Арсений Кан, оператор. Интервью.

August 2, 2017


После непродолжительных летних каникул мы продолжаем публиковать интервью с профессионалами, представленными на ReelSource. Ровно год назад мы общались с  молодыми и очень перспективными продюсерами из Питера, работавшими в тот момент над своим амбициозным проектом. Этой зимой состоялась его премьера на YouTube, собравшая более 4,5 миллионов просмотров. В сети появлялось много комментариев, много положительных прозвучало в адрес Арсения Кана, оператора, работавшего над проектом. Мы давно планировали нашу встречу, и вот она состоялась.


 

Арсений, привет! Сколько тебе лет?

Этой зимой исполнилось 30. 

Ты постоянно проживаешь в Петербурге?

Да, это мой родной город – здесь родился и живу. Здесь же работаю.

Учился ты на кинооператора?

Вообще заканчивал хоровое училище по специальности "дирижёр". После этого учился в "Санкт-Петербургском институте кино и телевидения" (бывший киноинженеров), но до сдачи диплома не дошел.

Не испытываешь всвязи с этим дискомфорт?

Наличие диплома не понадобилось. ни разу не было случая, чтобы перед началом работы запросили его. (смеется). Конечно, я благодарен институту за то, что научили меня фильмы смотреть.

От дирижёра к кинооператору – как это происходило?

Ну, во-первых, дирижером у меня ничего не выходило – просто стоять на сцене и размахивать руками – это для меня более чем странно... 

Стоп, как же ты туда вообще попал?

Мои родители художники и хотели, чтобы я был тоже связан с искусством. Как результат – никакой обычной школы, только хороший арт-колледж.

Вообщем, это было решением родителей...

Да, их решение. В результате 10 чудных лет в колледже – постоянные поездки, путешествия, пели в хоре. Отличником никогда не был.

А скачет произошел вот как. После 10-го класса, летом, у нас снимали картину "Жесть". Отец нашего одноклассника предложил подзаработать в качестве рабочих во время её съемок. Конечно, мы с братом согласились. Все снимали на пленку, очень было все круто! Оператор Мукасей, такой важный по площадке ходил. На меня это все произвело сильное впечатление и я тогда, в 16 лет, я принял решение посвятить себя этой профессии. 

А сколько лет ты в профессии?

Ну если говорить о профессиональном периоде, когда за работу платят и я несу ответственность за результат, тогда около шести лет. Хотя снимаю дольше.

А ты ведь пленку не застал, с цифры начал?

Я в самом начале имел опыт съемки на 16мм просроченный Kodak. Это была курсовая работа. Сняли, проявили, но на монтаж денег не хватило.

Смори, за счет цифры вход в индустрию стал проще и демократичнее. Но большой процент из нового поколения часто не справляется с задачей качественного и быстрого выставления света. Как ты решил для себя эту задачу? Учитывая то, что, по твоим словам, ты не заканчивал института.

Учась в университете, я и вправду не до конца понимал, как работать со светом. Нам давали общее представление и много теории. И вроде все понятно, но как только начинаешь снимать, понимаешь, что не работает. Все пришло из практики, годами. Ночь, день, интерьер. На собственных ошибках. То, что преподают мастера, оно может не сработать, до тех пор, пока сам не попробуешь. 

Случались провалы в твоей карьере?

Было такое, конечно. Случалось, что в павильоне выставлял свет и результат был абсолютно неожиданным, и это меня шокировало. Думаю, у всех операторов такое случалось – приходит режиссер и объявляет, что все не так. Я и сам в этот момент понимаю, что не так и нужно срочно что-то делать.

Ты уже упомянул про своего брата. Он продюсер, год назад мы брали интервью с его участием. У него свой продакшен, и почти всегда является твоим работодателем. Твой брат как реагирует на подобного рода твои ошибки? Как у вас уживаются родственные и профессиональные отношения?

У брата, как и у меня, операторское образование, он понимает очень многие вещи. Если в моей заявке есть 12-й прибор, он обязательно спросит, где он будет стоять, для чего и можно ли найти ему альтернативу. Мы тщательно разрабатываем предстоящую съемку, до каждого штатива. 

Работаешь преимущественно у себя в городе?

Да, в основном в Петербурге. Так получается. Есть предложения из Москвы, но пока это разовые проекты.

А ты дорогой специалист? По расценкам входишь в топ-лист. Кто определяет твою ценовую политику: сам, или может у тебя есть агент?

Думаю, я нахожусь в среднем сегменте. Скажу банальную вещь, что гонорар зависит от проекта. Но сумму гонорара на самом деле определяет продюсер, как не крути. Могу запросить сколько угодно, но финальную сумму он определяет.

Но ты ведь можешь и отказаться? Попросишь милион, понятно, тебе никто не позовет, назовешь слишком маленькую сумму (для твоего уровня) – вызовет подозрение и настороженность. Это же очевидно. Есть ведь золотая середина, и при твоем уровне работ у тебя отбоя от проектов не будет. 

Ну хорошо, за смену за рекламу я прошу 50-60 тыс.руб.

А из чего ты исходись, называя эту сумму –​ из показателей рынка; из того, сколько тебе хотелось бы зарабатывать в месяц, или от условной себестоимости. Твоя личная оценка?

Я отталкиваюсь от усредненного значения расценок операторов у нас в городе. Эта рыночная цифра. Но сейчас мне интересно много работать с разными режиссерами, поэтому я не стремлюсь повышать свои расценки.

Давай поговорим о твоей киноработе – проекте "Майор Гром", релиз которого состоялся в феврале на YouTube. Он вышел в качестве пролога к будущему фильму. Было много неплохих отзывов, в частности, о твоей операторской работе. Можешь поделиться своими впечатлениями о проекте? Какие перед тобой стояли вызовы, сложности? 

Весь проект был одним большим вызовом. После того, как Владимир (Беседин, режиссер – прим. ред.) прочитал мне сценарий и спросил мое мнение, я не знал что ответить. Например, у него было написано "а дальше идет семь крутейших драк", без описания деталей. И вот эту строчку мы позже снимали восемь дней! 

Поскольку мы все любим фильмы с Джеки Чаном, то для начала проанализировали, чем они нас берут. И поняли, что в его фильмах видна вся партитура драки. Во многом фильм получился динамичным из-за нашего внутреннего адреналина от стрессовой ситуации. Мы все понимали, что это наш шанс снять фильм.

А что новаторского было при съемках?

На площадке ничего новаторского не было.Мы три недели рисовали раскадровку, к съемкам каждая сцена была предельно ясно проработана. Мы избегали движения ради движения и красоты. Все имело свой смысл и было оправдано.

У тебя были консультанты? Или все сам готовил?

Не было. Технически нам очень сильно помог Сергей Валентинович Астахов. Он тактично выслушал наши с Владимиром идеи, вдохновился и сделал точь-в-точь как мы планировали. Кстати, круговую карусель он строил сам за ночь до съемки. Такой вот он человек, Сергей Валентинович!

Референсы были? С твоих слов, боевые сцены ты сам придумывал, как визуализировать.

Да, так и было. Был заявлен главный персонаж и его враги. А также условие, что вся драка должна быть в кадре, должна читаться без ограничений, как в компьютерной игре. Минимум монтажа. И мне этот подход – свобода принятия решения – очень понравилась.

Учитывая вышесказанное, не возникает желания попробовать себя в качестве режиссера? Сейчас это довольно частое явление среди операторов. И есть удачные переходы.

Точно нет. Мне нравится визуализация, и я не хочу ее ни на что менять.

Но ты ведь круто снимаешь экшн, в том числе с автомобилями. Не многим удается это по настоящему хорошо сделать. Может стоит попробовать себя только в этой контретной нише?

 Понимаю. Что касается экшена, действительно очень многое ложится на оператора, задача правильно все передать. Что бы не было прописано в сценарии, в итоге оператору бежать с камерой и ставить сцену, согласен. Оператор задает  энергетику.

Раз в этом вопросе у нас нет разногласия, почем не хочешь попробовать? Это принципиально?

Ну, если честно, то пока не думал. К слову, в университете у меня не было режиссера, все сам ставил. И динамика мне всегда была интересна.

На самом деле, мне было очень интересно распаковывать мысли режиссера и преподнести их так, как он задумал. И это сложно. Мне приятны те моменты, когда я точно понимаю, что именно хочет режиссер.

Кстати, конфликты случались?

Бывало нервно, даже пару раз срывались. 

Какая судьба будущей картины? Когда выйдет продолжение? Продюсеры планируют монетизировать успех на YouTube?

Следующий фильм состоится, сейчас идёт активная подготовка к съемкам. Детали и подробности продюсеры держут пока в секрете.

У тебя в риле много музыкальных роликов, в том числе для очень популярных исполнителей. Тебе нравится работать над клипами?

Да. Например клип для "Ленинграда" получился как маленький фильм.

У тебя есть любимая работа? С чего начать смотреть твой рил?

Конечно, я бы назвал клип для Therr Maitz. Снимали с максимальным энтузиазмом, на эмоциональном подъёме. Снимали на логистическом складе, и на ходу придумали часть декорации в виде тоннеля. 

Вторая работа – "Бьет Бит" IOWA. Это работа, с которой я понял, что правильно ретранслировать мысли режиссера – вот главная задача оператора.

Ещё сейчас должен выйти ролик для Honda, я бы его тоже рекомендовал для просмотра.

Кино успеваешь смотреть?

Да, сейчас пересматриваю советский кинематограф – "Дело Румянцева", "Берегись автомобиля", "Хозяин тайги" – крепкие приключенческие фильмы, не оторваться!

В кинотеатре недавно смотрел "Логана". 

Как досуг свой проводишь?

Недавно скачал Cinema 4D и сейчас разбираюсь в нём. Делаю простейшие модели. В пространстве 4D с помощью плагина вставляешь в сцену свет – получается реальный круто. На этапе препродакшена можно что угодно построить и посмотреть результат перед съемкой. 

А еще недавно съездил на ралли, посмотрел, как парни в лесу гоняют – очень прикольно!


Фотоматериал предоставлен Арсением Кан.

Фотограф Никита Грушевский.