Егор Шереметьев — ОТ ФОТОГРАФИИ К РЕЖИССУРЕ

May 5, 2024

Егор, привет! Ты один из немногих, кто одновременно работает в двух направлениях  совмещаешь режиссуру и фотографию. Расскажи, как это происходит у тебя?

Привет! Это не такая уж и редкость на западном рынке, когда один и тот же персонаж совмещает и режиссуру и фотографию. Другое дело, что у такого типа режиссеров портфолио обычно фотографического типа: образные, “накиданные” ролики, передающие атмосферу и минимальный сюжет. Мне же удалось стать, условно, игровым режиссером, снимающим сюжетные ролики. И фотографом — специализируюсь на постерах для кино и рекламных Key Visual’ах. Это, своего рода, уникальная ситуация. Но у кого из нас, тех кто так или иначе трудиться в рекламе, ситуация не уникальная? Вопрос риторический. Роль фотографа и режиссера примерно одинаковая: помочь клиенту в достижении нужного результата, максимально сохранив всем нервы. Этим и занимаюсь!

 

На наш взгляд, тебя можно назвать “новым режиссером” на рынке рекламы. Расскажи, как проходил твой путь в рекламную режиссуру? Это может быть полезно начинающим режиссерам.

Процесс можно охарактеризовать следующим образом: “Мышь плакала и кололась, но продолжала жрать кактус”. На этом рынке существует стандартная для нашего мира рекурсия: чтобы снять рекламу — нужны рекламные работы. Выход из этой рекурсии у каждого свой. Набор инструментов — кино-школы, спеки, знакомства, социальные сети. Это “хастлинг”. Лично я, несколько лет в трусах, с сигаретой в зубах, на маминой кухне бился башкой об стену, решая ребус: где взять работу режиссеру. Ребус решил! Снимаю я на самом деле довольно давно, "новым режиссером" меня назвать тяжело, первой рекламной работе уже года четыре. Просто вход в рекламу у меня был довольно долгим.

 

У тебя большой опыт работы с селебами из-за съемок артистов для кино и сериалов. Расскажи об этом, пожалуйста.

Единственная особенность с так называемыми селебами — в дело вступают жесткие ограничения по времени, которые ты вынужден учитывать и снимать быстро. Это дисциплинирует. Общий язык с профессиональными артистами высокого класса я быстро нашел. Со временем учишься разговаривать на “актерском” языке, быстро и в правильных терминах объяснять задачу. Вести себя определенным образом: не навязывать, но и не принимать всё, что тебе дают по умолчанию. Подавляющее большинство так называемых селебов — отличные люди и профессионалы. Как и подавляющее число людей в принципе, на мой взгляд.

 

Какие решения ты используешь, когда возникают сложности на съемках рекламы?

Если честно, я особо не сталкиваюсь с трудностями. Реклама — это исполнение стандартов. Я, как футболист, научился хорошо исполнять эти стандарты. Нужно пробить угловой? Пожалуйста! Это точно так же, как у операторов: если клиент говорит "темно!", хороший оператор уже готов поднять заполнение по диммеру, он ждал этого комментария. На некоторых проектах бывает сложно. Обычно это происходит, когда у тебя на проекте клиент, который снимает один ролик в год. Ты приходишь в плейбечную, там восемь человек и начинается обсуждение: красиво это или не красиво. Иногда можно услышать, что все, что вы снимаете – это вообще не туда и "давайте переделаем всю мизансцену", с нуля. Дополнительно, на зуме из Копенгагена висит самый главный клиент, у которого проблемы с интернетом. И вы всем коллективом начинаете угадывать, что имел в виду этот человек по зуму, которого слышно через слово. Тут-то и начинаются пляски. За спиной у тебя стоит продюсер и ты чувствуешь, как внутри у него включается калькулятор переработок. В этом случае необходимо быстро соображать, предлагать варианты решения. Это, иногда, представляет определенный челлендж.

Если клиент снимает большое количество роликов в год, съемки для него являются рутинным процессом и текущий проект для него не является определяющим, то снимать легко. Ты просто выполняешь свою работу. Я стараюсь относиться к рекламе философски. В конце концов, роль режиссера здесь — рекомендательная. К тебе прислушиваются, твое мнение учитывается, но оно не является определяющим. Например, приходит к тебе результат примерки. Ты отбираешь образы, ставишь их на фон с прешута, совмещаешь по цвету, чтобы они не сливались, но и не диссонировали с фоном. А потом приходишь на съемку, и там все другое, потому что клиент имеет мнение, отличное от твоего. В какой-то момент я просто снял розовые очки и научился отпускать эти ситуации. В конце концов я не работаю в штате бренда, для которого снимаю, я не знаю тонкостей позиционирования и не тратил миллионы на изучение целевой аудитории. Во многих случаях, клиенту действительно виднее, как должна выглядеть его реклама. Я стараюсь сделать все максимально качественно, но на амбразуры больше не кидаюсь. Я рекомендую, обсуждаю, но не навязываю. Например, я не делаю дир катов ("режиссерская версия" - прим. ред). Это что у нас, авторское кино или реклама?! Мне кажется, это и называется профессионализмом. Необходимо понять, что режиссер, хоть и звучит гордо, но в реальности – это просто работа, профессия. Такая же, как и любая другая. Вообще, мое ощущение от последних лет работы, это "ребята, давайте будем проще и просто сделаем это!". Качество работы приходит не от чрезмерного обдумывания и вылизывания, а от опыта.

 

В проектах какого типа ты можешь быть максимально полезен и какие форматы тебе наиболее интересны как режиссеру?

Мне интересно то, что я снимал раньше, когда мои проекты были дешевле и свободней. Темные, настроенческие виньетки, передающие настроение; чувство. Поскакать с малой группой по горам в Дагестане, зимой, на голодный желудок – это мой идеальный проект. Когда я начинал, я хотел стать оператором и это оставило свой отпечаток – я понимаю операторский цех больше, чем любой другой. Мне интересна картинка, движение камеры, композиция, последовательность образов, общее ощущение от ролика. Мой вектор – это спорт, лайфстайл, автомобили. Я неплохо работаю с CG – разбираюсь в этой технологии и знаю, как снимать так, чтобы на посте не было проблем. Мне в меньшей степени интересны диалоги и сюжет, но так как это важная часть нашего дела – я ими занимаюсь. Не особо понимаю комедии и ролики, построенные на юморе. Мне кажется, у меня все в порядке с юмором в жизни, особенно с черным. Но комедия в кадре требует определенной экспертизы, знания теории юмора. У меня ее нет и пока нет желания учиться этому. Очень хочется снимать ролики с танцами, что-то в духе мюзиклов. Я бывший танцор и хорошо пониманию движение, умею с ним работать. Пока на эту тему есть один небольшой кейс, хотелось бы еще!
 

Снимаешь ли ты что-то для себя, есть ли творческие проекты?

Да, я из тех, кто до сих пор что-то снимает для себя, потому что это всё ещё мне интересно и, надеюсь, будет интересно в будущем. Диалоги о личных проектах периодически случаются с операторами, когда мы встречаемся на скаутах к рекламным проектам. Те, кто задают вопросы о творческих проектах – обычно их не делают, потому что ни времени, ни желания не имеют. И это можно понять. Личные проекты – это геморрой, время и деньги. Взрослому человеку с ипотекой и парой детей заниматься творчеством не то что некогда, это просто вредно для его финансового благополучия и семьи. Из-за достаточно большого объема коммерческих проектов, требующих полной вовлеченности, у меня тоже нет времени и сил на организацию съемок с привлечением команды специалистов, локаций, артистов и тому подобного по полной форме. Я нашел выход из ситуации и делаю работы, которые нельзя назвать масштабными, но точно можно назвать творческими и личными. Несколько лет назад я находился в депрессии и задавался вопросом: "Тварь я дрожащая или право имею? Могу ли я снять что-то достойное не с командой из пятидесяти человек, а сам, без посторонней помощи?" В результате, я нашел классный формат реализации творческих проектов. Купил небольшую камеру и теперь иногда выхожу с ней на улицу – делаю настроенческие, эмоциональные, созерцательные ролики. Эти проекты позволяют при нулевом бюджете заткнуть внутреннего демона, твердящего, что я просто рекламный болванчик и ничего более. В этих проектах я совмещаю видео и фото. Только не называю это модным термином Mixed media. Я называю эти работы залипашками. Некоторые люди, совпадающие со мной по взглядам на мир, могут залипнуть в них и забыться при просмотре, хотя бы на несколько минут. Вот пара примеров, залипайте на здоровье!


 

У тебя уже есть опыт работы с нейросетями? Что ты думаешь о них?

Да, я использую Midjourney в работе. Недавно снял ролик, раскадровку к которому сделал в этой нейросети. Получился абсолютно рабочий вариант и раскадровщика мы решили не привлекать. Нейросети очень удобны и для генерации референсов. Если раньше мне нужно было перерыть половину интернета в поисках нужной картинки, то теперь я просто пишу запрос в Midjourney и в большинстве случаев получаю то, что нужно. Следует понимать, что ничего оригинального нейросеть создать не может. Это просто среднее арифметическое из всего, что есть в интернете по заданной теме. Запроси: "рекламная семья", и ты получишь среднестатистическую "майонезную" семью, выглядящую нейтрально-позитивно. Запроси: "гостиная молодой пары, любящей путешествовать". Получишь релевантную, рекламную, наполненную тематическими предметами гостиную, которую можно использовать как направление художнику-постановщику. Никакой изюминки и божьей искры там не будет, но, зачастую, это ровно то, к чему стремится клиент в рекламе и это абсолютно нормально. Уже пару лет, как я не пользуюсь услугами ретушеров в своей фотографической деятельности, если нужно "погладить" кожу или почистить фон – это делает нейросеть. На данный момент моя жизнь стала лучше, благодаря этой технологии. Главное, чтобы потом она не превратилась в ад из-за неё же!

Вообще, технологии – прекрасная вещь. Например, недавно снимали с отличным оператором – Виталиком Сеченовым. У него был обвешанный приблудами айпад. Сначала Виталик поставил на половину экрана наш референс по свету, а на вторую половину вывел прострел – то, что мы видим камерой. И подогнал наш съемочный план под референс – свел контрасты. А потом, когда мы перешли ко второму съемочному плану, Виталик поставил слева наш только что снятый кадр, а справа – снова прострел. И снова подогнал. Таким образом получился абсолютно ровный ролик, где каждый кадр точно подходит ко всем остальным по свету. Я тоже так делаю, когда снимаю многосоставные композиции как фотограф. Но на видео я такое увидел первый раз, и это было очень круто, просто, быстро и удобно. А главное – реализовано силами оператора с айпадом, а не отдельного DIT специалиста на тележке с тонной оборудования и гонораром. Денег на такого специалиста часто нет, а на айпад – есть.

 

Со всеми продакшнами выстраиваешь одинаковое взаимодействие? 

В этой индустрии есть устоявшиеся правила, которым следуют большинство продакшенов. И слава богу, что они есть! Благодаря им ты понимаешь, что от тебя ждут и ходишь по проторенным дорожкам. Широкими мазками: брифинг режиссера – тритмент – раскадровка – брифы по цехам – отбор волн кастинга – отбор локаций – отбор костюмов – коллбек – скаут – примерка – освоение – съемка – постпродакшн. Может показаться, что это рельсы, по которым удобно ездить, потому что с кем бы ты ни работал, процесс предсказуем. Однако, человеческий фактор всегда присутствует. Есть продакшны, с которыми мне работать сложно. Это не потому, что люди там какие-то плохие. Просто мы с ними с разных планет, по разному чувствуем этот мир. А есть продакшены, где работают люди, разделяющие мои взгляды. И вроде бы все то же самое, но с некоторыми легче и комфортнее, и это влияет на финальный результат. И со временем ты просто находишь достаточное количество людей, работать с которыми свободно и в кайф. Например, в рекламе я люблю работать с продакшном Bolt, эти ребята из того же мира, что и я. В кино-промо это продакшены "Эффект бабочки", "Хороший четверг", "Connected". Тут хочется предостеречь и обнадежить молодых режиссеров. Когда ты только начинаешь, есть большой риск обжечься на молодых, бестолковых и борзых “бизнесменах”. У меня было все: невыплата гонораров, идиотские требования, претензии из-за минимальных переработок. Здесь главное не сдаваться и копать дальше – так или иначе вы найдете своих, дорастете по уровню до нормальных, опытных продакшнов. Мне очень запомнилась фраза, которую мне сказала второй режиссер Алеся Казанцева: “Егор, чтобы ни случилось, помни, завтра это закончится и мы все должны остаться нормальными людьми”. 

 


 

(с) ReelSource, май 2024

Фотоматериал предоставлен Егором Шереметьевым.