Мишель Шениара, продюсер и основатель FRESH Production. Интервью.
January 10, 2017
Мишель, ты возглавляешь один из самых заметных продакшенов Москвы. На сайте компании сказано, что начинал ты как режиссер. Можешь рассказать, с чего все началось и как пришел к созданию собственной компании?
Началось все с института, в 1999 году. Тогда моя семья переехала на Полянку из Ясеново, и я обнаружил, что на одной стороне улицы расположено агентство BBDO, с другой – Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина. Мне захотелось оказаться в обоих местах одновременно, вдобавок это казалось очень удобным. Я смог устроиться на работу в BBDO кем-то вроде ассистента курьера. А днем позже поступил на первый курс Режиссерского факультета ГИТРа.
В BBDO мое руководство предоставило возможность осмотреться и попробовать себя почти во всех отделах, за что я им очень благодарен и по сей день. Так, в команде Игоря Кирикчи был ответственным за "порядок в папках", вел бумажный документооборот. Тогда, впервые, благодаря Игорю, я познал аккуратность и внимание к мельчайшим деталям. Под меня купили камеру Canon XL1, на которую я сам снимал разные видео и затем монтировал их. Работал в отделе Proximity младшим дизайнером, осваивал продукты Flash и Director. Чтобы работать в программе Director, пришлось даже изучать программирование. То, что давалась моим коллегам-дизайнерам легко и за считанные часы, я делал днями и ночами, не отрываясь от монитора. В какой-то день я все-таки оказался в продюсерском отделе, и тогда все в моей жизни и учебе встало на свои места. Ну, точнее сказать, учебе на хватало места, появлялся на занятиях 1-2 раза в неделю. Но закончить институт как-то удалось.
BBDO стало самой крутой школой в моей жизни. Но через некоторое время меня переманили рублём в рекламное агентство Propaganda Ogilvy. Там я год проработал продюсером на бренде Coca-Cola. Но, в сравнении с BBDO, проектов оказалось не так много, часто приходилось сидеть без дела, чего я себе позволить никогда не мог. В результате уволился и перешел в продакшен Fetish Film. На тот момент они только организовывались, и меня сразу пригласили, выбрав по резюме. Полагаю, из-за моего имени – подумали, что я француз! (смеется). На первом же проекте я познакомился с одним из лучших моих нынешних друзей – режиссером Тиграном Бежановым. Окончание этого проекта совпало с приходом в компанию продюсера Георгия Рюмина. В то время я у него многому научился и, понимая, что рядом с ним я всегда буду себя чувствовать юнцом, решил уйти во фриланс.
В результате, к 2006-му году, у меня было достаточно своих проектов. В какой-то момент появилась необходимость в юр. лице и нужно было срочно придумать какое-то название. Вот и появилось слово Fresh. Но поначалу был не Fresh Production, а Fresh Pictures. Но как только я захотел формальность по имени Fresh Pictures превратить в еще один функционирующий продакшн на рынке, рынку моя идея не понравилась! (смеется). А немного погодя мне и самому это показалось очень глупым и неосуществимым. К тому же я женился, и пока мой яркий и очень недолгий брак, не побоюсь этого слова, не дал сбой, было не до работы... Развод и небольшая депрессия вернули меня обратно на поля боя. Ну а дальше, уже ни у кого ни о чем не спрашивая, через слезы, ежедневные неудачи и разочарования, шел-шел-шел-шел и в какой-то день осознал себя в компании прекрасных коллег, большая часть из которых красавицы-девушки!
А с чего начался прорыв? Какая работа стала поворотной?
Генри Форд говорил: "Я готов отчитаться за каждый доллар, но не спрашивайте меня, как я заработал первый миллион". Вот и я, до сегодняшнего момента, вроде как держал в секрете историю о своем первом проекте, но не умею ничего скрывать долго! (смеется).
К нам обратилось PR-агенство с предложением поучаствовать в тендере на большой ролик для Билайн. Так как это было их не профильное направление, я вызвался им помогать. Приезжал их консультировать и как-то получилось – совершенно случайно, если честно, – что я был продюсером сразу и в агентстве, и в своем же продакшене. В тендере участвовало 3 или 4 продакшена, включая Fresh. И не поверишь, кто победил?!?!? Конечно же, Fresh! (смеется).
Боюсь, что с тех пор многие мои коллеги не могут мне простить эту авантюру. Я их прекрасно понимаю, но тогда мне это было очень нужно. При этом сегодня, и я точно это знаю, мы все друг к другу очень тепло относимся.
Открою секрет. Со многими конкурентами мы даже очень дружим, а с некоторыми у меня есть "тайный сговор"! (смеется). Так вот, если наши продакшены участвуют в одном тендере, и кто-то проигрывает другому, то выигравшая сторона приглашает в ресторан. И хотя, по-моему, это еще ни разу не исполнялось на практике, договоренность все же сохраняется! (смеется).
Как сегодня, на фоне общего падения производственных бюджетов, вы решаете для себя проблему развития бизнеса?
Я скептик, но все же верю в язык энергии, затрачивая которую, человек в обмен получает блага. Иногда мы умышленно расслабляемся и экономим энергию, что само собой сказывается на объеме.
Касательно падения бюджетов, то вот как я чувствую ответ на этот вопрос. Россия, Москва – невероятно большой и непредсказуемый рынок. Все зависит только от нас самих и от везения, нежели от экономической ситуации. У нас в стране – как на хорошей рыбалке! Клев регулярный, в любой момент может клюнуть хороший бюджет. Если у соседей клюет, значит и у нас все будет хорошо. К тому же мы умеем готовить очень вкусные блюда даже из самых мелких рыбёшек, и никогда ее сами не отпустим. (смеется).
Поговорим о ваших работах. У вас очень впечатляющий reel. Вы как-то избирательно подходите к сценариям?
"Впечатляющий reel" – звучит очень классно!
Если бы мы снимали кино, то оценить было бы всё очень просто: нравится, либо нет! Но у рекламы своя хитрая система ценностей, формула которой, наверное, выглядит как умножение: количество показов / качество стратегии / качество креатива / выбор медиа каналов / поддержка в других каналах / сезонность / активность конкурентов / политическая ситуация / качество съемки – равно эффективность. Вот такая сложная формула к нам доходит в очень простом виде: доволен основной костяк клиента или нет? Исходя из того, как я ранее говорил, мы беремся за любые проекты, а система ценностей очень мудреная.
Я назову свои любимые проекты. Вот они:
1) There Is Something To Be Proud Of
2) UC Browser “Club of Deep and Penetrating Film Critics”
5) Bubble
6) Известия
Все они сделаны по разным продуктам, с разными сценариями и бюджетами, но у них есть важный объединяющий момент – вся команда, от клиента до самого младшего сотрудника на проекте доверяли друг другу и работали его единым фронтом, при этом соблюдая все формальности и процедуры. Не было подобных ситуаций, как в мультике «Простоквашино», когда дядя Федор писал письмо родителям.
Есть любимая работа?
Рекламный ролик для бренда «Сибирская Корона» с участием Дэвида Духовны и по сей день моя отрада. На этом проекте я был ответственным не только за производственный этап, но и за разработку сценария. Это очень облегчило процесс коммуникации в команде и дало возможность максимально сохранить всё задуманное. Эта работа остаётся любимой, потому что проект со всех сторон был понятным и интересным. Нам удалось по-новому, иначе раскрыть тему гордости и патриотизма. Нам самим было очень интересно работать на проекте, несмотря на очень сжатые сроки и большой объем работы. Мы даже успевали вечерами на подготовке и во время съемки собираться всей командой и весело, с вином и музыкой, немного отвлекаться. Проект с самого первого дня сопровождала удача и легкость. Дэвид Духовны согласился в нем участвовать, несмотря на наши разногласия с его агентами по 9 из 10 имеющихся пунктов! Но они пошли нам на встречу. Наши возможности тогда позволяли договориться с олимпийским чемпионом, но не с Голливудской звездой. Прогноз погоды обещал дожди на все три дня съемок, но светило солнце. Нам оказался не по карману бюджет оригинальной версии песни группы Кино «Звезда по имени Солнце», поэтому мы купили права на ноты, что позволило написать свою, иную партитуру и записать песню с полноценным оркестром – абсолютно новое произведение, в нужном для нас хронометраже и ритме, с необходимыми расстановками акцентов по видео. Это оказалось в два раза дешевле, при этом для нас более актуально. Права на стихотворение, которое нам так нравилось, продюсеры фильма «Брат 2» наотрез отказывались продавать, а в итоге выяснилось, что сам оригинал этого стихотворения звучит чуть иначе. Все права на него принадлежат детям поэта из Симферополя, Владимира Натановича Орлова, который в 1983 году написал его и назвал «Родное». Продюсеры «Брата» купили у него права, но немного поменяли текст. Мы же купили оригинал и сохранили его.
Группа «Машина времени» за 14 часов до начала съемок отказалась от участия – это был сильный удар по нам, так как декорации и костюмы были уже готовы. Мы вели переговоры с Андреем Макаревичем. Пока мы резали эту сцену, с нами связался продюсер группы Александр Кутиков, внес незначительные коррективы и консенсус был вновь найден менее чем за 8 часов до «мотора».
Ну и самый яркий для меня момент, когда произошла небольшая задержка с доставкой лошадей на локацию. Хотя было немного обидно, так как это была последняя сцена с участием Дэвида, и он первый раз был вынужден ждать. Сцена заключалась в том, что Дэвид, читая стих «Родня», идет с соломинкой во рту на фоне красивого леса по полю, на котором пасутся лошади, что добавляет к пейзажу жизни и красоты. Пока я шел к Дэвиду, чтобы сообщить, что надо чуток подождать, что наши лошади "задерживаются", внезапно за холмом послышался приближающейся гул и крики, и из-за горизонта появились коровы, которые чуть отбились от своего стада. Дэвид начал кричать: «Keep rolling!» (продолжайте снимать) и пошел по направлению к ним. Сначала к нему подбежала пастушья собака, он протянул ей руку, она с одобрением понюхала ее и побежала дальше делать свою работу. А потом мимо Дэвида побежали коровы, и он их совершенно не боялся. Как стало известно позже, у него был богатый подобный опыт из детства. Жаль, эти кадры по определенным причинам не попали в финальный монтаж, но для меня этот момент все равно останется мистическим. Мы не рассчитывали, и даже не думали о подобном успехе ролика, мы просто в кайф делали всю работу. Ролик взял «серебро» на фестивале креативности Golden Drum и «бронзу» на Red Apple.
А какое у тебя отношение к фестивалям?
Мне они безразличны. Я ничего не испытываю от факта получения фестивальной награды. Это же субъективная оценка. Возможно, я просто еще не вкусил сладость этого процесса. Честнее, у меня не так много фестивальных работ. В большинстве случаев, еще на этапе разработки креатива, а порой даже и на этапе креативной стратегии, закладывается задача победить на фестивале. Или, еще круче того, снять ролик или вариацию ролика специально для фестиваля.
Проект с приглашением Xzibit – в нем действительно все снято «вживую», без использования хромокея и графики?
Спасибо, что задал этот вопрос. Жаль, что нет фестивалей, в которых есть номинация «самая сложная декорация» – золото было бы наше!
Почти во все сценах этого ролика применяется сложная инженерия. Обычная однокомнатная хрущевка, а точнее – гостиная, по-настоящему расширялась в ширину и в высоту. Румынская шкаф-стенка управлялась полностью с пульта управления. Створки раскрывались, и, подобно трансформеру, на наших глазах стенка превращалась в крутейшую DJ станцию. Весь пол был устелен из LED панелей, которые транслировали 2D анимацию в такт с музыкой. Подобный основательный подход был и ко многим другим трюкам, которые делали очень крутые русские инженеры-технологи под предводительством нашего гениального художника-постановщика Дениса Лищенко.
Как к вам попадают работать?
Я никогда не был доволен работой продюсеров-фрилансеров. Ну может один раз. (смеется). Наша работа такая непредсказуемая и порой нервная, и чтобы легче и приятней шел процесс и хватало сил на качество работы и улыбки, важно быть в надежной команде-семье. К нам очень легко попасть любому человеку, важно только ТРИ вещи:
1. понравиться мне;
2. два месяца работать бесплатно и понравится команде;
3. за два месяца научиться делать то, на что у других уходит 4 месяца!
Есть планы в направлении большого кино?
Есть! Пользуясь моментом, хочу обратиться к своим старшим коллегам из кино: "Возьмите меня к себе в ассистенты на проект! Обещаю работать от заката до рассвета, готовить вкусный чай, а от моих горящих глаз можно будет даже прикуривать". (смеется).
Перед тем, как снимать рекламу, я многие годы перенимал опыт старших продюсеров, и, впервые столкнувшись с доверенным мне бюджетом, я оправдал надежды и свои, и клиентов. Если я начну карьеру в кино, то только после того, как сниму несколько фильмов с опытными ребятами во главе.
В какой мере тебе близок авантюризм?
В этом слове можно разглядеть что-то негативное. Я, скорее, рискованный человек. Но часто тонкую грань между этими двумя понятиями трудно провести. Любой предприниматель отчасти авантюрист. И в нашей профессии без риска невозможно. Нами часто движут эмоции вопреки возможностям, и если рассматривать вопрос под таким углом – да, я авантюрист!
(фотографии из личного архива Мишеля)