Владислав Опельянц, оператор-постановщик. Интервью.

February 5, 2015


 

С Владиславом Опельянцем  давно следовало бы сделать интервью – такая фильмография! («Утомленные солнцем-2», «Статский советник», «12», «Богиня: как я полюбила»). Но поскольку Влад в действительности является одним из лучших операторов страны (как выразился повсеместно известный режиссер), проектов у него предостаточно. Поэтому с 15-ой попытки нам, наконец, удалось встретиться. Тем более, есть отличный повод – награда на кинофестивале «Золотой орел» за лучшую операторскую работу. Хотя все и происходило буквально на лету, Влад успел ответить на несколько фундаментально важных для нас вопросов в своей иронично-расслабленной манере «тертого калача».

 


 

 

Как удобно будет Вас называть – Владислав или Влад?

Да Влад можно!

 

Хотелось бы в первую очередь поздравить Вас с получением премии «Золотой…», чуть не сказала «глобус»!

Надеюсь, это оговорка по Фрейду (смеется), и она будет следующей!

 

Для Вас имеет значение статус и название премии, или Вам одинаково приятно будет получить любую награду?

Честно сказать, я особо не избалован премиями. Несмотря на то, что все фильмы, которые я снимал, были в чем-то номинированы, причем не в одной номинации. «Богиня», «Статский советник» и так далее. Было несколько номинаций «Золотого орла», «Белого квадрата», но всегда фортуна проходила мимо. В этот раз это случилось, и для меня ничего не поменялось в этом мире (смеется).

 

 

Шутите, это первая Ваша награда?

Ну да, это первая такая большая награда.

 

Я знаю, что Вас также зовут в жюри кинофестивалей. Крайний «Кинотавр», например.

Да, не имея ни одной премии, я, тем не менее, был в жюри «Кинотавра».

 

Что приятней и интереснее – быть членом жюри, так сказать, вершить судьбу тех или иных проектов и людей, или быть номинантом?

Это разная «степень интересности». Благодаря тому, что я был в жюри «Кинотавра», я посмотрел огромное количество российских фильмов, иначе я бы наверняка никогда не нашел на них время. В этом, конечно, огромный плюс быть членом жюри. И мне повезло, потому что со мной в составе жюри были такие люди, как актриса Елена Лядова, Андрей Звягинцев и еще очень много прекрасных людей. И, конечно, обсуждение фильмов с этими людьми – интереснейший процесс. Я никогда бы не подумал, что разбирать фильм также интересно, как и снимать его. Хотя снимать интересней!

 

Если быть честным, насколько объективны наши кинопремии?

На «Кинотавре» все было объективно – мы скрупулезно разбирали фильмы и решали, кто более достоин награды. А на «Орле», я надеюсь, что тоже получил премию честно. Ну, хотелось бы в это верить! (смеется).

 

Давайте поговорим о недавних работах. Я так понимаю, Ваш крайний фильм называется «Воин»?

Совершенно верно!

 

Что было для Вас принципиально новым в работе над "Воином", как для оператора, снявшего такое количество незаурядных, широко известных работ?

 Для меня принципиально новым было то, что я снимал наконец-то не костюмированный фильм. Все мои последние фильмы были про ту или иную эпоху. Это современное кино, с современным, я надеюсь, киноязыком. К слову сказать, я первый раз работал в бюджете меньше полутора миллионов долларов. Это тоже был некий эксперимент, так как мы не всегда все могли себе позволить. Но это было безумно интересно.

 

 

Я где-то прочла, что Никита Михалков, с которым Вы сняли множество фильмов, считает Вас лучшим оператором страны. Как Вам такая ответственность?

Если честно, я не слышал, чтобы Никита меня так называл (смеется). Обычно, а тем более на съемочной площадке, он не особо комплиментарный человек. Конечно, приятно слышать от него теплые слова в адрес отснятого материала, что происходит далеко нечасто. А такое я даже не могу представить, чтобы он сказал! (смеется).

 

Не знаю, насколько это правда…

Дай бог! Буду знать, спасибо!

 

В каком жанре предпочитаете работать, и каков тот фильм, в создании которого хотелось бы принять участие?

Сложно сказать…У меня нет любимых жанров. Я не люблю снимать комедию, потому что действительно хорошая комедия – это редкость. Я бы с удовольствием поработал в жанре триллера или хоррора. Почему-то сейчас моей душе это близко (смеется).

 

От чего зависит Ваша заинтересованность в проектах? Вы часто отказываетесь от проекта, если сценарий не импонирует Вам?

Было часто. Мне много предлагают сценариев. Я просто стараюсь свой отказ мотивировать, чтобы никого не обидеть. У меня же нет задачи снимать все фильмы подряд. Более того, учитывая мой возраст и стаж работы в кино, фильмография у меня не такая уж большая. Есть коллеги, которые младше меня лет на десять, но имеют в два раза больше фильмов.

 

То есть Вы очень избирательны…

Для меня это важно. Не всякую картину я возьмусь снимать.

 

 

Я слышала, Вы очень любите живопись, это правда?

Да, это правда.

 

Операторов часто сравнивают с художниками - особенно в Голливуде любят говорить об этом. Называя их «художниками кадра».  Считаете ли справедливым такое сравнение? И вдохновляли ли Вас какие-то художники как оператора?

Я считаю абсолютно справедливым это сравнение. И, конечно, художники на меня влияли. Первый раз, когда я увидел в Дрезденской галерее (я еще тогда  учился в школе) коллекцию малых голландцев, я тогда в принципе обратил  внимание на живопись как на таковую. И эта школа малых голландцев до сих пор является для меня основополагающей. Я много любимых имен могу назвать, но если говорить фундаментально, то это Вермер и все малые голландцы вообще. Я считаю, что они максимально близки к кинематографу.

 

За счет чего?

Труднообъяснимый вопрос… Интуитивно! Это мое личное мнение и интуиция. Наверное, за счет светописи. Свет в их полотнах идеальный. 

 

Вами были сняты те или иные эпизоды в фильмах под воздействием других кинематографических работ?

Любое качественно сделанное кино в той или иной степени влияет на оператора. Конечно, ты черпаешь вдохновение не только из живописи, но и у своих коллег, как российских, так и иностранных.

 

Если вернуться к художникам, Вы сам по себе в работе человек ответственный или по-художественному…

Я безалаберный! (смеется)

 

Я это имела ввиду, но хотела сказать более политкорректно! Вопрос из другой оперы. Вы снимали кино с Ренатой Литвиновой, являющейся женщиной-режиссером, коих очень мало в киноиндустрии в принципе. А в операторской работе так и вообще почти нет. Как человек опытный и работавший с «женщинами в профессии», что можете сказать по этому поводу?

Ну, начнем с того, что их становится все больше. И даже женщин-операторов становится больше, потому что раньше это был действительно тяжелый труд – более тяжелые камеры. Хотя  в живописи же тоже мало женщин – особенно в классической живописи. В авангарде еще можно встретить хороших художниц. Я не знаю, с чем это связано, это как-то необъяснимо. Но сейчас профессия оператора становится менее мужской. Техника становится проще и легче (по весу). Профессия оператора - как творческая, так и техническая, но внутренний вкус человека как художника является первичным, поэтому дорога для слабого пола здесь вполне открыта.

 

Еще одно Ваше мнение как эксперта. Я много с кем из наших режиссеров и операторов разговаривала, и почти все, за исключением некоторых людей, твердят о том, что у нас очень хорошая кино- и рекламная индустрия. Это верное мнение или так выдается желаемое за действительное?

На вопрос нет однозначного ответа. Если говорить о рекламе, которая наряду с музыкальными клипами все равно является малой частью кинематографа в целом, мы находимся на хорошем уровне. Есть уровни и похуже. Но то, что мы не занимаем лидирующую позицию – это факт. То, что у нас есть какой-то свой особенный киноязык – это тоже факт. Я не считаю, что у нас должно быть какое-то свое направление в искусстве вообще  или в кино в частности. Ведь кино – искусство интернациональное. Очень много людей из разных стран могут работать на одной картине, говорить на разных языках, но у них все равно будет один язык – и  это киноязык. Я тоже часто снимаю с иностранными режиссерами, бывает, не можешь понять какие-то слова, но мы интуитивно чувствуем друг друга, ведь мы говорим на одном киноязыке.

 

Какой фильм из Вашей фильмографии самый значимый для самого себя, или переломный – выход на новый уровень?

Фильмы – они же как дети, и не может быть нелюбимых детей. Но есть дети, за которых ты радуешься, а есть дети, о которых ты с грустью думаешь, но все равно ты их любишь. Хотя надеюсь, что самый любимый еще впереди.

 

 

Назовите главную причину, по которой стоит быть оператором?

Любить жизнь, любить кино.

 

Назовите главную причину, по которой не стоит  быть оператором?

Не любить кино, но любить жизнь! (смеется)

 

Назовите три вещи, которые человек должен сделать в жизни?

Построить дом, родить ребенка и снять кино!

 

Кино, за которое будет радостно.

Да! А после этого можно уже и сажать деревья!

 


 

февраль, 2015 

(фотографии любезно предоставлены Владиславом Опельянцем).