Режиссер Андрей Давыдовский. Интервью.

November 1, 2016

Андрей, при знакомстве тебя представляют как фотографа, художника, режиссера. В роли кого чаще всего работаешь?

И того и другого, и можно без хлеба! (смеется). У меня как-то всё в комплексе. Изначально занимался исключительно живописью и графикой – я художник с академическим образованием.

Фотограф, пожалуй, не совсем точно. Поскольку то, что делаю, это так называемая арт-фотография, в большей степени относящаяся к пикториализму. Я художник, работающий в технике фотографии. В какой-то момент мои фотографии и иллюстрации "начали двигаться". Как клипмейкер, я всегда выступаю в одном лице –   и режиссёром, и оператором-постановщиком.

Режиссер... Вообще, я очень осторожен с этим определением. Для меня слово «режиссер» ассоциируется с большими мастерами – Довженко, Бергман, Тарковский, Антониони, Кубрик... Сейчас вокруг так много режиссёров. Поэтому, как минимум, нужны  уточнения – "режиссер музыкальных видео", "режиссер рекламы", и так далее.

 

С чего начинался твой творческий путь?

Я рос в творческой среде – мать поэтесса, отец художник. С самого раннего детства я рисовал и твердо знал, кем стану. (смеется). Последовали художественная школа, колледж, академия, пленэры, выставки…

В конце 90-х, как и многих молодых и творческих, меня совершенно внезапно занесло в рекламу. Начал как дизайнер и раскадровщик, позже стал арт-директором, затем креативным директором небольшого видео-продакшена. (Например, наша команда в своё время выводила на федеральный уровень бренды «Красная линия», продукты питания «Макфа»). Тогда же начал пробовать себя в качестве рекламного режиссера. Вот так реклама стала моей второй профессией. К 2006-му у меня было уже солидное портфолио. И в этот момент у меня возник творческий тупик, я ушел из рекламы и вообще пропал на время.

В тот период я полностью переключился на фотографию. Основным жанром всегда был портрет, в широком смысле этого слова. Много работал с музыкантами и артистами. Снимал для глянца, делал творческие проекты.

Твои работы визуально заметно отличаются от работ других художников. У тебя есть твое собственное определение стилю, жанру, в котором ты работаешь?

Счастье для  художника – найти свой узнаваемый творческий почерк. Всё это получается интуитивно, я не просчитываю результат математически. Использую наработанные годами приемы и понятные мне инструменты, образы. Люди, так или иначе знакомые с моими работами, называют их «в стиле Давыдовского». (смеется). Мы ведь все инспирируемся кем-то в период своего творческого становления. Вот так и кристаллизуем свой собственный стиль.

 

А кем ты вдохновлялся?

Если говорить о фото, несомненно и в первую очередь это Антон Корбейн, которого я вообще считаю своим крестным отцом на этой ниве. Ян Саудек, Сара Мун, Паоло Роверси...

Мрачный перфекционизм Дэвида Линча, от которого всегда перехватывало дух.

Что касается музыкальных видео, мое эстетическое мировоззрение сформировано девяностыми. «Героиновый шик» фильмов и клипов того времени. Несомненно, Дэвид Финчер, Марк Пеллингтон...

Гранж вообще, как культурное явление, в широком смысле слова, на меня сильно повлиял, на мой творческий почерк. Подсознательно этот отпечаток чувствуется в моих работах. Мои клипы по изображению «не модные». В последние годы у нас тоже научились, как говорится, делать качественно и модно, но порою возникает ощущение, что все это «качественно и модно» снял один и тот же человек. Это не в коей мере не критика, моё личное ощущение. Не хочется гнаться за трендами. Обладая профессиональными, ремесленническими навыками и опытом, можно снять как угодно практически по любому примеру. Но всегда хочется сохранять свою индивидуальность.

Ну уж индивидуальности тебе не занимать. Кстати, уже от нескольких продюсеров слышал о твоем высоком потенциале. И некоторые из них подумывали пригласить тебя на эксклюзив.

Для меня такое мнение ценно. Вовсе не прибедняюсь, и свой уровень я адекватно оцениваю, но понимаю, что продакшенам и агентствам порою не просто меня презентовать именно Клиенту, если мы говорим о рекламе. Мои работы называют "мрачными" и "слишком брутальными". Несомненно, профессиональный продюсер видит и понимает потенциал режиссёра. Заказчик же смотрит reel и ищет там прямые, буквальные референсы… 

 

Как получаешь приглашения работать с селебрити? Тебя рекомендуют?

Очень по-разному. Общение, знакомства опять же. Иногда приглашают журналы, иногда кто-то видит мои работы и обращается напрямую. 

Насколько избирателен к своему заказчику? Можешь отказаться от приглашения?

Здесь нужно разделять на "рекламные проекты" и на "клипы и фото". В рекламе творец в большей степени ремесленник. Оговорка, что творчество подконтрольно, изначально заложена. Ты на это соглашаешься, либо не занимаешься рекламой вовсе. Такой осознанный, дисциплинированный компромисс и работа в команде.

Когда речь заходит о клипах, я более избирателен и категоричен. И тут уже не меня приглашают в команду, а я собираю её под себя. Если понимаю, что категорически не могу «жить» с такой музыкой, не нахожу в материале ничего близкого для себя – вот тогда я отказываюсь. На время работы с треком, даже не являясь целевой аудиторией или фанатом группы, ты должен полюбить песню, иначе ничего не выйдет.

И самый главный, самый важный аспект при работе с музыкантами – доверие. Если оно есть со стороны артиста – все получается!

 

А ты дорогой художник?

Смотря для кого и с кем сравнивать. Не дешевый! (смеется). 

 

Испытываешь на себе конкуренцию?

Ну не знаю. Скорее нет, чем да.

Испытываю дискомфорт от отсутствия полноценной индустрии в наших краях. И, как следствие, небольшой спрос в моей узкой нише, так скажем.

В связи с этим, не думаешь о расширении границ территориальных?

Работаю над этим. Тем более, сейчас границы, благодаря современным технологиям, фактически стираются. Пока их нам не прикрыли.

 

Насколько критично художнику сегодня владение навыками программного обеспечения?

Иногда оно сильно облегчает жизнь. Но не думаю, что это критично. Прежде всего мозги, а инструмент вторичен.

Этот как спор о преимуществах цифры и аналога. Появляются новые инструменты, и ты их осваиваешь по мере надобности. Для меня это так.

 

Эффектов в своих фотоработах ты добиваешься аналоговым способом?

Ох! Это тема для отдельной, специальной беседы. У меня всегда смешанная техника.

 

Чему ты отдаешь предпочтение в своей работе – цифре или пленке?

Сейчас работаю, в основном, с цифровой фотографией. Пленку использую только для каких-то экспериментов. Ну и качество цифровых технологий непрерывно растет, и мне кажется спор "аналог-цифра" беспредметным. Одно не отменяет другое. Повторюсь, это всего лишь инструменты.

Есть два лагеря – Canon и Nikon…

Я из Canon, так получилось.

 

Не могу не спросить вот о чем. Тебя не беспокоит, что в обществе сейчас активно обсуждается вопрос цензуры, которая становится все заметнее?

Болезненная сейчас тема... Прежде всего, меня беспокоит коллективное невежество. Оно идет от недостатка воспитания и не привитого с детства хорошего вкуса. Беспокоит подмена понятий и манипулирование терминами, двуличие. Сейчас действительно странное время, когда происходят абсурдные вещи. 

Я из творческой семьи, художник уже в третьем поколении. Моего образования и личного опыта достаточно для того, чтобы судить о художественной ценности того или иного произведения. И очень удручает, когда люди, не имеющие никакого отношения к искусству, пытаются диктовать, что стоит или не стоит делать художнику, что можно, а чего нельзя. Если искусство не провоцирует, не вызывает дискуссию, живые эмоции, пусть даже негативные, не заставляет думать – оно перестает быть искусством. И художник перестает быть художником.

 

У тебя есть амбиции или идеи для работы над фильмами?

Нередко режиссеры из клипов и рекламы приходили в кино. Марк Романек, Антон Корбейн, Дэвид Финчер, Джонатан Глейзер – длинный список. Кто-то более, кто-то менее удачно. Сейчас кино постепенно становится более доступным и демократичным видом искусства. Примерно, как произошло с фотографией после прихода цифровых технологий.

У меня нет четкой установки «хочу снять кино». Но, при счастливом стечении обстоятельств, не упущу такую возможность!


 

Фотографии представлены Андреем Давыдовским.

Видео работы можно посмотреть по ссылке

Фотоработы представлены на Behance