Сергей Шубин, режиссер. Интервью.

January 10, 2021


 


Сергей, привет! Режиссер, оператор, сценарист, режиссер монтажа — это всё о тебе, ничего не забыли? Какая специальность всё-таки основная?

Привет! В основном, конечно, режиссер. Когда ты режиссер рекламы, перед тобой стоит задача: за 20-30 секунд рассказать яркую, понятную и цепляющую историю, которая должна мотивировать зрителя. Естественно, в процессе ты вмешиваешься в сценарий, продумываешь приемы, расставляешь акценты. Начинал, как многие, с небольших проектов, в которых занимался сразу всем. Полностью прорабатывал идею, писал сценарий, придумывал раскадровку, добавлял фишки. Попутно думал, как все это смонтировать и какими средствами снять. Так что развивался как "комплексный специалист", и это было скорее необходимостью. Впрочем, сейчас это очень помогает.

 

Освоив азы профессии самостоятельно, какие шаги нужно было предпринять, чтобы двигаться дальше? 

Я очень быстро схватываю и перенимаю все новое. Большинство вещей, которые делаю впервые, сразу становятся понятными, будто всегда знал, как это делать. Поэтому для меня не было невозможных задач в плане познания. Будь то режиссура, монтаж, сценарное, операторское искусство, графика. Оказалось, например, что мне довольно легко дается работа с детьми на съемочной площадке. Хотя, говорят, для этого нужны особые скилы.

Вообще-то, начиналось всё для развлечения. Играя в музыкальной группе, я начал снимать для нас клипы. Помню наш первый клип… Мы сразу замахнулись на качество мирового уровня — амбициозные ребята были! Это было очень драйвово — берешь и просто идешь в самое пекло, ничего не зная, ничего не понимая. У нас была, неожиданно, цифровая камера Kinor, снимающая в slow mo (это буквально за год до появления Canon 5D) и вертолет (не дрон). Со всем этим мы забрались на середину замерзшего озера и как фанатики снимали несколько дней только в режимное время. Выходили на лед ночью, тащили всё оборудование на себе несколько километров, чтобы поймать рассвет, промерзали насквозь, дожидались вечера, снова шли, снова снимали, снова промерзали и возвращались к ночи. И так неделю. Сейчас такой подход — это безумие и роскошь. С другой стороны удовольствие от результата стоило всех усилий. Позже было еще несколько подобных клипов. Сейчас оглядываюсь и понимаю, что это всё было максимально авантюрой, и сейчас вряд ли позволил бы себе такое. Однако, я часто возвращаю себя в то состояние, когда ты делаешь что-то и не знаешь, что это невозможно, поэтому и получается. Думаю, часть этого настроя нужно удержать в себе, чтобы не зачерстветь. В общем, учился на практике. Дальше был момент, когда меня позвали снимать бэкстейдж к рекламе. Я прям "убивался" в процессе, выжимал всё, что вообще возможно было выжать. В итоге получилось недурно и это потащило за собой ещё порядка пяти бэкстейджей, после чего крупный продкашн Focus Films поверил в меня и доверил съемку большого рекламного клипа. Сразу после сдачи этой работы я попал в тендер на небольшой автомобильный ролик. Там проявил себя и закрутилось.

 


В твоём шоуриле довольно много автомобильных роликов. Это твой любимый жанр?

Так сложилось, что в рекламу я попал через автомобильные ролики и довольно долго продолжал работать в этом направлении. Это не очень-то типично, вообще говоря. Мне близок экшен. Но в рекламе экшен в чистом виде редкое явление. Думаю, поэтому меня и привлекают автомобильные ролики — в них больше всего экшена. Очень люблю работать над музыкальными, танцевальными видео. Думаю, у меня даже есть своя подача и стиль в этом жанре. Кстати, в последнее время предпочитаю работать в тех жанрах, в которых у меня ещё не так много роликов. Меня все больше привлекает игровая история, возможность работы с актерами.

 

Чуть подробнее про "у меня есть своя подача". Это что, твой какой-то "особый прием"?

Не уверен насчёт "особого приема". И тем более одного. Например, одна из особенностей — очень плотная работа с композитором. У меня музыкальное прошлое, поэтому я кое-что понимаю в звуке, музыке. На проекте могу взять у композитора трекинг, отдельные звуки, и из них пересобрать структуру саундтрека. Для меня принципиально важно, чтобы музыка в ролике максимально работала на эмоцию. Поэтому, зачастую, видеоряд очень сильно зависит от аудио. 

Что касается подхода к работе, здесь коронным приемом можно назвать гибкость. Как в процессе согласований, так и на площадке всё очень быстро меняется. Гибкость позволяет быстро найти новые решения, которые сработают в изменившихся условиях.


У каждого режиссера возникают моменты, когда нет полного удовлетворения результатом своей работы. Как с этим справляешься?

В начале карьеры я практически всегда оставался недоволен. Ведь после всех согласований и ограничений (ну вы понимаете) от изначальной идеи остается немногое. Сейчас на это смотрю по-другому: оцениваю, насколько крутым удалось сделать результат, учитывая все появившиеся в процессе ограничения. Насколько в обстоятельствах, которые очень часто работают против тебя, в том числе погода, человеческий фактор, смог добиться максимального результата. Если понимаю, что это максимум, который я мог выжать из проекта, то я доволен конечным результатом. В последнее время, по большей части, я доволен. 

 


Три ключевые составляющие успешного рекламного ролика, на твой взгляд?

Первое — он должен вызвать эмоцию. Второе — должно быть четкое понятное послание. Третье — он должен быть запоминающимся. Если все эти три вещи работают в связке, тогда ролик будет продавать. А это главная его задача.

Имея дело с заказчиками, на проекте всегда множество разных точек зрения. Еще я часто снимаю селебрити, а это усложняет задачу — учесть пожелания всех, при этом привести к наилучшему результату. Поэтому крайне важно, во-первых, самому верить в то, что ты делаешь; во-вторых, суметь подать свою идею, свое видение и довести задуманное до конца. Ну и, как я говорил, сохранить художественную ценность.

 

Существуют бренды, с которыми ты принципиально не работаешь?

Я не снимаю рекламу алкоголя и табака. А также не работаю с контентом 18+. 

 

Начинал ты с музыкальных видео, сейчас занимаешься рекламными роликами. Какой шаг следующий?

Думаю, следующий шаг — это игровое кино. Сейчас потихоньку пишу сценарий для короткого сериала. В планах сделать что-то в рамках игровой истории.

 

О чем ты бы хотел снять свой первый полнометражный фильм?

Еще не остановился на конкретной идее. Меня очень цепляют темы искренности, веры, чистой любви, без налета пошлости или излишнего извращения человеческой сущности. Хочется создать что-то чистое, доброе и настоящее, но при этом умное. 
Еще сейчас мне интересна тема гуманизма. Хотелось бы раскрыть все стороны этого понятия, в том числе и негативные. С жанром пока не определился — по сути, это может быть всё что угодно, начиная от драмы, заканчивая экшеном.

 


Твои главные выводы после прошедшего года? И что в планах в наступившем?

Первое — никогда не знаешь, что произойдет завтра. Второе — если ты стоишь, то деградируешь. Ещё раз убедился в том, что всегда нужно двигаться вперёд, развиваться, искать что-то новое. Нельзя вообще останавливаться! 2020-й год дал понять это всем, я полагаю. 

Если смотреть в 2021-й год, то интересно еще больше снимать, в том числе и как оператору. Как режиссер планирую развиваться в новых жанрах и эксперементировать с нестандартными форматами.

Жду интересных вызовов!

 


 

(с) январь, 2021

Фотоматериал предоставлен Сергеем Шубиным.