
Crush Media: Участие AI в рекламном бизнесе — за или против?
February 18, 2025
2025 год станет переломным для всех сфер человеческой деятельности.
По мнению аналитиков, причина — стремительное развитие генеративного AI. Индустрия видеопродакшена уже сейчас наглядно демонстрирует эти изменения.
Алексей Дворянинович и Александр Малинин — продюсеры и сооснователи CRUSH Media. С их опытом на рекламном рынке и клиентами, среди которых Яндекс, Сбер, «Магнит», «Вкусно — и точка», Dodo и Vivienne Sabo, они активно внедряют AI в свои процессы.
CRUSH Media, насколько нам известно, стали на текущий момент первыми, кто создал полноценную In-house команду для работы с искусственным интеллектом.
Как вы считаете, какую роль AI сможет играть в традиционном производстве контента? Поделитесь вашими наблюдениями и опытом внедрения этих технологий.
Алексей: Мы на рынке более десяти лет, и когда мы впервые столкнулись с опытом генерации контента с помощью AI, лично я испытал легкое опасение за будущее индустрии. Но когда мы сделали первые тесты и увидели, какие возможности дает AI, то поняли, что у направления большие перспективы. На “здесь и сейчас” мы полноценно работаем по двум направлениям — аналог (традиционная съемка) и AI. Внутри команды мы уверены — традиционный продакшн ближайшие 3-5 лет сохранит свои позиции. AI технологии создания контента — это скорее отдельное направление, однако изначально мы выбрали стратегию коллаборации этих двух форматов для более эффективной работы с клиентами. Волноваться пока точно не стоит, а вот задумываться нужно уже “вовсю.”
Вы уже создали целый департамент по производству AI-контента. Как вам удалось стать первопроходцами в этом направлении, пока другие только наблюдают за развитием трендов?
Александр: Примерно 1,5 года назад внутри агентства мы начали использовать отдельные AI-инструменты для частичного закрытия задач в наших проектах. Это касалось, как правило, раскадровок, замены и генерации фото и видео-фонов, иначе говоря — мы начинали с замены небольших продакшн-процессов, к которым все привыкли. За полгода осознали, что по ряду наших проектов и кейсов можем полностью заменить работой нейросетей те же стоковые материалы или тексты. Когда мы в Crush Media поняли, что нейросети действительно хорошо справляются с определенным пулом задач, решили пойти дальше. Это стало касаться уже и генерации музыки, и закадрового голоса, полной генерации фото и видео материалов. Так мы пришли к созданию полноценной AI лаборатории внутри агентства. Именно лаборатории, так как используем нейросети, разработанные непосредственно нашей командой, внутренний софт, который мы заинтересованы совершенствовать и обучать уже под наши задачи. Нам изначально было важно предлагать клиентам возможности завтрашнего дня, преодолевая недоверие и снобизм некоторых коллег в индустрии.
Насколько сильно рынок сегодня нуждается в AI-контенте? И что посоветуете тем, кто привык работать в традиционном формате?
Александр: Мы расцениваем AI как данность, в которой нам придется жить в ближайшем будущем и видоизменять свои подходы к продакшн процессам и креативу, и что самое важное — решению клиентских задач. Учитывая, что большинство клиентов относятся достаточно осторожно к нейросетям, для рынка и клиентов одной из важных задач всегда является оптимизация бизнес-процессов — как по времени, так и по стоимости. Нейросети занимают все большую часть рынка — игнорировать это просто невозможно. Мы в этом убедились около года назад, при работе с одним из клиентов, задачей которого было отснять большое количество своих позиций для сети ресторанов. В рамках эксперимента мы предложили решение путем полной генерации рекламного контента. И для клиента, и для нас это был успешный кейс, так как все остались довольны. И на сегодняшний день мы имеем полноценный AI шоурил, неограниченными NDA, с частью наших работ. Отмечу, что это никак не отменяет аналогового продакшна. Но мы видим, как важно смотреть в сторону нейросетей и обращаться к грамотным командам в современных рыночных условиях. Потому что мы все окажемся в контакте с нейросетями, которые входят в нашу профессиональную и бытовую жизнь все плотнее.
Если нейросети могут справляться с задачами самостоятельно, зачем нужна целая команда для работы с AI-контентом? Как вы распределяете роли в таком процессе?
Алексей: Использование одной нейросети допустимо в какой-то частной практике, но точно не в рекламном бизнесе. В принципе, создание аудиовизуального контента — это сложносочиненный процесс и в нем важен комплексный подход. Рекламный бизнес устроен так, что все создатели контента заточены на качество и определенную культуру ведения клиента. Как правило, команда для создания любого контента состоит из режиссера, оператора, арт-директора, и департамента пост-продакшена. Возможно, любого человека можно научить обращению с нейросетью, но далеко не каждый сможет выдать образец рекламного качества.
Команда создает все, что включает в себя гармоничную картинку рекламного стандарта: ракурс, крупности планов, саунд-дизайн, монтаж и так далее. Мы в Crush Media занимаемся нейросетями, и команда создана не просто для того, чтобы изучать нейросети, а чтобы работать в рынке. Это не творческий эксперимент, это желание создать конкретный, точный инструмент, который будет решать задачи клиентов. Мы заточены на рынок.
Как вы считаете, какое место сейчас занимает традиционный контент в эпоху AI? Он по-прежнему востребован, или будущее полностью за технологиями?
Александр: Об уходе от традиционных продакшн-подходов пока точно говорить рано. По нашим прогнозам, все знакомые нам и нашим коллегам процессы в работе сохранятся еще ближайшие 3-5 лет. Более того, аналоговые способы производства контента по-прежнему являются приоритетными у клиентов. Учитывая, что нейросети позволяют закрывать только ряд задач на том уровне, который требует рынок. В рамках нашей бизнес-стратегии нам важно грамотно сочетать новейшие технологии наряду с понятными и эффективными инструментами, зарекомендовавшими себя на практике.
Что, на ваш взгляд, привлекает клиентов в использовании искусственного интеллекта? Какие преимущества AI-контента они ценят больше всего?
Алексей: Вернемся к одной из задач любого бизнеса — оптимизации процессов и бюджетов. AI упрощает многое и позволяет значительно сократить издержки и затраты на создание рекламного контента. Однако, не все клиенты доверяют нейросетям, и мы это понимаем. Многие пробуют AI в личной практике внутри своего бизнеса и получают отрицательные результаты, маркируя AI как несовершенный инструмент. Из-за того, что получаются результаты, далекие от ожиданий, рождается недоверие, и у клиентов складывается ложное восприятие AI-производства. А ведь с точки зрения клиента нейросети действительно могут оптимизировать и упростить важные для него процессы. Здесь мы обращаемся к вопросу о грамотной команде, которую нам удалось сформировать в CRUSH Media. Хорошая новость в том, что часть клиентов идет в ногу со временем и видит будущее за AI.
Как решается вопрос с авторскими правами на контент, созданный с помощью AI? Если раньше права принадлежали подрядчикам, то кто владеет ими сейчас?
Пожалуй, на этот вопрос нам поможет ответить юрист нашей AI-команды Никита:
Одним из самых сложных вопросов с точки зрения работы с нейросетями, особенно если это касается публичной демонстрации, дистрибьюции, даже если мы говорим про потоковые сервисы, была проблема (и остается для некоторых игроков рынка), что нельзя передать 100% юридических прав клиенту, так как фактически нейросеть, которая работает с твоим материалом, использует как третья сторона материалы заказчика, чтобы их обрабатывать, работать с ними с точки зрения лор-технологий и так далее. В нашем же случае мы развернули локальную историю, полностью интегрировали ее по IP-адаптерам в наши рабочие процессы и теперь наша нейронка обладает 100% собственных прав. Которые мы, в свою очередь, уже готовы передавать (отчуждать) нашим клиентам по понятной для них схеме в рамках законодательства РФ.
Сейчас на рынке не так много квалифицированных специалистов по работе с AI, и часто мы видим лишь тестовые или однообразные проекты. Как, на ваш взгляд, можно начать доверять нейросетям и тем, кто с ними работает?
Александр: Знаете, когда мы только начинали работать с AI, мы столкнулись с большим количеством ребят, которые были энтузиастами и самоучками в нейросетях. А нам важно, чтобы у всего департамента был реальный опыт работы в рынке и с клиентами. Именно наше желание объединить их профессиональные навыки в работе в отдельных нейросетях с опытом работы с клиентами и в рыночных условиях тендеров, брифов, дедлайнов во многом и позволило создать достаточно уникальную команду. Команду, которая знает, как работать с клиентом , и в то же время развиваться в абсолютно новых инструментах производства. Вокруг действительно много самоучек и фрилансеров, работающих с нейросетями, но грамотных специалистов, готовых работать в рекламном рынке и его условиях мало. Очень мало.
Алексей: Это и подтолкнуло нас создать курс по работе с нейросетями. У нас есть большой опыт, которым захотелось делиться. Мы увидели: ниша требует новых профессионалов, готовых работать на рынке. Мы на рынке почти 15 лет, и за это время работали с Яндексом, Сбером, "Вкусно - и Точка", Магнитом. У нас есть опыт прямого взаимодействия и десятки кейсов, которыми мы готовы делиться. Поэтому совсем скоро свет увидит наш образовательный проект, который позволит любому заинтересованному в вопросе человеку (от фотографа до режиссера) стать профессионалом в области AI-контента для большого рекламного рынка.
Какие планы и прогнозы развития CRUSH Media на ближайшие пару лет? Как вы видите роль AI в эволюции агентства и рынка в целом?
Алексей: В приоритете — развивать команду по нейросетям, делать лучшие предложения с AI для наших клиентов и запустить полноценный образовательный проект, в процессе создания которого мы сейчас находимся. Также планируем развивать команду AI внутри, делать как больше исключительно AI-кейсов, так и аналоговых подходов в коллаборации с AI, выходить к большему количеству смелых клиентов с амбициозными проектами.
Наш курс сейчас представляет собой универсальную образовательную программу, рассчитанную как на наших коллег-продюсеров, маркетинг-директоров, арт-директоров, так и на людей работающих с нейросетями непосредственно на продакшн задачах, можно сказать, “руками”.
Уверены, через год-два мы придем в ту точку, в которой мы созреем к созданию веб-сериала, полностью сделанного в нейросетях. Сейчас у нас уже есть тестовый пилот для одного образовательного сериала, к которому проявили интерес несколько платформ.
Александр: Что касается рынка в целом в ближайшие пару лет, мы уверены — и агентства, и клиенты будут все больше обращать внимания на возможности нейросетей. Появятся новые креативные формы высказывания, новые способы коммуникации с аудиторией. Нейросети же работают не только с аудио-визуальными материалами, но, как мы видим, и с текстами, и с оптимизацией ряда рабочих процессов сотрудников. Уверен, как и многие новые и революционные для своего времени новшества, они органично войдут в нашу жизнь, станут нормой в производстве контента, и с этим нужно работать уже сейчас, чем мы и заняты в команде CRUSH Media.
P.S. Узнать об инновационных возможностях работы команды Crush Media вы сможете, обратившись за консультацией. Контакты по ссылке.
(с) ReelSource, февраль 2025
Весь фотоматериал предоставлен CRUSH Media