Интервью с оператором-постановщиком Михаилом Хасая.

March 15, 2016

Просматривая твой reel, можно проследить кинематографичность изображения во всех твоих рекламных роликах. Создается впечатление, что смотрим трейлер к фильму.

От многих слышал такое мнение. Я не могу дать точное определение тому, что делаю. Хотел бы знать, как это определяется, но точно знаю, что сейчас прощупываю разную стилистику.  

 

Ты как-то осознанно формируешь свой reel? Возможно такое, что ты отказываешься от предлагаемой работы?

Мне повезло с теми предложениями, которые получаю. Как-то не зовут на проекты, которые могли быть не интересны. (смеется)

Одна из первых работ в рекламе состоялась с режиссером Ярославом Чеважевским. Ему нужен был оператор, который умел снимать BMX. А я активно им увлекался, и еще сноубордом и многим другим. В то же время занимался документалистикой и снимал ради удовольствия много спортивного видео.

Мы с ним встретились и сговорились – ручная камера, без стабилизаторов. Например, нужно снять панораму 20 метров – и я бежал с камерой на руках с широким объективом. Вот что делаешь, когда у тебя нет средств, но хочется получить энергичную картинку.

 

Кино было твоим увлечением с детства? Как ты пришел в профессию, что на тебя повлияло?

Вообще в 15 лет я катался на велосипеде. И в то время, как мои друзья профессионально быстро росли, у меня не так хорошо получалось. Но я подумал, что буду снимать на камеру то, что они делают. После этого я все время имел при себе камеру и снимал, что нравилось.

Мне очень повезло, когда я начинал снимать – мне удалось объездить весь мир. Побывать в разных местах, увидеть разную природу, формирование света. 

Какая камера была твоей первой?

Самая обычная.  SONY, по-моему. А до этого вообще на VHS снимал. Было прикольно, получалось такое пиксельное изображение.

 

У тебя есть профессиональное образование?

У меня есть профессиональное образование, но это не ВГИК.

 

Не так давно в прокате прошел твой дебютный фильм «Холодный фронт». Критика была неоднозначной, но практически все без исключения, в том числе зрители, дали высокую оценку работе оператора-постановщика. Поделись своими впечатлениями от процесса съемок.

Это был дебют для всей группы – режиссера и продюсера, и многих других из HYPE Production.

Когда начинаешь снимать свой первый полноценный полный метр, тебя переполняют эмоции. Все вокруг меняется. Я старался быть максимально собранным, как, наверное, бывает у солдата на войне. Было немного не по себе, но одновременно комфортно. Наверное, потому, что меня на проект позвали друзья и для них это тоже был дебют. Из-за этого мы все находились в комфортных условиях – это ведь важно, когда чувствуешь поддержку друг от друга, нет лишнего давления.

Во время съемок остро ощущал свою ответственность. Например, я не доэкспонировал изображение на полторы диафрагмы вниз, чтобы позже на цветокоррекции полезла фактура, шероховатость, и изображение стало интереснее. В середине проекта я просыпался ночью с мыслью, что все делаю слишком рискованно, но это было мое решение. Общаясь с режиссером, выбрали стилистику ручной камеры и все сцены сняли таким образом, кроме финальной.  Это было частью задумки – максимально сконцентрировать внимание зрителя на героях в финале.

Когда снимаешь с рук, то на микро-движениях лучше передается взгляд героя. Когда берёшь крупный план героя, у него ведь взгляд постоянно куда-то движется, и ты всегда находишь нужную гармоничную фазу с актером. Для меня крупный статичный план часто выглядит неживым. Можно передать энергию зрителю за счет постоянного поиска угла взгляда. Можно в том же кадре резко поменять характер актера за счет смены угла камеры, поменять отношение зрителя к герою.

У нас была такая стилистика фильма – немного документальности, спонтанности. Конечно, все было отрепетировано, мы просто старались преподнести немного спонтанности в кадре.

На что снимали?

На ALEXA XT. На проекте был бюджет двух средних рекламных роликов, а нужно было снять полный метр за три недели. В Нормандии, с мини-группой, с минимальным набором света. Было 17 съемочных дней. Техническую часть по камере везли из Москвы, но местный со-продакшн обеспечил нас оборудованием, в том числе оптикой, на которую я категорически не хотел снимать. Мне было очень важно получить определенную оптику. Дело в том, что я вспомнил, как однажды в Москве работал оператором второго юнита с Роб Чу – известным режиссером (англичанин,  http://robchiu.com – прим. ред.). Он был со своим оператором Matias Boucard, который привез Master Anamorphic. Линзы резкие, нет таких эффектов, которые принято иметь на анаморфоте. Многим это не нравится, потому что за счет этой идеальности получается такое “видюшное”, пластиковое изображение. Но мой стиль немного неряшливый, я стараюсь не "вылизывать" изображение по свету, и для меня было на руку иметь идеальные объективы, но работать “грязно”.

 

Ты только что сам дал определение своему стилю. Ты именно так его характеризуешь?

Как сказал Роман Волобуев, "я достаточно юный оператор". Куда мне лезть со своим стилем? Может, со временем он придет. Но я думаю, что это плохая штука, когда у оператора появляется стиль. Это значит, что у оператора есть свои «мазоли» в виде опыта и любви к каким-то конкретным вещам. Пока я нащупываю и не определил, что мне больше нравится.

 

Ты был приглашен на картину Федора Бондарчука «Притяжение». Он тебя лично пригласил? Это случилось уже после просмотра твоего дебюта?

Ну почти так. Он пригласил меня после просмотра трейлера к фильму в мае 2015.

Продюсеры предложили мою кандидатуру, ему захотелось той энергичной съемки, которую он увидел в трейлере.

Как думаешь, он оценил твой талант или это желание экспериментировать?

Все сразу, конечно. Эксперимент только повышает градус творчества. А талант – не мне судить! (смеется).

 

Съемки уже идут? В прессе пишут, что работа проходит в строгой секретности.

Да, это так. И я бы с удовольствием поделился опытом, но не имею возможности, потому что подписал очень строгий документ, запрещающий рассказывать о съемках. Одно скажу – там все классно! (смеется).

 

Как ты выстраиваешь работу с режиссером?

Со всеми по разному. Кто-то любит пользоваться референсами, отталкиваться от них в выстраивании кадра. Другие любят пообщаться, рассказать про настроение фильма. Но самое главное, чтобы были общие интересы, мыслили одинаково и было приятно работать с человеком. Обязательно нужен "сговор" с режиссером.

 

Что тебя отличает? С тобой легко работать?

Думаю, что со мной легко. Я, правда, с опытом начинаю больше вредничать. (смеется). Но лучше об этом спросить коллег. Я стараюсь, чтобы съемочная площадка была позитивной, но максимально собранной, потому что через стресс нельзя строить процесс.

Некоторые твои коллеги пробуют себя в качестве режиссеров. У тебя возникают такие амбиции?

Не возникают. И думаю, что это вредно. Для меня, прежде всего. Я хочу развиваться как оператор. Работать с серьезными и интересными режиссерами и вести с ними полезный диалог,  вникать больше в историю. И через это развиваться.

 

Если завтра авторитетный американский продюсер пригласит на проект, как думаешь, готов конкурировать с местными профессионалами?

Да. В нашей профессии нужно быть уверенным. Английский, вот, изучаю ежедневно.

 

У тебя есть своя команда?

Да, конечно. Когда мне навязывают другую команду – отказываюсь. Не люблю ограничения.

 

А как поступаешь, когда приглашают работать за границу?

Работаю с местной командой – там по-другому процесс строится. 

 

Ты много путешествуешь по работе?

Много путешествовал по странам, связанным с горными съемками.

Меня даже приглашала армия Пакистана. Снимал сноубордическое видео с компанией Helipro как специалист по съемкам в горах. В 2013 был в Канаде, Индии, Новой Зеландии, на Камчатке на извержении вулкана, в Чили. В каждой точке Земли цвета по-разному передаются, свет по-разному преломляется в атмосфере. Для меня это стало открытием.

Европейская школа искусств отличается от американской, в частности, тем, что в Европе больше видят полутона. Визуальное восприятие работает на  сознание человека, психика меняется оттого, в какой среде он находится. Если бы у нас было больше солнца, то мы и улыбались бы побольше.

Путешествия с друзьями по этим странам мне многое дало. Мне повезло, я на этом как-то вырос, имея возможность видеть разные уголки мира, всю эту красоту.

Какая поездка стала самой яркой?

Когда я попал на извержение вулкана на Камчатке. Два часа лета на вертолете, нас забросили на сутки куда-то в сторону севера. Было минус сорок. Я был с камерой Epic и тремя объективами, чехлами с палаткой и спальным мешком. Передо мной горящая лава, которая стреляет на 150 метров вверх расплавленными камнями размером с рюкзак, земля под ногами ходит, ветер сдувает – впечатление сильное!

Мы от базы прошли пол-километра и внезапно наткнулись на огненную реку на фоне уходящего солнца – это что-то невообразимое, как будто на Марс попал.

Ты фотографируешь?

Да, люблю, но очень не хватает времени.

 

Кто сегодня является твоим профессиональным гуру?

Операторы, которые работают с изображением, очень похожим на пленку.

https://vimeo.com/steveannisdop

https://vimeo.com/khalidmohtaseb

https://vimeo.com/chayseirvin

 

По-твоему, что сегодня происходит в отечественном кинематографе?

С приходом цифровых технологий процесс стал проще и появилось много творческих людей. Когда упростились технологические процессы, появилось очень много интересных малобюджетных проектов. Которые, в свою очередь, дают возможность роста к чему-то более масштабному. Сейчас запросто можно взять фотокамеру и начать снимать малобюджетный проект. И от этого кинематограф выигрывает.

Сам часто ходишь в кинотеатр?

Стараюсь. Время, к сожалению, на это остается мало. И бывает, что только соберусь пойти на что хотел, а фильм уже снят с проката.

 

Что из текущего репертуара порекомендуешь?

Посмотрел «Статус свободен» и «Про любовь» – мне понравилось.

«Шпионский мост» – очень понравилась работа оператора! Жаль, что он не был номинирован на Оскар.

 

Тебе ближе жанровое или авторское кино? Как зрителю и как профессионалу?

По-разному. Авторское кино дает возможность много экспериментировать над процессом. А процесс очень важен. Обычно в производстве сталкиваешься с большим количеством простых технических проблем. Графики актеров, например; выбор натуры, когда выходит солнце – и все это увязать в единый производственный график. И в авторском кино над всем этим процессом больше возможности в управлении.

 

Какой жанр тебе ближе всего?

Мне интересно все. Нужно пробовать себя в любом жанре. Пока снимал только мелодраму. Например, многим операторам не интересно снимать комедию, и наоборот, привлекает драма или экшн. Но мне было бы интересно снять комедию – она легкая по форме, там можно экспериментировать.

Сериалы интересны?

Боюсь такого длинного производства. Но если была бы практика, когда приглашают на несколько серий в сезоне – тогда интересно.

 

Тебя еще не приглашают вести мастер-классы?

Я сам бы с удовольствием послушал! Мне жутко нравится общаться с операторами.

 

Что для тебя значит Мастер?

Мастер дает правильное понимание процесса – как мыслить и любить свое дело.

 

Твой совет начинающим.

Побольше мечтать, меньше думать о технологиях. Изучать, как строится свет в природе, изучать философию света. Ни на чём не заморачиваться, учиться на своих работах.


Фотографии из архива Михаила Хасая.