Продюсер Артем Васильев. Интервью.

October 26, 2015


 

Веяния последнего времени подвигнули многих продюсеров идти на разного рода эксперименты. Основатель одного из старейших продакшенов «MetraFilms» Артем Васильев рассказал, какие экспериментальные пироги пекутся в их новой лаборатории «Metranom». А также мы поговорили о независимом кино, в том числе и о новом фильме Алексея Германа-младшего под названием «Довлатов».

 


 

 

Артем, как поживает «Metra Films»? У вас сейчас довольно много направлений.

Последний год активно диверсифицируемся. Одно направление начинает дополнять и улучшать другое. Мы одни из пионеров, существуем с 1993 года.  Мы начинали рекламный продакшн, хотя создавали компанию с тогдашним моем партнером для того, чтобы заниматься именно кино. Но с кино в начале 90-х была большая проблема, поэтому мы начали заниматься рекламой. У нас тогда были интересные связи в мире зарождающегося маркетинга, мы их начали подтягивать, создав маленькое рекламное агентство. Одним из наших первых клиентов была компания «Вымпелком», мы создали тогда для них торговую марку «Билайн» - ту самую, с пчелкой.  Постепенно мы стали заниматься видеорекламой. В итоге, чтобы прийти к кино, у каждого из нас заняло порядка 10-12 лет.

 

Какой был ваш первый фильм в качестве продюсера?

Это фильм Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат».

 

Вы занимаетесь довольно сложным, в некотором смысле экспериментальным кино. Вы как-то сказали, что такое кино все больше теряет своего зрителя. Как продюсер, вы используете какие-то методы привлечения зрителя к такому кино?

Безусловно, количество зрителей арт-кино (назовем это так) не растет, к сожалению. Во всяком случае, в кинотеатрах. Может быть, в интернете прибавляется. Но в кинотеатрах ситуация довольно грустная, особенно в последние годы все идет по нисходящей. Есть такая проблема: как выйти к своему зрителю? Об этом много говорилось, и я не хочу повторяться. Я занимаюсь теми фильмами, которые мне интересны. Это обусловлено не их формой, а теми людьми, которые их делают. Это люди, с которыми мне интересно находиться в одном пространстве и совместном движении, у нас схожая идеология. Я начал работать с Лешей Германом и Ильей Хржановским, потому что, в первую очередь, это были друзья. У нас общие цели и интересы. Это не значит, что я не хочу и не буду заниматься коммерческим кино. Я сейчас довольно активно пытаюсь нащупать такой способ производства, когда дотационная схема уступит место схеме коммерческой. Когда мы сможем делать интересное и нестыдное кино, которое будет смотреть большое количество зрителей. С Алексеем Германом мы сейчас делаем такой фильм, нам кажется, что картина будет востребована.

 

Это кино о Довлатове?

Совершенно верно. «Довлатов».

 

Это будет художественный фильм? Я спрашиваю, потому что, в основном, о нем снималось документальное кино.

Да, это история четырех дней в ноябре 1971 года, в Ленинграде. Начало истории этой картины лежит 7 лет назад, когда вышел «Бумажный солдат». Мне позвонила одна моя давняя очень хорошая знакомая - Катя Довлатова, дочь Сергея Донатовича. И сказала, мол, если Алексей Герман захочет снять кино по какому-либо из его произведений, то она будет очень этому рада. Потому что ей нравится то, что делает Герман. В то время уже шла работа над другим фильмом - «Под электрическими облаками», и мы на время отложили этот разговор. Но потом Леша стал думать, по какому бы произведению снять фильм, и понял, что он не знает, как правильно экранизировать Довлатова. Алексей – человек честный с самим собой, и он понял, что нужно сделать историю про Довлатова, которую сам же и написал. Это четыре дня из жизни Довлатова.

 

 

Как вы думаете, международные фестивали – это единственный способ, чтобы как-то продвинуть наше кино за границей?

Ну, в общем, это лучший способ, но очевидно - не единственный. Также нужно учитывать, что есть Европа, есть Америка, а есть вообще Азия и стремительно развивающийся Китай. Это три совсем разных рынка. Фестиваль – это, безусловно, важная отправная точка с точки зрения маркетинга фильма. Но есть и другие способы.

 

Как продюсер, разделяете кино на авторское и коммерческое?

Я думаю, что я его разделяю. В любом авторском фильме режиссер также является сопродюсером – это очень важный момент, потому что реализуются его творческие планы, и его работа влияет на то, как это происходит. Бывают конструкции продюсерские, а режиссер помогает реализовать  проект. Это вопрос соотношения работы продюсера и режиссера. Бывает со-творчество, а бывает кто-то на кого-то работает. В нашем случае – мы всегда партнеры. С другой стороны, если авторское кино в итоге приносит доход продюсеру, то оно тоже коммерческое?

 

 

Вы часто вмешиваетесь в творческий процесс, в подбор актеров? Очень многие кастинг-директора жалуются, что последнее слово остается за продюсером…

У нас все всегда происходит в результате проб. Я, конечно, могу прийти к режиссеру с предложением человека. Он его смотрит, и если тот проходит пробы, то пожалуйста. Если нет, то нет. Мы никогда никого не навязываем.

 

Как вы относитесь к 3D кино?

Я делал только одну короткометражную работу в брендированном проекте для Ригли. Мы делали ее с Алексеем Попогребским. Фильм даже шел в кинотеатрах между сеансами. Эта история снималась в Берлине, к которой мы привлекали специалистов-стереографов, которые знают специфику съемки в 3D. Мы до этого такого опыта не имели, и было очень интересно. А сейчас мы разрабатываем анимационный фильм, который, возможно, будет сделан в стерео варианте.

 

Давайте поговорим о гос. поддержке. Есть какие-то основные критерии, по которым можно ее получить? И вам, как продюсеру, как сложно ее добиваться?

Гос. поддержку получить все сложнее и сложнее. Усложняются правила и сокращаются бюджеты. Сито становится все более мелким.

 

 

Имя режиссера часто играет роль?

Конечно, это очень важно. Важно, на что вы просите, важно сочетание «продюсер-режиссер». В этом году у нас был замечательный дебютный проект «Слава» актера и режиссера Григория Добрыгина, мы с ним сделали две известные короткометражки.  Этот фильм практически полностью подготовлен к производству, в главной роли должен сниматься замечательный артист Александр Паль. Мы прошли конкурс Министерства Культуры, попали в резерв, потому что в этом году всего два дебютных фильма, которые профинансировал Минкульт! Мы все надеемся, что резерв расширится. Хотя не могу сказать, что Минкульт нам совсем не помогает. Конечно, помогает. Но на новые имена довольно сложно найти деньги.

 

Кстати, какие новые имена или работы на сегодня вы можете отметить? Ваши личные вкусовые ощущения?

Да много кто появился в последнее время. Меня приятно удивил фильм Леры Германики «Да и да», ее последний художественный фильм. Михаил Местецкий и другие молодые ребята, дебютировавшие на «Кинотавре». Я являюсь поклонником Миши Сегала. Люблю его работы. Вообще, появилось очень много прямо совсем молодых, но талантливых режиссеров.

 

Вы преподавали какой-то курс в университете. Какое у вас сложилось впечатление о студентах?

У меня было что-то типа мастер классов на факультете маркетинга в Высшей школе экономики, и недавно в Московской школе кино. Все это было по рекламе. МШК – очень живое место, мне оно показалось очень интересным.

По поводу рекламы... В целом, у меня сейчас изменилось отношение к рекламе… Я бы не назвал это усталостью, просто стало ясно, что амбициозных творческих задач становится все меньше и меньше. Превалирует понятный формат рекламного сообщения. Ясно и понятно как такие ролики производить. И на первый план для многих клиентов и агентств выходит исключительно стоимость производственного сервиса. И умение продюсерской компании по сути оказывать банковские услуги по кредитованию производства. Прибавьте к этому необязательность клиентов по платежам и ситуацию на валютном рынке, и вы поймете, что кроме творческой составляющей из этого бизнеса стала уходить еще и экономическая. Крутить педали, чтобы велосипед ехал – мне этого недостаточно, когда можно делать что-то еще другое и пытаться развиваться.

При этом мы не перестали заниматься рекламой, мы просто пытаемся специализироваться в определенных нишах.

 

 Какой вы видите выход?

Вот у меня за стенкой сидят молодые ребята. У нас естественным образом полностью сменилось поколение в компании. Рекламой у нас сейчас занимаются совсем молодые ребята возраста 25-27 лет, причем это и продюсеры, и режиссеры. Это другой взгляд, другие ценности, другое образование. Они приезжают с американским, английским разносторонним кинообразованием. Это уже далеко не только ВГИК. Уже нет проблемы того, что раньше выпускник ВГИКа относился к рекламе как к низкому искусству, до которого он «опускался» в своем стремлении заработать. Сейчас это полноценное творческое дело, более того, многие киношники хотят в рекламу. И мы это используем.

Мы снова активно занялись анимацией и привлекаем как «классиков» анимации , так и молодых людей к созданию рекламных анимационных проектов.

Как я уже сказал, мы почти не снимаем дорогие рекламные проекты с западными режиссерами по двум причинам. Во-первых, мы не берем на себя риски валютных колебаний. Во-вторых, мы перестали кредитовать клиентов на большие сроки и большие суммы. Сейчас взаимное финансирование стало некомфортным, смысла развивать это нет. Мы кредитуем проект не больше чем на определенную сумму и не больше чем на оговоренный срок.

Второе. Мы готовы идти на снижение стоимости без снижения качества, если клиент идет на определенные уступки по процедуре. Эта схема работает, если есть взаимное доверие, а оно возникает, когда клиент находится с нами в партнерских отношениях. Это довольно сильно может удешевлять процесс.

Плюс, повторюсь, мы активно  привлекаем молодых ребят, у которых действительно горят глаза. Мы вообще один из продакшенов, который в свое время стал заниматься креативным менеджментом. Мы подписывали молодых режиссеров на эксклюзив еще в 90-е годы. Таким образом, мы создали такие имена, как Сергей Осипьян, Петр Буслов, и так далее.

Схема эксклюзивных отношений перестала быть востребованной, когда хлынул поток иностранцев, и у каждого была возможность привезти кого угодно. Сейчас, мне кажется, есть шанс прийти новой волне молодых российских режиссеров. С некоторыми из них у нас уже существуют «особые» отношения. Таких режиссеров вряд ли будет много – мы думаем о своем пуле из 3-4 режиссеров.

 

 

Как вы ищете режиссеров?

У нас каждый вторник проходят креативные завтраки с продюсерами, куда приходят молодые режиссеры, операторы, аниматоры, продюсеры, режиссеры монтажа. Они знакомятся, показывают свои работы. Кто-то нас сам находит, кого-то мы находим. Способов отыскать интересных людей немало.

 

Какие новые формы в работе находят эти ребята?

Есть такое направление, которое нам очень интересно – branded content. За последние годы мы сделали немало проектов в этом направлении. Началось всё для нас с проекта Experiment 5ive для Ригли. А совсем недавно мы сделали первую совместную работу с «Leo Burnett» - документальный проект «Made by Russians», который заказала и профинансировала компания «Балтика». Мы выступали больше, чем просто производителем, мы продюсировали этот проект: искали героев, договорились с Леонидом Парфеновым, что он выступит в роли ведущего. Все это снимал наш молодой режиссер Саша Соловьев, которому 25 лет. Отснято всего пять фильмов, все серии уже вышли. Я очень рад, что у нас получилось сделать эту историю. Еще будет часовой телевизионный special. Это совершенно новая история, которая сделана технически интересно. Это работает на сайте. Идет 7-минутная история, но к каждому фильму прилагаются пять дополнительных фильмов, которые активируются, если вы нажимаете на всплывающие  иконки. На них можно нажать и перейти к другой дополнительной информации.

Плюс, мы задумываем много интересных вещей, касающихся и кино. Мы сами занимаемся продвижением наших фильмов. Например, уже есть ряд идей для digital-проектов, которые будут продвигать фильм «Довлатов». 

 

Получается, что это ваше новое направление, которое называется «Метраном»?

Да, «Metranom digital video lab». Эдакая лаборатория, где пекутся экспериментальные пироги. Как я уже сказал, мы делаем там и анимацию.

На днях на канале СТС вышли премьерные серии детского анимационного сериала «Три кота», который мы делаем с Дмитрием Высоцким и Андреем Сикорским. Это даже не просто сериал, это бренд, который мы создаем и продвигаем совместно с СТС во всех медийных средах. «MetraFilms» теперь такой «зонтик», под крышей которого производится и реклама, и кино, и digital-лаборатория, а также анимация. Хотя часто грани уже практически стерты между направлениями. Наша 20-летняя экспертиза позволяет нам отвечать за то, что делают наши творческие кадры.

Несколько лет все эти эксперименты было тяжело раскручивать, но сейчас, кажется, клиенты стали осознавать, что в этом есть смысл. Каждый раз нужно было рассказывать и убеждать - это всегда риск. Сейчас тоже приходится это делать, но уже в меньшей степени. Есть мировые кейсы, с помощью которых можно быть более аргументированными.

 

 

За конкуренцией наблюдаете?

Конечно наблюдаем, в Фейсбуке, но не то чтобы специально. Все наши конкуренты – по сути наши же друзья. Я имею ввиду тех, кого мы считаем реальными конкурентами.

На самом деле я благодарен всем пертурбациям последнего времени, потому что эта ситуация нам как компании дала импульс для диверсификации. Мы окончательно поняли, что не хотим зависеть от одного направления. По большому счету мы произвели два процесса одновременно – мы диверсифицировались и минимизировались.

Мы сократили офис и количество людей в два раза, и эффективность выросла. Глобально продакшн чувствует себя не очень хорошо, если он занимается только рекламой. С объемами-то у крупных компаний кажется все нормально, но эффективность от этих объемов ничтожно мала. Вопрос только в том, что при стандартном товаре прибыль падает, и довольно активно.

Это время дало нам уникальный импульс сделать вещи, которые мы боялись сделать раньше.

 

Хотелось бы вернуться к кино. Смотря ваши фильмы, понимаешь, что это особого рода фильмы. Может ли в вашем риле появиться какой-то высокобюджетный кассовый фильм?

Конечно, может. В нашем шоуриле не может появиться чего-то некачественного и пошлого. Все остальное может появиться. Более того, у нас нет задачи делать фильмы, которые увидят мало людей. Наоборот, хотим, чтобы их увидело много людей. Главное, чтобы за эти фильмы не было стыдно через 10-15 лет, вот за эти фильмы (указывает на постеры) мне не стыдно.

 

 

Какие три вещи, по вашей версии, человек должен сделать в жизни?

Я считаю, что желательно сделать кого-то счастливым. Например, жену.

Важный вопрос для меня – это дети, у меня их пятеро.

И третья – если вы идете на работу с радостью, то это одна их тех вещей.

 


 

октябрь, 2015 

(фотографии Илья Марьяхин).