Женя Рэдкэпп — режиссер музыкальной рекламы. Интервью.

March 22, 2023


 

Женя, привет! 

Мы привыкли слышать про режиссеров, специализирующихся, например, на съемке машин, еды, бьюти и так далее. А ты как будто работаешь в условно новом жанре, который и сам продвигаешь. В какой момент ты почувствовал этот запрос времени? Это такой новый запрос со стороны брендов? 

Еще 3 года назад такая формулировка не была распространена, а бренды только начинали пробовать этот формат. Сейчас мы можем наблюдать, что выходит очень много рекламы именно музыкальной. Либо покупаются и используются права на известный трек, либо специально пишется музыка и слова под конкретный ролик. На мой взгляд — это эффективная форма подачи информации, зрителем лучше запоминаются рифмованные слова. Это важно, чтобы маркетинговая коммуникация бренда дольше оставалась на слуху.  Человек услышал песню и еще полдня может ходить, напевая ее. Такой вот заразительный формат рекламы. И на это есть сейчас запрос. Более того, этот запрос, по моему наблюдению, увеличивается.

Режиссер музыкальной рекламы — это мое позиционирование, оно сформировано благодаря моему музыкальному бэкграунду и опыту. Мне это чертовски нравится и это у меня отлично получается!

 

Расскажешь о своем музыкальном прошлом? 

Еще когда я был подростком, у меня была группа, мы читали рэп и писали электронную музыку. Мы записали несколько альбомов. Поэтому формат музыкальной рекламы — это максимально мой жанр. Я хорошо понимаю, как строится музыка, поэтому мне легко работать с композиторами.

 

А как пришел в режиссуру? Ты ведь долгое время проработал в рекламных агентствах арт-директором? Как ты поменял вектор своего развития?

О, это интересный вопрос. Я с 18-ти лет работал дизайнером, потом стал арт-директором в рекламных агентствах с креативным уклоном. В один момент я понял, что достиг потолка развития, работая со статичными визуальными символами. И решил, что режиссура будет логичным шагом в развитии моей карьеры. 

Конечно, это был большой и рискованный шаг в сторону. Я уволился с работы со стабильной зарплатой, взял кредит для того, чтобы были средства к существованию, чтобы все свое время посвятить развитию в новой сфере. Купил камеру, стабилизатор, объективы и так далее — такой классический путь видеографа. Начал осваивать, как работает техника, монтаж, да и вообще все процессы видеопроизводства. Понял, что такой путь будет долгим и пошел на курсы клипмейкера. 

По итогу обучения у меня появились две работы, первая — музыкальный клип про женскую красоту, вторая — однокадровая спек реклама часов G-Shock. Мне обе работы представлялись сильными на тот момент, и я задумался, как дальше попасть в индустрию. 

Собрал крутую презентацию о себе, о том, кто я, преимущества работы со мной с точки зрения рекламного подхода. Все это максимально красиво и креативно оформил и разослал по продакшенам, которые нашел в Google, Instagram, ReelSource. Один из продакшенов обратил на меня внимание, так я попал в индустрию. 

Правда, это было в начале 2020-го года, не самое удачное время для старта карьеры. Сдаваться я не собирался и, хоть и начал с маленьких работ, сейчас чувствую себя вполне уверенно в индустрии. 

 

Классный кейс для начинающих! Все работы в твоем риле очень яркие, энергичные, запоминающиеся. Как ты думаешь, тебя выбирают за яркую индивидуальность? Как работаешь с заказчиками и позволяешь ли в процессе подготовки предлагать свои идеи?

Я думаю, что не существует единственного критерия отбора. Хотя для меня до сих пор это загадка, как агентства и продакшны отбирают режиссеров. 

Мне легко работать в рекламе, я понимаю значение слов "бренд-платформа", "гайды", "брендбук" и так далее. Реклама — это в первую очередь не творчество, а инструмент, решающий определенные бизнес задачи. Я хорошо слышу и пониманию клиента. 

Разумеется, я как режиссер, предлагаю варианты в качестве творческого эксперимента в рамках отдельного кадра, чтобы был вау-эффект в ролике. Но это никогда не мешает общему продукту. 

 

Какой подход к съемке тебя характеризует как режиссера сейчас? 

Я называю этот подход “визуальными американскими горками”. Это когда весь монтаж ролика выстроен как единые рельсы аттракциона, по которым мчится зритель, то вверх, то вниз, то закручиваясь. Тут есть два способа, которые я успешно комбинирую. Первый, это снимать длинными однокадровыми сценами. Этого можно добиться только слаженной работой всей съемочной команды, когда на площадке все выстраивается в единую организационную хореографию. Второй подход, это использование мэтчкатов, но при этом движение камеры построено так, будто это единое непрерывное движение на протяжение всего ролика.  

Я всегда стараюсь найти новые визуальные подходы, вот сейчас присматриваюсь к возможностям нейросетей. В одном из тритментов я уже предлагал их использовать.

 

Нейросеть мы еще отдельно затронем. У тебя сейчас большая загрузка?

Достаточно времени для новых проектов. Меня все чаще стали приглашать в тендеры с музыкой, хореографией, работой с композитором и/или каким-то интересным “тик-токовским” монтажем. 

 

Съемка музыкальных концертов — это совсем другой профиль. Тебе могло бы быть интересно это направление?

Не-не, это совсем другое. Я занимаюсь постановочной музыкальной рекламой.

 

Вызывают ли у тебя интерес съемки фильма о фильме?

Думаю, что во время съемок рекламы стоит экспериментировать на площадке, я имею ввиду нестандартное техническое или организационное решение, чтобы получилось интересное бэкстейдж-видео. Бренд выпустил ролик, охватил аудиторию, а дальше выходит фильм о фильме, который может стать виральным. 

Обычно, создание бэкстейджа — инициатива самого продакшна. Считаю, что бренды многое упускают, не задумываясь о создание и использование бэкстейдж-видео в своих каналах. 

 

Какая из социальных сетей для тебя наиболее эффективна, с точки зрения получения новых заказов, и почему?

Не думаю, что можно как-то особенно ранжировать платформы в этом смысле. Очевидно, что ReelSource — это ресурс для поиска профессионалов. Продакшены, агентства так или иначе пользуются им для поиска исполнителей и по заказам он однозначно дает положительную статистику. Также мне приходили заказы из Инстаграм, когда еще можно было запускать рекламу на этой платформе. И даже в Телеграм-чатах бывают случаи, когда ищут режиссера и можно откликнуться и получить предложение о работе.

 

Можешь назвать Топ-3 твоих любимых работ?

Я надеялся, что ты задашь этот вопрос, поэтому подготовился. Итак, первая работа — это Jazz by Sber. Она необычна тем, что в ней используется рэп вместо ГЗК. В процессе подготовки к проекту мы с композитором разработали две музыкальные версии: первая — классическая, с закадровым голосом, а вторая с речитативом. Монтаж был заранее продуман под музыкальные квадраты. Мы не были до конца уверены, что клиенты согласятся на рэп-версию, но когда они услышали результат, то все были в восторге.

Вторая моя любимая работа — это Geekbrains. Она максимально реализована, как я ее задумывал, от разработки сценария до съемки. Она полностью построена на мэтчкатах, потому что только так можно было рассказать историю двух разных персонажей в сжатом хроне (20 секунд). Получилось беспрерывное плавное движение из кадра в кадр, в каком-то смысле это однокадровая работа.

Третий любимый проект — это фестивальная реклама нижнего белья Kokon. Это легкая романтическая история про лето и первую нежную влюбленность.

 

На сегодня существует большое количество ресурсов, где можно находить вдохновение, референсы. Тем не менее, так часто бывает, даже в самые любимые и удобные сервисы иногда хочется добавить своих фичей. Есть что-то подобное, что тебе очень бы хотелось использовать, но ты это не находишь?

Есть представление об идеальном инструменте, подходящим лично для меня. Например, сайт с личным аккаунтом, куда я мог бы добавлять ссылки с разных платформ или файлы с референсами, чтобы под каждый свой добавленный референс я бы мог добавить свои тэги и связывать их с конкретным таймингом в ролике. А сейчас у меня есть куча плейлистов по тематикам на YouTube, Vimeo, что-то просто выкачиваю, нарезаю на Gif-ки. Все это костыли. Для меня удивительно, что для творческих людей, работающих с видео, до сих пор нет такого идеального инструмента. Или я о нем просто еще не знаю.

  

С начала этого года все внимательно следят за развитием и возможностями искусственного интеллекта. Возможно, уже в самое ближайшее время он может драматически изменить многое, в том числе поменять отношение к профессии режиссера. Ты наверняка следишь за трендами. Каких перемен нам ждать и что ты вообще обо всем этом думаешь? Многие задумываются, что мы можем стать первым поколением ненужных людей. 

Думаю, мы живем в уникальное и удивительное время. Я точно не отношу себя к нео-луддитам, я за технологии и их развитие. Не думаю, что ИИ кого-то оставит без работы, ну разве только совсем ограниченных и ленивых людей. В нашей работе я уже видел брифы от агентства, где раскадровка была создана с помощью нейронки.

Раньше была сложность поиска референсов на оригинальный визуал, который до тебя никто не делал. Ты просто не можешь найти такой референс, ведь такого до сих пор не создавали и поэтому его не существует. Иногда на пальцах сложно объяснить заказчику свою идею, а вот нейронная сеть позволяет написать запрос и сразу же получить ту сцену или ситуацию, какой ты ее себе представил и плюс еще несколько вариаций. Таким образом, становится проще донести свою мысль.

Мне кажется, что подобным образом проходил технический прогресс в написание музыки. До появления компьютера и программного обеспечения учиться музыке было долго и дорого, а сейчас каждый школьник может написать музыку без особого труда. Это порождает перепроизводство контента, но, с другой стороны, это позволяет многим талантливым авторам самовыражаться. Конечно, иногда качество такого контента оставляет желать лучшего, но и количество жемчужин в разы увеличилось. Считаю, что нейросети положительно повлияют на развитие видео-индустрии. Появится больше оригинальных визуальных идей. 

 

Наверняка ты планируешь выйти за рамки съемок клипов и рекламы. Каким может стать твой следующий шаг, расширяющий эти границы?

Сейчас для себя вижу очевидным снять короткий метр. 

 

Каким видишь для себя ближайший год?

Поворотным для моей карьеры!

 


(c) ReelSource, март 2023

Фотоматериал предоставлен Женей Рэдкэпп.