Александр Чаленко. Генеральный продюсер компании Action Film.

March 1, 2016


 

В один из январских вечеров, в аномальную оттепель, мы встретились с Александром Чаленко, продюсером и основателем компании Action Film, чей офис находится в необычном месте. С одной стороны – в самом центре Москвы, с другой –   спрятан от посторонних глаз на бывшей фабрике, в огромном лофте. Нас встретили в уютном рабочем пространстве, которому могут позавидовать крупнейшие международные продакшены. Из окна просторного кабинета предстал потрясающий вид Москвы. Нас угостили вкусным кофе и мы начали беседу.


 

Почти все участники рекламного рынка говорят о вашей компании как о флагмане в большой тройке лидеров. Почему?

Это приятно слышать. С 2000-го года я живу этим делом. Первые три года с момента создания компании мы с моим партнером Вячеславом Бубновым работали в 20-ти квадратных метрах без выходных и отпусков, для того, чтобы встать на ноги. Сегодня мы, безусловно, испытываем гордость за тот путь, который прошли к настоящему моменту и тем, что представляем. В компании сейчас работает почти 70 человек, и, как мне кажется, каждый получает удовольствие от своей работы.

Хочу отметить, что с момента формирования компании у нас остались все ключевые люди, основной костяк продюсеров и директоров съемочных групп. А если кто-то и уходил, то для того, чтобы начать свой собственный бизнес.

 

Как вам удалось собрать вместе такое количество профессионалов?

Я падкий на интересных и энергичных людей. Ко мне приходит человек на собеседование, и я понимаю, что он «наш» и принесет реальную пользу. После того, как мы берем его к себе, человек быстро растет, осваивается в компании уже на подходящей ему позиции и остается с нами на долгие годы. Вот так мы и растем!

Случайных людей в нашей компании нет. Когда иду по офису, узнаю и ценю каждого. Очень рад, что все эти люди собрались здесь. Когда год назад прошла первая волна текущего кризиса, на рынке была паника, начались сокращения зарплат и увольнения, мы поняли, что не можем себе позволить уволить хоть кого-нибудь. Для нас было бы трагедией потерять специалистов, сократиться даже на десять процентов. Мы всех собирали по крупинкам.

Как попасть к вам на работу?

Все мои данные открыты, их можно найти на нашем сайте. Мне лично присылают резюме на почту.

 

Текущий экономический кризис всех затронул, но при этом многие отмечают, что именно в кризис открываются новые возможности, в особенности предприимчивым людям. Вы согласны с такой точкой зрения? И если да, то как вы планируете использовать сложившуюся ситуацию себе во благо?

Слава богу, кризис на себе мы ощутили не так сильно. По сравнению с предыдущими годами спада оборотов не наблюдалось. Более того, мы даже видим рост. В конце 2015-го и в начале этого года мы ощутили значительный приток заказов. Я связываю это с тем, что в условиях нестабильной ситуации крупные рекламодатели выбирают большой и проверенный продакшен.

Ваш экономический прогноз на этот год?

По нашей индустрии, думаю, все будет стабильно. Нетипично для января, у нас даже возросла занятость и прошло пять больших съемочных проектов с выездом за рубеж.

Всем нашим клиентам на рынке приходится сильнее бороться за своего покупателя, так как по всем сегментам  произошёл спада потребительского спроса. И чтобы удержать своего покупателя, все наши клиенты будут больше вкладываться в рекламу.

Обычно в кризис более сильные расширяют свою долю на рынке за счет ухода более слабых. Те, у кого дела идут плохо, они снижают рекламную активность, чем пользуются конкуренты и забирают себе часть покупателей.

 

Некоторые топовые специалисты – режиссеры, операторы – исторически свои гонорары выставляли в долларовом эквиваленте. Вы согласны с такой позицией?

Всех наших российских режиссеров оставляем в рублевых рамках и стараемся не идти на предложение оплачивать гонорар в валюте. Все-таки, мы все живем в рублевом пространстве.

Что касается валютных контрактов – с иностранными режиссерами и съемками за границей, то сейчас, в условиях текущей непредсказуемости, клиент берет на себя все валютные риски. И большое им за это спасибо, ведь без этого само существование нашей компании было бы под ударом.

 

Как Вы пришли в индустрию?

В 93-м году, вернувшись из армии, полтора года работал на телевидении ассистентом оператора; затем пошел учиться во ВГИК. После третьего курса ушел и начал снимать рекламные ролики, параллельно занимаясь бизнесами, которые давали стабильный доход. У меня был деревообрабатывающий завод в Ярославской области, 12 магазинов Kodak, своя фотолаборатория. В конце концов я решил остаться именно в рекламе, потому что это интересный бизнес, творческий, здесь постоянно кипит жизнь. А еще в нашей индустрии мне очень нравятся люди. В других сферах мне не хватало нормального человеческого общения. Атмосфера, которая здесь присутствует – это просто подарок. Когда мы пришли в этот бизнес, нам было по 20-25 лет. С тех пор душой не постарели ни на день!

Сейчас вход в индустрию стал проще. Например, появилось много компаний, которые созданы одним человеком, и им не нужно ежемесячно тратиться на зарплаты сотрудников и аренду больших офисов. Многие такие компании работают напрямую с маркетинговыми отделами клиента, часто минуя рекламное агентство. Что вы об этом думаете? Нам представляется, что таким компаниям, как ваша, становится труднее работать в сложившихся условиях. Какие сильные стороны вашей компании позволяют удерживать клиентов?

Многие говорят мне об этой ситуации, но, если честно, на себе мы ее не ощущаем. Все равно топ-10 основных рекламных агентств идут в крупные продакшены. Ведь приходя к нам, вы получаете качественный результат, какие бы форс-мажоры не произошли. Мы гарантированно доводим дело до конца. На протяжении всех 15-ти лет я создавал структуру, где есть четкая иерархия, со своей четкой вертикалью и перераспределением прав и обязанностей.

Когда ко мне приходили на собеседование исполнительные продюсеры из других продакшенов и я им объяснял, как у нас здесь все построено, они удивлялись, мол у нас продюсер «ничем не занят». Я им отвечаю, что продюсер и должен заниматься только клиентом. А все остальные департаменты ему в этом помогают. Структура должна работать как часы. Каждый должен заниматься своим – юрист договорами, бухгалтерия – расчетами налогов, продюсер пост-продакшена – финальной визуальной частью ролика.

Я сейчас в компании занимаюсь решением глобальных вопросов: с банками, финансированием; слежу за тем, чтобы у всех нас была возможность, делать то, что мы делаем. Стараюсь создавать комфортные условия для моих сотрудников.  В то же время слежу за тем, чтобы у агентств, клиентов и продюсеров не было проблем в коммуникации. Если все же они возникают, я выступаю в роли некой красной кнопки, помогаю решать вопросы. Хотя за последние лет пять делать мне это приходилось не часто, потому что механизм уже очень четко отлажен. И именно это, как мне представляется, и нужно нашим клиентам. Чтобы наладить работу такого механизма, нужны большие финансовые вложения и время. У нас на это ушло лет десять. Маленькие продакшены не способны представить такой уровень сервиса для клиента. Я уверен, что в ближайшее время на рынке не появятся новые сильные игроки.

 

Есть ли у молодых и талантливых мотивация приходить к вам? Большие бюджеты, с которыми вы работаете, требуют и большой ответственности за конечный результат. И вы, как мы понимаем, не можете позволить себе рисковать, приглашая на проект начинающих. Или у вас есть отдельное направление по микро-бюджетам?

Буквально два месяца назад мы организовали такую подструктуру для малобюджетных проектов и сейчас находимся в активном поиске именно молодых и талантливых, новых голосов в нашей индустрии, которые смогут вдохнуть новую жизнь в проекты и представить совершенно новое видение в малобюджетных роликах. 

Что касается приглашения молодых режиссеров на наши текущие проекты, то здесь заколдованный круг. Агентства просят у нас новых режиссеров, но на серьезных и больших проектах боятся рисковать и в результате все равно приглашают проверенных. Хотя, думаю, кризис – хорошее время для малоизвестных режиссеров, актеров, операторов…

Почему, по вашему, у нас не развиты такие институты, как агенты или агентство? Нужно ли это индустрии?

Профессионалов пока не так много. Все привыкли все решать напрямую.

 

Какие ваши ролики можете рекомендовать к просмотру?

Мне очень понравился наш проект, который недавно сделали с Чаком Норрисом в Техасе. Еще один с настоящими лошадьми, которые танцуют рок… Очень интересную работу сняли в прошлом году для МТС.

(Полный список названных работ в конце интервью – прим. ред.)

 

Если бы вас пригласили вести мастер-класс по производству рекламы перед студентами киношколы, какие бы яркие работы вы рекомендовали к просмотру?

Все что связано с NIKE или PEPSI.

А еще вот эти:

https://www.youtube.com/watch?v=nkUA1w967VY

http://www.youtube.com/watch?v=ZzoJzWU5pSE

http://www.youtube.com/watch?v=lQ3D4CqHbJM

http://www.youtube.com/watch?v=86_6Kt1CwHE

http://www.youtube.com/watch?v=I07xDdFMdgw

 

А какие три фильма назовете?

«Безумный Макс: Дорога Ярости». «Крестный Отец». «Бойцовский Клуб».

 

Было время, когда заказчик противопоставлял видео для ТВ и для интернета. Мол, картинка для маленького экрана, производственный бюджет для интернета должен быть существенно ниже. Это мнение сходит на нет?

Конечно, уже все понимают, что разницы нет. Более того, интернет ролики могут быть дороже, например, из-за продолжительности. Как правило, ролики для интернета более провокационные, рассчитаны на эффект быстрого распространения и охвата огромной аудитории.

 

У вас большой опыт в производстве высокобюджетной рекламы. Не возникало желания заняться производством полнометражных фильмов или сериалов?

Хотим этим заниматься. Но, кино как бизнес, у нас еще пока плохо развито. Думаю, реально из 200 фильмов окупается только 3-4. Господдержка, невозвратные деньги инвесторов… Но в скором будущем, уверен, будем этим заниматься.

Это уже серьезные планы или пока только присматриваетесь?

Пока только присматриваемся.

Вы видите вашу компанию в качестве продюсерской, которая займется поиском и разработкой сценариев, или же будете заниматься только производством?

Мы хотим быть именно правообладателями. Нам было бы интересно разрабатывать сценарии. Но и производство, безусловно, нам понятно.

Что можете сказать об отечественной киноиндустрии как зритель?

Я был удивлен количеством хороших фильмов, которые представлены на разных отечественных и международных фестивалях. К сожалению,  многие из них не попадают в прокат. И это трагедия, что очень много интересных картин так и не доходят до своего зрителя.

Например, мне очень понравился фильм «Сибирь. Монамур» Вячеслава Росса. Люк Бессон даже выкупил права на экранизацию этой картины. Я разговаривал с художником-постановщиком фильма и задавал вопрос: «Почему о нем нигде широко не было слышно? Ведь фильм потрясающий!». Ответ был такой: «Это никому оказалось не нужно, никто не захотел заниматься его продвижением…» Как показывает практика, на такие фильмы мало кто ходит.

Из тех, что недавно смотрел, мне понравился еще «Он – дракон» Базелевса. Это что-то новое для нашей индустрии, с шикарной работой художника-постановщика (Григорий Пушкин), компьютерной графикой, операторской работой (Сергей Трофимов). Молодцы.

Как часто ходите в кинотеатр?

Хожу каждую неделю. На прошлой посмотрел «Омерзительную восьмерку» Тарантино (на момент интервью фильм вторую неделю шел в прокате – прим. ред.) – фильм мне очень понравился! Хотя многие коллеги критикуют его в соц. сетях.

Еще посмотрел «Ангел революции» Федорченко.

В кинотеатре?

Нет, к сожалению, через интернет. Он был в ограниченном прокате, насколько мне известно.

Вообще, это было бы замечательно, чтобы в Москве существовала пара кинотеатров, где можно посмотреть вот такой качественный отечественный репертуар. Хотя, к сожалению, эти кинотеатры были бы дотационными.

 

Ваш совет начинающим в рекламной индустрии?

Даже по одной работе режиссера опытный продюсер может определить сильные и слабые стороны его личности. Продакшен может подставить начинающему свое административное плечо, предоставить максимум возможностей. Посмотрите на топ-состав наших операторов и режиссеров, которые по гонорарам не уступают своим западным коллегам. Все в свое время с чего-то начинали.

Так что точно не нужно ничего боятся!

 


P.S. Комментарии и видеоролики, рекомендованные командой Action Film к просмотру.


 

Baltika_EVE  Очень неординарная работа, которая потребовала креативного подхода к производству.

 

Goldminebeer_Friendship   Запоминающиеся кадры дикого запада, гармонично переплетены с аппетитно снятыми продуктовыми планами.

 

KIA_Ceed   Множество мест съемки, сложная техническая съемка, режимное освещение - все эти составляющие сделали ролик ярким.

 

Kronenbourg_Pleasure  Для съемок этого ролика было построено множество мини-декораций и механизмов. Это действительно уникальный ролик для российского рынка.

 

Lukoil_Hunters   Съемка экшен-сцен в саване была непростой задачей. Возникли сложности с доставкой необходимого количества автомобилей нужного цвета. Но благодаря нашим стараниям, необходимые машины были доставленные в нужное место в нужный час.

 

Lukoil_Taxes  Была организована экспедиция на платформу, сложные погодные условия не дали возможности снять все запланированные кадры. Но даже без них ролик получился зрелищным.

 

MEGA_Spring  Перед нами ставилась задача создать весенний, позитивный, яркий ролик. Нам кажется, все получилось как нельзя лучше. Съемки проходили в Америке.

 

Megafon_Man  Костюмы, место съемки, ракурсы, эмоции - все это делает ролик настоящим эпичным мини-фильмом.  

 

MTS_ForYou  На съемках этого ролика мы еще раз открыли для себя, насколько же велика и красива Россия. Надеемся, наш ролик так же сильно вдохновил зрителей, как вдохновились им мы!

 

Redds_A&D  На примере этой работы можно наглядно понять, что даже самые неожиданные вещи могут напоминать нам о наших чувствах. Мы проделали гигантскую работу по разработке и съемке множества потрясающе красивых кадров. Многие из которых даже не вошли в окончательный монтаж.

 

Rosneft_Energy  В этом ролике объединены старания съемочной группы и CG специалистов. Многие из планов снимались в павильоне, а фоны были достроенные на постродакшене.

 

Samsung_GalaxyTeam  Невероятно патриотичный ролик. Мы очень гордимся участием в нем. Это действительно грандиозный проект, в котором принял участие Евгений Малкин и другие члены олимпийской сборной. Весь процесс производства занял более 3-х месяцев. Практически в каждом кадре ролика присутствует компьютерная графика.

 


Фоторафии из личного архива Александра Чаленко.