ЛЕВ ЕФИМОВ — ОТ ФОТОГРАФИИ К ДЕКОРАЦИЯМ

October 30, 2023


 

Лев, привет! Мы впервые познакомились с тобой, когда твоей основной профессией была фотография. Чуть позже ты переквалифицировался в режиссеры, и твой рил все еще можно посмотреть на нашей платформе. Твои работы выделялись яркостью и динамикой. И вот не так давно ты выбрал для себя новое направление развития — скульптуру. Можешь для наших читателей чуть подробнее расказать о себе, о поворотных моментах в профессии, а также о мотивах трансформации из одной професси в другую?

С юности у меня были задатки к визуальному искусству. Много рисовал, занимался граффити, стрит-артом, работал в наружной рекламе — визуализировал и украшал фасады. Затем в какой-то момент увлекся фотографией, а с появлением цифровых фотоаппаратов начал вообще все подряд снимать. Примерно в тот период из Пскова (я там родился) переезжаю в Москву, в надежде начать какую-то карьеру. И вот с того момента тринадцать лет посвятил фотографии — снимал для всех ведущих журналов, работал со всевозможными звездами. В этот период проявились способности не только исполнителя, но и организатора. Мне легко дается коммуникация с людьми, поэтому многие съемки начал организовывать сам или был со-продюсером. Вот таким образом страсть к визуальному искусству соединилась с фотографией. Ну а далее, достигнув всех возможных регалий и поработав со всеми ведущими журналами, мне стало скучно. А поскольку любая стагнация меня удручает, то в поиске нового витка развития занялся режиссурой. Сначало казалось, что это станет новым этапом. Но по факту столкнулся с тем же самым набором действий, с той лишь разницей, что картинка перестала быть статичной и задвигалась. Довольно быстро остыл. 

Нужно заметить, что я много путешествовал, побывал на всех континентах, кроме Австралии, посещал музеи и вдохновлялся всемирным наследием людей от искусства. Я заметил, что мне больше всего нравятся скульптура и архитектура, как одни из самых сложных направлений для понимания и воспроизведения среди возможных визуальных видов искусства.

Во время пандемии у меня появилось больше времени подумать о будущем, и результатом стало решение создания скульптурной мастерской.

 

Ну, это очень кардинальные перемены!

Меня очень восхищает монументальность архитектуры и скульптуры. Мне захотелось более осязаемого результата труда, чем мой цифровой отпечаток в океане цифровой информации. Вот так я начал путь с нуля и организовал небольшую студию-мастерскую скульптуры и начал изучать, как это делать. 

 

То есть сейчас ты совсем остановил свою режиссерскую карьеру? Или тебя всё ещё можно приглашать участвовать в тендеры?

Нет-нет, около полутора лет по инерции мне ещё приходили предложения по съемкам, но я благодарил и отказывался. Постепенно предложения сошли на нет, и я уже полностью занят новым делом своей жизни. 

 

Но ведь, наверняка, как человек одновременно творческий и предприимчивый, ты смог сохранить какую-то связь с людьми из рекламы и кино индустрии? 

Я продолжаю общаться с приятными, интересными и образованными людьми, с которыми познакомился за долгие предыдущие годы работы. Интересуюсь, смотрю, кто какие делает проекты. Но как сторонний наблюдатель.

Получилось так, что в новой мастерской оказалось довольно большое свободное пространство. Судьба свела со специалистом, который около пятнадцати лет занимался бутафорией. Обладая всем необходимым оборудованием — от ЧПУ-станков и ручного инструмента до покрасочной камеры, — мы решили собрать команду и создали цех по производству декораций и бутафории. И сейчас мы производим декорации для рекламы, выставочных павильонов, эвентов. Для кино способны закрывать потребности большинства уровня сложности.

 

Правильно понимаю, что вы предлагаете готовые решения продюсерам и продакшенам?

Да, мы работаем как с продюсерами, так и с художниками-постановщиками, которые работают над рекламой или в кино. Мы смотрим на проект, оцениваем его по уровню сложности и по времени на исполнение. И если задача совпадает с нашими возможностями, то можем быстро включиться в проект, наша техническая оснащенность и команда позволяют нам действовать оперативно.

 

Ты сказал, что оцениваете уровень сложности. Чем вы сейчас ограничены? 

Вот недавно работали над огромным кинопроектом. И для этого мне пришлось собрать команду из шестнадцати человек для работы в три смены. Работа шла без остановки, и мы успели к сроку. Мой организационный опыт над съемками позволяет понимать продюсерские боли, и я быстро подстраиваюсь, адаптирую процесс. Мы можем предложить свои экспертные решения, которые реально помогают уложиться в сроки. Обычно к нам приходит художник-постановщик со своими задачами от режиссера. Мы обсуждаем всю логистику, сборку. Кино — это классное дело, с которым мне очень нравится быть сопричастным. 

 

Есть проекты, за которые вы точно не возьметесь?

Недавно мы отказались делать 600 единиц декораций, поскольку были нереальные сроки. Даже если бы у меня работало пятьдесят человек, мы не смогли бы организовать работу. Но такие случаи единичны. А вообще, стараемся нивелировать сложности. Прямо сейчас у нас три параллельных проекта. При очень высокой загрузке я имею возможность привлекать дружественные нам мастерские с их специалистами. 

 

А где располагается твоя мастерская?

На севере Москвы, на Водном стадионе.

 

Что в вашей студии наиболее ценно, с точки зрения человеческого ресурса?

У нас есть 3D-художники, которые могут очень быстро накидать модели и всё рассчитать, инженер конструктор и логист. Они обеспечивают заказчика всеми основными данными по материалам и затратам перед началом основных работ.

 

А материально-технически?

Как уже упомянул, это ЧПУ-станки, в том числе по резке из пенопласта объемных фигур любой сложности. Можно собирать большие инсталляции в кратчайшие сроки. У нас есть фрезер, сварка, лазерная резка, все для финишного покрытия, покраски. Наша команда сейчас укомплектована всем, чтобы воплотить практически любую задачу. Мы вот сейчас делаем 14-ти метровое облако, покрытое зеркальным слоем серебра.

 

Не пробовали заниматься инсталляциями для городского дизайна?

Арт-объекты — отдельный вид искусства, его диктует художник. Мы сотрудничаем с таким художником, он занимается глобальными инсталляциями. 

 

Давай вернемся к тебе и твоей нынешней профессии.

Как уже сказал, я посвятил себя созданию абстрактных современных скульптур, преимущественно для интерьеров. Это то, что меня бесконечно увлекает. Мои работы стоят у ведущих дизайнеров и архитекторов в самых интересных проектах. Работы отсняты во многие профильные издания по архитектуре и декору. Часть работ находится у коллекционеров, в том числе за пределами России.
Ко мне обращаются застройщики и декораторы-дизайнеры, чтобы я для них создавал свои объекты как художник. Но как создатель исключительно  инсталляций я себя не вижу. Хотя я мечтаю создать свою инсталляцию для фестиваля Архстояние.

 

Что вдохновило тебя на эти формы, с какими материалами работаешь?

Вначале моего пути к познанию и внимания к абстрактному искусству, оно было для меня до отторжения непонятно. Я думал, что это какая-то мазня — клише, как многие думают. Постепенно я начал разбираться в его тонкостях. Помогло, наверно, то, что в свое время я закончил факультет психологии. К примеру, когда мы видим картину с изображением, скажем, женщины, за доли секунды мозг сразу считывает это изображение. Но сталкиваясь с новой формой, необычной подачей — всё новое для глаза и мозга задерживает внимание, буквально принуждает изучить новую для себя форму. И при созерцании картины или скульптуры каждый видит их через свои призмы, ассоциации и ощущения. Одним этим оно прекрасно, десять разных людей по-разному видят один и тот же объект.

 

Просматривая твои работы, нельзя не заметить, что все они без названия. Такова задумка?

Моя генеральная линия — украшать пространство вокруг людей, украшать их жизнь. В отличии от двери, лампы или стола, скульптура не является предметом, который необходимо приобрести в дом. Люди покупают её по чаянию своей души. И так как все люди разные: мы любим разную музыку, фильмы, кухню, одежду, — поэтому я делаю разные скульптуры в разных формах. Я использую разные материалы — камни, смолы, гипсы, металл, стекло. Мне интересно бесконечное разнообразие форм и материалов, как и разнообразие мира в целом. Поэтому это часть отражения меня, и в то же время понимание того, что я делаю это для людей, украшая их жизнь, и каждый выбирает то, что ему откликается. То, с чем он хочет сосуществовать в своем пространстве — рабочем или жилом. И я очень радуюсь, когда мои скульптуры, которые мне кажутся, может быть, даже неудачными, или какими-то странными, кто-то приходит ко мне в мастерскую, видит их и сразу говорит: "Ой, а это что такое, я это хочу!" И это невероятная радость, осознавать, что работа нашла свои влюбленные глаза. 

 

А работа на заказ отличается у тебя по стоимости от готовых работ?

Да. Это услуга, и я её рассчитываю как самую трудоемкую. Такая работа требует больше внимания к деталям и времени, поэтому она будет стоить в 3-4 раза дороже относительно тех произведений, которые я делал в свободном полете. 

 

Где можно увидеть твои работы?

Это небольшие частные галереи, некоторые шоу-румы, продающие эксклюзивный декор и предметы дизайна и интерьера. Одну мою большую уличную работу из нержавеющей стали можно увидеть в Музеоне в Парке Горького. А так у меня еще нет выставочного пространства с моей личной экспозицией. До этого нужно еще дорасти.

 

Где можно приобрести твои работы?

Как и мир кино, этот мир довольно узкий. Как и в кино, где есть наиболее значимые продюсеры, продакшены, покрывающие большую часть рынка, так и в этом мире есть ведущие архитекторы, дизайнеры и декораторы. И вот они укомплектовывают завершенные объекты искусством и декором, с ними я и сотрудничаю. А ещё сарафанное радио и, конечно, соцсети.

 

У тебя есть творческая мечта?

Да, у меня есть план на ближайшие двадцать лет! Я хотел бы создавать одно значимое культовое произведение раз в пять лет. И сейчас я к этому активно готовлюсь — планирую выпустить свою первую монументальную скульптуру, которая войдет в историю. Именно для этого и будет создаваться!


 

(с) ReelSource, ноябрь 2023

Фотоматериал предоставлен Львом Ефимовым + 7 964 715 96 50