Александр Зарщиков — продюсер. Интервью.

November 12, 2023

Александр, привет! Давно договаривались встретиться для интервью, но в итоге застали тебя по zoom в США. Сильно занят?

Мы сейчас готовим в Нью-Йорке съемку проекта, основанного на большой предварительной работе, проделанной с помощью нейросетей. Пока, к сожалению, не могу рассказать подробности, но через какое-то время можно будет все увидеть своими глазами. Сейчас могу сказать только то, что у проекта достаточно сильная социальная составляющая и мне это кажется важным фактором.

 

Кстати, социальные проекты нередко получают фестивальное признание. А у Filmway Production, основателем и продюсером которого ты являешься, насколько понимаю, довольно внушительный список наград. Расскажешь чуть подробнее об этом?

Скажу честно, я не считаю, что награды на фестивалях — это то, ради чего мы работаем. Входя в проект, ты никогда не думаешь о призах; ты борешься за проекты, которые нравятся, которые являются вызовом для команды. И когда какой-то из них получает награды международных фестивалей – это здорово, но надо помнить, что каждый такой кейс – это совокупность усилий большого количества людей. Поэтому, несмотря на нашу активную работу, я бы не стал преуменьшать и вклад ребят из агентств, благодаря идеям которых эти проекты появляются. Если говорить о конкретных кейсах, то, наверное, самым громким на сегодняшний день стало получение "золота" и "бронзы" фестиваля Cannes Lions в 2021-м году за социальный проект N23 вместе с агентством Action. Главным драйвером и вдохновителем был Никита Петрусев, на тот момент креативный директор Action. И, конечно же, этот проект не был бы реализован без участия "Новой газеты" и ее главного редактора Дмитрия Муратова, ставшего в 2021 году лауреатом Нобелевской премии мира. Целью было привлечь внимание к проблеме так называемого "расстрельного дома", находящегося на Никольской улице, 23. Это печально известное место, где в 30-е годы заседала Военная коллегия Верховного суда СССР и выносила расстрельные приговоры. Несколько лет назад в этом здании решили открыть парфюмерный бутик или что-то в таком роде, что, конечно, крайне неуважительно по отношению к важным страницам истории нашей страны. Это взволновало большое количество людей и, в результате поднявшегося общественного движения, более 40 тысяч человек подписали петицию с требованием открыть по этому адресу не магазин, а "Музей памяти жертв политических репрессий". Наш же общий проект должен был привлечь внимание к судьбе этого здания. К слову, эту инициативу оценили не только в Каннах. Еще до этого проект получил призы на российских фестивалях Red Apple и «Серебряный Меркурий», а также на New York Advertising Festivals, Epica, Eurobest и некоторых других.

Остальные награды, которые у нас есть – они все-таки не за социальные, а за рекламные кейсы: два «золота» на Effie Awards за проект для L’Oreal, созданный совместно с агентством McCann Moscow; еще раньше было «золото» и Гран-при Effie Awards за участие вместе с агентством TWIGA в проекте для для футбольного клуба Спартак, а также несколько наград за другие проекты. Но, повторюсь, это лишь дополнение к нашей каждодневной работе. Призы ведь получает небольшая часть роликов.

 

А ты можешь тогда чуть подробнее рассказать о других работах из вашего рила?

Безусловно, всегда хочется делать интересные проекты, которые двигают тебя вперед в профессиональном смысле. И самые яркие впечатления остаются от работ, которые являются вызовом с какой-то стороны – или технической или организационной. Можно было бы перечислить довольно большое их количество – от одного из первых наших проектов, ролика для инвесткомпании «Альфа-Капитал» о людях, которые не боятся сделать первый шаг, о первооткрывателях, который снимался в тяжелейших условиях, и в котором одну из главных ролей сыграл Алексей Леонов – первый человек, вышедший в открытый космос; до прошлогоднего видео для бренда Continental, для съемок которого мы переворачивали автомобиль вниз крышей и подвешивали за шипы на зимней резине, чтобы протестировать уникальную технологию. Есть большое количество интересных проектов, но если перечислять их все, то, наверное, никогда не остановишься.

Лично мне очень нравятся проекты, в которых снимаются не актеры, а реальные люди. Понятно, что в таких роликах всегда тяжелый street casting, не говоря уже о том, что с людьми, которые не являются актерами, непросто работать на площадке. Но мне кажется, это того стоит. Чем более «трушная» история у тебя в кадре, тем больше доверия к бренду. Мы делали несколько таких кампаний: снимали реальных самозанятых из разных сфер для одного из крупнейших российских банков; фанатов футбольного клуба «Спартак»; реальных женщин для роликов L’Oreal. Это всегда интересно. Наверное, самой простой с этой точки зрения стала кампания для бренда HH.ru – для нее нужно было подобрать людей, которые смогли круто изменить свою жизнь, найдя новое призвание. На участие в проекте свои заявки прислали более 10 тысяч людей со всей страны. В результате мы сняли пять видеороликов, проехав от Москвы до Калининграда и Сочи, и в каждой из историй можно наблюдать раскрытие характера героя. Такие проекты оставляют, в хорошем смысле, «зарубки» в душе и остаются в памяти надолго.

 

Ты с уважением упоминаешь коллег-креативщиков. В последние годы происходит заметное сращивание двух функций в одно целое — продакшн и креатив. Вы ведь тоже позиционируете сейчас себя в таком виде? И почему, по-твоему, сейчас такая форма наиболее активно практикуется?

Мне кажется, это достаточно органичный этап развития рынка. Уже несколько лет мы видим, как внутри больших агентств появляются свои продакшн-подразделения, выполняющие определенные функции. А некоторые клиенты, которые давно работают с продакшнами, наоборот, обращаются туда напрямую за креативом.

Что касается нас, то это получилось как-то само собой. Когда запросов на создание креатива было не очень много, мы отдавали их в дружественные агентства и кое-что делали сами. Но когда этот поток стал больше в несколько раз, мы решили, что можем превратить это в бизнес. И за это спасибо части нашей команды, которая с большим энтузиазмом включилась в проект! В 2022-23-х годах мы уже как агентство вошли в пулы нескольких клиентов, и сейчас это позволяет нам предлагать такие идеи, которые самим было бы очень интересно реализовать. При этом мы, конечно, «помним свои корни» как продакшна и не идем в те креативные тендеры, в которых участвуют агентства, с которыми нас связывает давнее сотрудничество.

 

Вы работаете с талантами как агентство? 

У нас тут своеобразный подход. В данный момент в нашем ростере два режиссера, каждый из которых очень хорош в определенных форматах и жанрах, и с каждым из них у нас по-настоящему партнерские отношения. Но сейчас мы расширяем пул и ведем переговоры еще с несколькими талантливыми ребятами. Но тут есть важный момент – мы хотим остаться в таком формате бутика и не планируем представлять больше пяти талантов, поскольку для того, чтобы эффективно заниматься их продвижением и карьерой, нужно уделять каждому достаточно времени. Мы стараемся продвигать ребят, вместе выстраивать их режиссерский путь и это требует серьезных усилий.

 

Вернемся к вашим работам. В чем вы особенно сильны? Есть ли жанры, в которых вы максимально эффективны?

Думаю, как и всем, нам нравится снимать игровые ролики, в которых есть история, а герои получают возможность раскрыться. Если говорить о категориях, то как-то «исторически» сложилось, что у нас довольно серьезная экспертиза в beauty — мы реализовали более 150-ти проектов с разными брендами в этом сегменте и у нас уже имеется целый «арсенал» лайфхаков, как красиво снимать в категориях hair или skin. Но по нашему рилу можно увидеть, что мы стараемся работать во всех сегментах – от финансов до FMCG и авто. Кстати, снимать последние тоже всегда интересно. Помимо непростого, с точки зрения организации, процесса, в таких историях встречаются интересные задачи по CG, зачастую требующие нетривиальных решений.

 

Расскажи про ваше CG направление?

Мы это не очень афишируем, но у нас действительно есть серьезная экспертиза в CG. В некоторых проектах мы можем выступить и как CG-студия, но для нас это не приоритетное направление, нам важнее закрывать внутренние потребности в этой части работ. Поскольку мы прошли длинный путь от достаточно простых роликов, которые мы снимали в самом начале, до более глобальных работ, то мы знаем, как недорого и эффективно выполнять задачи по графике. Это помогает нам делать комплексные предложения для клиентов в рамках проектов. Но если речь идет уже о графике очень серьезного уровня, мы, конечно, идем в студии, для которых создание графики – основная специальность. 

 

Не планировали выйти за рамки устоявшегося бизнеса? Кроме рекламы, может попробовать снимать сериалы?

На самом деле, это то, о чем мы думали в самом начале своего пути. Даже наше название Filmway к этому отсылает. И сейчас мы снова всерьез начинаем работать в этом направлении. У нас появилось несколько интересных сценариев сериалов, по которым мы начинаем переговоры о производстве. Меня очень подкупает, что это «универсальные» истории, которые будет понятны каждому. Их сила в том, что они могут тронуть сердце каждого, вне зависимости от того, в какой стране живет человек. Поэтому мы рассчитываем, что они будут интересны самой широкой аудитории.

Также в работе два короткометражных фильма, каждый из которых мы хотим превратить в полнометражное кино. Эти «шорты» станут своеобразным предложением для потенциальных инвесторов, участие которых позволит нам реализовать проекты своими силами.

 

В начале нашего разговора мы уже затронули тему искусственного интелекта и нейросетей. Вы с ними уже научились работать?

Сложно сказать с уверенностью, ведь это постоянно развивающийся сегмент. Буквально перед нашим с тобой созвоном у меня была еще одна встреча – мы создаем тизер одного из наших «шортов» с помощью нейросетей. Это интересный опыт – ты получаешь (надеюсь, что получим, потому что пока результат не финальный) тизер еще не снятого проекта, в котором вся «картинка» от концепт-артов до анимации, музыка и озвучка созданы с помощью нескольких нейросетей. Там, где это возможно, мы стараемся использовать этот инструмент и в рекламных проектах – например, через две недели снимаем бьюти-ролик, в котором половина материала будет сгенерирована с помощью нейросетей. 
В целом, удается получать какой-то предсказуемый и качественный результат в достаточно рутинных, технических процессах (вроде ротоскопа или композа), но, конечно, гораздо интереснее использовать нейросети для более творческих задач. Мы с большим вниманием наблюдаем за тем, как все развивается.

 


 

(с) ReelSource, ноябрь 2023

Фотоматериал предоставлен Александром Зарщиковым.