Феликс Умаров, режиссер. Интервью.

August 18, 2019

В уходящем месяце лета встретились с Феликсом Умаровым – молодым, талантливым и перспективным режиссером. В его шоуриле пока еще не так много работ, но он уже успел поучаствовать в Каннском фестивале рекламы, а также получает приглашения снимать от международных продакшенов и агентств.


 

На днях получили презентацию от представляющего тебя агентства талантов, где о тебе сказано следующее: "Феликс экспериментирует с широким спектром техник и форматов – от пленки и цифровых видеороликов, до гифок и фотографий. Его работы включают в себя фильмы о моде, музыкальные клипы, рекламу и короткометражки". А что бы ты сам о себе рассказал как о режиссере?

Да, Юля (агент Феликса – прим. ред.) неплохо про меня сформулировала!

Говоря о себя, в первую очередь скажу следующее. Восприятие информации у современной аудитории и молодежи сильно отличается от того, что было пять-десять лет назад. Темпы восприятия изменились. Как режиссер, на мой взгляд, я улавливаю этот быстрый темп повествования, который позволяет зрителю моментально включаться в визуальный рассказ. Мне нравится, что сейчас много доступных технических возможностей, и они позволяют удерживать внимание аудитории. И мне важно в течении уже первых пяти секунд зацепить зрителя ритмом повествования, пообещав ему дальнейший экшн. Мне нравится работать с новыми форматами, следить за тенденциями и как это можно интегрировать в визуальный ряд. 

Продолжая эту тему, по-твоему, что тебя отличает от твоих коллег?

У меня есть одно большое преимущество, и возможно оно дало мне такой резкий скачек, который произошел примерно два года назад. Дело в том, что я закончил операторский факультет во ВГИКе и в самом начале карьеры мог выходить на плащадку как режиссер и оператор, и даже как режиссер монтажа. Чуть позже начал спрашивать друзей и анализировать, чем именно цепляют мои ролики. И всякий раз слышал, что у меня есть свой стиль изложения истории. Он довольно стремительный. Ведь мы боимся, что на экране кадр будет не до конца понятен аудитории и зритель не успеет уловить, что в нем произошло. Я показываю кадр и монтажной склейкой внутрь помещаю еще один кадр, который и раскрывает содержание основного. Из-за этого монтажный темп не сбавляется и ритм остается динамичным. Но в результате зритель улавливает все, что я хотел рассказать. 

А еще у меня есть такая личная проблема, как удержание внимания. Если я прихожу на встречу или вечеринку, у меня блуждает взгляд. Так вот, когда я снимаю, я прилагаю усилия, чтобы в первую очередь удержать собственное внимание и концентрацию. И от этого, возможно, в моих работах прослеживается тенденция к ускорению ритма, но при этом к выдаванию новых акцентов в визуальном произведении.

То есть это такая твоя физиологическая особенность, верно?

Я бы не стал склонять это к какому-то врачебному термину (смеется), но по ощущениям это у меня иногда присутствует. Возможно оттого, что пью много кофе!

 

В той же презентации отдельно подчеркнуто, что тебе "всего 24 года"? Куда сейчас направлен твой вектор развития?

Мне бы очень хотелось, и я сейчас над этим активно работаю, выйти на разные зарубежные рынки. Кстати, еще одно преимущество сегодняшнего дня – мир стал супер открыт, и у каждого есть свой инстаграм и прочие соцсети. И существует масса примеров, когда ребята переписываются с Эммануэлем Любецки в инстаграме и он там же коментит их видосы. Сегодня можно отправить свою работу человеку в любой уголок мира, или же он может случайно увидеть твои работы, заинтересоваться ими и связаться с тобой. В этом вопросе важно не бояться быть большим энтузиастом, чем ты в данный момент есть. Настойчивость работает.

Ты говоришь о продвижении себя, а вопрос в том, чего в твоем творчестве на данный момент присутствует больше – работы на заказ (реклама, промо), или авторских проектов?

На данном этапе я много времени уделяю коммерческому видео. Это не плохо, но мешает выстроить свою стилистику, находясь исключительно в коммерческих заказах. Так или иначе в них есть заказчики, агентство, под которых необходимо подстраиваться. В настоящее время стараюсь находить проекты пусть с меньшим бюджетом, но при этом с максимальным режиссерским уровнем свободы. Именно такие работы в результате попадают в портфолио. Мне интересны музыкальные клипы, музыка сама по себе диктует повествовательный образ. Мне кажется, у каждого начинающего режиссера присутствовала мысль о постепенном переходе от более простых форм к большому кино. Пример Бекмамбетова, который начинал в рекламе и клипах, а после объединил наработанные приемы в своих фильмах. И я думаю, что это хороший проверенный путь.

 

Давай поговорим о твоих текущих работах. Что нравится снимать больше всего? 

Если говорить о коммерческих заказах, то это спорт и фэшн. Работа над такими видео дает возможность сосредотачиваться на визуальной эстетике, погружать аудиторию в разные миры и говорить в довольно динамичном темпе. Ну и музыкальные клипы.

Но ты же знаешь, и это особенно актуально на зарубежном рынке, куда ты сейчас активно стремишься, что к режиссеру привязывается определенное амплуа. Думал над тем, что тебя однажды заметят и дальше начнут принимать как режиссера для спорта и фэшн и ничего другого не предложат? Или это тебя вполне устраивает?

Есть такая проблема, и с ней, к сожалению, ничего не поделать. В США вообще с этим беда, там можно всю жизнь снимать, например, только table-top. Но я думаю, в России чуть больше возможностей. В целом, поколение молодых режиссеров настоящего времени попало в идеальную волну. Рынок большой и очень много заказов и работы. И поэтому возможность снимать здесь в разных жанрах пока остается. Так что я не боюсь того, что за мной что-то привяжется. 

В конце концов, и такие случаи часто происходят, режиссер за свои деньги может снять ролик для своего портфолио. И эти ролики получаются очень классными. После часто происходит поворот в карьере.

 

А у тебя в риле есть такие "фейковые" заказчики?

Когда я заканчивал ВГИК, а это время, когда большинство сокурсников не понимают, куда дальше двигаться, так вот я хотел снять хоть что-то, чтобы быть замеченным. И предлагал снять для любых классных брендов и использовать в своем портфолио. Но мое предложение не было поддержано. Так что, отвечая, нет таких работ.

Была немного иная история. Однажды меня позвали снять бэкстейдж во время съемок известного бренда. Но на энтузиазме я предложил за те же минимальные деньги снять само видео. Так и получилось, и после этого стали поступать заказы на съемку фэшн.

 

Ты уже упомянул, что сейчас получаешь много заказов и вообще работы много. Нельзя сказать, что так говорят все участники рынка. Часто слышишь, что приходится писать много тритментов, но дальше этого не идет. Как думаешь, с чем такое связано? Можешь дать какой-то совет?

С точки зрения количества работ после тендеров – так у меня все то же самое!

Я бы здесь высказался про актуальность. Когда мы учились во ВГИКе и смотрели много фильмов из истории кино, было довольно сложно, живя во втором десятилетии текущего века воспринимать язык повествования режиссеров середины прошлого века. Довольно архаично все это выглядит. Могут обыгрываться схожие ситуации, при этом язык повествования сильно различается. Этот язык нестабилен, он постоянно меняется. И я понимаю, что режиссеру оставаться на рынке постоянно востребованным довольно сложно. Тем более что непрерывно появляются новые интересные имена режиссеров и операторов. И всякий раз я удивляюсь их новым приемам и подаче. Пройдет немного времени, и уже мне придется работать с  оглядкой на более молодых, пытаться проанализировать их формулу успеха.

У меня есть ощущение, что мы перестаем расти в момент, когда перестаем следить за развитием. Мода и вкусы меняются, важно не переставать их отслеживать. Вот пример. Человек, с которым мы довольно много писали креатива – Андрей Рафиков из "Бюро Рабочее название". Он так быстро улавливает разные тенденции! Предлагает стиль по титрам, мы его используем и спустя месяц у топовых артистов обнаруживаем именно этот стиль.

 

Ты закончил ВГИК. Причем одновременно режиссерский и операторский факультеты, верно? Расскажешь чуть больше об этом?

Не совсем так. Я его закончил как оператор. Но параллельно во время учебы работала режиссерская мастерская Джаника Файзиева, и это была первая мастерская, где мастер подробно разбирал зрительское кино. В результате я получил красный диплом операторского факультета, но параллельно смог посещать режиссерскую мастерскую. Сейчас я могу точнее ставить задачу оператору на площадке. Такое "двойное" образование мне сильно помогает. В моем риле можно увидеть режиссерско-операторские работы, но сейчас я стараюсь так не снимать.

 

Еще ранее, перед институтом, ты работал актером в Государственном Академическом театре? Расскажешь об этом опыте?

У меня невероятные родители! Они посвятили мне очень много времени, дали хорошее образование и воспитание. В кругу их друзей было много актеров. Однажды проходил набор детей в спектакль. Меня с сестрой родители отправили на прослушивания, в итоге с 5 до 12 лет я играл в театре. Было довольно интересно, ты вырастаешь в какой-то другой вселенной, видишь происходящее вокруг за кулисами. Что самое смешное, я ни разу не посмотрел тот спектакль из зала!

Еще я получил музыкальное образование, что многое дало мне и сыграло определенную роль в жизни.

 

В разговоре перед интервью ты сказал, что в этом году побывал на фестивале в Каннах. Какую работу там представлял?

Каждый год происходит отбор на представление своей страны в конкурсе Young Lions – одна из частей Каннского фестиваля, на которой представлены люди с опытом не более трех или пяти лет в индустрии, младше 30 лет. Довольно жесткие условия, по приезду в Канны выдается кейс, тебя брифуют и нужно за два дня сочинить креатив, снять и смонтировать историю и представить результат на оценку судей. Чтобы попасть туда, нужно пройти отборочный этап в Москве. На этом этапе схожие условия. Это был мой первый такой опыт и это невероятно! Вокруг столько супер творческих людей. Мы получили бриф от WWF – фонда сохранения дикой природы. Было очень интересно, но мы, как мне кажется сейчас, немного перемудрили с концептуальностью и ничего не заняли.

Из других стран поступают приглашения поработать? 

Сейчас да. Год назад я получил первое приглашение из Китая поучаствовать в тендере для рекламы Puma. Тогда это ничем не закончилось, но я понял, что интернет платформы работают и нет границ. Люди из разных стран находят мои видео в сети.

Тогда же, годом ранее, меня пригласили из Польши снимать короткий фильм. С российской стороны в его производстве мне помогли ребята из SPOT production, и сейчас этот фильм начинает свою фестивальную жизнь.

А буквально на днях позвонили из Китая и предложили подписать в их агентство, которое представляет в своей стране режиссеров со всего мира.

И еще недавно был контакт с очень крутым и престижным агентством, но я пока не могу это комментировать. Но это очень классное событие, которое сильно заряжает!

 

Что смотришь и читаешь на досуге?

Сейчас такой период времени, что мне сложно визуально читать книги. Возможно, из-за того, что в определенный момент произошел визуальный перегруз и сложно фиксировать свое внимание на тексте. С утра уже миллион сообщений на мессенджерах, все эти новости – текста в жизни стало слишком много. И я начал слушать книги. Иногда слушаю на скорости 2 или 2,5 и просто "проглатываю" литературу. У всех разное восприятие, но мне так комфортно. На днях таким образом дослушал "Атлант расправил плечи". Очень люблю классику и биографии. Одно из восхищений вызвала биография Да Винчи – абсолютно новый взгляд на личность гения.

Про фильмы. Часто посещаю кинотеатр. А еще дома у меня проектор, стараюсь каждый день смотреть что-то новое. Также люблю пересматривать мультфильмы, особенно от Pixar; фильмы Спилберга.

 

Какие планы на ближайший год?

Надеюсь осваивать другие рынки – как минимум один проект в Китае и один в Европе. А еще начинаю задумываться о большом кино или сериале!

 


Фотоматериал предоставлен Феликсом Умаровым https://www.instagram.com/feelfel/

Заглавная фотография  https://www.instagram.com/filimonovaya/