Алексей Звонцов, режиссер tabletop.

June 15, 2020

 

Алексей, как правильно тебя представлять?

Я узконаправленный специалист, позиционирую себя как режиссёр tabletop. Или food director, как принято называть в англоязычных странах. Снимаю еду и напитки. Хотя и за игровые работы с актёрами тоже берусь с удовольствием. 

 

Как перенёс карантин и изоляцию?

На удивление, отлично! Во-первых, пандемия не сильно повлияла на объём моей работы. За апрель-май снял четыре ролика и три проекта уже запланировано на вторую половину июня. Во-вторых, появилось чуть больше свободного времени для учебы и творческих проектов. Кайф, когда ты определился со своей ролью в этой жизни и понимаешь, куда идешь. Это дает много энергии. Но так было не всегда – долгое время я метался, пробовал разные профессии и направления. Не мог понять, чего же я хочу на самом деле.

 

Давай тогда по порядку. С чего ты начинал?

Вырос во Владивостоке. Начинал оператором на студенческом ТВ. Я пришел туда, мне дали камеру – снимай! Сами на энтузиазме всё осваивали, работали бесплатно ради опыта. Сейчас редко встретишь людей, кто за опыт готов пахать. Кстати, я до сих пор готов это делать! (смеётся)

В 2012 году выиграл конкурс у Тёмы Лебедева на роль оператора для экспедиции по Балканам. Это было неожиданно! А спустя месяц я уже сидел за столом с одним из своих кумиров, пил вино, разговаривал. Мир для меня перевернулся – я четко осознал, что все зависит только от меня, от моих действий. Затем было участие в Дакаре и путешествия по России в качестве видеографа. Потом работа оператором дрона для BBC и National Geographic. 

В то время я был человеком-оркестром, попробовал на себе все роли: оператор, продюсер, фуд-стилист, осветитель, монтажёр, режиссёр. 

Восемь лет назад я снял свой первый tabletop-проект – реклама фастфуда. Снимали "идеальный" собранный мною бургер с другом и будущим партнером Александром Фаткулиным у него дома. Делали самостоятельно все sfx из шуруповертов и слайдеров, красили, клинапили. Ролик "выстрелил" – клиент крутил его по ТВ несколько лет, а для нас он стал отправной точкой первого бизнеса – продакшена FAZA, который превратился в ведущий продакшн в Дальневосточном регионе. 

Владивосток в принципе город с большой разнообразной кулинарной культурой, его позиционируют как будущую жемчужину гастрономического туризма Азии. Поэтому то, что мы стали много снимать еду – неслучайно. Мы снимали tabletop, придумывали различные приспособления для съемок, старались в каждом ролике сделать новый “супер-кадр”, который будет особо привлекать внимание зрителей. Смотрели на Marmalade Production, вдохновлялись Бруно Авейаном, много изучали "что в мире делается".

Команда росла, я работал долгое время то режиссером, то продюсером – сейчас это, кстати, сильно помогает, потому что понимание есть обеих сторон. Очень благодарен нашей почти "семейной" команде, с которой мы сделали много проектов за те годы.

Когда FAZA набрала силу и базу клиентов, я стал включаться еще и в другие бизнес-проекты, деятельностная натура сказывалась, но чувствовал, что гармонии это почему-то не прибавляет. Через несколько лет в довольно специфических обстоятельствах я осознал, что хочу заниматься только режиссурой и полностью ушел во фриланс, перестав быть предпринимателем. Развитием продакшна Саша сейчас занимается один и довольно успешно. Я же переехал в Москву.

 

 

А как пришло такое четкое осознание своего пути? 

Это отдельная история. Я привык к постоянному движению. Каждый день что-то новое, огромный поток информации через меня идет. Но этот ритм не дает возможности остановиться и подумать, полноценно подумать, никуда не спеша. Даже на отдыхе мне не удавалось этого сделать. Один мой хороший друг посоветовал мне Випассану – десятидневный ретрит молчания. Приезжаешь в детский лагерь для взрослых, сдаешь телефоны, молчишь десять дней. По десять часов ежедневной медитации, прогулки и приемы пищи. Со стороны кажется какой-то сектой. (смеётся) Такого опыта у нас нет в обычной жизни. Ты посвящаешь десять дней только себе и своим мыслям. Ничего тебя не отвлекает: ноль входящей информации, нет чтения, никаких записей. Даже на туалетной бумаге убирали надписи. Мозг перестает гонять заигранную пластинку, освобождается и очищается, становится видно действительно важное. У каждого свой опыт от Випассаны. Для меня главным результатом стало кристально чистое понимание, чему я готов посвятить свою жизнь. Понимание дает фокус на главных задачах и скорость продвижения к целям.

 
 

 

Ты сказал, что сейчас снимаешь по два-три ролика в месяц –​ это очень хороший результат, с учетом того, что еще два года назад тебя никто особо не знал в московских продакшенах. Что ты сделал для этого?

Сфокусироваться только на tabletop – это было первое и самое важное решение. Направление это я реально люблю, хочу им постоянно заниматься и в нем расти. Лучше быть профи в чем-то одном, чем любителем во многом. Я понимал, что среди других режиссёров без выделенной специализации я просто потеряюсь – ни известных брендов, ни проектов с большими бюджетами у меня не было на тот момент. При этом в портфолио были недорогие, но довольно симпатичные работы с tabletop, о которых коллеги из других продакшенов хорошо отзывались. И я решил, что tabletop будет главной темой моего развития.

Год понадобился на освоение нового "пространства". Мне повезло: в начале пути я попал на "легендарный курс" в школе креатива "Икра". Стал лучше понимать, как устроен рынок рекламы.

Еще один момент про новые "шаги". Сергею Астахову как-то на выездном мастер-классе во Владивостоке много лет назад задали вопрос: "Чем вы занимаетесь в свободное время?" Он ответил примерно так: "У меня все время посвящено кино. Вот люди на рыбалку ездят, а я придумываю новый риг для камеры". У меня сейчас похожее состояние – почти все время я провожу либо в работе, либо в чтении книг по моей теме, либо в просмотре и анализе роликов топовых режиссеров и продакшенов. Современные тренды хочется держать на кончиках пальцев, в мире столько всего крутого делается! 

Становление на московском рынке происходит сложно, но интересно. Я перепробовал множество инструментов, познакомился со многими продакшенами и продюсерами. Зарегистрировался на ReelSource, снял за свой счёт demo-работы для продуктов, которых у меня не было в портфолио. Я понимал, еще ранее со стороны продюсера, что режиссеру надо очень детально донести свое видение до клиента, прямо выкладывать себя полностью. Поэтому собрал удалённую команду для дизайна тритментов и в них стал вкладывать много внимания. Со временем проделанная работа начала давать свои результаты. Предпринимательский организационный опыт, конечно, во всём этом помог. Он и при подготовке к проектам сейчас помогает, и даже на площадке иногда. 

Кстати, первые съемки в Москве были в роли наблюдателя: я напросился к ребятам из Hype production, чтобы посмотреть, как работают те, у кого стоит учиться. За первые две недели в столице побывал на площадке у Кватании и Найшуллера – сидел и впитывал их работу с актёрами, отмечал новые детали, которые делают режиссуру классной.

 

 

Как сейчас у тебя выстраиваются отношения с продакшенами?

Продакшены широкого профиля зовут на проекты, где в кадре нужно красиво показать продукт. И это не всегда еда или напитки – для парфюма, косметики, украшений тоже нужно tabletop демо. В этом случае я конкурирую с другими фрилансерами-режиссерами (не фуд-режиссерами), захожу "в общую песочницу". 

В Москве есть несколько фуд-продакшенов с режиссёрами и food-стилистами на эксклюзиве. Я пока раздумываю о плюсах и минусах такого формата. Не исключаю его в будущем, всё зависит от условий и масштабов предлагаемых проектов. В конечном счёте, реализация творческих возможностей в приоритете.

 

Продолжаешь сотрудничать с региональными продакшенами?

Теперь это скорее исключение из правил. Региональные клиенты не могут позволить себе большие бюджеты, средний бюджет два года назад был пятьсот тысяч. Потолок – миллион, и это часто две смены, с участием актёров. Конечно же, такой бюджет сильно ограничивает реализацию и региональные продакшены чаще работают с местными специалистами.

 

Когда ты начал работать с актёрами?

Вообще людей снимаю давно, но раньше это не были профессиональные актёры. Для рекламы в большей степени нужен типаж, чем умение играть. В Москве получил опыт работы с хорошими профессиональными актёрами, были и заслуженные артисты. 

 

 

Какой продукт сложнее всего снимать технически?

Мороженое настоящее практически нереально снимать – мгновенно тает. С учетом того, что съёмка на 1000-1500 кадров, и нужно много света, то любой продукт через очень короткое время просто умирает. Например, зелень в кадре не продержится дольше трех-пяти минут. Пэкшот сложно снимать всегда – очень высокие требования со стороны клиента. Должна быть идеальная консистенция, цвета, фактура. 

Очень часто используем неигровой продукт. Например, для съёмки кофейного зерна использовали большого размера мокап. 3D принтер и умелые руки приходят на помощь. Демо иногда снимаем дольше 18-20 часов. А иногда можно сделать всё в CG. Но несмотря на развитие технологий и графики, реальная съемка всё равно преобладает.

Мою работу нельзя назвать сугубо технической, в ней очень много места для творчества. Вот в данный момент я готовлюсь к съёмке ролика, где нужно воссоздать атмосферу космоса на обычной кухне. Да, реклама для Lurpack ещё долго будет влиять на food-ролики! (смеется) Для этого пришлось пересмотреть фильмы на космическую тематику, у нас в кадре вилка будет как бы пристыковываться к герою. И вот это ощущения корабля в космосе нужно перенести в кадр. А это требует воображения, набором только технических приёмов не обойтись.

 

 

Какие недавние съёмки больше всего запомнились?

В этом году я снял интересный проект для "Балтики" с моушен-контрольным краном. Bolt – давняя мечта и отдельная тема для разговоров. Я всегда завидовал иностранным режиссёрам, у которых был в доступе такой классный девайс, расширяющий технические и творческие границы. Теперь такая возможность есть и у меня. Кайф!

 

Заключительный вопрос. Какие творческие проекты в твоих ближайших планах?

Дописали со сценаристом первый драфт полного метра про семью староверов-отшельников Лыковых. Желание снимать кино у меня тоже есть, как и у многих рекламных режиссёров. Этим летом планирую съемку второго короткого метра. Первый снял в прошлом году, сейчас он катается по фестивалям.

Успехов в этом начинании! Встретимся на премьере.

 

 


 

(с) ReelSource, июнь 2020

Фотоматериал предоставлен Алексеем Звонцовым.