Роман Батаев - режиссер, продюсер.

February 5, 2024

Роман, привет! Знакомясь, ты представил себя как специалиста в области юмора. Когда было веселей снимать — вначале карьеры или сейчас?

Веселей, конечно, было раньше, потому что я был моложе. (Смеется.) В то время мы с единомышленниками на коленке придумывали креатив и реализовывали его из подручных средств. Сейчас сложно сказать наверняка, но есть ощущение, что работать в то время получалось с большим драйвом. Но это не значит, что контент получался более смешным. Дело в том, что производство качественного юмористического контента — это не вдохновенная импровизация, а отлаженная технология. Природного чувства юмора и склонности к абстрактному мышлению недостаточно. Я как-то пересматривал собственные бэкстейджи, где, скажем, снимаю самую смешную сцену ролика или фильма, а на лице такое напряжение, как будто со штангой работаю. При этом, когда в итоге получается все так, как первоначально задумал, улыбка удовлетворения появляется самопроизвольно.

В итоге! Раньше работать было веселее, но сейчас результат выходит лучше, контент смешнее. Но это не точно! (Смеется.) Каждый сам сможет сделать вывод из моего шоурила.

 

Ты режиссер, но у тебя также есть и собственный продакшн. И ты, наверняка, создавал его под свои собственные режиссерские задачи. Это верно?

Больше десяти лет назад, когда мы, студенты, заканчивали второе образование на Высших Режиссерских Курсах, у нас встал логичный вопрос: “А что дальше?”. Учились мы на режиссеров игрового кино. Получили высоколобую, можно сказать, искусствоведческую теорию, самую малость кустарной практики, и что дальше с этим делать, куда пойти реализовывать себя, нам не объяснили. И я решил, что нужно начать с малых форм, с рекламы, клипов. То есть схема проста, и вместе с тем, амбициозна. Привлекать рекламные заказы и снимать их самому в качестве режиссера. Мне на тот момент было чуть меньше тридцати. И вот мы с двумя друзьями с курсов организовали продакшн Big Boom. Начинали со съемок для всевозможных знакомых, это были микробюджетные рекламные ролики. Но нужно заметить, что даже за эти смешные деньги мы старались снимать что-то сложное, с художественной составляющей, с актерами, внятной драматургией. Только так нам было интересно реализовывать клиентские задачи, поскольку мы ощущали себя кинорежиссерами. Но и по нынешний момент, в рамках Big Boom, мы с коллегами стараемся в рекламе снимать вещи, приближенные к кино и по картинке и по сюжету. Часто в наших роликах можно увидеть либо скетч, либо короткометражку, либо репризу. И во всем этом, как правило, можно почувствовать наше мировоззрение.

Вернемся к истокам нашего величия. (Смеется.) На первых порах, когда заказов было мало, а сил много, мы брались абсолютно за все. Сами придумывали креатив, вели всю коммуникацию с клиентом, были исполнительными продюсерами, занимались постпродакшном.

После, условно, тридцати роликов, приобрели какой-то адекватный продюсерский опыт и административные навыки. Тогда я пришел к пониманию, что режиссировать и продюсировать в одно и то же время все проекты продакшна на достойном уровне просто невозможно. К тому времени уже ощутимо поднялся наш чек. Отношение к процессу трансформировалось из способа творческой самореализации в нормальный бизнес. В какой-то момент я обнаружил, что режиссирую не более пяти процентов от входящих запросов. Команда выросла до 30-ти человек и нужно было основное время тратить на операционные вопросы. 

 

Ты и сейчас не единственный собственник продакшна?

Есть ещё мой партнер, Иван Руднев, мы вместе учились на ВКСР и вместе продолжаем заниматься Big Boom. У него также есть свой персональный проект, связанный со сложным CG.

 

Зачем вам филиалы в других городах?

Ответ достаточно прозаичный. Дело в том, что не у всех заказчиков есть возможность и желание снимать в Москве. Ну, например, если у заказчика объект съемки — это его производство, локальная сеть магазинов или ресторанов. 

Кроме того, для многих региональных клиентов важно поговорить лично, увидеть своими глазами, с кем они имеют дело. И эти представительства в городах-миллионниках достаточно маленькие, в офисе в среднем всего три-пять человек. Этого вполне достаточно для качественного менеджмента локальных проектов. А если локальный проект достаточно большой и сложный к его реализации, разумеется, подключается основной офис. 

 

Ваш рынок исключительно российский? В прежние годы снимали рекламу за пределами РФ?

Снимали, но немного: в Германии, Австрии, Украине, на Кипре, в Киргизии и Казахстане. Думаю, на то, что этот перечень такой короткий, повлияла некоторая инертность. Это же вопрос нетворкинга. Мы отлично понимали, как выходить за пределы российского рынка, но никак не форсировали этот процесс. Были предложения о сотрудничестве, возможности познакомиться на перспективу, но мы их не разрабатывали. Для этого нужно время, энергия и энтузиазм. А тут надо бесперебойно производить то, что предлагает внутренний рынок. Тем более что до известного момента чуть ли не все крупнейшие зарубежные бренды были представлены в России. И со значительной частью этих брендов мы успели поработать. 

Ну и, надо сказать, что за 13 лет  (или около того) существования продакшна снято действительно немало, более 500 роликов. Из них около 150-ти для крупнейших брендов. Так что работы всегда хватало и без заказов из-за рубежа.

 

А сколько видеоматериала вы произвели за последние полтора года?

Ох, честно говоря, не считал. Сейчас попробую. Заметных, дорогих и сложных  роликов — чуть больше десяти, наверное. А всего около тридцати. Это раза в три меньше привычного объема. И кажется, это повод взгрустнуть, но мы этого не делаем, потому что сознательно значительную часть энергии, которую раньше тратили на рекламный продакшн, переразместили в кино. И надо сказать, это уже дало некоторые результаты. 2024-й год станет показательным в отношении оправданности наших трудовложений в кинодевелопмент. В целом, по моим ощущениям, рынок кино в России развивается сейчас активнее, чем рекламный.

 

А бюджеты на производство рекламы, по твоим наблюдениям, просели?

Мы боялись этого. И честно говоря, были готовы даже демпинговать и работать с заведомо малорентабельными бюджетами, но бюджеты остались адекватными брифу. Заказчики понимают, что рубль в любой момент может обесцениться, поэтому на хорошее, перспективное дело его жалеть не стоит. Торг с заказчиками за адекватное задаче увеличение бюджета, скажем, на 15-30 процентов происходит сейчас легче, чем раньше.

 

Куда вы себя относите: к большим или средним продакшнам?

Ну точно не к маленьким! Средние, конечно. Сейчас это прозвучит как оправдание, но меня такая позиция абсолютно устраивает. Я по-прежнему хочу участвовать в подборе команды, управлять вручную какими-то творческими процессами. Мне нравится отслеживать и привлекать к работе продакшна  молодые таланты. Поэтому я не стремлюсь к созданию рекламной фабрики, завода, конгламерата. Хочу продолжать развивать бутиковую историю.

 

Тебе важно, чтобы снятая тобой реклама срабатывала? И как ты получаешь обратную связь?

Конечно важно! Не покривлю душой, сказав, что несмотря на отсутствие академического образования в маркетинге, я успел неплохо разобраться в этой области. И мне важно отработать на классный результат, не только эмоционально, потому что ты получаешь благодарность в финале работы, но и стратегически, потому что клиент продолжает работать с тобой и дальше. Бывает, что ролик успешен, но цифр по нему нет, мы не знаем, как он повлиял на продажи. И внутреннее чутье подсказывает, что всё сделано на отлично, по брифу, но клиент при этом не вполне доволен — вот это, конечно, неприятно. В нашей работе много необъективного: вкусовщина, самодурство и личные предпочтения. И это ок. Просто часть процесса.

 

А как продюсер своего продакшна ты берешь любые проекты? Вне зависимости от того, нравится тебе бриф или нет? Вмешивается ли в этот выбор "тебя продюсера" "ты — режиссер"?

Хороший вопрос. Я уже говорил, что как режиссер для своего продакшна я сейчас почти не снимаю, максимум ролик в год. Поэтому для меня победа Big Boom в тендере — это бизнес успех. Но надо отметить, что когда мы разрабатываем креатив для выигранного проекта или интерпретируем по-своему агентский креатив, то стараемся привнести в проект что-то свое, превзойти ожидания клиента, стараемся разрушить какие-то стереотипы о рекламе, если они шаблонные, несовременные и могут привести к результату, за который мы сами же и получим по шапке. (Смеется.) Такая тонкая игра.

Тут вот еще что. Мы же определенным образом выстраиваем своё имиджевое позиционирование. У нашего портфолио есть определенное настроение и характер. Имеются, конечно, работы, которые выбиваются, ну или выглядят усредненно. Но в целом наши ролики про сторителлинг, актерскую игру, юмор, иногда провокацию, иногда лирику; ну и самое главное — про жизнелюбие и ироничный взгляд на вещи. Поэтому часто клиент приходит соответствующий, что называется, "наш клиент", и мы сразу начинаем говорить на одном языке. Бывает, что приходят люди, которые не разобрались, скажем так,  в наших вкусах и взглядах. И замечательно! Тут есть шанс как-то изменить друг друга, чему-то научить. Так что если нас не почувствовали — ничего страшного, мы все равно работаем так, чтобы клиент остался доволен. Это и есть профессионализм, как мне кажется.

И это, кстати,  особый вид кайфа, когда ты на первом этапе работы, ударив по рукам с клиентом, понимаешь, что люди не твои, ваше взаимодействие даже может быть токсичным. Работаешь с человеком или компанией с абсолютно другими ценностями. Но при этом вы все-таки находите вариант симбиоза, и получается весьма неплохой продукт. И в итоге вы расстаетесь друзьями. Вот это круто! И таких примеров много. Важно в нужный момент прибрать эмоции и понять, что же на самом деле хочет клиент и почему он себя так, порою не очень комфортно, ведёт. В общем, мы еще немного и психотерапевты. И это идет бесплатным бонусом! (Смеется.)

 

Ты упомянул, что со своим продакшном снимаешь, как режиссер, в среднем один ролик в год. Значит ли это, что ты много работаешь с другими?

Работаю, да. Но не так часто, как хотелось бы. Есть у меня такая особенность, и меня поймут коллеги-режиссеры. Вращаясь в индустрии как режиссер-фрилансер, за долгие годы я так и не научился получать удовольствие от написания тритментов. В этот момент нужно видеть выражение моего лица! (Смеётся.) Честно говоря, по-прежнему меня несколько раздражает эта история с бесплатным написанием тритмента. Хороший тритмент — это охренеть какая большая работа!  В какой-то момент так много режиссеров желали участвовать в тендерах, что от каждого продакшна в один тендер отправлялось по 5-7 человек. А продакшнов в тендере могло быть штук десять. И почти никто из этих несчастных режиссеров изначально не имел шансов выиграть. Доходило до абсурда. Вот ко мне приходит директор-рисёчер или продюсер и приглашает в тендер. Я смотрю бриф и понимаю, что у меня нет ни одного ролика для данного сегмента. Нет работ даже в похожем формате! И я интеллигентно на это указываю. На что мне: "Ах да, действительно, вы никогда не снимали пятисекундную рекламу ну, например, оранжевых пассатижей. Сорян, не обратили внимание. Ну, может все-таки попробуете? Попытка — не пытка. Просидите все выходные без сна, ничего страшного”. На что я отвечаю: “Ребята, ну побойтесь бога! В тендере от вас еще участвуют Бобчинский и Добчинский! Они же уже 20 лет кряду снимают исключительно оранжевые пассатижи! Тут без шансов.” Они: “А, точняк, вы правы! Чао какао!“ Мне, почему-то, кажется (смеется), что работа этих прекраснодушных людей и заключается в том, чтобы приглашать в тендер режиссеров с релевантными брифу работами. Но это происходит не часто. Или это мой личный травматичный опыт. (Смеется.)

Так что, проводя такую незамысловатую аналитику, я страхую себя от бестолковой траты времени и участия в качестве спойлера. Люди приглашают меня в заведомо проигрышную историю! Зачем мне это?

Другой разговор, если это прикольный игровой скетч, с неожиданным твистом, где есть что-то удивляющее, цепляющее. Или вирусняк. Или мокьюментари. Или, скажем, брендированный кино-контент. Или все вместе. В общем, что-то сложное. Это мое.

Но нужно отдать должное, что общая ситуация с режиссерскими тендерами постепенно начинает выправляться. Уже появляется практика с оплачиваемыми тритментами и гострайтингом. Пока не понял, как к этому относиться, поскольку смотрю на это с двух сторон, с режиссерской и продюсерской. И взгляды эти полярны по восприятию. Но, думается, все вырулит в какой-то нормальный компромисс, комфортный для всех. 

И вроде бы реже стала встречаться эта людоедская практика, когда в одном тендере участвует сто режиссеров от разных продакшнов. Цифра "сто" звучит дико, но если реально посчитать, то порой именно так и происходило.

 

Сейчас в соцсетях модно и прибыльно вести всевозможные блоги, образовательные программы и так далее. У вас есть что-то подобное? Готовы делиться накопленным опытом?

За последние годы я действительно понял, что у меня есть потребность делиться опытом и мотивировать начинающие таланты, и, кажется, у меня это очень неплохо получается. На протяжении всей моей карьеры в видеопроизводстве, у меня органически, без усилий получалось находить самородков и помогать им развиваться. К слову, по первому образованию я учитель русского языка и литературы. Даже проходил преподавательскую практику, но тогда мне это совершенно не понравилось. Так вот, я отдаю себе отчет, что на данный момент я могу делать это точечно, в частном порядке, не афишируя. 

Я прекрасно понимаю все профиты от публичного и широкоохватного блогинга  — это дополнительная реклама моего личного бренда и бренда Big Boom. Но профессионально и энергетически я к этому пока не готов. И я знаю, что неплох в публичных выступлениях и за свою карьеру провел огромное количество встреч, защищая рекламные идеи и концепты, многократно питчил киносценарии, выступал на сцене с самым разным материалом и чувствовал себя при этом как рыба в воде. Так что я в курсе, что ситуативно все это очень кайфово и полезно. 

Вот, допустим, завтра пригласят выступить. Есть и время, и желание, и люди приятные. И аудитория благодарная. Конечно пойду! Побегу! Но системно этим заниматься сейчас не готов. Я сейчас выбираю стратегию "бей в одну точку". Возможно, когда устану от производства и всего, что с ним связано, то захочу посвятить себя передаче моего драгоценного опыта всем страждущим. (Смеется.) Скажу больше, скорее всего так и произойдет. Но не сейчас.

 

А как ты относишься к тому, что ноунеймы штампуют свои курсы, продают их через соцсети и зарабатывают миллионы?

Сейчас уже отношусь спокойно и даже как-то одобрительно, что ли. В свое время было раздражение, но на самом деле любое раздражение и критика основана на неприятии чего-то в себе. То есть раздражался я потому, что сам не решался выйти в публичное поле. А что касается дилетантов-ораторов, то пусть будут, если они успешно существуют, значит зачем-то они нужны массам, какую-то нужную им энергию транслируют. А глубокие, профессиональные знания никогда не пользовались широким спросом. Так что пусть растут все цветы. 

 

Что для тебя является мотивацией к развитию?

Любопытство. Я постоянно что-то читаю, смотрю, слушаю, анализирую, обсуждаю, развиваю в креативе, сценариях, режиссуре. Мне необходимо знать, что вокруг есть информация, способная меня удивить. И я ее перманентно ищу. 

Ну, конечно, тщеславие, в умеренных объемах. Приятно вызывать восхищение, чего уж там. 

И еще очень классное чувство, когда создаешь что-то новое! Это безошибочное какое-то ощущение. Вот оно! Этого точно еще не было! И это эйфория абсолютная. 

 

 

Сейчас многие режиссеры рекламы пробуют себя в кино. Ты в этом направлении уже попробовал себя?

Пробовал и продолжаю это делать всем назло. (Смеется.) Несколько лет назад я снял короткий метр “Чертово Колесо”, который победил на полсотни фестивалей. Среди них были даже приличные, кстати. (Смеется.) Снимал на свои деньги, которые заработал на рекламе. Мой соавтор, Вова Васильев, сейчас преуспевающий сценарист, который участвовал в написании сценария "Чертова колеса", любил в свое время публично шутить, что вместо того, чтобы купить детям квартиру, я снял короткий метр, который оказался нужным только мне. Да и то не факт. (Смеется.) 

Сравнительно недавно с коллегами я написал сериал “Экстрасенсы” и снял для него пилотную серию.  В этом году надеемся запустить производство сезона. По ссылке можно посмотреть пилот "Экстрасенсов". Зрители говорят, что это очень смешная дичь.

Я сам много пишу для кино. Есть несколько написанных мной и соавторами сериальных проектов, которые, скажем так, предпроданы платформам и телеканалам, и сейчас находятся в девелопменте. Это значит, заказчиком  выделены деньги на написание сезона и мы в определенный срок должны его написать, чтобы потом поучаствовать в производстве сезона либо как продакшн, либо как творческие единицы, либо и то и другое. 

В прошлом году, как один из двух режиссеров, я снял довольно масштабный, с производственной точки зрения, сериал “Абрек” для платформы Старт.

Совсем недавно закончил съемки пилота комедийного сериала для ТНТ. По мне так очень остроумный сценарий, черная комедия, абсурдный юмор. В этом году планируются съемки сезона.

Еще есть проект для "Марс Медиа" — комедийный сериал, иронизирующий над дремучей конспирологией на телевидении. В нашу эпоху пост-правды это очень актуально. 

 

Компанию тоже будешь переориентировать на кинопроизводство?

Полностью точно нет. Рекламу по-прежнему люблю и хочу в дальнейшем в той или иной модальности участвовать в ее производстве. Но кино — моя душа. Как все это будет выглядеть структурно и юридически, пока не знаю. Что-нибудь придумаем. Пока не было такого, чтобы не находили оптимальных управленческих решений. Команда у нас крутая. 

 

Что позитивного ожидаешь от наступившего года?

Если честно, ожидаю позитив во всем! Но учитываю, что между ожиданием и реальностью, как правило, существует некоторое несоответствие. (Смеется.)

 


 

(с) ReelSource, февраль 2024

Фотоматериал предоставлен Романом Батаевым.