режиссер Татьяна Гулина. Интервью.
December 15, 2020
Таня, привет! Почти уже традиционный первый вопрос. Твоя история вхождения в профессию режиссера?
Я училась на журфаке МГУ на кафедре "Телевидения и радиовещания" – предполагалось, что стану тележурналистом. Отработала по специальности несколько практик на канале "Культура" и НТВ и поняла, что это не то, чем бы я хотела заняться. Одновременно на факультете появился предмет "История кино", именно в то время начала много смотреть. Пересмотрела всю классику – специально для этого ездила в кинотеатр "Мир искусства" на Новослободской. Думала даже поступать во ВГИК, но решила закончить МГУ и параллельно режиссерские курсы. Курсов, кстати, было несколько. Последнее, что заканчивала – "Академия коммуникаций Wordshop".
Учась на третьем курсе университета, мне было тогда 19 лет, прошла отбор и стала режиссером программы "Галилео" на СТС. Пожалуй, работа над ней и стала моей школой. В течении почти трех лет снимала по несколько кинематографичных сюжетов в месяц.
Чуть позже в моей жизни случился рекламный опыт. И здесь все просто – если умеешь создавать продукт, который продает – ты востребован. Я заметила, что за последние несколько лет рынок и потребитель сильно меняются, а вместе с этим и рекламный контент. Реклама, которая что-то впаривает, перестала работать. Люди вокруг стали умнее и насмотреннее. Продает та реклама, которая формирует художественный образ, мировозрение. И если ценности потребителя и бренда совпадают, то это работает. Приведу пример. Я много занимаюсь спортом, у меня много спортивной одежды. И когда я выбираю одежду, я выбираю определенную марку за их философию, позиционирование. Я разделяю концепции бренда, в результате продукция становится моим безоговорочным выбором.
Какие режиссеры и произведения оказали на тебя наиболее сильное влияние?
На самом деле круг широкий – от анимации Миядзаки до "Списка Шиндлера" Спилберга. Одно время засматривалась Чаплиным, покадрово изучала Феллини. Недавно пересмотрела его "Маменьких сынков" в "Иллюзионе".
Видео, снятые тобою, приходят к тебе уже в виде готового сценария? Какой степенью свободы ты обладаешь в вопросе развития творческой идеи?
По разному. Мне не очень интересны высеченные во мраморе брифы, где всё определено. Непонятно, в чем тогда функция режиссера. Чаще всего я переделываю истории. Понятно, что это происходит в диалоге с креативом.
Давай тогда более подробно рассмотрим твои работы. Предложение такое: ты сама выбираешь видео из своего шоурила и более детально рассказываешь про него. Историю создания, интересные подробности, технические решения.
Недавно пополнила свой шоурил работой Bi.Zone – проект агентства Zebra Hero. Это уже не первая моя работа с ними. Я очень вдохновлена основателями, мы вместе обучались в Академии Wordshop. Ребята приглашают на проект, часто без тендера, предлагают совместно дописывать сценарий, даже до тритмента. Ролик Bi.Zone стал именно такой работой, я участвовала с самом начале написания сценария, придумывая, как все реализовать. В ролике форма и содержание работают на одну сильную идею. В кадре не актеры, это не было постановкой. Ролик шел на Европейский рынок, поэтому приглашали экспатов. Нам нужны были люди, открыто выражавшие свои эмоции. Снимали в студии, специально выстроили "экспериментальную комнату". Моя главная задача состояла в том, чтобы выхватить яркие эмоции во время съемки. Для этого вся комната была нашпигована камерами – в пылесосе, принтере, теннисной пушке. Летали квадрокоптеры, было задействовано несколько операторов. В таких съемках важно доверие, поскольку приходилось менять что-то по ходу.
У тебя много рекламных работ в документальном формате. Но при просмотре есть ощущение, что ты используешь постановочные приемы. Это так?
Хорошо держать баланс. Я часто использую постановочные приемы в документальных съемках, если вижу, что в итоге не хватает какого-то элемента и его нужно сконструировать. И не стесняюсь этого! (смеется)
Вернемся к твоим работам.
На рекламный рынок сложно попасть. Парадокс в том, что тебя никто не пригласит снимать рекламу, если нет работ. А работы сами по себе не появятся. У меня уже был опыт, снимала теле проеты, работала вторым режиссером на полном метре, был режиссерский дебют на коротком метре в составе киноальманаха. Но рекламу никогда не снимала. В один момент меня познакомили с продюсером проекта Follow me to. Я даже не знала, что Мурад возглавляет Hype Production. Так вот, ребята выпускали свою передачу на Первом канале и искали режиссера для материала, который планировали размещать на YouTube и Instagram. Вот так, только познакомившись, мы поехали снимать на Камчатку. Проект подтвердился стихийно, поэтому четкого сценария не было, только план съемок определенных объектов и плюс-минус о чем будем рассказывать. Параллельно на этом проекте я была режиссером монтажа. На выходе болучилось 26 роликов. Из них один заглавный для Asus, который я предложила полностью концептуально переозвучить. Это было смелое решение, но иначе нельзя.
Другой пример. Ролик для Орифлэйм "100% тебя" с Ириной Горбачевой. Сценарий изначально был такой: Ира репетирует на сцене, режиссер дает ей разные роли-задания – «сейчас ты мама», «сейчас ты жена» и т.д. Она легко играет эти роли, потому что женщине понятно, как их играть, ясно, что от тебя ждут и какой ты должна быть. А потом режиссер дает задание: «А теперь ты – это ты, просто ты». И Ира теряется, потому что непонятно, что играть. На этом всё. Месседж простой – в том, что про себя настоящих мы забываем за социальными клише. И в скрипте был оркестр на сцене, просто "для антуража".
Я предложила два ключевых изменения в сценарий.
Первое – сделать оркестр мини-моделью общества, как в фильме Феллини «Репетиция оркестра». Музыканты начинают играть новую тему ещё до того, как Ира произносит монолог. Мы уже знаем, чего ждать от женщины, если она мама – музыка будет умилительная; если она ссорится с мужем – драматичная. Плюс я предложила взять реальный оркестр с подсадными актерами, которые будут отыгрывать реакции на монологи Иры, и написать все музыкальные темы заранее, утвердить их на пре-продакшене и играть на съемке то, что будет звучать в ролике.
Второе изменение. Мне нужен был сильный оптимистичный финал, поэтому предложила его переписать. Я пошла от индивидуальности самой Горбачевой, которая круто танцует, и предложила следующее: когда режиссер просит её сыграть себя, теряется прежде всего оркестр, "общество" понятия не имеет, какая она сама по себе, но тут Ира начинает командовать на сцене, меняет освещение, начинает танцевать – люто, с жаром и драйвом, – и оркестр вступает вслед за ней, подстраивается под её ритм.
Клиент пошёл на риск, в итоге ролик получился интереснее и «выше». В целевую аудиторию Орифлэйм это попало, цифры хорошие.
Тебя ведь также приглашают для съемок рекламы в сжатом формате теле-ролика? Вероятно, непросто перестроиться? Это является для тебя проблемой?
Нет, сверх-короткий формат не проблема для меня. Немного, правда, грустно, что время с актерами в кадре приходится очень сильно сокращать. Кадр как фотография. А вообще, кроме монтажа, не вижу никакой принципиальной разницы. Мышление короткими кадрами, четкая структура, минималистичный монтаж – в целом работа не отличается, для ТВ или для онлайн платформ. Более того, думаю, объем ТВ-роликов формата тридцати секунд и дальше будет сокращаться.
Что для тебя служит шкалой профессионального роста?
Если честно, понятия не имею! (смеется) Пожалуй, стала гораздо увереннее, чем раньше. Как режиссер готова брать на себя все риски и ответственность за конечный результат.
Какие профессиональные цели намечены в наступающем году?
Жажду снять спортивную рекламу! Сама занимаюсь спортом, меняю пропорционально свое тело, какое-то время назад похудела на пятнадцать килограмм. Я понимаю, как должна работать такая реклама, мне интересно об этом рассказать, перенести свой личный опыт на киноязык. Я вот смотрю спортивную рекламу, и она меня раздражает – какие-то дымы, цветные фоны. Всё это как-будто замещает главное, пропадает нужная энергия.
Свой инстаграм не думала развивать? Тема спорта очень востребована сейчас. А для тебя это дополнительная творческая и финансовая независимость.
Да, хочу и уже думаю об этом. Если я являюсь брендом сама по себе и ко мне приходит спортивный бренд, чтобы я как режиссер сняла что-то, и коммуникация идет напрямую с аудиторией, тогда все промежуточные звенья как-будто бы не нужны. А поскольку нет процесса компромиссов и согласований, то и продукт может получиться круче, отчего все выигрывают. Вобщем, все интересно, вопрос только в том, как найти время и все правильно выстроить. Думаю, скоро приду к этому.
А еще очень хочу кино снимать. Уже сделала с продакшеном "Заграница" короткометражный фильм по своему сценарию. Грезила Каннским фестивалем, но из-за локдауна все перенеслось. В результате приняли решение отдать в бесплатный просмотр на Кинопоиск HD, чтобы зритель мог свободно его увидеть. И мне кажется, мы сняли классный короткометражный фильм. Вот такой бы полный метр да запустить в кинотеатрах! И ждать киночуда.
Кстати, про киночудо. Год назад мы сделали документальный фильм про Аллу Борисовну Пугачеву. Случилась беспрецедентная история для рынка – он стал самым кассовым фильмом-концертом в своем жанре в России. Не имея права называть цифры, скажу лишь, что он окупился во много раз. Безусловно, популярность и слава Аллы Борисовны сыграли решающую роль, люди шли по несколько раз в кинотеатры и ждали в очередях. И вот такого же успеха хочу достичь и в игровом кино!
(с) декабрь, 2020
Фотоматериал предоставлен Татьяной Гулиной.