Денис Фирстов, оператор-постановщик. Интервью.

September 26, 2016

6 октября в прокат выйдет фильм «Коллектор», на котором ты был оператором-постановщиком. На Кинотавре этого года за этот фильм ты был отмечен призом «Лучший кинооператор». Почувствовал изменения в своей профессиональной жизни после этого?

Работа над фильмом – процесс длинный, сложный и требующий большой отдачи. Поэтому к выбору проекта я подхожу с большой осторожностью. Не хочу пока говорить, но скоро, думаю, появится очень интересный проект!

 

Может, награда на фестивале как-то повлияла на твою стоимость, как оператора?

На стоимость пока принципиально не повлияла.

Если искать информацию о тебе в интернете, то до сих пор можно найти сайты с твоим номером телефона для приглашения снимать свадьбы. Расскажи, как ты вообще пришел в профессию?

О, жесть! (смеется) Это, конечно же, очень старая информация.
Я закончил ГИТР. Пришел в него, уже работая фотографом. До этого учился на инженера (в другом институте), занимался компьютерной графикой. Поскольку мне это надоело в какой-то момент, увлекся фотографией. Далее устроился работать – снимал отчеты о мероприятиях. Мне это дико не нравилось, но в то время это был самый простой способ заработка, да и опыт в жанровой съемке. Потом поступил в ГИТР. Во время учебы очень много работал, начал снимать ролики.

 

А что стало отправной точной, когда произошел прорыв?

Думаю, прорыва и не было. Но могу выделить определенный важный этап. Я работаю уже около шести лет в режиме, когда мне нравится то, что я делаю. И в один момент я познакомился с моим уже нынешним другом – продюссером. Он поверил в меня и доверил мне съемку большой рекламы для Аэроэкспресса. И вот тогда, пожалуй, я впервые почувствовал себя оператором-постановщиком на «взрослой» рекламе. На тот момент у меня не было серьезного опыта, вдобавок я не очень коммуникабелен, поэтому находился в вакууме своей компании. Из-за этого долгое время меня мало кто знал, и я не особо предпринимал усилия для расширения своего круга общения. В какой-то момент я осознал, что мне пора выходить за эти рамки и начал рассылать свой рил продюсерам в разные продакшены. И спустя только год-полтора после этого у меня стали появляться заказы.

На съемках художественного фильма "Грааль".

А как тебя пригласили на съемки фильма «Коллектор»?

Это было достаточно странно. Я плотно снимал рекламу. В один день мне кто-то позвонил с незнакомого номера и предложил работу над фильмом. (Как позже я выяснил, нашли они меня через ReelSource, выбирали из нескольких представленных здесь операторов, правда так и не сказали, из кого). Так вот, я запросил сценарий, который мне сразу же очень понравился. Далее последовала встреча с режиссером. Он сообщил, что, возможно, будет приглашен Хабенский, но бюджет фильма достаточно ограничен и он планирует снять весь материал за семь смен. Это был по-настоящему интересный вызов!

 

Этим летом у тебя произошло изменение в личной жизни – была свадьба с замечательным молодым режиссером Марией Эм. В своих проектах она старается работать исключительно с тобой. Твоя нынешняя востребованность как-то повлияла на ваш творческий союз?

Пока нет. И если повлияет, то, я надеюсь, только в лучшую сторону.
Наш творческий союз не подразумевает полный эксклюзив. Бывает, я сам рекомендую других операторов для ее проектов, когда не могу принять в них участие. И это безусловный плюс, что она пробует работать со всеми.

 

Вернемся к фильму. По статистике большая часть населения нашей страны в последние годы чрезмерно закредитована банками. В СМИ часто пишут об этой проблеме. Интерес зрителей к этой теме, как нам кажется, обеспечен. Чем тебе на начальном этапе понравился проект?

Прежде всего мне понравился сценарий – он действительно интересный и качественно написанный, это психологический триллер с оттенком нуара. Все происходит в одном помещении с одним актёром. Помимо этого, весь материал нужно было отснять за семь смен. Совокупность всех факторов очень меня заинтриговала!

 

Какие впечатления от работы с Хабенским?

Самые прекрасные! Был очень удивлен его открытости. Ему было очень интересно работать, подробно разбирал свою роль и предлагал свои идеи. Абсолютный профессионал – всегда знает, на какую точку ему выйти по акценту в диалоге, великолепно чувствует камеру. Было сплошное удовольствие с ним работать.

Фильм побывал на международных фестивалях?

Пока на одном – в Карловых Варах. Алексей (Красовский, режиссер – прим. ред.) сказал мне, что фильм там встретили очень тепло.

 

Над чем сейчас работаешь?

В основном реклама. Недавно снимали на пленку.

 

По твоему инстаграму можно проследить, что ты много путешествуешь. Это связано с работой?

Да, в основном по работе. Зимой, когда работы мало, тогда самое время отправиться в путешествие, так делает большая часть рекламной индустрии. 

 

Какая командировка была самой запоминающейся?

Этой весной я летал в Токио на съемку документального фильма о музыкантах. У нас была прекрасная команда, ну и город меня впечатлил. Мы прилетели за несколько дней до прибытия группы. Сначала был скаут, и буквально сразу же я не выпускал камеру из рук и начал снимать – проезды, город и так далее.

 

К тебе поступали предложения от иностранных продакшенов?

Нет.

 

Есть в планах пробовать себя за пределами России?

Есть, конечно же. Но мне нужно для начала подтянуть свой английский. Недавно я впервые снимал с режиссером из Лондона, переживал за нашу коммуникацию. Но на деле все прошло хорошо. Тем не менее, мне хочется побольше поработать с иностранцами в России, а уж затем, с большей уверенностью в себе, попробовать там.

Многие твои коллеги отмечают, что в рекламе креатив остается за пределами ожиданий, многие работы не хочется ставить в рил. Это так?

Да, большинство работ не ставлю в рил. Бывает, что изначально соглашался на работу как раз из-за того, что ее можно поставить в рил, но к финалу проект может в корне поменяться из-за совокупности факторов. Как правило, из-за настойчивых желаний заказчика.

 

У тебя есть условный список любимых продакшенов и продюсеров?

Да, конечно. Те, кто приглашал и от кого ожидания оправдались. Нелюбимых нет, но есть продакшены, с которыми мне в меньшей степени хочется работать.

 

Есть, условно, A-list и new talents? Где ты себя ощущаешь?

Точно не new talents, все-таки у меня два полных метра и много рекламы. Но вообще, я об этом не думал.

 

Какими были твои ощущения, когда получил в этом году приз «Лучшего кинооператора» на «Кинотавре»?

Для меня это стало полной неожиданностью. Сначала я вообще не понял, что произошло. Помню, я куда-то собирался, как мне на телефон прислали фотографию приза. Я ведь не ездил на фестиваль. Спустя время я осознал, что произошло, и долго еще не мог в такое поверить. Ощущения интересные. На площадке всё сразу поменялось. Продюсера говорят своим клиентам обо мне в контексте этой награды. Ко мне стали подходить, знакомиться. (смеется) В общем, отношение поменялось.

Какие перспективы видишь у рынка? Чувствуешь перспективы?

Ну, в рекламе точно все стало значительно лучше. По качеству исполнения мы уже достигли мирового уровня. Появились интересные творческие команды. Коммерческое кино тоже подтягивается. А действительно хорошие фильмы, не для массового зрителя, у нас всегда были. Просто, как и везде, их не производится много.

 

Последний вопрос. Какие будут пожелания своим коллегам, которые только начинают свой путь в карьере?

Главное искренне и честно относиться к себе и своей работе.

 


Фотоматериал предоставлен Денисом Фирстовым.