Андрей Лукашевич, режиссер. Интервью.

January 20, 2019


 

Андрей, на твоем сайте сказано, что ты "оказывал влияние на развитие российского рекламного рынка и выводил российскую рекламу на мировой уровень". Можешь прокомментировать, в чем конкретно было твое влияние на индустрию?

Ну, думаю, ты понимаешь, как пишутся такие тексты! (смеется)

Что имелось ввиду? Я отношусь к тому поколению людей, которые первыми в начале 90-х начали в этой стране профессионально заниматься рекламой. По стечению обстоятельств. Мы оказались в нужное время в нужном месте и возрасте. Кто-то из нас заканчивал ВГИК, кто-то был в процессе обучения. Тогда нас, режиссеров и операторов, вместе взятых было в разы меньше, чем сейчас у вас на сайте только на одной странице. Рассматривая любую работу того времени, можно было по изображению и стилистике повествования с большой долей вероятности определить, кто автор работы. Вот что имелось ввиду под теми словами на сайте.

Я же начинал как оператор. Еще в школе снимал на 8-мм камеру и точно знал, что хочу заниматься кино. С третьего раза поступил во ВГИК. В тот год создавали первую (и последнюю, как выяснилось) экспериментальную объединенную режиссерско-операторскую мастерскую. Нас два года совместно обучали фотокомпозиции, измерять негатив денситометром, работе с актером, проходили сцендвижение и сценречи. В процессе учебы мы делились на пары – режиссер-оператор, – и каждый год должны были снимать курсовую работу. А время тогда было бедное, полная разруха: 89-93-й годы. Но тем не менее во ВГИКе для курсовой работы выдавали Конвас и ч/б пленку, а также предоставляли декорации в рамках учебной студии. И вот тогда мы с партнером-сокурсником, режиссером Анатолием Берсеневым, решили, что разбрасывать такие «колоссальные» ресурсы ради того, чтобы это увидела лишь горстка людей из экзаменационной комиссии попросту неразумно, и стали снимать клипы, которые, благодаря зарождающемуся музыкальному телевещанию, потенциально могли увидеть миллионы. Анатолий из Питера и старше меня лет на десять, и у него были хорошие завязки с рок-музыкантами из Питера. В то время в Москве Бутусов записывал свой сольный альбом "Прогулки по воде". И мы пришли к нему и предложили снять видео, которое планировали сдать в виде курсовой. Вот таким образом я начал снимать клипы как оператор. Работал почти со всеми режиссерами того времени, и в какой-то момент понял, что смогу режиссировать. И однажды случился момент, когда на клип меня пригласил Женя Хавтан (а "Браво" гремели в то время) и попросил самостоятельно снять им клип. "Этот город" стал моей первой режиссерско-операторской работой. А затем мои клипы увидел Добужинский и пригласил меня снимать рекламу в "Парк продакшн" (тогда еще "Видео интернешнл") в качестве штатного оператора. Это был 95-й год, был очень сложный график. В неделю снимали по 3-4 ролика, в пятницу летели в Амстердам на цветокор, в понедельник обратно. И так по кругу. И вот однажды должны были снимать в Африке ролик для Sony, бюджет был очень маленький и меня позвали на него в качестве  режиссера-оператора. Летя на съемку, понимал, что либо провалюсь и навсегда, либо что-то получится. Но получилось, и началась новая глава в моей жизни, которая пока не заканчивается!

 

Что тебя вдохновляло в тот период твоего творчество?

Вдохновление шло из воздуха! Такое время! Было ощущение, что все зависит только от тебя самого и можно все реализовать. И вот это давало энергии. Смотрели американский кинематограф, MTV. Смотрели VHS и разбирали каждый понравившийся кадр.  

Еще было 5 лет работы в качестве оператора с Константином Львовичем Эрнстом в "Матадоре". Мы объездили мир, присутствовали при самых ярких событиях – Канский фестиваль, дважды в год Неделя Высокой моды в Париже, Карнавал в Рио, Венеции, коррида в Памплоне. В период моих 20-25 лет была такая насмотренность жизни!

Случалось такое, чтобы твои видеоклипы запрещали к показу в эфире?

Была история с клипом "Агаты Кристи" – "Моряк". Но эта история только сыграла нам на руку. Я уже был раскрученным режиссером, и в один день мне позвонил продюсировавший "Агату Кристи" Володя Месхи ("Райс Лис'С).  А я еще с Берсеневым в качестве оператора снимал им клип "Опиум для никого". И то был такой странный опыт, мне совсем не понравилась их музыка. Так вот, привезли мне их демо. И я как режиссер слушаю его и впадаю в депрессию – музыка не моя! А в то время я взял за правило, что предложенный мною сценарий принимается безоговорочно, иначе я не снимаю. А в этом случае ну ничего не рождается. И я через неделю пришел и честно сообщил, что не нахожу идею. Но! У меня есть знакомая, и как мне кажется, она могла бы на вашу музыку придумать сценарий. А Рената Литвинова была на слуху, и музыканты с радостью приняли мое предложение. Через пару дней я получил машинописный текст – поток сознания, такой же "черный", как музыка. И я как курьер передал его музыкантам. Они прочитали, ничего не поняли, но с восторгом утвердили. И вот тут я понимаю, что попал! Сажусь с текстом, понимаю, что снять такое не смогу, и стал под себя все это править. Например, у Ренаты написано: "Ночь. Пустырь. Два мужика несут носилки с трупом..." Ну как я такое буду снимать?! В общем, как-то мы этот клип сняли. И он внезапно стал мегапопулярным. А Константин Львович, уже ген. продюсер "Первого канала", запретил клип к показу по этическим соображениям, так как в нем была сцена с торчащей из футболки губки, имитирующей внутренности... 

 

Сколько за клипы платили режиссеру в 90-е?

У меня была простая бухгалтерия. Под бюджет писалась идея. Договаривались на бюджет, брал, скажем, 16-мм пленку и снимал 3 дня. В то время это примерно 16 тыс. долл. за клип. Вопрос заработка для меня не стоял на первом месте, мне очень нравилось делать свою работу. Хотя и были клипы, которые снимались исключительно для заработка.

Можно заметить, что твои работы из 90-х сняты преимущественно в ч/б. Это творческое или экономическое решение?

И то и другое. Начиналось из-за экономии. Но мне очень нравится монохромное изображение.

 

Назови три основных различия клипмейкерства 90-х, нулевых и текущих годов?

Трудно сказать. Сейчас такой поток, в разы все мощнее. А вот процент трэша примерно одинаков.

Про 90-е приведу примеры. Клип R.E.M. - Losing My Religion и Extreme - More Than Words. Просто и круто одновременно! Вот такие были клипы.

Нулевые я пропустил. Музыка мне была не интересна, занимался рекламой.

Сейчас снова возвращаюсь к музыке, очень много всего интересного. Технологически можно реализовать почти любую идею! Да и вообще можно снимать на телефон.

 

Если проследить, то часто с падением популярности исполнителей происходит закат творческой карьеры и у режиссеров. Стоит стремиться попадать в условные топ-5 самых востребованных режиссеров? 

Не знаю, я никуда не стремился в этом смысле. Все происходило само по себе. Мне жизненно важно снимать. Был период, когда мои взгляды и импульсы попадали в синхрон с дыханием страны. В тот период я был в топах. На меня валилась работа, признание, деньги. И это отдельный вызов, его тоже нужно уметь правильно пережить. Все по-разному справляются с этим. И я отнюдь не являюсь образцом в этом смысле... (смееется) Сейчас другие люди на этом месте... Это непростая дорога, но я не могу не снимать.

 

В следующем году будет 30 лет, как ты в профессии. И она требует постоянной эмоциональной подпитки и вдохновления. Как ты уходишь от профессионального выгорания?

(долгая пауза) У меня не стоит такая проблема. (смеется)

 

Кто твои заказчики сегодня?

Начнем с того, что сейчас у меня работы заметно меньше, чем мне бы хотелось. И это продолжается уже какое-то время. Если раньше работа всегда сама меня находила, то теперь несколько по-другому. И последних года два ушло на то, чтобы перестать обижаться и винить за это ситуацию с неизбежным притоком молодых режиссеров, агентский креатив и так далее, чтобы снова «расправить крылья» и спокойно делать то, что я умею лучше всего с тем материалом, который ко мне приходит. Сейчас, в основном, это клиенты напрямую, либо локальные рекламные агентства.

 

Опиши атмосферу у себя на съемочной площадке?

Обязательно играет музыка, есть свой плей-лист. Слежу, чтобы у группы, и особенно артистов, не возникало ощущения "работы". Чтобы не было суеты. Иногда даже несколько расслабленная атмосфера. Это помогает актерам не быть "пластиковыми" в кадре. Мне важно, чтобы в результате зритель "забыл", что он смотрит рекламный блок. Он должен увидеть на экране кусок самой жизни. 

 

У тебя был киноопыт?

В начале 2000-х был опыт работы над сериалом. Но не очень удачный. После были обсуждения проектов разных масштабов, но по разным независящим от меня причинам они, к сожалению, остались нереализованными. Тем не менее, я не опускаю рук и прямо сейчас нахожусь в разработке сразу двух больших проектов.

 

Что рекомендуешь к просмотру из новинок фильмов или сериалов?

Пожалуйста, можно без этого вопроса – тотальная амнезия!


Фотоматериал предоставлен Андреем Лукашевичем.