
Алексей Голубев, режиссер и продюсер. Интервью
May 1, 2017
Алексей, коллеги отзываются о тебе как об успешном и востребованном режиссере и продюсере. Ты много лет снимаешь музыкальные видео, в последние годы успешно используешь свой режиссерский опыт для постановок концертных шоу-программ. Ещё в твоем риле есть несколько фильмов, а также реклама. Тебя привлекает такая универсальность? Какое из перечисленных направлений сегодня занимает большую часть твоего времени?
По поводу универсальности. Мне необходимо постоянно пробовать что-то новое. Жизнь подбрасывает нам возможности, не нужно их бояться. Иногда может казаться, что возможность стоит на тонкой досточке, ведущей в океан, не ступить влево-вправо – утонешь. Но если выстоял, тогда обязательно обретешь новый этап. Вот так я и испытываю свою универсальность. В принципе, режиссура, на мой взгляд – широкая профессия. Это и умение следовать сценарию, и взаимоотношения с артистами, умение вытаскивать из них то, о чем даже им самим не известно. Так как я большую часть времени посвятил музыкальному контенту, мне сейчас гораздо проще выстраивать шоу-программы. Впрочем, не исключаю, что однажды буду пробовать себя даже как театральный режиссер. Уже поступало несколько предложений от художественных руководителей театров. Пока не занимаюсь этим, не до конца еще развил направление постановок шоу-программ.
Ты являешься режиссером-постановщиком музыкального шоу, которое должно было поехать в мае этого года на Евровидение. Как всем известно, российскую исполнительницу не пустили на него. Что лично испытываешь в связи с этим?
Да, мы подготовили выступление на очень высоком уровне. К сожалению, было принято такое решение. В связи с этим хочу сказать одно – политика не должна главенствовать над искусством и творчеством. Мне, безусловно, неприятно и жаль.
Сейчас многие заявляют, что в последние годы снимать музыкальное видео становится финансово неинтересно. Для тебя что-то изменилось в этом жанре? Как-то в разговоре ты упомянул, что очень загружен и иногда приходится даже отказываться от проектов.
Ну вот за сегодняшнее утро получил четыре предложения о съемках клипов. И пока в раздумьях.
Дело вот в чем. Неправильно думать только о заработке. Я не думаю о деньгах, даже бывает, снимаю без своего гонорара. В любом случае работает моя команда и она имеет возможность зарабатывать. Но при этом вот такая работа может принести тебе десяток других прибыльных проектов.
Нельзя стоять. Даже если нет работы, нужно брать камеру и реализовывать накопившиеся задумки. Иначе ради чего мы приходим в эту профессию? Я пришел ради мечты.
Насколько мы поняли, ты очень выборочно относишься к предложению о рекламных съемках. С чем это связано?
До определенного момента я снимал очень много дешевой, но креативной рекламы. Это было в конце 90-х – начале 2000-х, до выхода на рынок глобальных рекламных агентств. Естественно, когда это произошло, я начал снимать для них. Много снимал для Procter & Gamble. Меня стали "оттачивать", превращать в режиссера, который им был нужен, поскольку на тот момент было мало тех, кто реально хорошо снимал beauty, пэк-шоты и прочее. Мы всему этому учились на практике. И вот так постепенно я стал специализироваться на съемках косметики, волосах и фэшн. Мы снимали для рынка Средней Азии и Кавказа, для Турции, а также для Юго-Восточной Азии. Еще я любил снимать для мобильных операторов и банков. К сожалению, много старого материала утеряно и нет возможности поставить его в шоурил.
В какой-то момент устал от бесчисленных PPM-ов, жесткого контроля и требований. И нашел отдушину в клипах. Когда я только начинал производить рекламные ролики, не было такого жесткого контроля, мы были вольны сами придумывать мега-креативные идеи. А с середины нулевых глобальные рекламные агентства стали полностью диктовать, как снимать. Помню, один продюсер сказал мне: "Ты – режиссер, должен выполнять то, что прописано в сценарии компании. Это закон, и ты должен работать в этих рамках."
Расскажи историю начинала своего творческого пути?
Если коротко, то все началось в 12 лет с фотокружка в Туапсе, где я начал делать первые снимки и научился проявлять пленку. Позже моя бабушка подарила мне очень древний пленочный фотоаппарат "Смена-8". Начал делать черно-белые фотографии. Затем случайно на чердаке дома нашел 8-мм кинокамеру, снимал на неё своих сестёр. Ничего не зная про монтаж, мыслил и снимал кадрами, монтируя у себя в голове. Вообще, в то время думал стать военным или космонавтом, но никак не режиссером.
А в 11-м классе меня пригласили на ТВ в музыкальную передачу ассистентом на площадку. Уже через полгода, немного освоив производство, я брал камеру у друга и снимал промо-репортажи для туристических агентств, объездив полмира.
Когда приехал в Москву с 10 долларами в кармане, не знал, где буду жить и спать. Но уже через три дня нашел работу. И с самого начала все стало складываться.
Ты производишь приятное впечатление не только как востребованный режиссер и продюсер, но и успешный предприниматель. У вас есть свой "семейный" продакшен, MAG Film. Почему вы решили его создать?
Я себя не считаю "успешным". И, по большому счету, я каждый день учусь.
В 2002 году меня попросили помочь на съемках кинокартины, для чего я вернулся из Москвы в Алма-Ату. И там я встретил Машу, мою будущую супругу. В какой-то момент мы решили жить вместе. Я точно понимал одну вещь – необходимо организовывать своё производство. Только это сможет держать меня на плаву. К тому времени у меня уже был хороший опыт работы в Москве, я многому научился в продакшене, в котором на тот момент работал. В Алма-Ате открыл компанию "Кинофабрика", которая стала конкурировать с крупными местными продакшенами. Производили много контента, в том числе телевизионного. Параллельно работал с республиканскими каналами, делал большие на тот момент постановки, начал работать со "звездами".
Разрываясь между Алма-Атой и Москвой, мы с Машей и детьми переехали в Москву. Вот так начали с нуля.
А MAG FILM появился недавно, три года назад. Аббревиатура – наши имена и фамилия. После рождения сына я принял решение создавать бренд.
Ниша, в которой ты сегодня специализируешься – насколько она конкурентна?
Могу сказать, что не ощущаю особой конкуренции. Если ко мне обращаются, то, как правило, в дальнейшем обращаются вновь. В тендерах я не участвовал очень давно.
У каждого режиссёра свой почерк. Мы все индивидуальны. Это может звучать самоуверенно, но у меня есть свои секреты и формулы, по которым я работаю. Проектов много, и они расписаны до конца 20-го года.
Не будем задавать вопрос об этих секретах, вряд ли ты о них расскажешь...
Я могу ответить. Самый главный секрет – это душа. Я все стараюсь прокачать через призму своего сердца.
И еще – я люблю зрителей. Любых, богатых и не богатых. Скажу больше, я очень стараюсь для тех, кто на галерке, чтобы им было хорошо. Потому что они отдают почти последние свои деньги, чтобы увидеть шоу.
Какое шоу было первым и какое самым зрелищным?
Самостоятельным первым шоу был "Фестиваль художественной гимнастики "Алина". Это 2014 год. Он был самым первым и масштабным.
Самым ярким, крепким и любимым я назову ледовое шоу "Снежный Король 2" с участием мировых звёзд и, конечно, Евгения Плющенко. Эта программа была доработана, учитывая все предыдущие сложности.
Вот что хочу сказать. Все научились технически складывать шоу – много света, звука и т.д. Но мало кто использует связующие нити. Каждая моя работа – это моя учёба, я получаю опыт с каждого проекта на протяжении 20-ти лет, работая с совершенно разными артистами в кадре.
Твоими заказчиками часто выступают телеканалы. При этом ты не прикреплен ни к одному из них. Сложно оставаться творчески независимым?
Я скажу больше. Каждый раз, работая с новым артистом, я завишу от его творчества, харизмы, опираюсь на тот материал, с которым мне необходимо работать. Нахожу то, что мне нравится и что нужно показать зрителю. Плюс пытаюсь использовать неожиданные творческие решения. Как уже говорил, стараюсь учиться на каждом своём производственном этапе.
А то, что не принадлежу ни одному из телеканалов – думаю, это хорошо. В противном случае меня уже давно бы "съели".
Вы, как компания, привлекаете к своей работе других режиссеров? По каким критериям выбираете?
Как продакшн, мы привлекаем других режиссеров. Критерий прост – у каждого есть свой шоурил, на него и смотрим.
По-твоему, какие на сегодня существуют проблемы в индустрии?
Рынок сбыта. Это основная проблема – для рекламщиков, киношников, клипмейкеров. Мы сейчас находимся в затяжном падении. Не выдерживаем конкуренцию с иностранцами. А в принципе, сегодня любой крепкий отечественный продакшн снимает не хуже американского, европейского или китайского.
Еще мы продолжаем зарабатывать на производстве. А пора бы зарабатывать на производимом контенте.
Не подумываешь о телесериалах? Сегодня этот формат востребован зрителем, приносит доходы продюсерам и в нем всё больше места для творческого самовыражения.
У меня есть несколько готовых сценариев, которые мы, как продакшн, запустим в производство в ближайшее время. Как режиссер, я не думаю сейчас над этим. Мне интересно было бы работать над независимым контентом, для интернет аудитории. Это короткие истории с небольшим количеством актеров, возможно, даже непрофессиональных. Но со свободными идеями, языком. Откровенно говоря, я уже несколько лет не смотрю отечественные сериалы. Мне не нравится стиль. В то же время, люблю смотреть сериалы телеканалов HBO, ABC, Fox, которые поглощают меня как зрителя. И несмотря на то, что в каждом их сериале продвигается национальная идея, это сделано честно.
В заключении. Ты сказал, что до конца 20-го года все расписано. Можешь поделиться, чего ожидать, над чем будешь работать со своей командой?
Сейчас работаем над очень большим международным проектом. И мне крайне приятно, что мне его доверили, ведь проект подобного масштаба у меня будет впервые.
Ряд постановок с нашими артистами – октябрь и ноябрь этого года.
В 14-м году, когда ударил кризис, мне пришлось остановить две свои картины. Поэтому в этом году хочу вернуться в кино!
Фотоматериал из личного архива Алексея Голубева.