Дарья Золотухина и Елена Новикова – продюсеры проекта "Черный Русский".

September 18, 2016


 

На днях состоялась премьера иммерсивного спектакля-триллера «Черный Русский» (по мотивам романа А.С.Пушкина «Дубровский»), продюсерами которого вы являетесь. Как случилось, что из сферы маркетинга вы перешли к театру? Для вас это дебютный театральный проект?

Дарья: Я всегда увлекалась театром, ну и вообще искусством в целом. Мне это было интересно как с точки зрения академической – я училась на культурологии и защищала диссертацию в этой области, так и с точки зрения собственной творческой реализации – в режиссуре, в перформансе. Всегда была фанатом современного театра, параллельно с основной работой в маркетинге занималась такими проектами в формате хобби. До начала работы над «Черным Русским» познакомилась с Леной в работе над проектами «Мастерской Брусникина» – это молодая, амбициозная театральная труппа. Мы помогали ребятам с некоторыми проектами. Наша встреча стала судьбоносной – мы поняли, что вместе хотим создать похожий формат уникального иммерсивного шоу.

 

Елена: Я из сферы event-менеджмента, продюсировала проекты. Но захотелось создавать проекты не для клиента, а какими их вижу я и близкие мне по духу люди.

 

В спектакле заявлены известные профессиональные актёры. Как сложно было собрать их в одну команду? И что было раньше – режиссер к вам пришел с идеей или вы к нему?

Елена: Все было очень органично. Мы начали воплощать идею, которая нам нравилась, занялись поиском инвестиций, режиссера. Нам обеим всегда очень нравилось творчество Максима Диденко, мы рассказали ему про формат и он вдохновился, собрал творческую команду, с которой мы сразу сработались и стали дружить. У нас все на одной волне, всё очень стремительно закрутилось. Мы организовали кастинг своими силами, и команда собралась очень удачно. Со многими артистами мы были знакомы, многие хотели поработать с Максимом, да и в целом участвовать в таком экспериментальном проекте. 

 

Как возникала идея иммерсивного спектакля? Какими проектами вдохновлялись?

Елена: Сам по себе формат, когда зрители могут перемещаться в пространстве с артистами, конечно, совсем не нов. В России этот формат существовал в экспериментальном виде, но нигде не идут подобного рода спектакли или шоу на постоянной основе.

Дарья: Мы делаем театр и шоу одновременно, пытаемся построить некую американскую модель подхода к управлению процессом. Наш проект изначально продюсерский – мы выступили с инициативой, пригласили режиссера. В России обычно режиссер выступает инициатором.

У нас изначально был продюсерский подход, то есть такая бродвейская модель, как на мюзиклах. В Нью-Йорке есть массовые, всем доступные бродвейские шоу, и более андеграундные, такие как “Sleep No More”, например.

Елена: “Sleep No More”, как пример, довольно близкий, у него больше узнаваемости и он известен в России. В Нью-Йорке много таких шоу, менее известных, они нас даже больше вдохновили. Например, «Then She Fell» – иммерсивное шоу по «Алисе в стране чудес» и биографии Льюиса Керрола в Бруклине. Мы знакомы с командой, которая делает это шоу, они приедут в Москву вначале октября. Вообще, хотелось бы осваивать эту территорию в дальнейшем. Мы будем делать мастер-класс для артистов нашей постановки, но, может быть, сделаем открытую лабораторию.

Относительно формата, мы вдохновлялись жанром site-specific. Это когда театр привязывается к пространству. Режиссер и драматург при выборе произведения руководствовались особенностью площадки (особняком XIX века), ее стилем, историей.

 

Почему выбрали произведение «Дубровский» для постановки?

Елена: Как раз одна из причин – это привязка к месту проведения. В целом, то, что есть в этом произведении – любовь, драма, боль, социальный подтекст, – очень характерно для сегодняшних дней. С одной стороны, это школьная программа, достаточно простая для восприятия литература. С другой, если перечитать произведение, очевидна связь с сегодняшним днем – рейдерский захват имения, паттерны поведения человека в отношении авторитета власти, характерные именно для нашей культуры. То есть, все очень актуально, многие образы до сих пор живут в нашем сознании, и это очень интересное исследование.

 

А почему переименовали в «Черный русский»? Очень привлекающее название с точки зрения промоушена?

Дарья: Хороший PR рождается из сильной и цепляющей идеи. «Черный русский» – это, с одной стороны, сам Пушкин, с другой – это "чёрная" сторона русской души, достаточно темной и закрытой. Это неотесанный, некультурный, готический русский.

 

Вы под Питером сняли довольно мрачный трейлер.

Елена: Да, мы сняли там контент для видео проекций и почти на ходу придумали трейлер. Мы специально снимали трейлер намного более мрачный, чем сам спектакль, более тизерный, не раскрывающий сюжет постановки. Так нам захотелось. Многое придумывали в процессе с видео художниками Ильей Стариловым и Олегом Михайловым. В Питере очень красивый мрачный северный лес, поэтому решили снимать там.

 

По всему видно, что проект дорогой – особняк Спиридонова, известные актеры, отличная PR-поддержка. Сложно было привлечь спонсорскую поддержку, или всех привлекла красивая идея?

Дарья: Деньги всегда добыть очень непросто. Но сейчас мы склоняемся к тому, что люди действительно очень вдохновляются и хотят поучаствовать в этом проекте. Есть два типа поддержки. Одна – это поддержка спонсоров-меценатов, которые действительно поверили в потенциал проекта и зажглись идеей. А предпосылок для успеха довольно много: талантливая команда; интересный, новый для Москвы формат; разные PR-ходы, которые мы планируем использовать в проекте. Другая часть поддержки – это спонсоры-партнеры. На данный момент их немного, но мы и сейчас ведем переговоры, рассматриваем партнерства на дальнейшие сезоны. Нам бы не хотелось превращать спектакль в коммерческую площадку, поэтому интересно работать с теми брендами, которые концептуально органично могут вписаться в проект, которым это также близко по духу. Возможно, даже интегрироваться в само шоу. Мы делали проект в довольно сжатые сроки. Начали продакшн в конце февраля, и времени на переговоры со спонсорами было немного. Но мы, в первую очередь, сосредоточены на том, чтобы делать продукт, который создаст wow-эффект. А далее спонсоры начинают приходить к тебе сами.

 

Кто реализует продвижение проекта? Вы обращались в агентство? 

Елена: PR у нас ведет конкретный человек – Катя Комолова, она большой профессионал в продвижении творческих проектов.

Дарья: Вы упомянули, что у нас дорогой маркетинг. На самом деле, у нас нет большого бюджета. Мы стараемся искать интересные и креативные решения. Тот же самый трейлер, рекламные имиджи – это не так затратно, но мы стараемся делать цепляющий и интересный контент, который будет виральным. Всё, что имеет «вирусный» эффект – максимально снижает затраты на продвижение. И, безусловно, мы привлекаем профессионалов своего дела, которым интересно работать над нашим проектом.

 

Как давно существует ваша компания «Ecstátic»?

Дарья: Все началось с проекта «Черный русский», под него сделали продюсерскую компанию. Текущие перспективы и наш гармоничный дует с Леной и с командой, которую нам удалось собрать, делают проект многообещающим. Поэтому мы решили основать театральную компанию, которая будет производить новый театральный опыт для зрителя. Надеемся, что «Черный русский» – только начало нашего пути.

 

Каков ваш идеальный зритель, как вы думаете? Есть какой-то портрет?

Елена: Определенного портрета нет. Напротив, нам интересно, если он будет неожиданным. Люди, которые следят за театральной жизнью и знают имя режиссера, они и так придут. Нам интересно с помощью маркетинга вовлечь людей, которые обычно не ходят в театр, но придут на нестандартную подачу, откроют для себя что-то новое, пойдут на другие спектакли. Потому что мы всё это упаковываем в такую привлекательную форму.

 

В заключение, что хотели бы сообщить своему зрителю перед просмотром?

Дарья: В первую очередь, как у нас написано в Правилах – оставить зрительскую отстраненность. Мы хотим, чтобы зритель был максимально вовлечен, открыт к происходящему, раскован. Тогда и подтекст произведения будет раскрываться с разных ракурсов и разной степени глубины, а зритель сможет расширить границы восприятия и сознания. Нужно просто быть открытым и беречь себя! (смеется)

А если что-то пойдет не по сценарию?

Дарья: Это актерская задача – вырулить в нужное русло, вернуться обратно к сценарию.

Елена: Значит сегодня такой сценарий – "новый".

 


 

Фотоматериал представлен компанией «Ecstátic» (Дарья Золотухина и Елена Новикова).