Егор Абраменко. Перед премьерой.
April 15, 2020
С момента нашего последнего интервью с режиссёром Егором Абраменко прошло чуть более шести лет. За это время из начинающего режиссёра рекламы он превратился в топового. Его работы, как и раньше, вызывают восторг и гордость за отечественную киношколу. Рекламы мы ещё коснёмся. А сейчас о кино.
Егор, фильм "Спутник" – твой дебютный полнометражный фильм. И так получилось, что премьера состоится онлайн. Что переживаешь в связи с этим?
Смешанные чувства. Фильм создавали для большого экрана и потратили много усилий, чтобы во всех смыслах это стало кинематографическим зрелищем. К сожалению, происходящие события внесли коррективы в наши планы. Да, мы действительно выходим онлайн. На самом деле, если посмотреть на статистику, сейчас это общемировая тенденция, когда большое количество релизов создаётся для онлайна – "Ирландец" Скорсезе, другие фильмы от Netflix. Это абсолютно полноценные фильмы, которые создаются по таким же законам большого экрана. Но так получается, что сегодня у малого экрана шире аудитория и большее количество зрителей. И для нас в сложившейся ситуации это скорее преимущество. Есть ощущение, что наш фильм сможет посмотреть гораздо большее число зрителей. А это и есть сверхзадача.
А ты не думаешь, что мир сегодня уже поменялся и в ближайшем будущем кинопремьеры будут проходить онлайн наравне с традиционными показами в кинозалах? И что, возможно, в историю ты попадаешь как первый российский режиссёр, чья премьера состоялась в таком новом формате?
Сложно сказать, являюсь ли я первым. Но как информационный повод – можно и так подать. Думаю, такая практика будет продолжаться и в будущем. Но я сторонник более академичных правил и устоев, мне хочется продолжать делать фильмы для большого экрана. Я пытаюсь быть гибким и рассматриваю разные способы диалога с аудиторией.
Так ведь сегодня и в домашних условиях можно ощутить весь эффект сопереживания, который достигается за счёт большого экрана. Качество и размер изображения через проектор, качество звука...
Ну есть ещё и ритуал похода в кино, эмоции и переживания, связанные с этим. Технологии развиваются, но пока сложно полностью повторить при домашнем просмотре опыт сопереживания, получаемый в кинотеатре. Звук и изображение – инструменты, благодаря которым автор максимально качественно рассказывает свою историю. И в зале есть возможность полностью раскрывать силу этих инструментов.
Но я рад, что онлайн платформы развиваются – это даёт кинематографистам огромную возможность приобретать независимость.
На каких платформах можно будет посмотреть твой фильм?
В России выйдет на more.tv, ivi.ru и wink.rt.ru
Расскажи, как родилась идея фильма? Это продюсерское кино и тебя утвердили как приглашённого режиссёра?
Изначально это мой проект, идея появилась лет пять назад. Хотел смешать жанр научной фантастики и хоррора. Сформулировал в виде документа с огромным количеством референсов, показал его продюсеру Илье Стюарту (Hype Production). На что он практически сразу сказал: "Круто, поехали!" И уже затем появился proof-of-concept – короткометражка "Пассажир" (её можно посмотреть на моем личном сайте), из которой, собственно, и родился "Спутник". А позднее мы объединились с кинокомпаниями "Водород" и "Арт Пикчерс".
А были с ними уже и другие проекты?
Я работал в качестве режиссёра второго юнита над картиной Фёдора Сергеевича Бондарчука "Притяжение". И с тех пор мы хотели поработать над чем-то совместным. И вот такая возможность появилась. Я как раз заканчивал работу над короткометражкой, и продюсеры Саша Андрющенко и Миша Врубель из "Водорода" заинтересовались. Всё произошло довольно быстро. Заканчивая монтаж, я продемонстрировал ребятам фильм, и уже через неделю продюсеры приняли решение о совместной работе. Так что нельзя сказать, это продюсерское или авторское кино. Скорее "Спутник" – это что-то между.
Насколько активным было твоё участие в разработке сценария? Можно чуть подробнее о подготовительном этапе?
Действительно, я активно принимал участие во всех этапах производства фильма, в том числе в разработке сценария. Компания "Водород" практикует замечательную схему, когда в одной комнате собираются режиссёр, продюсеры, автор сценария и обсуждают будущий сценарий. Затем автор пишет сцены, мы снова их обсуждаем, при необходимости совместно переписываем и, так или иначе, совместно принимаем решения. И такая работа над сценарием у нас продолжалась довольно долгое время. Думаю, около года. На начало съёмок у нас был двенадцатый драфт сценария. И даже были моменты, когда уже во время съёмок мы вносили мини-правки в сценарий.
И мне было важно, чтобы основной креативный костяк – режиссёр, оператор-постановщик, художник-постановщик и художник по костюмам – смог с нуля создать "нашу" вселенную. То есть перевести с бумаги в реальность и материализовать её. На протяжении полутора месяцев до препродакшена мы занимались начальной фазой, собираясь в комнате и рассматривая огромное количество референсов. Смотрели фильмы, совпадающие со стилистикой нашего будущего фильма. Спокойный, камерный и дико полезный процесс! Это был период, когда мы смогли сформулировать и заложить ощущения и правила создаваемого нами нового мира. И по этой навигационной карте мы шли уже далее.
Говоря о референсах, что сильнее всего оказало влияние?
Конечно, "Чужой" присутствует в ДНК нашего фильма. Если углубляться в историю кино и анализировать, то Ридли Скотт в "Чужом" заложил основу новому жанру space-horror. Вообще каждый из нас находил свои источники вдохновения, и зачастую они были довольно неожиданными. Но в первую очередь старались отталкиваться от написанной истории, от того, что было заложено в сценарии.
Например, визуально активно использовали советскую эстетику. На одну из первых наших креативных встреч мы синхронно с художником-постановщиком Машей Славиной пришли с альбомами, посвящёнными брутализму и конструктивизму в советской архитектуре. И эта эстетика легла в визуальную основу нашего фильма – интерьеры, текстура. В процессе наша рабочая комната наполнялась таким материалом; оператор-постановщик из книжного магазина привёз стопку альбомов, всё было обклеено вырезками из них.
Изобразительно вдохновлял Финчер – его перфекционизм, цветовые решения его фильмов. Смотрели "Зодиак", разбирали каждую сцену.
Где проходили съёмки?
У нас были и натурные съёмки, но большая часть происходит в интерьерах. Нам важно было создать ощущение, что стены зажимают нашего героя (и так уж получилось, что тема изоляции очень совпала с текущей ситуацией и понятна сейчас всем). Решением стало постоянное присутствие искусственных источников света, и на этом выстроена мрачная атмосфера нашего фильма. На монтаже мы окончательно поняли, как это классно сработало!
У нас совсем небольшое количество натурных сцен. Но когда в фильме они происходят – это абсолютно потрясающе работает. Когда герои вырываются наружу и видят солнечный свет, который их слепит, – это интересно работает на восприятие истории.
Сколько длился съёмочный период?
Около двух месяцев. Начали снимать в конце декабря 2018-го, закончили в середине февраля.
Ты давно и плодотворно, ещё со времён учёбы во ВГИКе, работаешь в паре с талантливым оператором Максом Жуковым. Мир знает много успешных творческих тандемов. И, что интересно, в интервью они отмечают, что каждый раз находят какие-то новые открытия друг в друге, новые творческие решения. Во время работы над фильмом у вас возникало что-то подобное?
Ты правильно заметил, что с Максимом мы вместе сотрудничаем и дружим со ВГИКа. И уже с полуслова понимаем друг друга. Он продолжает меня удивлять. Максим был оператором-постановщиком короткометражки, и было понятно, что примет участие в создании фильма. Он проделал невероятную работу. Изобразительная часть – во многом это его огромная заслуга.
На что бы ты обратил внимание зрителя при просмотре?
Мы сняли мрачное кино, и чтобы правильно его воспринимать, при просмотре на компьютере отключите режим auto-brightness и поставьте яркость на 70%.
Ты доволен своей работой?
Я не объективен... По факту, кино готово к выходу. Но я бы не смог остановиться, мешает постоянное стремление к перфекционизму. Поэтому я скорее рад, что процесс завершён. Наверное, я доволен. Продюсеры, группа – все отлично поработали!
В фильме есть что-нибудь основанное на реальных событиях?
Конечно, это выдуманная история. Но во многом при работе над фильмом мы отталкивались от реальных источников, и что-то было заимствовано. Не буквально, но какие-то факты, трансформированные в угоду истории, мы использовали. Мы пытались быть максимально исторически достоверными. Я убеждён, что такое кино будет работать, если оно максимально реалистично и правдоподобно. Я уже совсем необъективен, но, как мне кажется, мы смогли выдержать эту планку. Но в итоге виднее будет зрителю и критикам.
Какая фестивальная судьба ожидает твой фильм? Что запланировано?
Нам очень повезло, мы попали в конкурс Tribeca Film Festival, очень классного нью-йоркского фестиваля. Сам факт приглашения туда – гигантский успех! Забавная история: ещё когда я учился во ВГИКе и заканчивал свой дипломный фильм, от товарища впервые узнал об этом фестивале. Я попробовал отправить тот фильм, но меня не отобрали. И вот спустя 12 лет судьба вернула мне эту возможность. И сейчас статус такой: всё будет происходить онлайн, жюри будет онлайн отбирать претендентов, затем церемония награждения – тоже онлайн. По всей видимости, к сожалению, в этом году не состоится физического присутствия кинематографистов. А с этим не будет и возможности пообщаться с аудиторией, презентовать картину. Я слежу за новостями, пока даты отложены, и не исключаю, что карантин закончится и тогда зритель сможет на фестивале увидеть картину на большом экране, а я смогу с ним пообщаться. Это уникальный опыт, и хотелось бы его испытать.
Сериалы. Финчер, Скорсезе, Нолан (как и многие другие замечательные творцы) – создают суперконтент, премьеры ожидаешь с нетерпением. Мы можем тебя увидеть в качестве режиссёра в этом формате?
Меня можно увидеть в качестве режиссёра любого формата. Поскольку это набирающий силу формат и уважаемые и легендарные кинематографисты этим занимаются – это показатель того, что сериал превратился в отдельную форму искусства. Я могу так сказать: было бы очень интересно принять участие в качестве режиссёра одного эпизода. Буквально недавно посмотрел потрясающий новый амазоновский сериал Tales from the Loop – экранизация иллюстраций крутого шведского концепт-артиста Саймона Сталенхага, такой sсi-fi сериал. Первый сезон состоит из восьми эпизодов. Я заметил, что каждый эпизод снимал отдельный режиссёр, причём их состав впечатляет. Пилот снял Марк Романек, финальный эпизод Джоди Фостер. В контексте этого сериала подумал, что было бы интересно что-то подобное сделать.
А что в рекламе? Проекты для тебя отбирает агент? Много предложений?
Продолжаю снимать рекламу и по-прежнему считаю этот формат интересным, в нём можно реализовываться и совершать для себя креативные открытия. Помню, что было непросто после фильма перестроиться на этот суперкороткий формат. Ведь в рекламе мыслишь категориями шотов, кадров; в фильме мыслишь категориями сетапов, мизансцен, арок персонажей, характеров. Но ультракороткий формат рекламы – это прекрасная практика, упражнение компактно доносить мысль, эмоцию.
Что касается работы, у меня есть агент – меня представляет Юлия Самойлова, агентство "Синдикат". Она прекрасно знает мои вкусовые преференции и изначально пытается предлагать мне те проекты, которые были бы мне интересны. И мы постоянно стараемся расширять кругозор и смотреть в направлении таких жанров и форматов, которых ранее я не касался. Будем честны, есть огромное количество потоковых роликов, в которых сложно найти способ для творческой реализации. Тем не менее иногда такие проекты становятся крутым челленджем, когда ты должен в очень простой истории, задача которой "продавать продукт", найти для себя как для режиссёра что-то, что можно реализовать. Когда твои неожиданные идеи, которых не было изначально в брифе, находят отклик со стороны агентства и клиента.
По-моему, в твоём инстаграме промелькнула информация, что у тебя появились агенты в США?
Да, в Северной Америке меня представляет XYZ Films – это мои давние знакомые, они же являются нашими sales agents по "Спутнику".
Также с недавнего времени меня подписали UTA. В основном это касается кинопроектов. И вот сейчас мы с ними плотно сотрудничаем.
Последний вопрос. Фотография по-прежнему является твоим хобби? Где можно посмотреть твои текущие работы?
На самом деле это моя привычка – носить везде с собой камеру. Постоянно снимаю, в основном это происходит на собственных площадках. Большую часть снимков можно увидеть в инстаграме, часть есть на моём сайте. На съёмках "Спутника" отснял около двадцати плёнок, часть из них до сих пор не проявлена. Буду периодически выкладывать. Возможно, когда появится чуть больше времени, сделаю отдельный альбом. Надеюсь, однажды это произойдёт!
(с) ReelSource.ru
апрель, 2020
Фотоматериал предоставлен Егором Абраменко.