Мария Унжакова, режиссер, хореограф. Интервью.

May 29, 2017

Мария, ты живешь и работаешь в Петербурге, и часто получаешь приглашения по работе из Москвы. Говоря в контексте профессии, можешь назвать преимущества и недостатки каждого из городов?

Недостатки очевидны. У нас в Питере съемок намного меньше, к сожалению. Меньше артистов, поэтому все крупные проекты преимущественно снимаются в Москве. Плюсы. У нас намного дешевле снять рекламу и видео, часто это становится конкурентным преимуществом.

Я люблю снимать в Питере – здесь работает моя родная команда, и это очень комфортно. В Москве на каждом новом проекте своя команда, но это хороший опыт.

 

Бытует мнение, что в Питере все работают в два раза медленнее. Так и есть?

(смеется). Так и знала! Ну, это такой штамп. Работают так же. И в Москве, согласитесь, можно найти примеры неудовлетворительной работы. Нельзя так рассуждать. Здесь много людей с опытом, много снимается кино, особенно исторического. Я лично работаю с очень крутыми людьми и всеми очень довольна!

Ты говоришь про какой-то определенный продакшн, или про фрилансеров?

Так сложилось, что в Петербурге чаще всего я работаю с моими друзьями из Storm production. 

Рекомендуешь их? 

Да, рекомендую! Мы уже стали большой семьей. 

 

Ты профессиональный хореограф и режиссер. При знакомстве с продюсерами, как ты обычно представляешься?

Продюсерам я представляюсь, конечно же, как режиссер. 

 

С чего началась твоя карьера?

С самого детства занималась танцами, после школы училась в Санкт-Петербургском государственном иституте культуры на кафедре "Хореографии". Я профессиональный хореограф и преподаватель, и до недавнего времени посвящала себя этому. И даже сейчас, занимаясь режиссурой, не забываю хореографию и пытаюсь продолжать ею заниматься по мере возможности и наличия времени. 

 

А когда и как произошел твой переход в режиссуру? 

Все проекты студенческого периода низкобюджетные, но было интересно и весело, я наработала опыт. Вообщем, все это давно закрутилось само по себе, мы пересняли всю питерскую реперскую тусу. Потом стали обращаться более известные артисты. А сейчас уже пришли Дорн, "Ленинград", Караулова...

 

Твой муж – режиссер Павел Сидоров. Клип для Алсу – ваша совместная работа. На примере этой работы, кем ты выступала – режиссером или хореографом?

Конкретно эта работа не имеет отношения к хореографии, на ней я выступала в роли сценариста. У Алсу были определенные требования к видео, и я, как девушка, вероятно лучше поняла её и написала сценарий. 

Конечно, как хореограф, я прекрасно чувствую физику тела и использую эти знания, могу порекомендовать более естественные движения. 

С мужем мы до сих пор часто работаем вместе на площадке, помогаем друг другу. Хотя уже каждый идет своей дорогой. 

 

А в качестве хореографа он приглашает тебя на свои проекты? 

Он приглашает меня, скорее, в качестве со-режиссера. В некоторых случаях, как ассистента. Как, впрочем, и я его. Например, когда я снимала клип для L'ONE и Ёлки, он мне очень сильно помогал.

 

Есть известные прецеденты, когда муж и жена, оба режиссеры, создают себе творческий псевдоним и работаю тандемом. У вас не возникало идеи воплотить такую маркетинговую фишку?

У нас как-то все естественно происходит. Нет единой отработанной схемы. Думаю, дажу лучше, когда каждый на себя работает. Все равно все деньги идут в семью! (смеется). 

 

Кроме музыкального видео, у тебя есть попытки что-то еще создавать?

Я активно участвую в тендерах на съёмку рекламы, часто предлагают именно танцевальные ролики. Как пойдёт дальше – покажет время. Обе мои профессии созвучны и драматургические каноны у них одинаковы. Ведь в постановке танца, так же как в режиссуре, разрабатывается концепция, развивается сюжет. 

 

В разработке сценария принимаешь активное участие, или тебя приглашают визуализировать уже полностью готовое решение?

Ни разу не было уже готовых решений. Все готовится с нуля, идеи мои.

 

А как к тебе приходят идеи, что тебя вдохновляет? На примере клипа для "Ленинграда". Как в твоей практике происходит весь процесс? К тебе обращается исполнитель или его продюсер, а дальше ты сама все придумываешь?

Чаще всего поступает простое предложение: "Придумайте, чтобы было круто!" И все. Иногда озвучиваются пожелания, или какие-то принципиальные моменты. Клип для Шнурова снимала давно. Он где-то увидет такой клуб по интересам, где женщины занимаются восточными танцами, и он попросил: "Хочу, чтобы было что-то про вот таких чуть шизанутых баб". И дальше, послушав песню, я придумала сценарий за два часа, включив вставку с диалогом главной героини. Очень хотелось снять и, как мне кажется, неплохо получилось!

В каком году сняли клип?

2014 или 13-й.

Выходит, для них ты задала этот тренд мини-истории, совставками из диалогов? Все популярные ролики у "Ленинграда" именно в такой стилистике. Или это их решение?

Я тоже заметила, что после моего ролика пошла эта тенденция, и даже хотела её авторство себе присвоить! (смеется). Но, оказалось, до моей работы был клип "Сумка", и там также была диалоговая часть, вмонтированная в песню. Так что, к сожалению, не я была первой, но тенденцию успешно поддержала. И должна заметить, что во подготовки к съемкам клипа не просматривала их предыдущие видео. К тому же они, видео, не были на тот момент так популярны, как сейчас. Так что, клянусь, никаких видео-референсов из репертуара группы "Ленинград" я не видела. Разговорная часть, как составляющая их роликов, довольно органична.

 

Во всех твоих работах в кредитс в качестве оператора указан Павел Беклемешев. Работать только с ним – это твоё принципиальное решение?

Нет, но поскольку мы вместе начинали, то мне было так комфортно. Наша работа с ним строится на доверии и дружбе. Но я не отказываюсь от новых творческих партнерств. Но пока работаю с Павлом и нет причин что-то менять – он очень талантлив и мы друг друга отлично понимаем на площадке.

 

Сейчас все больше появляется талантливых девушек-операторов. Не подумывала о таком тандеме? Ты и сама уже сказала, что девушки привносят своё особое видение.

Ну конечно, я не отметаю никакие варианты развития своей карьеры. Я открыта для творческих экспериментов. Девушка-оператор чуть иначе видит другую девушку в кадре, нежели мужчина. Мужчины могу упустить какие-то важные ньансы, девушки более внимательны, особенно что касается женской красоты.

 

Как к тебе приходят идеи, где черпаешь вдохновение?

Этот вопрос всегда ставит в тупик...

Ок, давай его опустим. Можешь прокомментировать три свои любимые работы?

Клип для группы "Ленинград" – серьезный первенец, моя первая любовь.

L'ONE с Ёлкой – свежая работа. У ребят было пожелание рассказать про любовь и не пошло. Когда я работала над сюжетом, моё эмоциональное состояние, в силу событий в моей жизни, совпало с песней. 

Не могу обойти стороной клип для Ивана Дорна – отличная работа всей команды! Идея для клипа родилась у меня стремительно, это была любовь с первого взгляда. Услышала песню и уже через час понимала, что и как нужно снимать. На съемке было много классных людей, было весело! На этом клипе я смогла объединить обе мои любимые профессии – режиссуру и хореографию. 

Кстати, у вас в этом клипе очень крутой кастинг! Где находили артистов?

Конечно, было сложно, соцсети были нам в помощь. Отсматривали по фотографиям и видео, затем уже приглашали на просмотр вживую. В результате отобрали самых ярких и запоминающихся.

 

Исполнителям, с которыми ты работаешь, важно количество просмотров. При этом на YouTube можно часто наблюдать, как полная ерунда способна собрать миллион просмотров, при том что по-настоящему достойный внимания материал проходит незамеченным. Что ты используешь, чтобы твой продукт стал мега популярным?

Если честно, когда работаю, вообще не думаю об этом. Мне просто приятно воплотить рождающиеся в голове идеи. Не задумываясь о последствиях. Кстати, редко читаю комментарии. И уж тем более не отвечаю на них, когда пишут что-то неприятное. Для этого нет ни времени, ни желания.

Популярность видео-блогеров в интернет – естественное течение нашего времени, но я к этому очень спокойно отношусь.

 

Над чем сейчас работаешь?

Сейчас несколько тендеров. Вообще, это часть нашей работы, и к ней нужно относиться максимально терпеливо. 

А еще стремлюсь к тому, чтобы в работе, как и в личной жизни, все происходило по любви!

 


Фотоматериал предоставлен Марией Унжаковой. 

Видео Марии Унжаковой на ReelSource