Михаил Соловьёв — кинооператор. Интервью.

May 15, 2023


 

Привет, Михаил! В 2016-м году ты окончил кинооператорский факультет ВГИКа, мастерскую Михаила Аграновича. Спустя почти уже семь лет, удается в какой-то форме поддерживать отношения?

Да, и я несказанно благодарен судьбе за то, что учился именно у Михаила Леонидовича. Мы периодически общаемся и я всегда зову его на свои премьеры, а также сообщаю, если какой проект выходит. Плюс мы с однокурсниками всегда собираемся и едем во ВГИК поздравлять его с днем рождения, заодно узнаём, что у кого нового в жизни происходит.

 


Мастер и Альма-матер задают вектор на всю дальнейшую профессиональную жизнь. Какие особенные знания и навыки они тебе дали?

Главное, что я понял во ВГИКе — нет ничего постоянного. Технологии стремительно меняются и необходимо все время адаптироваться к изменениям. И что надо вырабатывать в себе лёгкость восприятия всего нового — тогда, возможно, у тебя есть шанс на долгую творческую жизнь. И главным примером в этом плане для меня был сам Михаил Леонидович, так как он очень много снимает и снимал. А ещё, он как никто другой понимает важность площадочного опыта и поэтому подтягивает к себе на проекты разных студентов, в их числе был и я. Этот плотный стык теоретического и практического — именно то, что качественно отличало его мастерскую от других.
 

 

У тебя уже сформирован свой устойчивый уникальный почерк? И через какой опыт нужно пройти, чтобы он в принципе был сформирован?

Мне кажется, первые шаги очень зависят от удачи и того, что тебе подкинет жизнь. А дальше уже сама среда продолжает тебя формировать. На старте карьеры я трижды влетал в проекты на середине, заменяя оператора, и доводил эти проекты до конца. В какой-то момент друзья даже прозвали меня Уинстоном Вульфом из "Криминального чтива". Я считаю, что нет ничего невозможного. Это и есть мой почерк. За годы работы уже выработалась высокая корреляция моих фантазий и ощущения реалий производства, так что стараюсь, чтобы слова не расходились с делами.


С начала карьеры ты снял уже несколько короткометражных фильмов, полных метров и поработал над сериалом. Над какой из этих форм тебе интереснее работать?

Если долго ешь шоколад, то он начинает надоедать, ты переключаешься на печеньки, затем на что-то другое и так далее. Так же и здесь. Сначала у меня было много рекламы, потом стали приглашать на фильмы, потом на сериалы. Я люблю, когда всё чередуется и не успевает надоедать. Все формы — это разные грани одного кайфа.

 


А в каком жанре находишь для себя наибольший потенциал для творческого раскрытия?

Пожалуй, в драме и триллере. Как-то так жизненно и исторически сложилось, что там всегда больше визуальностей и воздуха, чем, скажем, в комедиях, где главное — не сбавлять темп. Там, даже если ты наснимал красот, интересных общих планов, то в итоговый монтаж их не всегда возьмут, говорю по своему опыту. Но, как и с формами, мне кажется, что лучше не привязывать себя к одному из жанров, чтобы не стоять на одном месте. Это как тренировка разных групп мышц. 
 

 

А когда снимаешь, у тебя всегда есть внутренняя задача снять красиво? Вне зависимости от режиссерской задачи. Или это не всегда необходимо?

Это задача, которая всегда висит в фоновом режиме. Она всегда есть — не включается и не выключается. Но здесь основное слово "фоновый", лично для меня. И для меня в кино прежде всего важны смысл (за него ответственен режиссер) и душа (артист). А я, со своей, третьей стороны, как художник, должен добавить красоты. Конечно, площадка — это место компромиссов, живой организм с высокой степенью случайности. В результате что-то может получиться более красиво, что-то менее.
 


Над чем сейчас работаешь?

Названия и подробностей раскрывать не могу, скажу только, что это сериал с очень интересным сценарием и крепким кастом, и делаем мы его с режиссером Александром Фоминым — моим давним другом, с которым мы работаем еще со студенческих времен. С ним мы сделали комедию "Молодой человек", которая вышла в прошлом году. А так, сейчас мы на финишной прямой подготовки и совсем скоро начнется съёмочный процесс.


В контексте всего происходящего сегодня в России, у тебя лично не возникает проблем с поиском вдохновения?

Это да, отличный вопрос, и очень сложный... Лично у меня — да, возникает, как, наверное, у всех, но за этот год произошла внутренняя работа, осознание, что жизнь идет дальше и нужно, собрав себя, двигаться вперед вопреки обстоятельствам. Ещё спасает эскапизм, мыслительный и физический, что, в целом, держит крышу на плаву и подпитывает её идеями.
 
 

Тебе нравится современное мейнстримовое кино, как зрителю? Вообще, много времени проводишь за просмотром и что преимущественно смотришь?

Я безумно люблю кинотеатры и стараюсь смотреть всё именно там. Нет никаких отвлекающих элементов, которыми полон дом, внимание сфокусировано только на фильме, больше погружение, и, конечно, наслаждаешься качеством, заложенным творцами. Так что, прежде всего, смотрю всё, что хоть как-то попадает на мои радары и выходит в прокат, включая мейнстрим. Лично мне интересно его разбирать с точки зрения того, как люди выжимают из бюджетов творческий максимум, и заставляют (или нет) работать фильм эмоционально. Потом это всё помогает и в работе над своими проектами.
 


Ты сказал, что любишь посещать кинозалы, при этом кинотеатры сейчас переживают далеко не лучшие времена. Огромное количество интересного контента просматривается в домашних условиях. При это есть ощущение, что большие мастера кинематографии по-прежнему при съемках руководствуются решениями, рассчитанными на большой экран. Находясь внутри индустрии, какой ты себе ее видишь через пару лет?

Мне кажется, что начиная с пандемии, все вот эти грани — снимать для большого или малого экрана — немного стёрлись. Бывают сценарии, где нужна большая форма, но, как говорил мой мастер, "большой экран хорошее делает лучше, а плохое — хуже", и, снимая, всегда нужно об этом помнить. Поэтому все, что хорошо для большого экрана, так же хорошо и для малого. Прибавим то, что телевизоры в наших домах неумолимо растут в размерах, появляются отличные варианты проекторов, так что остаётся единая задача — интересно снять интересную историю.

 

Ну так вот и выходит, что в очень скором времени кинозалы останутся в очень ограниченном количестве для совсем отъявленных синемафилов, а подавляющее большинство зрителей предпочтут походу в кинозал домашний просмотр. Кинозал постепенно становится экзотическим видом досуга? 

К сожалению, всё к этому идет. Мне не хочется верить в это, но, похоже, так и будет...
 

Так чему тебе-то расстраиваться, продолжишь получать удовольствие от просмотра в кинозале и дальше. Ты ведь и есть часть того синемафильного общества, для кого останутся кинотеатры, пусть и в очень ограниченном количестве. Что у тебя вызывает такую грусть? Ностальгия по уходящей эпохе? 

О нет. Просто кино по-разному смотрится дома и в кинотеатре не только из-за размера экрана и качества звука, очень важный параметр — живой зал, его реакция. Сидя в полном зале, кино воспринимается совсем по-другому, нежели дома в одиночестве. За собой замечал эту разницу много раз. И если кинозалов будет меньше, с меньшим количеством зрителей... не знаю, мне кажется, уйдёт некая часть магии кино, ответственная за взаимодействие ощущений.

 

В последних интервью мы ставим на обсуждение развитие нейросетей и их влияние на нашу ближайшую жизнь. У меня в начале нулевых состоялся разговор с топ-менеджером IT-гиганта. Он рассказывал, и на тот момент мне казалось это далеким будущим, что совсем скоро мы сможем в один клик загружать видеофильм для домашнего просмотра. В то время еще существовали прокаты видеофильмов, а в интернет выходили через модемы на черепашьей скорости. И эта "фантастика" пришла к нам в дома намного быстрее, чем мечталось. А вот сейчас вовсю прогнозируют, что можно будет получать готовый результат движущихся изображений, неотличимых от съемки киногруппой. И, кстати, статичное изображение уже превосходно! И оно создаётся за считанные минуты, буквально за копейки. Что ты думаешь по этому поводу?

Вот ровно про это я и говорил в начале, что прогресс в нашем деле не стоит на месте и надо уметь к нему адаптироваться. Это как с волнами — лучше их седлать, чем пытаться им сопротивляться и в итоге никуда не уплыть. Midjourney и другие нейросети — удивительные создания, которых лучше не бояться, а относиться к ним как к дополнительным инструментам в нашем творческом арсенале. Это как, если, например, до этого времени у нас были бы только кисти, а тут внезапно появился мастихин. Да, картину им тоже можно сделать, но это принципиально другой инструмент, чем кисть, и результат никогда не будет похожим. Так что, как мне кажется, нейросети только расширяют наши творческие возможности. От поиска концептов к проекту, генерирования фонов, постеров, чистки текстов, поиска сюжетных решений, до, возможно, сгенерированных сцен, которые нельзя было бы сделать обычными методами. Мир кино только станет интересней и красивей от всего этого.

 

Три дела, которые ты обязательно должен реализовать в этом году?

Интересно сделать проект нынешний, не менее интересно снять проект будущий, залезть на новые творческие ступеньки и не поплыть при всём этом головой.

 


ReelSource, май 2023

(с) интервью подготовил и провёл Андрей Жданов.

Фотоматериал предоставлен Михаилом Соловьёвым.