую композицию уже и снимали само видео. Актеры в кадре пели текст готовой песни и двигались в её ритме.

На примере этого ролика, сколько времени у вас заняла работа?

Очень быстро. Музыку утвердили за сутки-двое. Затем была пара вариантов текста и исполнения – еще два дня. С учетом всех возможных согласований – неделя до почти финальной версии. И это не просто музыка, а реальная песня!
Мы быстро работаем. Инструменты пишем на главной студии, а после каждый из нас может доработать материал с компьютером в своей домашней мини-студии. Таким образом, срочный заказ можем делать в режиме 24х7.

 

Для заказчика бывают какие-то ограничения по правам с вашей стороны?

Нет. Обычно все хотят отчуждение прав. В договорах мы указываем три года на весь мир. На больше просто никому не нужно. 

 

Вы занимаетесь озвучкой?

Да, конечно. Саунд-дизайн, FX. Для короткометражного фильма "Исчезнувшая" режиссера Антона Соколова весь саунд-дизайн и музыка были моими. 13 пальмовых веточек, фестивали по всему миру – Калифорния, Берлин и так далее. Это фильм, который вошел в 10-ти минутный альманах, снятый на 8-мм пленку. 

 

Есть планы выходить на рынок большого кино?

Есть запрос на кино. Ну и наше желание, да. Пока не предпринимаем отдельных усилий, но уже есть первые обращения. А еще есть запрос на большую компьютерную игру – саунд-дизайн и озвучка.

 

 

И ещё одну тему хотелось бы затронуть. Как происходит покупка треков известных исполнителей? Если это не коммерческая тайна, то чуть подробнее об этом.

Ну это коммерческая тайна. Мы можем пригласить практически любого исполнителя. Вплоть до написания им оригинальных треков. Или перепевки своего хита с новыми оригинальными словами под конкретную рекламу. Но, понятно, что все индивидуально и стоимость варьируется в очень широких пределах. Много нюансов, но все реально.

 

Уже были прецеденты?

Были, но по стоимости не прошли и в итоге мы писали им оригинальный трек.

 

Где физически ваша студия располагается? 

Мы находимся на "Красном Октябре". Но, допустим, если нужно записать диктора, мы можем предложить другие удобные места от наших партнеров – Павелецкая, Белорусская, Китай-город, на Юго-Западе, при этом цена будет по единой определенной ставке. 

 

Завершая нашу беседу на мажорной ноте, что бы вы хотели сообщить вашей аудитории?

Будем рады новым интересным знакомствам! Нам очень нравится работать с режиссерами на начальной стадии проекта. Творческие люди, которые понимают, что аудиотрек в рекламном ролике – это как минимум 50 процентов успеха. Также, приятно, когда возникает взаимопонимание с агентством и клиентом. 

 


 

(с) ReelSource ноябрь, 2019

Фотоматериал предоставлен саунд-продакшеном Sputnik Music.