Иван Лебедев, кинооператор. Интервью.

December 16, 2016


 

Иван, привет! Мы с тобой познакомились много лет назад, ты тогда только начинал свой путь кинооператора. Кто-то сегодня называет тебя "топовым", кто-то "перспективным". Уже осознаешь свою пренадлежность к высшей лиге профессионалов? Что наиболее важного и заметного произошло в карьере за эти годы?

Я бы не называл это "лигой"! (смеется). Да, сейчас так складывается, что существует определенный круг кинооператоров, в него входят как те, кто снимает с  начала 90-х, так и пришедшие в индустрию относительно недавно. Мы все существуем в одном поле и снимаем примерно с одними и теми же режиссерами. 

Про себя не скажу, что были какие-то особые прорывы в карьере. Последние два-три года все идет планомерно и поступательно. Появляются более интересные и масштабные ролики. По кино сложно ответить, я пока еще не так много снимаю. Последняя картина "Самый лучший день" (кинокомпания Bazelevs) вышла год назад. Достаточно часто приходится отказываться.

 

Почему отказываешься?

Всегда есть несколько факторов, но прежде всего из-за истории. Но если я чувствую потенциал в сценарии – я готов делать больше, чем обычно, и делать картину, невзирая на любые потенциальные трудности.

Что оказалось труднее всего вначале карьеры?

Поиск работы. С самого начала хочется быть избирательным в проектах. При этом испытываешь страх, что больше не позовут, если отказываться.

Ну и какие-то внутренние сомнения. С одной стороны, хочется все попробовать; с другой, еще нет уверенности в своих силах, все время переживаешь, получится или нет. В то время это давало о себе знать.

Поначалу не было своей группы. Приходилось работать со случайными людьми, которые не давали на сто процентов того, что мне было нужно. Сложно зависить от людей и одновременно находиться в процессе внутреннего роста.

Сейчас на площадке чувствую себя намного спокойнее, что, безусловно, положительно влияет на весь процесс.

В нашей профессии от принятия решения до результата временной промежуток очень небольшой. Сомнения и ошибки видны сразу. 

А сейчас у тебя есть своя группа?

Сейчас да. Нашел ребят, которыми я доволен. Могу сказать, что мы работаем на полную мощность. 

Какая киноэстетика тебе ближе всего?

В широком смысле? Внутренне стремлюсь к локанизму, визуальной простоте. Мне ближе истории с минимальным количеством персонажей. 

 

В некоторых твоих работах можно проследить некоторую стилистическую схожесть с известными кинооператорами. Например, трейлер к фильму "Скольжение" (2013) напомнил работу великого Роберта Ричардсона в фильме Иньярриту "Пороховая бочка" (2001). Кто еще в значительной степени повлиял на тебя?

Спасибо за сравнение. Безусловно, приятно. Кто повлиял?.. Многие, по чуть-чуть заимствуешь у каждого. Я не назову кого-то нового, мы все обращаем внимание на известных западных кинематографистов.

В институте смотрели много отечественного кино – Юсов, Рерберг, Урусевский...

Отдельно должен отметить Игоря Гринякина. В период моей учебы проходил практику у него на картинах, впервые оказался тогда на большой площадке. Игорь – яркая и мощная личность, и это сильно на меня повлияло. Он зарядил меня профессионально на много лет вперед!

Я вообще верю и пытаюсь доказывать, что хорошие специалисты универсальны и не зависят от стиля и форматов. Люди меняются в течении жизни, меняется их стиль работы. И не будем забывать про технологии, которые также на нас влияют. Работы, снятые на пленку и не на пленку, с разницей в 10-15 лет – они сильно отличаются у одних и тех же кинематографистов. Конечно, есть ряд работ, по которым можно узнать того, кто их делал. Но я за то, чтобы быть разным. На мой взгляд, это интереснее и правильнее.

Какой твой следующий фильм? Уже есть что-нибудь в подготовке?

Пока интересных предложений не было. 

 

Я знаю, у тебя были попытки поработать за пределами РФ. Расскажи об этом опыте?

В основном – рекламные ролики. Это все работа для российских клиентов.

Основное, что почувствовал – везде люди работают по-разному, у всех свои внутренние традиции, но всех объединяет общий профессиональный менталитет.

 

Какое у тебя отношение к наградам на фестивалях? И какой отечественный фестиваль считается наиболее престижным среди кинооператоров?

Я награды не получал. Но, конечно, это приятно, когда твою работу замечают и дают одобрительный отзыв. Помимо признания, это еще и двигатель карьеры, в определенной степени. Словом, никому лишним это еще не было.

По фестивалям. В России их не так много, а операторских, кроме «Белого Квадрата», нет вообще. И то это, скорее, такой дружественный междусобойчик. В международной практике – это CAMERIMAGE , всегда приковывает к себе интерес. Получить награду этого фестиваля – это большое дело! Из россиян ее получал Михаил Кричман. Вадим Юсов там же получил награду «За вклад в искусство» - большой приз. А Сергей Трофимов несколько раз был в жюри этого фестиваля.

Ну и на каждом крупном международном фестивале есть отдельные номинации для кинооператоров. Здорово, когда призы дают! (смеется).

Киносезон осень-зима в этом году богат на кинособытия. Что удалось посмотреть, что понравилось? На что обязательно рекомендуешь сходить?

Из российского рекомендую сходить на «Викинг» – огромный проект. Ожидаю увидеть мощное, интересное изображение. По «Дуэлянту» отзывы спорные, но работа проделана огромная.

На Тома Форда, думаю, обязательно нужно идти.

 

Ты по-прежнему холост?

Да.

Ну раз так, то, вероятно, есть время на досуг?

Остается время. Люблю читать. Еще катаюсь на мотоцикле.

Фотографируешь?

На грани того, чтобы вернуться к этому. Много снимал в институте. И вот последний год снова испытываю в этом потребность. В основном в постановочной фотографии. Для меня это воплощение того, что не удается пробовать или успеть сделать в основное рабочее время. В работе над рекламными роликами всегда много людей, кто влияет на принятие решений, чьи мнения учитываются. Достаточно редко получается самовыразиться. В фотографии я могу до бесконечности заниматься перфекционизмом. Это пространство без ограничений.

Где можно будет увидеть эти работы?

На моем сайте добавлю раздел, планирую с нового года. 

 

Поездка, которая больше всего тебя впечатлила?

Самая интересная рабочая поездка была в Китай. Около 2,5 лет назад мы ездили снимать ролик, это было в предгорье Тибета, провинция Юньнань – провели там больше недели. Контакт с местными был гораздо более плотным, чем у простого туриста. 

 

Какие твои ожидания от 2017-го? Только искренне.

Вот честно, пока не думал об этом. Хочется кино снять! (смеется). Я постоянно – и по работе, и в личных делах – нахожусь в состоянии «здесь и сейчас». В целом, у меня положительное восприятие наступающего года!

Иван, спасибо за встречу и с наступающим Новым годом! 

 


Фотоматериал предоставлен Иваном Лебедевым.