Александр Старостин – режиссёр, оператор, режиссёр монтажа.
May 25, 2020
Саша, привет! За последние несколько месяцев нам поступило довольно много звонков с расспросами о тебе, как о режиссёре. Стало любопытно, с чем связан такой всплеск интереса к тебе и мы заглянули в твои эккаунты в соцсетях. Но там с 2018-го особой активности не было. Расскажи, что происходило в твоей творческой жизни в последние два года?
Я работал, снимал как режиссёр! (смеётся) Хотя большую часть времени приходится писать тритменты. И этот процесс "писания" настолько уже надоел, большая часть работы идёт в стол... Шанс один к тридцати – очень высока конкуренция, одновременно много людей участвует в тендерах. Удовольствия от такого креатива становится меньше, глаз горит не так ярко... Я сейчас не жалуюсь, работа приходит и я снимаю!
Что касается соцсетей, то я не часто заглядывал туда в последние пару лет. Просто надоело. Понимаю, что это один из ключевых инструментов для общения, но что-то в этом есть искусственного, не настоящего.
В профиле на ReelSource указано, что работы с твоим участием были отмечены престижными призами. В частности, в 2014-м году на Каннских Львах. Что это был за проект?
Ох, нужно вспомнить. Для Канн проект назывался Change One Life (Young & Rubicam). Была придумана крутая концепция, большой социальный проект, направленный на усыновление детей из детских домов России. В рекламной кампании для проекта участвовало двенадцать режиссёров и команд, каждым было сделано по ролику. Я в том проекте выступал оператором, с режиссёром Тиграном Бежановым сделали классный ролик про чудесного мальчика, которого в итоге усыновили.
После этого были столь же яркие и резонансные работы?
Не то чтобы резонансные, но я каждый год выделяю какой-то свой флагманский ролик. Понимаю, что смог в нём превзойти себя и в результате стать чуть сильнее и увереннее. Я люблю эти проекты, их можно увидеть в моём профиле на ReelSource.
У тебя довольно широкий опыт от режиссёра монтажа до оператора и режиссёра. С чего ты начинал и кого в тебе сегодня больше?
Началось в 2004-м. Я учился на оператора в ГИТРе. В начале второго курса немного поработал по специальности на ТВ, быстро разочаровался в нём и попал в "Парк Продакшен" режиссёром монтажа. Тогда в продакшенах всерьёз не относились к программе Final Cut (все работали на громоздком и дорогущем Авиде), в результате чего особо не работали на нём. Но иностранные режиссёры и продюсеры, приезжая на съемки в Москву, работали в этой программе и я стал востребован. Так начался мой карьерный рост. Три месяца испытательного срока меня закидывали работой – я просто жил и спал в монтажной. Работал, кстати, бесплатно, за шоурил.
Но уже в то время я ощущал в себе амбиции и желание делать большее, зарождалась идея стать режиссёром. Меня приглашают работать в "Афишу" режиссёром первого в России интернет-телевидения. Это были репортажи о городской жизни – выставках, концертах. Всё было ново и захватывающе. На тот момент у нас были просмотры по три миллиона! YouTube ещё не был особо популярен, и мы использовали свой плеер на сайте "Афиша". В день снимали по несколько роликов, очень люблю вспоминать тот период жизни.
Примерно в это же время режиссёр Наташа Богомолова пригласила меня на мой первый рекламный проект в качестве оператора – десять смен съёмок детей для рекламы памперсов. Крутой опыт! Очень волновался. Тогда шёл 2009-й или 2010-й год. Так я и продолжил работать над рекламой – то режиссёром монтажа, то оператором.
Стать режиссёром тебя подтолкнуло событие, вдохновение, или что-то ещё?
Изначально – юношеский максимализм. Возникло понимание, что это та точка, в которую я хочу прийти. Режиссёрский опыт в рекламе случился примерно в 2014-м. Нужно было срочно ехать в Оренбург на съёмку нескольких роликов для Совкомбанка, а режиссёр отвалился по своим причинам. И мне предлагают его заменить. Я принял приглашение, тем более что люди в меня поверили. Получились трогательные документальные ролики, результатом все остались довольны. Это и стало новым поворотным моментом в моём творчестве.
А сейчас время от времени встаёшь за камеру?
Давно не вставал. Все так быстро меняется: от стилистики до технологий. Думаю, я уже сильно отстал в этом. Нужна постоянная практика. У меня есть любимые операторы, с которыми работаю. Но, замечу, что все свои ролики я монтирую сам – это моё супер оружие!
Смотри, есть такой популярный видеоблогер Антон Птушкин. Как он сам утверждает, в одиночку снимает интересные передачи, путешествуя по странам. Настоящий человек-оркестр – сам разрабатывает темы и сценарии, сам находит бюджет и организует съёмки, сам снимает и монтирует. Судя по огромному числу подписчиков, у него очень хорошо получается. Что ты думаешь про продакшн завтрашнего дня? Пример Антона – это исключение из правил или общий тренд?
Абсолютно точно общий тренд. Есть много людей, для кого данный тренд за пределами их зоны комфорта, они всю жизнь работают по другим правилам игры, поэтому пока отрицают данный подход. Тем временем уже сейчас его можно наблюдать всё чаще. Я могу на некоторых проектах выступать человеком-оркестром. Более того, я довольно часто выступаю в такой роли, совмещаю в себе и продюсера, и автора идеи, и режиссёра. Правда, пока больше для друзей. И, кстати, продакшен получается очень недорогим. Речь ведь идёт не о заработке, а исключительно о реализации. Но давай оговоримся, что сложно-постановочные съёмки по определению нельзя в одиночку реализовать. Вот репортажи, социальная реклама – да. А Птушкин – суперкрутой, я за ним слежу!
В тендеры какого жанра тебя зовут чаще всего?
Я никогда не соглашался на любой проект. Всегда обсуждаю только те, где могу реализовать свой творческий потенциал и амбиции. Никогда не переоцениваю свои возможности и опыт.
Люблю и хорошо получается работать с реальными людьми в кадре, в рамка документальных проектов. Зовут на спортивные проекты, есть большой опыт такой работы. Всегда очень интересно. Хочу чаще снимать автомобили, но пока было несколько удачных роликов для BMW и УАЗ.
У тебя есть свой список "Топ-10 продакшенов"?
Ну пять точно: "Бюро Рабочее Название», "Парк" и "Болл Парк", "Хайп", "Ярче!", "Профильм". С "Базелевс" работал однажды, очень понравился их подход. А вообще не так важен бренд, сколько люди, с которыми работаешь. Весь процесс, комфорт во время работы создаётся благодаря продюсерам. И у меня есть свой длинный список крутых продюсеров! (смеётся)
С середины марта у тебя есть тендеры?
Как ни странно – много. Но съёмки пока откладываются из-за карантина.
А кто сейчас основные заказчики?
Супермаркеты очень активны. Рестораны и доставка. Продукты питания.
Сейчас, наверное, у каждого есть своё личное представление о состоянии индустрии после карантина. Какой её видишь ты?
Думаю из-за того, что границы закрыты и будет ограничение на приглашение иностранных режиссёров, мы получим много работы. Все засиделись дома и горят желанием работать. Бюджеты клиентами утверждены ещё в прошлом году и никуда не делись.
Всех ждёт снятие ограничений и много новой работы!
(с) ReelSource, май 2020
Фотоматериал предоставлен Александром Старостиным.