Анна Митафиди - продюсер и режиссер. Интервью.

April 5, 2023


 

Какой у тебя был путь в профессию? С чего все началось?

Коко Шанель как-то сказала одну интересную вещь: "Люди, имеющие легенду — сами эта легенда". Сейчас будет нескромно, но мне нравится думать, что у меня тоже есть легенда о том, как я попала в волшебный мир рекламы... Однажды я влюбилась в барабанщика "широко известной в узких кругах" рок-группы, у которого было хобби — фильммейкинг, и я это переняла. Группа очень быстро развалилась, но зато любовь к съемкам осталась со мной. И, как оказалось, надолго. А тот барабанщик, к слову, закончил киношколу и сейчас работает как оператор-постановщик. Наверное, будет забавно однажды столкнуться с ним на каком-нибудь проекте. 

Так, я начала снимать какие-то зарисовки, концерты, вечеринки, да и просто жизнь вокруг. И в какой-то момент мне захотелось развития. Именно так, по воле случая, я узнала про Академию Коммуникаций Wordshop, и в итоге окончила там сначала мастерскую режиссуры, а потом и мастерскую продюсирования. Вообще у меня к тому времени уже был диплом магистра экономики, карьерный план на 10 лет вперед и работа в голландской консалтинговой компании. Но так как за время учебы я поняла, что это та среда, где я хочу находиться сто процентов своего времени, я приняла решение полностью сменить профессию!

 

Поворот на сто восемьдесят градусов. Обучение закончилось, а куда дальше?

Начинала я с бекстейджей, которые сама же снимала и монтировала. Даже сняла одну свадьбу! Правда, я потом неделю приходила в себя — лежала на кровати с поднятыми к потолку руками (они так затекли за день съемки, что не опускались!) и смотрела в одну точку. Да и пара эта развелась раньше, чем я им отдала смонтированное видео... В общем, свадебная видеография оказалась не моим призванием! А первый гонорар в новой сфере мне вообще заплатили, насколько я помню, кроссовками — это я так поснимала коллабу фешн-блогера с каким-то обувным брендом.

В целом, из череды таких вот забавных кейсов и сложился мой путь и стратегия: "хочешь работать режиссером, начни работать продюсером!" Как только я начала делать проекты как продюсер, у меня появилась возможность нанимать себя саму в качестве режиссера — именно так я и положила свои первые режиссерские проекты в портфолио. А дальше уже было гораздо проще — я долгое время делала разнообразные диджитал-проекты как режиссер: сложные и не очень, дорогие и чуть ли не бесплатные... Многие из тех "проектов-малышей" до сих пор выложены на моей странице, и я очень тепло к ним отношусь — помню и люблю свои "корни", так сказать. При этом я поработала на них с большим количеством классных селебов, нашла своих людей среди коллег, с которыми мы до сих пор сотрудничаем уже на более масштабных историях с очевидно другими бюджетами. Потом уже я начала снимать и ТВ-рекламу. Забавно, но как режиссера меня чаще всего зовут в тендеры, где заявлен так называемый "Дисней-стайл". Последнее, очевидно, связано с тем, что в 2018-м году я выиграла конкурс режиссеров в рамках проекта "Счастье — это…" и сняла свой дебютный фильм! В общем, даже на моем крайнем режиссерском проекте — международной рекламе для 1xBet с Евой Элфи в главной роли — "тень отца Гамлета", то есть Диснея, не покидала меня.

 

Насколько сильно влияет на тебя эта "тень Диснея"? Не боишься стать заложником одного формата?

Нет, не боюсь. Я к этому отношусь достаточно легко и с юмором. Начинала я действительно с детской сказки. Но несмотря на аллюзии на Дисней, в моем проекте для 1хBet они приобрели новое и, я надеюсь, свежее прочтение. Также я продолжаю работать в разных жанрах. У меня есть достаточно дерзкие истории, в том же формате скринлайф, например. Я выиграла RealistWeb Fest с пилотом сериала "Дать или не дать?.." про отношения в Тиндер. Это была история про то, как гострайтер заполняет за девушек профили в приложении и ищет им классных парней. При этом у него самого, конечно же, проблемы в личной жизни! Хотелось бы еще упомянуть драму "Подруга на час" — про девушку, подрабатывающую "другом на час " (тренд на такой вид услуг пришел к нам несколько лет назад из Японии), чтобы справиться с депрессией. С идеей этого сериала я и мой соавтор победили на питчинге "Красного Квадрата". Еще в разработке у меня находятся проекты на подростковую тему, есть и социальные истории. В позапрошлом году, например, я делала для двух НКО социальную рекламу в качестве продюсера — один из роликов был про инклюзивный театр. И совершенно новый опыт для меня!

Как вы уже поняли, здесь нигде нет "тени Диснея". Он, правда, был очень приятным опытом (я бы не сказала, что это было стартом для меня в профессии, потому что к тому моменту я уже достаточно долго снимала рекламу). Но тем не менее, это был очень классный шаг вперед! Выиграть всероссийский конкурс, когда из 3000 заявок было выбрано всего 7 режиссеров — это очень почетно и ответственно. И в тот момент мне очень придало сил и веры в себя, что меня оценили и заметили такие крутые члены жюри, как Владимир Александрович Грамматиков, Фёдор Сергеевич Бондарчук, глава Диснея Марина Жигалова-Озкан и так далее. Примерно так же меня вдохновило, когда как режиссера кино и сериалов меня подписало агентство "Стардаст"! 

 

Но продюсированием ты тоже сейчас занимаешься?

Да! Если углубляться в тему моей продюсерской ипостаси, то я работала и как фрилансер, и в штате — как со стороны агентств, так и продакшнов. В итоге прямо сейчас я клиентский инхаус-продюсер и, если честно, я в восторге: здесь максимально сошлись все мои знания, скиллы и накопленный за все годы опыт — я знаю о производстве рекламы со всех сторон (в том числе с режиссерской) и вижу картину достаточно широко. Я понимаю позицию и продакшнов, и агентств, и режиссеров, при этом я четко знаю, за чьи интересы я бьюсь и гарантом чего выступаю на каждом проекте.

 

Как тебе удается совмещать сразу несколько видов деятельности? Они же все очень затратны по силам и времени.

Здесь и сейчас я искренне очень рада, что у меня есть возможность не выбирать что-то одно, а продолжать совмещать и продюсирование, и режиссуру. Как продюсер, в своей работе я могу прикоснуться к супер-инновационным как художественным, так и технологическим решениям, поработать с топовыми командами и так далее. Этот опыт, бесспорно, развивает меня и как режиссера в тех проектах, где я занимаюсь уже исключительно творчеством!

Если честно, я думаю, что без моего продюсерского опыта не получилось бы из меня режиссера — я даже студентов своих учу: не ждите, что вам сразу придет проект мечты как режиссерам, начинайте набираться практического опыта с азов в смежных областях: работайте "хлопушкой", администратором, вторым режиссером, ассистентом продюсера. Это даст вам понимание всех-всех процессов изнутри, а также максимально "заземлит" вас в хорошем смысле этого слова: так вы никогда не будете забывать, что помимо ваших креативных идей есть такие реалии производства, как бюджет, сроки и супер-конкретный бриф клиента и в рекламе, и в кино, если только это не авторская фестивальная история. С другой стороны, когда вы достаточно поработали вторым или ассистентом, вы всегда "выкупите" без причины брошенное вам как режиссеру "нет времени на еще один дубль" или "нет денег на стедикам / хромакей / чихуахуа" и так далее. Вы всегда сами сможете трезво оценивать, хотя бы в общих чертах, какая у вас ситуация на проекте по лимитам бюджета и по таймингу, даже если вы как режиссер не будете иметь доступ к смете и прочее.

 

Ты упомянула студентов. Значит, режиссер, продюсер и преподаватель?

Видимо, сейчас самое время рассказать про еще одну мою любовь и отдушину — преподавание! Как и в истории со съемками, здесь сыграл роль случай. Однажды меня почему-то кто-то кому-то через кого-то порекомендовал и вуаля — я уже веду свою самую первую лекцию. Видимо, это пробудило дремавшие до этого гены (у меня в роду и со стороны мамы, и со стороны папы одни сплошные педагоги и директора школ), так как я начала активно искать, где бы мне еще попреподавать. А потом уже в целом стала достаточно частым спикером во многих школах кино и рекламы. Зачастую я знакомлюсь с новыми людьми и они уже так или иначе в курсе, кто я и про что я, так как видели анонсы моих лекций и мастер-классов в соцсетях. Мне часто пишут мои бывшие студенты, рассказывают о своих успехах или просят совета уже касательно новых проектов — это всегда приятно. На сегодняшний день я преподаю уже пять лет — продюсирование и режиссуру, конечно же! И в этом году у меня, можно сказать, знаменательное событие — я буду лидировать целый профиль (более привычное название, наверное, факультет) “Продюсирование мультимедиа проектов” в Институте Бизнеса и Дизайна.

Очень страшно, наберется ли поток в первый год, как это все будет, удастся ли пригласить всех педагогов, которых я "загадала"? Но так же это безумно любопытно — хочется создать классную среду для учебы, работы, творчества. Моя цель, чтобы студенты этой программы могли максимально быстро и эффективно раскрыть свой потенциал — без "набивания шишек" и демотивирующих "проб и ошибок" годами. Хочется передать им опыт и свой, и своих коллег — задать вектор для дальнейшего развития, показать всю красоту и мощь профессии! Ведь главное, что я поняла и сформулировала для себя как кредо в этой сфере — как когда-то меня этому учил мой первый мастер Игорь Волошин, — "ничего не бойтесь и любите всем сердцем ваше дело!"

 

А все же, ты режиссер или продюсер?

Может сложиться впечатление (видимо в силу того, что по гороскопу я Близнецы с "синдромом отличницы"), что мне хочется успеть все и сразу. Я считаю, что продюсирование мне и правда неплохо удается, а главное, я ощущаю себя в этом очень комфортно. И за эти десять лет я действительно наработала достаточно знаний и опыта для того, чтобы классно делать свою работу! Но изначально в эту профессию я попала, потому что хотела быть именно режиссером. Я училась на режиссера, и я очень хочу снимать проекты именно как режиссер. Свои или чужие идеи — не важно. Да, мне комфортно работать в качестве продюсера с другими творческими людьми. Но, тем не менее, самая большая и главная мечта для меня — это режиссура. Все, что я делаю помимо, используется мной, чтобы прокачаться именно в режиссуре. Это все идет в копилку моего опыта. Бонус работы продюсером — мне не нужно, наверное, больше идти учиться никуда. Уже достаточно того, что я каждый день практикуюсь и получаю новые сакральные знания от моих друзей и коллег. Просто пока складывается так, что в моей жизни продюсирования чуть больше. Но я совершенно не против, чтобы однажды эта чаша перевесила в другую сторону. И тогда это будет еще одна ступенька вверх для меня!

 


 

(с) ReelSource, апрель 2023

Фотоматериал предоставлен Анной Митафиди.