Интервью с режиссером Владиленом Разгулиным.
June 1, 2016
Владилен, привет! Расскажи, как пришел в профессию и с чего все начиналось?
Все началось как развлечение, со съемок музыкальных видео. Снимали c приятелем все подряд, у нас была VHS-камера, монтировал дома на двух видеомагнитофонах. Это было начало 90-х. На тот момент я и не подозревал, что рекламу, которую показывают в телевизоре, кто-то специально снимает. Я думал, что она появляется сама по себе.
Однажды сняли видеоролик для Tom Waits, про который он никогда, слава богу, не узнал. По вечерам собирались с друзьями, показывали эту работу и чувствовали себя очень крутыми видеорежиссёрами.
Потом у меня произошло случайное знакомство с Михеем из Bad Balance. И когда на одной из таких домашних тусовок он увидел этот видеоклип, то загорелся снять для своей группы профессиональное видео. Они убалтали Adidas финансировать этот проект, и те дали 2 тыс. долл. В то время это были огромные деньги. Условно, с этого все и началось.
Мне, наверное, повезло, что в то время на популярном музыкальном канале BIZ TV ведущей была Тутта Ларсен, которая оказалась страстной поклонницей музыкантов и она лично взялась продвигать это видео на канале. В результате меня начали приглашать многие музыканты и поп-артисты.
А чуть позже мне позвонил Дмитрий Добужинский из «Парк Продакшен». Где-то они увидели мои работы и пригласили снять рекламу для одного иностранного бренда. В результате что-то получилось. После этого я надолго "осел" в «Парке» – в то время они так и поступали, смело "открывали" новых режиссеров, приглашали их на эксклюзив и долго с ними сотрудничали. Давали ребятам, так сказать, старт. И я им очень благодарен за тот первый проект!
Это началось в твоем студенческом возрасте?
Нет, мне было уже за 30.
И специального образования у тебя не было?
Не было. В молодости я хотел стать музыкантом, была даже своя группа. Я получил незаконченное музыкальное образование по классу ксилофона и ударных. Наверное, чувство ритма и музыкальный вкус помогали мне визуализировать музыку, понимать, как снимать видео.
У тебя много работ и все они отличаются особой тонкостью и изяществом. Какие-то из них были отмечены наградами на фестивалях?
Какие-то были. Из последних работ – социальная реклама, и весь проект в прошлом году на Каннских Львах занял первое место. Это была серия работ от разных режиссеров. У меня была история про мальчика.
Если честно, я никогда не заморачиваюсь по поводу всех этих награждений. Знаешь, когда есть хороший креатив, бюджет, когда заказчик дает больше свободы, а оператор сделал отличное изображение – тогда все получается. Это и есть для меня лучшая награда.
Как считаешь, награды на фестивалях дают режиссеру что-то для карьеры?
Нет.
На днях с одним продюсером обсуждали разные проблемы индустрии. В разговоре он заметил, что почти все известные режиссеры проходят пик своей востребованности. Как считаешь, существует мода на режиссеров?
Да, конечно. Как мне кажется, у всех происходит это одинаково – режиссер снимает пару интересных, заметных работ, и сразу становится востребованным. И дальше все зависит от того, как он будет поддерживать эту планку.
Но у каждого режиссера есть и ужасные работы. Бывает и так, ну, не повезло. Работа складывается из многих компонентов. И вот, таким образом, пара работ может негативно повлиять на дальнейший спрос.
Применительно к тебе, ты испытываешь это веяние моды?
В 90-е и нулевые все режиссеры, попавшие в рекламу, так или иначе были в топе. Конкуренции особой не было. И было не важно, одну или десять работ в месяц ты делаешь – все были более или менее успешными. Все могли снимать всё, не было деления на ниши. С одной стороны, это хорошо, можно попробовать себя в разных жанрах. С другой, как мне кажется, правильно занять свою полку и дать всем понять, что ты специалист в конкретной области. Невозможно качественно снять любую рекламу. Например, если мне сейчас предложат снять проект, в котором много сложных спецэффектов и компьютерной графики, я, скорее всего, сделаю это ужасно. Я не владею этим мастерством, в отличии от моих некоторых коллег, которые на этом специализируются.
Как ты относишься к конкуренции?
Конкуренция – это круто! Она не дает зажиреть.
Какой совет можешь дать совсем начинающим и талантливым режиссерам?
А я, разве, уже "заканчивающий"?! (улыбается)
Сейчас все говорят о снижении производственных бюджетов, однако продолжают снимать ролики отличного качества. Тебе, как творческому человеку, труднее стало реализовывать свои задумки?
Нет, мне это не мешает. Качество страдает только при отсутствии хороших идей.
Над чем тебе интересней работать – над муз. видео или рекламой?
Ну так нельзя сравнивать. В клипе берется за основу музыка и от начала до конца ты ведёшь проект. Между заказчиком/исполнителем и режиссером нет посредников. Режиссер сам придумывает сюжет, как-то его реализовывает. Больше свободы в изменениях. От начала и до конца ты – творец. Ещё для меня клип не может быть источником заработка. Его можно и бесплатно снять, для меня это приятное хобби и возможность реализации своих задумок.
А реклама – это четкие установки, дисциплина. Творчество присутствует, но оно подконтрольно.
А какой из своих проектов – любых, ты сам для себя считаешь наиболее ярким?
Наверное, тот самый Tom Waits. Ведь вкусы меняются. Клипы и реклама – скоропортящийся продукт. Моя первая работа долго держала меня в приятном тонусе.
К какому амплуа тебя причисляют продюсеры? О тебе есть стереотипное мнение?
Я о себе такое несколько раз слышал. Как уже сказал, наверное, это правильно. У зарубежных коллег все так и распределяется – кто-то снимает только детей, кто-то автомобили, кто-то животных. За мной, почему-то, закрепилось, что я снимаю beauty. Не знаю, может потому, что я фотографирую. Но мне кажется, у меня получается выходить за эти узкие рамки.
У тебя существует какой-то устоявшийся союз с кем-то из операторов?
Мне нравится работать со всеми. Если ограничивать себя, то это будет мешать профессиональному развитию.
В свои проекты ты сам приглашаешь оператора, или же продюсер?
Всегда спрашивают мое пожелание. Я называю трех человек, и продюсер с ними уже связывается. Но я никогда не настаиваю на конкретном человеке.
Тебя приглашают вести мастер-классы?
Нет, пока только в роли слушателя. (улыбается)
Ты упомянул про кино, что уже подумывал об этом. Что скажешь про сериалы? Продакшены, их снимающие, вроде стали часто рассматривать режиссеров из рекламы.
Меня приглашали, но я жду свою историю.
Расскажи о своих хобби?
Все просто. Фотокамера, велосипед, книги, кино.
У тебя прекрасные фотоработы. И это, по прежнему, остается только на уровне хобби?
Отношусь к этому как к хобби, конечно. Ведь я не зарабатываю на этом деньги. Но несколько раз в год поступают и коммерческие предложения, от которых я не отказываюсь.
Журналы приглашают?
Я пытался заявить о себе в этой нише, но, к сожалению, в вопросе предоставления работы журналы неохотно идут на смену уже сложившихся художников.
Ты светский человек?
А что это такое?
Ну посещаешь всякие светские мероприятия, тусовки…
В последнее время нет. Раньше это было более естественно и органично, в тусовках было много знакомых лиц. Сейчас все меньше встречаю ребят, с которыми годами вместе рос в рекламе. Я не чувствую себя чужим на празднике жизни, но становится как-то менее интересно… Мне на тусовках стало скучно.
Ты живешь в самом центре Москвы очень активной жизнью. Какие твои любимые места?
Первое – моя собственная квартира. Её дизайн создавал мой друг, тоже рекламный режиссер, Розенберг Леша. Он угадал мои требования к жилищу.
Остоженка, Пречистенка. Для велосипедных прогулок – Фрунзенская набережная. Ну еще вот Музеон в будние дни, район Арбата.
А вообще, стали часто меняться приоритеты в местах, нет каких-то культовых.
Какие места в Москве наиболее кинематографичны?
Москва настолько эклектична, в отличии от Питера или Киева, и выбор места всегда осложняется тем, что в кадре много лишнего. Мне нравится снимать в новых, еще не заселенных районах.
Какая у тебя есть нереализованная мечта?
Познакомиться с Том Вейтсом! (смеется)
Фотографии из архива Владилена Разгулина.