Люди и технологии: Режиссер Наталия Пунькова на стыке кино и рекламы

May 12, 2025

Карьера: от монтажа — к режиссуре

Наталия, Вы начинали как монтажёр в Art Pictures, работали над сериалами и полнометражными фильмами. Как опыт монтажа повлиял на ваш режиссёрский стиль?

Не совсем в ArtPictures. Я работала на постпродакшне кино как логгер и монтажер в студии ЭдитМастер, мы монтировали в том числе для Art Pictures, под руководством Игоря Литонинского, режисера монтажа, лауреата Золотого Орла и члена Национальной академии киноисскуств и американской киноакадемии. 

Сначала я синхронизировала материал для монтажа, потом монтировала черновые сцены для кино и сериалов, финальные сцены делали режиссер монтажа и режиссер. Я участвовала в монтаже фильмов «Жара», «Обитаемый Остров», монтировала сериалы для А-медиа. Конечно, этот опыт повлиял – в кино самый широкий спектр иструментов реализации замысла: есть хронометраж, время внутри него можно уплотнять и замедлять с помощью монтажа. 

Именно в кино я научилась монтировать в тишине, потому что ритм должен присутствовать в визуале без звука. Опыт монтажа научил понимать, что нужно хорошо изучить правила, чтобы их нарушать. В монтаже важно уметь в нужный момент подстраивать правила под задачу. 

Монтаж меняется и отражает видение аудитории. Простейший пример: jump cut, который когда-то считался ошибкой монтажа,  а теперь — это обычный прием, он работает и в нужном месте не ломает восприятие, потому что зритель стал иначе воспринимать визуальный ряд.

 

После постпродакшна в кино вы перешли в документальное кино на студии Горького. Почему ушли в non-fiction и что из этого опыта взяли в рекламу?

 

Я работала на студии “Золотая Лента" под руководством Евгении Головня, мы снимали документальные фильмы про ярких и выдающихся людей, например про то, чем живут победители  шоу “Последний Герой”.

Почему документалка? Мне всегда были интересны живые истории и настоящие люди. Хотелось видеть, как истории разворачиваются в реальности. Это был полезный и очень человечный этап — школа эмпатии и насмотренности. Документалка, как танец с реальностью: ты не ставишь движения, а ловишь их на лету.

В рекламу и клипы из документального кино взяла то, что персонаж истории должен быть продуманным, со своей страстью и движущей силой – только в этом случае получится интересно для зрителя.

 

В 2020 году вы начали заниматься клипами и рекламой. Что стало триггером? И не жалеете ли, что ушли из кино?

Нет ощущения, что ушла откуда-то. Как будто углубилась в одно из направлений. Я почувствовала, что изменилось время, люди стали иначе воспринимать движущиеся картинки, в соцсетях появилось много красивого и интересного. Пришла уверенность, что зритель хочет по-другому — быстрее, плотнее, насыщеннее. Появился вызов: научиться в 30 секундах рассказать историю, которую раньше разворачивали на полчаса экранного времени. И пришло понимание, что короткий формат — моя стихия.

 

 

Креатив и технологии

Ваши вирусные ролики (1.3 млн просмотров) балансируют между эмоцией и продажей. Как это работает? Разберите на примере ролика для Cocon Intimates.

(Смеётся.) Моя задача — рассказать историю. Если она попадает в сердце, то и «продаёт».

Для Cocon Intimates мы сделали ролик о первой любви (и первом сексуальном опыте девушки). Название — «Первое лето совершеннолетия». Этот ролик я придумала по мотивам знакомых реальных историй. И поскольку хотелось рассказать ее в коротком и захватывающем формате, я подумала, что классно было бы присоединить рекламу какого-то продукта, и идеальный продукт для такой истории – белье, нежное и тонкое, как первая любовь.

Дальше присоединилась команда “Омни Продакшн”, они нашли заказчиков – бренд Cocon Intimates, тех, кто тоже вдохновился видением и захотел представить этой историей свою продукцию.

А потом наш ролик выиграл «Award of Merit» на фестивале Vegas Movie Award». И мы стояли бы на красной дорожке в LV, если бы не пандемия.

 

Вы снимаете ролики с непрофессиональными актёрами, часто работаете с детьми. Как добиваетесь естественности? И как работали с культурными нюансами в проекте для Senchuang?

Умению взаимодействовать с детьми учат собственные дети. Поэтому у нас непрерывный практикум взаимного обучения. Когда они были маленькие, мы ставили танцевальные шоу, и я вела кинокружок в гимназии сына – ставила спектакли, снимала с ребятами. Мы сняли короткий метр про поэта, читающего стихи на Арбате, и девушку из другой эпохи, которая приходила его слушать. Показали его на нескольких кинофестивалях детского кино, получили призы и, надеюсь, есть мой вклад в то, что мальчик, который играл поэта, Никита Захидов, закончил театральный институт, стал актером и играет в Малом Театре.

Чтобы добиться естественности в работе с непрофессиональными актерами, надо  взаимодействовать, изначально поддерживать человека в кадре, увидеть и подчеркнуть его сильные стороны, не включать сразу постановщика – разговорить, заземлить – это относится и к детям, и ко всем, кто нечасто работает в кадре: я снимала и врачей, и руководителей, и начальников цехов на заводе, и танцоров в игровых сценах – у каждого внутри непосредственный ребенок, которому  нужно помочь освободиться, а дальше он естественно реагирует и отыгрывает.

 

Про культурные нюансы при работе с китайскими компаниями. Мой опыт работы с китайскими компаниями – идея и съемка online для компании Senchuang рекламного имиджевого видео и несколько питчингов в отделе рекламы другой китайской компании (проект в работе). 

О чем говорит мой опыт? Китайцы – очень сдержанные и вежливые люди, несмотря на это щедрые на комплименты: я услышала много хороших слов в адрес своей работы, что было совершенно непривычно. Они любят переспрашивать об одном и том же разными словами и меня предупредили, что это нормально – это способ получить дополнительную информацию. 

В целом очень нравится работать с китайскими коллегами – они вдумчивые и основательные профессионалы. Добиваться естественности от китайцев не пришлось: там не было игровых сцен для актеров. Мы сделали Аватар компании, такая 3D-душа Senchuang, она рассказывала о ценностях компании и показывала, как производится одежда.

 

Вы много снимаете танцоров: в чем ценность танца для зрителя?

Язык тела и танец в частности древнее вербальных способов передачи информации. Там шифруются универсальные смыслы, их не нужно объяснять или переводить: радость, печаль, движение вперед или отступление, стремление людей к взаимодействию и покорению пространства – все это можно передать без слов. 

Получается, что танец – это идеальный способ разговора с аудиторией, классный инструмент сторителлинга – его нужно использовать, потому что он универсален. И это язык, который многие (и я в том числе) учат с детства. Переводить с танцевального мне помогает  опыт работы хореографом  в школе танца.  И, конечно, зрителям нравится смотреть на танец – движение  приковывает внимание – это инстинкт.

 Я снимала социальную рекламу с Театром Танца "Зеркальный Мир"; артистов театра Станиславского и танцоров на пилоне – танец неизменно вызывает эмоциональный отклик у аудитории. 

 

"Natashin Production в метавселенной" — это эксперимент или стратегия? Какой видите роль режиссёра в цифровых пространствах?

Это стратегический эксперимент. (смеется) Мне нужно было место, где разместить свои короткие видео, которые можно отнести к цифровому искусству. Мы показали их один раз на выставке NFT-muse, а дальше им нужно было свое пространство. Логично, что и пространство для них – цифровое.

Режиссёр в цифровых пространствах — это медиатор и ретранслятор. Он переводит текст в визуал, а визуал — в эмоцию. Независимо от того, где именно это происходит — в павильоне, на сервере или на экране шлема VR.

 

Индустрия: вызовы и будущее

 

Реклама 5 лет назад vs. сейчас: что исчезло, а что вернётся?

Да как будто ничего не исчезло, скорее трансформировалось, перешло на новую орбиту. За последние 5 лет увеличилась роль видео в рекламе, в соцсетях стало преобладать вертикальное видео, Digital реклама победила TV-рекламу по охватам.

5 лет назад не было нейросетей, с которыми можно нарисовать или анимировать визуал, сейчас стало больше возможностей у каждого автора – только бери и делай.

 

Вы активно используете нейросети. Где они вас уже выручили? Какие еще новые технологии появились в видеопроизводстве?

Нейросети помогли на препродакшне: я рисовала раскадровки в Midjourney, и мы быстро нащупали визуальный язык проекта. Но выглядят эти раскадровки очень забавно: некотороые кадры нарисованы от руки, потому что из-за настроек безопасности нейросети категорически отказывались их раскрашивать, как будто чат GPT и Миджорней с трудом отличают танец от порнографии, и мне приходилось биться за каждый кадр, доказывая, что здесь нарисована акробатика в воздухе, а не что-то неприличное. С помощью нейросетей сейчас можно нарисовать любой статичный кадр, и с видео возможности тоже широкие.

Виртуальный Продакшн – это  технология, которую мы использовали для съемки с НПО Варя. Виртуальный продакшн позволяет совместить реальных персонажей и реальные объекты с виртуальной средой, созданной в игровом движке Unreal Engine. Мы сделали для проекта две фантастические локации в Unreal Engine и интегрировали в них танцовщицу –– это был невероятный опыт совмещения реальностей, новый для всей команды. В целом, за виртуальным продакшном будущее в кино и видеопроизводстве.

 

Креативное агентство „Безтендера“ — ваш ответ на запросы рынка? Кого оно представляет и какие проекты считает эталонными?

В проекте «Безтендера» креаторы решают поставленные брендом креативные задачи: придумывают для брендов рекламные активации или даже новые продукты. Я как режиссер поддерживаю свой тонус в креативе с помощью смежной сферы (все-таки пиар и видеопроизводство – не одно и тоже) и делаю это в среде с профессионалами, где можно питчить идеи среди экспертов, увидеть работы коллег и увидеть, что выбирает заказчик. 

Всем, кто пишет сценарии и создает креативы рекомендую “Безтендера”.

 

 

Виртуальный продакшн, ИИ, метавселенные… Не теряется ли «человеческое»?

Мне кажется, это новые времена, непростые для индустрии, но очень интересные. Человеческое будет тем ценнее, когда научится коллаборировать с ИИ. 

Живого человека можно теперь поместить в любую локацию. Новые миры создаются в Unreal Engine и нейросетях и не ограничены физической локацией или масштабом. 

Нейросети для видео прогрессируют, в них уже можно задавать движения камеры и  работать с конкретным персонажем, их можно кастомизировать и обучить своим визуальным предпочтениям. Мне очень нравится Kling, он  быстро развивается, Veo 2 – классная нейросеть. 

Но человек по-прежнему решает, что показывать, чьи истории подсвечивать. Нейросети – это продолжение людей, которое делает создание контента проще и быстрее и можно этого бояться, а можно встраивать в свои процессы. Есть такой фильм студии А24 – там AI стал продолжением и хранилищем человеческой культуры, и мне кажется, в позитивном ключе именно так должны события развиваться.

 

Личное и провокационное

 

Вы работали и с артхаусом, и с коммерцией. Что для вас честнее — кино или реклама?

В рекламе выше требования к качеству визуала и сторителлинга, к общей залипательности видео: как можно больше людей должны остановиться, досмотреть до конца не отвлекаясь.

Артхаус честнее в том смысле, что в основе лежит идея, которой горит человек или группа людей, а не  коммерческий заказ, где творческая команда – только исполнители.

Но с другой стороны зритель сейчас искушен и не будет отдавать время долгому визуально скучному контенту, не будет выбирать неактуальные темы – лучше соцсети полистать, чем углубляться на часы в недостаточно ценную или визуально непривлекательную историю.

Верю, что наступает время новой искренности, когда ценность идеи будет коррелировать с общественным признанием, с тем, что важно для рекламодателей, охватами.

В этом году Оскар выиграл анимационный фильм Flow, сделанный  практически группой энтузиастов, и больше всего призов получил фильм Анора с мизерным по голливудским меркам бюджетом, где некоторые актеры снялись за идею.

Поэтому получается, что коммерция и артхаус движутся навстречу друг другу и, думаю, будущее за их симбиозом.

 

Что бесит в рекламной индустрии? Вот, скажем, "Безтендера" — это протест против чего-то?

Не то чтобы бесит... выжигает режиссеров и продюсеров рекламы. 

Очень много времени занимает участие в тендерах, это обязательная часть профессии, где ты в сжатые сроки делаешь проект рекламы (тритмент), сильно вкладываешься (а иначе как выиграть) и он нравится всем, кому ты его показываешь, но тебя не выбирают и ты повторяешь это действие многократно и безуспешно, и практически каждый режиссер на этом пути начинает в какой-то момент думать, что с ним что-то не так. Но на самом деле сама система проведения тендеров неэффективна и для заказчиков и для творцов. Поэтому стараюсь без тендеров работать, когда это получается.

Протестовать не очень конструктивно. "Безтендера" – попытка сделать шаг вперед, вывести индустрию на новый уровень. Мне нравится конструктивный вектор агентства.

 

Если бы вам дали бюджет без ограничений — что снимете: идеальный клип, арт-фильм или что-то для метавселенной?

На бюджет без ограничений незамедлительно сняла бы проект мечты, а я его сейчас начала делать. Постепенно, потому что в реальности ограничения есть, конечно же. Скрестим пальчики чтобы все получилось.

 

Ваш телеграм-канал — это скорее дневник или PR-инструмент? Чего в нём больше — искренности или расчёта?

В нем расчета вообще никакого нет, разве это не заметно?) Чистое искусство для самых любимых подписчиков.

 

 


 

(с) ReelSource, май 2025

Фотоматериал предоставлен Наталией Пуньковой