Ирина Веревкина. Генеральный продюсер компании «Ярче!»
July 9, 2015
Продолжая нашу Одиссею по продакшенам Москвы, RS оказался в продюсерской компании «Ярче!». Слава богу, мы не столкнулись ни со Сциллой, ни с Харибдой, а совсем наоборот – очутились в офисе бодрого оранжевого цвета, как будто попав под корку отборного апельсина, и в полусонной утренней атмосфере пообщались с генеральным продюсером компании, лучезарной и, ну очень веселой Ириной Веревкиной. Хотя ей все время и казалось, что наше интервью чересчур серьезное.
У вас один из старейших продакшенов на рынке. Вам уже около 20-ти лет?
Уже 23! Мы работаем с 92-го года.
Расскажите, кто стоял у истоков, и как все развивалось в 90-е годы?
Команду собрал Ярослав Чеважевский – небезызвестный режиссер. Потом к нему присоединился Александр Малинкович – директор съемочной группы, а затем я. При этом у меня уже был большой опыт, в отличие от Саши, именно в производстве, так как я работала на телевидении и в компании, которая занималась производством фильмов. Я и сама сделала несколько авторских программ. К Ярославу я пришла на позицию постпродакшн-менеджера, термина «продюсер» в производственной компании тогда не было. Реклама в 92 году – это самое ее начало. У нас появился большой клиент – «Союзконтракт», для которого был снят первый ролик на кинопленку - водка «Зверь» / «Похмелья не будет», до этого мы снимали только на Betacam. Это было совсем другое качество съемки. Потом появилась «Херши-кола» / «Сидоров», и постепенно мы стали снимать все больше и больше роликов.
У вас были тогда какие-то конкуренты?
Был «Video International», они тоже снимали.
В вашей “визитке” на одном небезызвестном портале прочитали такое интересное предложение про 90-е годы: "некоторые ролики вообще не увидели света, поскольку у заказчиков происходили срочные изменения в деловой или личной жизни - порой их сажали или убивали". Это вы так шутите?
(Смеется). Мне кажется, не стоит об этом говорить. Это так давно было, я уже и не вспомню! В то время работой с заказчиками в основном занимался Ярослав. Тогда даже профессии продюсера не было, были менеджеры и директор съемочной группы. Я даже не помню, было ли слово «постпродакшн» (смеется).
Догадываемся, откуда такое название "Ярче!". Но все-таки, расскажите, почему назвали именно так?
Ярослав Чеважевский – вы правильно догадываетесь (смеется).
Обычно продакшены называют какими-то профессиональными терминами из индустрии, либо аббревиатурами, а у вас вполне понятное всем слово.
Ну, сейчас это уже просто «Ярче!», без каких-либо сокращений от имени, полноценное слово. Изначально было много различных названий, а «Ярче!» существует с 2007 года в том виде, в котором есть сейчас.
Вы с таким юмором и самоиронией рассказываете о роликах, снятых в 90-е - это понятно, почему они все сейчас кажутся забавными. А над роликами, которые вы снимаете в нынешнее время, вы также легко можете иронизировать?
Да, а что вы хотите услышать?
У вас довольно смешно написано про погребальные услуги в рассрочку…
Да, было такое! Это было время того самого кризиса 98-го года. Но как говорится - есть заказ, и мы его делаем. Не стоит об этом говорить – это ужасно! (смеется).
Еще одна цитата из того же источника: «снимать ролики "по-науке" никто не умел - до всего доходили своей головой и сами учились снимать. Так, съемочная группа первое время не прибегала к помощи хлопушки и прочих традиционных для съемочных групп средств». Это действительно так?
Это правда. Нам нужна была камера, оператор, режиссер, свет и звук – и все получалось. Самое лучшее из того времени – это то, что тогда были потрясающе интересные идеи, тогда было многое разрешено, не было многочисленных юридических препон. То есть можно было снимать все, что угодно, даже рекламу водки. Никакие шутки не возбранялись, если они не граничили с каким-то ассоциальным поведением, конечно. Мы были совершенно свободны в идеях, так как они создавались тоже нами. Можно было придумать самим и снять это, как хотим мы.
Может ли в сегодняшних рыночных условиях продакшен сам придумать идею и сам же ее реализовать? На ваш взгляд, возможна такая схема?
Такая схема возможна, если клиент приходит напрямую в продакшен, минуя креативное агентство. Крупные рекламодатели работают с креативными агентствами, но эти агентства являются и нашими клиентами тоже. Хотя, на самом деле, это выбор продакшена - многие работают напрямую с клиентами, сами разрабатывают креатив.
Очень многие продакшены говорят о том, что они либо "семья", либо "семейный продакшн". Вы берете людей с улицы? Как вообще нанимаете персонал?
У нас просто семья-семья! (смеется). Можно попасть и с улицы. Я придерживаюсь мнения, что вырастить человека у себя в коллективе – бесценно! Ты сможешь его научить всему, что ты знаешь сам, и у меня достаточно большой опыт в этом. Я уже многих профессиональных продюсеров вырастила. Кто-то начинал с офис-менеджера или секретаря – здесь все зависит от человека. Я всегда говорю о том, что уровень зарплаты зависит только от вас самих. Если вы хотите, вам интересно, вы стремитесь вперед – это всегда будет оценено. Поэтому все люди, которые работают в компании, они все выросли здесь. Кто-то работает 10 лет, кто-то 12, кто-то уходил и возвращался обратно – со временем понимают, что дома лучше. Мы большая и дружная семья, и всегда стоим друг за друга.
На какие качества будете смотреть, если к вам пришел человек «с улицы»?
Если освобождается какая-то позиция, мы, безусловно, сначала ищем по знакомым, либо обращаемся в рекрутинговые агентства. Есть, конечно, определенные критерии – стрессоустойчивость, желание познавать новое и двигаться вперед, любопытство, знание языков и умение правильно формулировать свои мысли. Потому что от формулировок многое зависит, да что уж там – вся жизнь зависит от правильных формулировок!
Если говорить о корпоративной культуре, есть ли у вас какие-то особенности, "фишки", проведение досуга и прочее?
Мы очень любим собирать компании. И мы дважды в год собираем наших друзей, которые нам близки - коллеги, клиенты. Мы это делаем прямо в офисе, чтобы пообщаться, выпить, поговорить. Новый год мы всегда празднуем в офисе и не ходим ни в какие рестораны. Этой традиции уже много лет. Мы сами готовим. Вообще мы любим, когда к нам приходит много народу. Нам это нравится, надеюсь и им тоже.
У вас есть режиссеры на эксклюзиве?
Сейчас нет. Раньше было несколько режиссеров, в том числе и Ярослав. Дело в том, что я не вижу в этом смысла. Режиссеры все разноплановые, и брать на эксклюзив человека - это значит постоянно обеспечивать объем работы. Все режиссеры разные и со своей спецификой. Но у нас есть несколько режиссеров, для которых работа с нами - это полуэксклюзив. То есть, если мы участвуем в тендере, то они автоматически идут с нами.
Экономическая ситуация сейчас влияет на вашу работу?
Конечно. Я в конце прошлого года открыла новое направление – это малобюджетные работы. «Вирусные» ролики, интервью, корпоративное видео, digital-проекты. Этим направление занимается отдельный продюсер.
И как, успешно?
Да! Это направление развивается сейчас огромными темпами. Мы провели большую работу по поиску молодых специалистов и нашли прекрасных молодых операторов, режиссеров, у которых зачастую есть своя техника, у которых «горит глаз». Они большие молодцы! Они очень мобильны, им все интересно.
Они все заканчивали специализированные вузы, школы? Или есть самородки?
Они все закончили либо ВГИК, либо Институт телевидения и радиовещания. Абсолютно адекватные, прекрасные ребята.
Что интересного сняли уже в этом digital-направлении?
Мы сняли несколько корпоративных фильмов, интервью для большой конференции одному банку. В тендерах сейчас четыре проекта.
Чем в вашем продакшене Вы больше всего гордитесь и дорожите?
Людьми, атмосферой, офисом.
Вы считаете это своей заслугой?
Какой сложный вопрос-то! Я, конечно, приложила к этому руку. Моя команда со мной много лет, значит, им все нравится. Мне приятно, что ко мне много людей обращается за советами, причем в совершенно разных сферах. Мне нравится помогать людям. Поэтому меня очень многие называют «мамой», не в силу возраста, конечно! (смеется) Я всегда выслушаю, приду на помощь, помогу. У меня даже есть статуэтка «Лучшей маме на свете» - ее мне подарили одни из моих самых любимых креативщиков. Это очень ценно для меня.
Давайте поговорим о Вас. Расскажите, как попали в этот бизнес?
В 1992 году я поступила в "Школу Рекламы" (была такая в то время). Поступила и осталась там работать. Мы сняли телевизионную программу, которая называлась «Школа красоты собак», режиссером был Юрий Грымов. Дальше была ежедневная банковская программа, которая называлась «Банко». А потом я встретила Ярослава Чеважевского, с которым мы были тогда шапочно знакомы. В коридорах телецентра мы с ним разговорились, и он пригласил меня на работу в «Ярче!». Также в это время я совершенно случайно попала в программу «Времечко», которая тогда была очень популярна. Мне предложили попробоваться на роль ведущей, и я сказала – «почему бы и нет»! Ну а что – молодая, дерзкая (смеется). Меня привели в кабинет ко Льву Новоженову и Дмитрию Диброву, поговорили и ….через минут десять они сказали – «можешь выходить!». Потом я узнала, что был огромный кастинг на роль ведущей, а у меня даже профессиональных навыков не было. Правда вела не долго, так как они хотели совместить роль ведущей и корреспондента, а у меня снимать днем сюжеты ну никак не получалось. Я выбрала рекламу и полностью посвятила ей свою жизнь. В 98-м году я стала продюсером.
Хороший продюсер - что вы заключаете в это понятие? Это творческая профессия?
Абсолютно творческая, потому что к полученному сценарию надо подходить не только с точки зрения логистики, но и творчески тоже. Нужно продумывать вещи, которые могут внезапно потом всплыть. Хороший продюсер – это продюсер, который думает на шаг вперед. Понятно, что схема производства везде одна и та же, но хороший продюсер умеет правильно логически выстраивать цепочку действий и находить наилучшие варианты. Он должен быть коммуникабельным, позитивным и приятным во всех смыслах. Но не «золотой рубль», чтобы всем нравится. Обязательно должен иметь свое мнение.
Существует ли у вас какой-то любимый профессиональный термин?
Вообще я люблю «Камера, мотор, начали!». Это значит, что все поехало и завертелось!
Какие последние работы из шоурила продакшена вы лично дали бы сейчас посмотреть?
Мне нравится ролик KFC «Японская коллекция», ролик «Чудо коллекция» - там замечательный table-top. Мои самые любимые ролики «Сибирская корона» / «Гений Российского сыска» - они фантастически хороши, хотя и старые.
По вашему мнению, какие три вещи человек должен сделать в жизни?
Найти свое дело в жизни, родить детей и обеспечить счастливую старость своим родителям!
А есть ли у вас философия компании?
Конечно: «Мы не обещаем невозможного, но будем искать для вас лучшие варианты. Мы будем стоять с вами день и ночь, чтобы воплотилось все, что вы задумали наилучшим образом».
Переносим философию продакшена в жизнь?
(Смеется). Для меня лично, человек должен состояться как личность и получать удовольствие от того, что он делает, чтобы работа была любимой. Так банально это, на самом деле! Обязательно нужны друзья, для меня это очень важно. И, конечно, для меня важна моя семья и мои дети. Я получаю огромное удовольствие от того, что они у меня есть. Путешествия, открытия, новые знакомства… да пусть хоть 50 этих вещей будет!
июнь, 2015
(фотографии Константин Кочергин).