Иван Фролов, кинооператор. Мне повезло оказаться в профессии!
December 15, 2024
Иван, привет! Ты один из тех, кто стал участником нашей программы знакомства с новыми талантами. Расскажи чуть подробнее о себе?
Меня зовут Иван Фролов, я кинооператор, этим летом закончил ВГИК, мастерскую Аграновича Михаила Леонидовича.
Предыстория в том, что я много лет понятия не имел, что окажусь в этой профессии. И что вообще пойду в сторону чего-то связанного с творчеством. Долгое время я профессионально занимался спортом и меня все устраивало. И только к 16-ти годам развернуло в другую сторону, начал фотографировать.
Начиналось это с резкой сменой окружения на “творческую тусовочку”. Сначала я снимал красивые картинки себе в Инстаграм, потом появилась первая камера, и с ней начал снимать все подряд. Таким образом прошла пара лет.
Далее случилась первая в осознанном возрасте поездка в Москву (я из Нижнего Новгорода), где совершенно случайно мне кто-то рассказал про существование киновузов, ВГИКа, моей будущей профессии. До этого я вообще ни о чем таком не слышал, не думал. Вот так спонтанно все и произошло. В сторону этой профессии я никогда не смотрел, а рассказ незнакомого человека про ВГИК резко убедил меня в том, что надо идти в операторы. Произошел внезапный “мэтч”. Я ничего не искал, но нашел именно то, что искал.
В итоге мне удалось поступить со второго раза, и вот сейчас я уже закончил ВГИК. Мне повезло быстро понять, в чем “прикол” ВГИКа. Он дает неплохую базу знаний и знакомств за первые пару лет, а дальше надо двигаться самостоятельно, вне ВГИКа. Даже Агранович регулярно повторял, что научить снимать кино он не может, так как тут у каждого строго индивидуальный путь. Мастер дал нам базовые знания и всегда “топил” за практику в любом ее проявлении, давал нам много свободы и, благодаря этому, мы сразу начали попадать на крупные съемочные площадки и там расти. Доводилось работать и у него самого на паре проектов.
А мастер вас берет сразу нескольких?
Ну, сколько у него есть мест, двоих или пятерых, смотря, что за проект, какие задачи. Я у него два раза работал. На втором курсе фокус крутил, половину проекта. А на четвертом он уже взял меня вторым, и мы отсняли полный метр. Иду, кстати, завтра на цветокоррекцию вместо него, потому что он занят.
И вот, что самое интересное, про выбор профессии. Вообще, удивительно, что она мне подошла, потому что когда я туда поступал, я понятия не имел, куда я поступаю и что из себя представляет эта работа. Я, во-первых, про институт-то узнал за полтора-два года до того, как туда поступить, что он вообще существует, что, оказывается, кино учат где-то. Довольно неосознанно фотографировал, видео вообще не снимал, кино особо не смотрел. И просто погружаясь в работу на площадке и понимая, что из себя представляет оператор, как надо много, на самом деле, всего учесть с технической стороны, с творческой, в общении со всеми — с продюсерами, режиссерами и так далее, я начал понимать, куда вообще попал. Я вообще, когда поступал, не думал об этом. Не о какой-то такой командной работе, не о какой-то такой технической работе, о монтаже тем более. И в итоге просто так совпало, что мне это всё понравилось и подошло.
В каком направлении хотел бы в ближайшее время себя реализовывать? Традиционно говорят, для того, чтобы набить руку, нужно снимать очень короткие проекты, которыми является реклама. Есть ли у тебя уже такой опыт, если да, то что ты снимал?
Что касается опыта в коротких форматах, я очень много отработал в операторской группе на рекламных роликах до того, как пошли свои проекты. Пока снял совсем немного рекламы, но уже есть интересные кейсы. Я довольно быстро для себя понял, что на рекламе, в силу ее скоротечности, ты успеваешь поработать с большим количеством разных режиссеров, пробуешь больше разных визуальных приемов, больше технических штук и так далее. Условно, один проект ты снимаешь на роборуку, с динамичным монтажом и в “высоком ключе”, а через два дня выходишь на другой проект, где тебе нужна документальная стилистика, преимущественно ручная камера и более темное изображение. В общем, кайф рекламы в том, что она разная. По крайней мере для меня это так, я еще не “наелся”.
При этом я не вижу себя оператором только рекламным, особенно лет через пять, мне всё-таки интереснее работать в кино, на длинных формах. Я это осознал в работе над своим первым полным метром, куда, как мне видится, я привнес немало творческого со своей стороны. Совсем недавно закончили эту картину, идет монтаж.
Гораздо интереснее работать над картиной?
Да, я это начал ощущать еще на подготовке, потому что мне было дано довольно много творческой свободы, практически сам придумал весь визуал. Это довольно интересная картина, декорации строились с нуля, и надо было придумывать планировки, их внешний вид. И вот вместе с художником мы залезли в нейросети, все это придумали. Сверху я сделал операторскую экспликацию, туда приурочил палитру, какую-то живопись. Работать так детально на рекламе не всегда есть возможность.
О чём фильм?
Это картина про сельского паромщика в смеси жанров драмы и комедии. Жанр, вроде как, не самый “операторский”, но для оператора она довольно интересна, поскольку половину фильма снимали на воде, а для меня это ещё и дебют. Это был особенный вызов, съемки проходили на юге, постоянно под палящим солнцем. Снимали иногда и в полдень, когда солнце высоко, и у тебя проблемы со светом. И вот кучу этих проблем приходилось решать, придумывать творческие решения. Самый, наверное, большой вызов был — это снять ночь на воде в открытом море. Нам приходилось подгадывать фазу луны, чтобы у нас на бликах была сформирована вода. При этом продумать остальное освещение, чтобы сцена была снята качественно, интересно и так, как мы её задумывали. Не могу сказать, что получилось как у Куинджи, но я доволен результатом — наши задумки с гаффером сработали. Проделав весь этот длиннющий путь, сорок смен с самыми разными сложными задачами, я понял, что мне это дико интересно! Хоть местами было тяжело, местами непонятно, местами нам где-то вставляли палки в колеса. В итоге мы преодолели кучу сложных задач, и я получил большое удовольствие от этого. Сейчас понимаю — вот оно, то, чем мне хочется заниматься в первую очередь!
На твой взгляд, существует ли разница между старшим поколением и твоим по восприятию, видению сегодняшнего кино, сегодняшней рекламы?
С оговоркой на то, что всегда есть исключения, я могу с уверенностью сказать, что если мне покажут по кадру из рекламы, снятой группой молодой и группой, которая в рекламе работает уже 20−30 лет, то я, скорее всего, смогу по изображению отличить, какая группа где работала. Но, безусловно, есть исключения, и в старшем поколении есть сильные рекламщики, которые остаются актуальными и по сей день.
А современное изображение легко отличить. У поколений совсем разный подход к цветокоррекции, разный набор творческих приемов. Старое изображение узнается для меня так: “О, я же видел что-то такое, когда в детстве смотрел рекламу на телевизоре перед любимым мультиком”. Бросается в глаза, что в старой рекламе стремились создавать атмосферу (например, клишированные монохромные теплые оттенки при рекламе чая), а в новой есть тенденция к чистоте цвета (стараются снимать “в баланс”, то есть сохранять белый цвет белым, что позволяет всем объектам в кадре иметь наибольший цветовой контраст). Тут еще важно сказать, что сейчас заказчик пристальнее следит за соблюдением палитры бренда. В общем, подход к рекламному изображению поменялся, эволюционировал.
Но тогда получается преподаватели киношкол, многие из которых являются практиками как раз вот с этим 20-30-ти летним опытом, они уже неактуальны? Они ведь свой опыт передают молодым.
Мне кажется, самый правильный ответ на этот вопрос сформулирован, как я уже выше упомянул, Аграновичем, примерно так: «Мы не можем научить вас снимать, вы получаете у нас некую техническую базу. Моя задача — научить вас снимать в экспозицию и резко, дальше уже сами». Это действительно правильно, то есть дальше это твой путь, твое творчество. Ты смотришь, что сейчас актуально, знаешь, что тебе нравится, и уже из этого всего ты должен родить себя, родить свой собственный стиль и подход. Безусловно, неправильно перенимать от преподавателей все подряд. Они передают не только знание, необходимое тебе, но, невольно, и свое мнение, вкусовые предпочтения. Здесь уже важно фильтровать, что тебе нужно, что не нужно.
Бывает, что к оператору обращаются с просьбой что-то подснять в качества режиссера. К тебе с этим обращались? Мог бы поработать и режиссером, и оператором?
Такого опыта не было, поскольку не было предложений. Но у меня зачастую у самого возникает желание что-то такое сделать. Это возникает с внезапно пойманным вдохновением. У меня есть навязчивая идея снять документальную рекламу к какому-нибудь из брендов электросамокатов. Я сам большой любитель ими пользоваться, кататься ночью по пустому городу, изучать Москву, слушать музыку. И вот как-то сумма: фонарика от этого самоката, который светит только перед собой; темного города; музыки в наушниках, рождает во мне какое-то количество кадров. И дальше, посидев, записав или, может быть, даже что-то засняв на iPhone, я доделываю какой-то полноценный концепт. И пока что храню его в себе, но с радостью бы что-то такое поснимал. Естественно, возникает это не только с самокатами, это просто яркий пример, который я могу привести.
Некоторые режиссеры, довольно успешные сегодня, в предыдущих интервью, делясь опытом, говорили о том, что в ситуации нехватки работы для портфолио, они брали и самостоятельно снимали какую-нибудь, что называлось, фейковую рекламу, выдуманную, вымышленную, для каких-то известных брендов. Получалось даже очень круто! И это становилось таким толчком или отправной точкой, потому что их начинали приглашать. Вот ты сейчас говоришь про свою задумку, а что тебе мешает взять и осуществить её своими силами? Можешь ли ты делать какие-то самодельные работы, рекламы, документальные фильмы?
Наверное, конкретно в данный момент меня останавливает сезон, уже не самое лучшее время, чтобы снимать что-то про самокаты. А когда эта идея приходит, ты ее “допиливаешь” у себя в голове, а потом тебя зовут на проект, и тебе уже просто не до неё. Так случилось в этот раз, когда я на всё лето уехал снимать свой дебют. И, естественно, было уже не до фейк-рекламы.
Но у меня был опыт с фейк-рекламой. Мы с моей подругой-режиссером снимали рекламу зубочисток, она придумала классный креатив и там были интересные задачи для оператора. Ночь в лесу, мы (операторы) все всегда это любим. Мы сняли удачный ролик. Он лежит у меня в портфолио, мне кажется. Он цепляет, как раз такая реклама мне нравится. Она с идеей, с сюжетом, с каким-то, возможно, абсурдом, но её зритель досмотрит.
Насколько ты вовлечён в работу с актёром?
Если чувствую, что режиссер самодостаточно работает с актерами и прекрасно справляется, то я лишь подсказываю актерам нюансы по взгляду, мизансцене, чтобы все удачно сложилось по кадру и по монтажу. В случае же, если режиссер скорее визуальный, нежели актерский, то тут я стараюсь помогать во всех аспектах, делиться мнением, если у меня его спрашивают.
Ну, вот на примере такой съемки, у тебя возникает желание попробовать себя режиссером, хотя бы для эксперимента?
Мне кажется, я в любом случае собираюсь рано или поздно всерьез попробовать себя в этом деле, но пока что чувствую, что мне просто комфортно быть оператором с иногда включающейся функцией режиссера, либо в качестве разовой истории на некоторые ролики, либо в качестве помощи режиссёру. Чувствую, что я неплох в мизансценировании, но пока у меня нет готовности полноценно работать с актёрами над каким-то сложным материалом. То есть, побыть режиссером в каком-то творческом ролике или в коммерческом — легко. Но в сложной, драматичной картине, думаю, мне пока что не хватает жизненного опыта, да и опыта работы с актерами над такими вещами.
Как кинооператору, какие жанры тебе больше всего нравятся реализовывать?
Такой серьезный вопрос. Предполагаю, что в первую очередь мне нравятся триллерные истории. Пока что я тяготею к изображению пообъемнее, потемнее. Очень люблю снимать ночью, и, соответственно, именно в этом жанре (триллер), как правило, можно и есть где развернуться. Но в целом я открыт к любым историям, где для оператора есть интересные задачи, где кино строится на визуальном повествовании, образности.
Еще стоит упомянуть, что в своих работах я стремлюсь к естественности. Мне важно понимать, откуда идет свет, который освещает кадр, мне важна мотивировка этого освещения. Я не большой любитель ставить свет без причины. Это не значит, что я отвергаю решения, где уместен более иррациональный подход к свету и изображению в целом.
Дело не в том, что я оператор какого-то конкретного жанра. Я скорее оператор, который не любит скучать, любит вызовы.
Те камеры, которые сегодня появляются, новые камеры на рынке, что ты ожидаешь от них? Каких-то изменений, революционных фишек? То есть кажется, что всё уже создано. Есто что-то, что хотелось бы добавить? Может, компактности каких-то разрешений, каких-то «волшебных» кнопок? Например, искусственный интеллект закачивает предсеты, паттерны определенные. И если ты снимаешь, например, ночную съемку, то AI стилизует, выравнивает, поправляет твою картинку под этот паттерн.
Я с интересом смотрю в сторону возможностей и роста AI, но к “волшебным” кнопкам отношусь спокойно. Они могут помочь, сгладить технические недостатки, удешевить некоторые аспекты производства. Не думаю, что эти алгоритмы должны быть главной темой нашего внимания и стараюсь фокусироваться на творческих задачах. Да и не обязательно иметь это именно в камере, скорее важно знать про возможности, что можно потом сделать с изображением в нейросетке.
Мне в камерах иногда не хватает возможности запечатлеть некоторые сцены на том уровне, на котором ты видишь своим глазом. Особенно это ощущается в темных сценах, где чувствительность сенсора камеры и способность различать больше оттенков в тенях крайне важны. И наблюдая за последними обновлениями камер, именно на эти аспекты и направляют свои силы производители.
То есть хочешь сказать, что ожидаешь стремления к большей реалистичности, не хватает реалистичности в передаче ощущений из жизни на экран?
Наверное, вопрос не совсем в реалистичности, в похожести на то, что мы видим глазом. Периодически камера видит кадр иначе, чем ты своими глазами. Особенно это сказывается в ночных пейзажах, в чем-то очень темном. Если представить, что мы легли спать ночью в полной темноте, то через какое-то время глаз адаптировался, начинаем различать едва проходящий в комнату свет. Пока что ни одна камера не способна это запечатлеть на достойном уровне. А глаз это видит, и это, на самом деле, очень интересно, если порассматривать комнату перед тем, как вы ляжете спать в полной темноте. Я бы хотел, чтобы камеры дошли до того, чтобы мы могли это запечатлеть. А воссоздавая такой эффект с помощью световых приборов в павильоне, казалось бы, у тебя очень контролируемые условия, ты все равно чувствуешь некий обман. Это не так легко, как воссоздать в павильоне солнечный день, лунную ночь или любой другой эффект. Эффект кромешной темноты, который видит глаз, камера пока не научилась передавать, а хочется к этому прийти.
Ты сказал про работу в павильоне. Одна из претензий к молодым кинооператорам как раз в том, что у них довольно-таки недостаточный опыт в этом. Что бы ты ответил на вопрос продюсера, насколько быстро справляешься с расстановкой света в павильоне?
Могу сказать, что задача работы в павильоне меня никогда не пугала, поскольку это то, с чего нас начинали учить во ВГИКе, и у нас довольно большой опыт работы в павильонах. Помимо этого я немало работал в операторской группе за одной из камер на крупных картинах, в том числе в павильонах, и немало увидел своими глазами, перенял опыт. Ну и, наверное, что важно понимать, никогда не будет такого, что ты попробовал все и ко всем задачам готов.
Всегда на каждой картине ты сталкиваешься с чем-то новым, и в принципе это то, ради чего я во многом на эту картину иду, мне всегда хочется что-то новое пробовать. И я никогда не стесняюсь сказать о том, что я чего-то не знаю, что мне чего-то не хватает. Взять гаффера поопытнее, спросить у него, пообщаться со старшими товарищами-операторами, сделать тесты, посмотреть кучу референсов, сгенерировать это в нейросети, еще в какой-то программе все проверить. От этого процесса я получаю большое удовольствие, и поэтому с любой новой задачей я стараюсь подобрать какой-то такой стопроцентный подход. Даже если ты этого не делал, у тебя оно получится, потому что ты подготовился достойно.
У нас, так или иначе, аудитория преимущественно сформирована теми, кто находится в индустрии рекламы. Тебе уже приходилось снимать рекламу?
Совсем небольшое количество рекламных роликов пока снял. Все они были довольно-таки творческие. То есть я пока не снимал то, что называют «майонезной рекламой», но уже попробовал какое-то количество творческой рекламы. Да, приходилось. И да, безусловно, готов и дальше снимать. Особенно меня будут радовать какие-то истории, где есть хороший креатив. Люблю рекламу, которая запоминается. Я, во-первых, всегда готов поддержать режиссеров, креативить. Очень люблю генерировать в нейросетях, референсы искать, что-то подготавливать, разрабатывать. И если это какая-то такая реклама, где я буду в этом деле полезен, то я буду чувствовать себя очень комфортно и хорошо.
Есть ли у тебя агент? Работаешь ли ты через агентство или сегодня можно обращаться напрямую?
На данный момент я работаю от своего имени, и ко мне можно обращаться напрямую.
Многие твои коллеги работают, ну или стараются работать через агентство. Вот какие у тебя требования к агенту? Что ты ожидаешь от агентов или от агентства?
На мой взгляд, важно различать агентов и юристов. Я не могу сказать, что мне от агента нужна исключительно помощь с договором и отслеживание его соблюдения. Безусловно, я бы хотел, чтобы агент был, в первую очередь, моим союзником, помогающим в творческом пути, ищущим новые возможности.
Я владею английским и стараюсь себя не ограничивать в плане передвижений. Мне очень нравится, что профессия уже много куда меня свозила, потому что моя на данный момент пока довольно короткая карьера, чуть ли не наполовину состояла из экспедиций. И на данный момент я рад продолжить путешествовать и работать.
Какие самые запоминающиеся поездки у тебя были?
Самой, наверное, запоминающейся поездкой была экспедиция в Приморский край, во Владивосток, где мы снимали мою первую рекламу. Это было десять интереснейших дней. Была совершенно новая для глаза природа, было много съемок на воде. И в целом было круто малой группой снять что-то классное, получить первый такой серьезный результат своей профессии. Это, наверное, моя первая такая осознанная, серьезная коммерческая работа.
Вообще все экспедиции мне запомнились. Моя самая первая работа, самое, можно сказать, первое видео, которое я снял, это была экспедиция в Дагестан со вгиковскими, где операторская группа состояла из одного меня. И это было действительно такое боевое крещение, где в первую очередь были некие технические сложности, которые приходилось преодолевать. Ну и в целом, поснимать первый раз кино — ты никогда это не забудешь!
(с) ReelSource, декабрь 2024
Фотоматериал предоставлен Иваном Фроловым