Лео Габриадзе, режиссер. Интервью.

July 1, 2015


 

Фильм режиссера Лео Габриадзе и продюсера Тимура Бекмамбетова «Убрать из друзей» («Unfriended») уже наделал много шума в США. В российский прокат картина выйдет 9 июля. Перед премьерой мы встретились с Лео и, пока он много курил в окно своей мастерской, расспросили его на предмет уникальности этой картины. У нас получился разговор о проблемах травли в соцсетях, недостатка хороших сценариев и приветов с того света. Поскольку сами мы фильм еще не посмотрели, спойлеров в интервью нет - только интрига.

 


 

 

Интернет сообщает, что в Штатах фильм «Unfriended» буквально прогремел. Какой реакции вы ждете от российского зрителя?

Наш фильм - международный, и мне кажется, у него нет культурных ограничений. У него есть другое ограничение – зритель. Чтобы понять, о чем речь, он должен быть активным интернет-пользователем. Фильм для всех, кто пользуется социальными сетями, кто эту технологию принял, и она стала их реальностью и бытом, без которой они не могут представить свою жизнь. Про реальную жизнь в сети еще никто фильм не снимал. Вот я просыпаюсь каждое утро, открываю монитор, и вот она жизнь - вся у меня перед носом. Хотя, даже если вы не такие фанаты техники и не особо активны в сети, вам будет интересно, чем на самом деле занимаются ваши постоянно  уткнувшиеся в экран дети.

 

Думаете в проблеме кибербуллинга (прим. травля одного человека группой лиц в Интернете) российский зритель увидит себя?

Я служил в советской армии, и у нас буллинг – то есть травля - очень даже процветал. Не знаю как сейчас – может, все изменилось и все уже хорошо, но этот буллинг лежит в человеческой натуре. Так уж мы, люди, устроены – в чем-то схожи с животными, инстинкты выживания заставляют нас отнимать у слабого, издеваться над ним. Все эти низменные проявления случаются повсеместно.

В нашем фильме слабые восстали против обидчиков, им для этого теперь не нужны мускулы и физическая сила – в Интернете любой может действовать анонимно.

 

 

Первоначально рабочее название фильма было «Cybernatural». Почему в итоге остановились на «Unfriended», это больше отражает реальность фильма?

Сначала у нас вообще было рабочее название «Offline». Потом нам показалось, что в названии не хватает жанровости и подумали, что в «Cybernatural» это обыгрывается лучше. А потом уже пришло «Unfriended», и мы все его полюбили. Пока не выпустили, был шанс поиграть с этим. Как говорится, пока ребенок не родился, можно подбирать имена.

 

Говорят, что ваш фильм – начало эры нового киноязыка под названием «screen capture movie». Вы также в одном из интервью сравнили этот киноязык с потоком сознания в литературе. Такие писатели как Пруст и Джойс – их ведь либо совершенно не понимают, либо восхищаются. Как Вы думаете, этот киноязык ждет такая же участь?

Мы ничего нового не открыли и не выдумали. Мы просто сняли фильм про то, как люди живут последние годы. Мы никому ничего не навязываем, просто сегодня мы все так общаемся в жизни!

 

Мы где-то прочитали, что организован конкурс на лучший сценарий о любви в таком формате.

Да, это правда. Кинокомпания  BAZELEVS Тимура Бекмамбетова сейчас планирует снять альманах и принимает сценарные заявки от всех желающих поучаствовать в его создании. Кроме того, студия готовит сейчас еще несколько проектов в аналогичном формате.

 

Думаете, любой киножанр может быть реализован в таком формате?

Любой. Этому формату больше подходят жанры, которые связаны с нашей реальностью, но умелые руки могут, наверное,  осваивать и другие.

 

Как много потрачено на продвижение фильма?

На маркетинговое продвижение у нас было потрачено очень мало. Люди в Интернете сами подхватывали наш трейлер. Он например побил рекорд твиттера по количеству ретвитов, который до этого принадлежал трейлеру «Пятидесяти оттенков серого». В Интернете были сотни пародий на наш трейлер. Так что фильм стал популярен благодаря народной молве.

 

 

Ваши предыдущие киноработы были в жанре комедии. Как вам работалось в жанре хоррор?

Здесь главное не жанр, а то, что Убрать из друзей – экспериментальный проект, рассказанный принципиально новым способом. Так кино еще никто не снимал.

Ну, а сам хоррор – это довольно сложный жанр. Этому еще учиться и учиться - как людей пугать.

 

Вы при работе над фильмом вдохновлялись какими-то фильмами ужасов?

Да, мне нравится этот жанр. «Паранормальное явление», «Ведьма из Блэр» хороши. Последний - так вообще классика. Рекордсмен по затратам на бюджет – 60 тысяч долларов, если я не ошибаюсь, и четверть миллиарда собрали. Они были первыми, кто придумали found footage как вид хоррора. А у нас получился «desktop found footage».

 

Мы уже слышали сравнения с «Ведьмой из Блэр». Вам льстит это или раздражает?

Да нет, не раздражает! (смеется)

 

 

Если по-честному, то сегодня к хоррору немного предвзятое отношение. Считают, что он себя исчерпал и все эти фильмы скорее смешны. Как вы думаете, фильм «Unfriended» может заставить скептиков думать иначе?

Люди с древнейших времен любили рассказывать друг другу страшные истории, как это может себя изжить?

 

А что тогда в нем самое страшное и через какие элементы это видно?

Самое страшное, что ты смотришь герою в душу и видишь человека не таким, каким он себя представляет, а видишь, какой он изнутри. Например, героиня может говорить другу одно, думать второе, а писать третье. Ты уже не понимаешь, где правда, а где нет. Этот психологический момент – он страшен.

Страшно, когда кто-то проникает в твоё самое интимное пространство - компьютер, и видит все твои секреты, всё, что ты скрываешь от людей.

В Интернете после нас остается огромный след - целые дневники. Всё, что ты написал или заснял, навсегда остаётся в истории.

После смерти человека его аккаунт продолжает жить со всем его содержимым. Кладбища мёртвых аккаунтов растут и будут разрастаться еще больше. В реальной жизни мы научились, как обращаться с мертвыми, а в Интернете еще не разобрались. В старые времена как мы связывались с духами? С помощью спиритических сеансов. Один из способов – через «говорящую» доску, уиджу, когда дух по буквам передавал нам свои послания. А может, мы вошли в новую эпоху, когда этим духам больше не нужна доска и они могут нам сами писать в интернете? А если в аду уже wi-fi провели, представляете, что тогда? (смеется)

Вопрос смерти и того, что остается после нас - общечеловеческий, он всегда висит в воздухе. Кто ответственен за аккаунт, который остается после смерти человека? Можно ли оставить это по наследству? Из этого выползает очень много тем. Над этим всем стоит призадуматься. По-моему, человек должен сам решать при жизни, что будет с его аккаунтом – захочет ли он его стереть или оставить потомкам? Пока что мы боимся задумываться над этим, но скоро придется.

 

 

Вы сказали, что ваш сценарий был похож на непрерывающуюся пьесу. Много ли в фильм вошло каких-то импровизированных вещей?

Жанр found footage подразумевает, что все – диалоги, действия, обстановка –должно быть максимально реалистичным. Как правило, зрителю видно, написан диалог или это живая речь. Чтобы добиться живой речи, мы сначала много репетировали, «прогоняли» сценарий, а потом уже актеры общались без него. У них также были скрытые наушники «с подсказками» – что-то типа суфлера. Мы старались достичь максимальной натуралистичности игры с помощью разных уловок, которые мы для этого придумали.

 

Правда, что вам тяжело было адаптировать американский сленг под русский язык?

Перевод действительно сложный, там очень много мата, который в нашем прокате запрещен. Сохранить максимальную реалистичность и перевести на русский было сложной задачей но, надеюсь, мы справились.

 

В фильме снимались не совсем опытные актеры?

Им всем по 20 лет, но опыта у них уже достаточно. Исходя из требований жанра found footage, мы искали неизвестные лица - талантливых актеров, которые еще не засвечены. В результате собрали такую команду.

 

Как Вы думаете, имел бы фильм такой успех и такие положительные отзывы на западе, если бы он был снят в России, с русскими актерами, на русском языке?

Я не буду спекулировать на тему «если бы» и «как бы». Если вложить много времени, труда людей, души, то на любом языке получится сделать хорошую вещь. У нас была хорошая маленькая команда!

 

Bazelevs в Лос-Анджелесе – это полностью местные специалисты?

Это смешенная команда, там работают бок о бок американцы и русские.

 

Получается, Bazelevs - единственная российская компания, у которой есть собственный полноценный продакшен за пределами страны. Вы используете это уникальное преимущество и тот опыт, который накапливаете там, переносите в местную команду, и наоборот?

Интеграция идет через Тимура. Он и их тренирует, и нас тренирует, и мы подхватываем опыт друг друга. Там всегда много людей из московского офиса, и сюда приезжают ребята из Лос-Анджелеса. Нет разделения на американскую и российскую часть – есть один Bazelevs.

 

 

Это помогло в создании вашего кино?

Конечно. Нам помогала вся наша команда из российского офиса, наши друзья из киноиндустрии и рекламы. Бюджет был совсем скромный, но зато поддержка – колоссальная. В США с нами были Universal и студия Джейсона Блума. И огромное им за это спасибо!

 

Этот фильм во всех смыслах экспериментальный. Вы говорили о том, что было много открытий, проб, ошибок. Какое вы сделали главное открытие для себя, и какой был главный промах?

Самое большое открытие – если есть хорошая идея и команда единомышленников, то можно свернуть горы, даже без больших денег. А ошибки, конечно, были, потому что когда ты экспериментируешь, ты неизбежно ошибаешься.

 

Продолжения ждем?

Кто знает, что в жизни произойдет. Я знаю, что скоро гречку поем. Дальше не знаю.

 

Что зритель-профессионал из киноиндустрии может вынести для себя из фильма?

Он увидит новый киноязык, которым можно рассказывать разные истории.

 

Сейчас, видимо, идет такой тренд, что каждый может снять кино. На iPhone, например.

Это да, но главная проблема – у нас нет рассказчиков. Форма найдется. Нужно уметь хорошо рассказывать, а чтобы уметь хорошо рассказывать, нужно уметь писать. Я всех призываю к этому!

 

 

Многие говорят, что сейчас кризис хороших сценариев в России. Вы тоже такого мнения?

Безусловно! В этом виновата наша образовательная система. Несколько поколений не учили в школе хорошо писать. В этом и кроется проблема русского кино. Если посмотреть на Америку, то там все постоянно что-то пишут и умеют это делать. Все пишут какое-то дикое количество книг на любую тему – «Как стать лучшим электриком», или стихи пишут, что угодно. Поэтому из этого количества можно отобрать людей, которые могут хорошо писать сценарии. У них и актеры пишут сценарии. Соответственно, пока мы все не начнем писать, и кино хорошего не будет. И это массовая проблема. Тут не просто надо воспитать трех-четырех сценаристов, нужно воспитать несколько поколений, чтобы народ начал писать. В хоккей же у нас много людей играет, и много поколений училось этому. Вот и сборная по хоккею у нас хорошая.

 

Можете тремя словами описать зрителя вашего фильма?

Человек с ноутбуком.

 


 

июнь, 2015 

(фотографии представлены кинокомпанией BAZELEVS)