Морад Абдель-Фаттах, кинооператор. Интервью.
December 10, 2018
После длительной подготовки по обновлению ReelSource, мы решили не дожидаться наступления дня Х и возобновить интервью с подписчиками. Морад Абдель-Фаттах – кинооператор, привлек наше внимание обновлениями в своем шоуриле. Сразу несколько его работ почти одновременно стали премьерами этой осени. На большом экране шел художественный фильм "Непрощенный" с Нагиевым, положительно встреченный зрителем и кинокритиками, соседствовал с комедией "Грецкий орешек". А на ТВ показывали сериал "Желтый глаз тигра", сменивший "Золотую орду". И в промежутке между премьерами серий шоурил пополнялся рекламой и музыкальным видео.
Морад, привет! Просматривая твой шоурил и обновления за этот год, невольно задаешься вопросом – когда ты все это успеваешь?
Не отказываюсь! (смеется) А вообще, такой активный процесс начался ещё в 17-м году с сериала для Первого канала "Золотая Орда". И получалось так, что продюсеры даже любезно соглашались ждать меня. "Непрощенный" и "Желтый глаз тигра" вообще снимал параллельно! Все успел. Хорошо, если бы всегда так было!
А как физически поспевать с таким графиком?
Мне гораздо тяжелее, когда я не работаю. Если у меня возникает свободное время, по-правде, не знаю, как организовать свой быт. Слава богу, у меня есть маленькая дочь и жена, и я максимально стараюсь проводить свободное время с ними.
Можешь перечислить наиболее заметные проекты этого года?
Думаю, это "Золотая орда", "Желтый глаз тигра" и "Непрощенный".
В каком из них ты смог раскрыть себя наибольшим образом?
Это всё разные проекты. Первый названный проект – историческая форма, и это было интересно. И при работе над ней у меня были референсы, основанные на живописи.
На "Желтый глаз тигра" была следующая установка – победить "простоту" отечественного сериала, при этом уйти от условного изображения – лишнее освещение, неестественные цвета. Историю, основанную на реальных событиях, было бы сложно смотреть, будь она "условно" снята.
Самая сложна задача была в "Непрощенном". Нагиев – супер известный актер, и все его знают по комедийным ролям и рекламе. Картина же эмоционально тяжелая, драма. Ее нельзя было снимать повествовательно и просто. Нужно было облечь ее в какую-то особую форму. И если бы Нагиева снимали, ориентируясь на условное освещение, как, например, в фантастических фильмах, – это было бы заметно и зритель в это не поверил бы никогда. Картина участвовала в неконкурсной программе нескольких международных фестивалей, в том числе в Каннах. И вот там, где Нагиева не знают и свободны от клише, говорили, что он большой актер. По сценарию персонаж почти всю картину находится в кадре один, и сложность задачи была в том, чтобы зрителю было не скучно за ним наблюдать. Помимо общей мрачной тональной атмосферы, которая усиливала ощущения страдания в картине, я пытался заставлять камеру всегда находиться в движении, чтобы не было утомительно наблюдать за одиночеством.
Над чем тебе было интереснее работать – кино или сериал?
Если честно – нет никакой разницы. Я стараюсь одинаково интересно выстроить кадр – соотношение объектов и фона, перспективы, освещения. Мне совершенно не важно, где будут транслировать отснятое. Стараюсь не думать о размере конечного экрана – интернет, айфон, большой экран... Если на маленьком экране интересно смотреть, то на большом тем более. Нам нужно отвечать за свои кадры и не думать о том, где их будут транслировать.
А ты замечаешь перевес зрительского отношения в пользу кино, с точки зрения качества контента? Российский сериал все еще воспринимается как наскоро слепленный проходящий продукт.
На практике, если производственная компания выражает серьезное намерение на создание качественного многосерийного фильма – а для этого необходимо располагать деньгами, временем на подготовку, группой, оборудованием, – ну, на входе в работу ведь уже почти все бывает понятно. В таких условиях создается многосерийная картина, по качеству не уступающая прокатным фильмам. Разница лишь в трансляции. Я отказываюсь от проекта, если понимаю, что он нацелен на небрежное производство с задачей лишь бы как-то снять. Когда не требуется разработка визуального решения, а просто необходимость зафиксировать что-то. Для этого не нужно тратить время и деньги на производство, и оператор не нужен. Такого материала, снятого на айфон, много в интернете.
Насколько тебе важен сценарий, чтобы принять или отклонить проект?
Мне важен режиссер и его видение. Однажды меня пригласил на проект грузинский режиссер Леван Когуашвили. Это был фильм "Сын за отца". Сценарий, после прочтения, меня совсем не впечатлил. Честно говоря, он и режиссера также не радовал. Ну что интересного? Приморский город, бандиты... На бумаге была типичная драма, телесериал в худшем понимании. И вдруг на подготовке я понял, как режиссер умело разрабатывает персонажей, атмосферу и форму будущего фильма. Хороший сценарий – это, бесспорно, основа. Но если есть талант разработать форму, то реализовать можно любой сценарий. Поэтому для меня, после этого опыта, в работе самым важным стало предложение режиссера, его видение сценария.
Часто практикуется, когда над разными сериями фильма работают разные режиссеры. В твоей практике такое случалось?
Нет, не сталкивался. Бывало, работали двумя группами над одним фильмом, но чтобы работа выполнялась именно посерийно – с таким не сталкивался.
Как относишься к утверждению, что наивысший результат достигается сильным сложившимся тандемом – режиссер/оператор?
Согласен с этим. Лучшее кино рождается в хороших дружеских тандемах. Мне сильно повезло – все режиссеры, с которыми я работал – все мои друзья. Илья Учитель, Марк Горобец, Тимур Алпатов, Сарик Андреасян, Леван Когуашвили – родные люди, с которыми я проделал огромные работы. Они как братья в большой семье, нельзя выделить кого-то отдельно, кого больше любишь, старшего или младшего. В моем случае так же. С каждым из них я могу работать на хороший результат и получать удовольствие от работы. При этом мне позволяют выдумывать и предлагать визуальные решения. И ни разу за мою практику не было даже вежливых творческих ограничений.
Твои коллеги-операторы узнают тебя по стилистике, другим признакам? У тебя есть свои "фирменные фишки"?
Говорят "да", узнают. Про фишки не задумывался, но знаю, чем я занимаюсь при построении изображения. Я себя поставил в рамки. Может рамки, это и есть "фишечки"? Если раньше стилистически пробовал все одновременно – движения, ручная камера, разноцветный свет и т.д., и казалось всё одинаково важно, то сейчас мое изображение создается в ограничении приемов. Вот что я имею ввиду. Сначала выбираю объект или натуру, далее композицию. Если композиция получается, ставлю освещение и уже затем добавляю в кадр движение. Может показаться, что это долгий процесс, но это не так. Сомнения и попытка реализовать все в одном кадре – вот что задерживает кинопроцесс.
Ведь можно потратить кучу времени на площадке на поиск решения, которое на самом деле не нужно. Всегда стараюсь определить, что для результата атмосферной эффектности кадра самое необходимое и реализовать это. Правил нет, конечно, но иногда просто статичный кадр с интересной композицией сильнее, чем выдуманное сложное движение. Важно, чтобы было красиво, но работа оператора осталась незаметной, не отвлекающей. И может поэтому появилась узнаваемость, потому что появились рамки конкретных ограничений в построении изображения. Недавно, когда на экран вышел "Желтый глаз тигра", Марат Адельшин написал, что у меня «получается держать свой стиль во всех работах». Не скрою, было очень приятно получить такое сообщение, потому что Марат – великий мастер русской операторской школы, его мнение важно для меня.
А кто из коллег сегодня сильнее всего тебя вдохновляет?
Ну, помимо классиков, сегодня это Хойте ван Хойтема (Hoyte van Hoytema). И Януш Камински. При своем возрасте он меня максимально удивляет. Снять на пленку "Первому игроку приготовиться", где сплошная компьютерная графика – я даже не стал бы такое затевать! А в одном интервью после этого заявил "I never touch digital". Это вызывает восхищение!
В твоей жизни был поворотный момент, после которого ты сказал себе, что свяжешь свою жизнь с кино? Или осознание этого приходило постепенно?
В глубоком детстве мама спросила меня, кем я хочу стать. Я этого не помню, но она мне говорит, что я настойчиво заявлял, что хочу обманывать. Конечно, мне объясняли, что это плохо. Но когда она мне в 16 лет перед поступлением в институт рассказала эту историю, я вдруг понял, что имел ввиду!
Вдобавок ко всему, папа Ахмед Абдель-Фаттах был кинооператором и с детства обращал мое внимание на то, как распространяется свет в природе, учил определять, где источник света у художников в живописи, учил меня фотографировать. Да и вообще, пойти по стопам отца – это большая честь для меня!
Как для тебя складывалась карьера после ВГИКа?
Всю свою карьеру я с благодарностью хочу отнести к "отцовскому пинку" от Михаила Леонидовича Аграновича! Я учился у него, и уже на втором курсе он взял меня к себе ассистентом. И в один момент ему предложили снимать сериал для Первого канала. Он отказался, но порекомендовал на картину меня. Я страшно переживал, ведь это было сразу 16 серий, 90 дней, огромное количество объектов, павильон. С того момента все и началось. За что я безгранично благодарен Михаилу Леонидовичу.
Это был 2011? И далее ты снимал по 2-3 больших работы в год?
Примерно так. Замечу, кстати, моя студенческая работа "Тыл" мне до сих пор сильно нравится. Некоммерческое черно-белое короткометражное кино, сейчас удивляюсь, как мне удалось на третьем курсе так снять. Изображение довольно интересное. Фильм сейчас можно найти в интернет.
А какая из твоих работ изменила кривизну траектории твоей творческой карьеры?
Последние годы, если честно, все достаточно стабильно. Но, надеюсь, моя будущая работа "Стрельцов" станет такой. Она не изменит кривизну моей траектории, но ожидаю, что после просмотра зритель высоко оценит труды кинематографистов.
Когда премьера?
В 20-ом. Масштаб самый крупный из того, над чем мне доводилось работать. Режиссер Илья Учитель. Думаю, получится сильная картина.
Наступающий год ожидаешь таким же насыщенным? Все расписано?
Пока много свободных дат. Есть предложения, но они в разработке.
Какие фильмы рекомендуешь к просмотру в период новогоднего отдыха?
Вообще советую смотреть фильмы по режиссерам. Выбрать любую известную фамилию и начинать смотреть по порядку все фильмы от начала творчества. Можно получить большое удовольствие, наблюдая за творческим развитием мастера. Например, это прекрасно прослеживается у Нолана.
В новогодние праздники нужно посмотреть фильм Левана Когуашвили "Гогита. Новая жизнь". Фильм меня максимально удивил. Он документальный, но ощущение, что смотришь игровую картину.
Вторая картина 2007-го года "Визит оркестра" Эрана Колирин, израильского режиссера. Её нужно посмотреть. Тридцать шесть мировых премий. Первая израильская картина, которую допустили в арабский прокат.
Ну и любой хороший мейнстрим, который будет идти на праздниках в наших кинотеатрах!
Фотоматериал предоставлен Морадом Абдель-Фаттах.