Интервью с фотографом Алексеем Горбунковым.
October 15, 2014
Один из самых востребованных рекламных фотографов нашей страны Алексей Горбунков, едва-едва вернувшись из очередной поездки, пришел к нам на интервью и сразу начал с шуток. Этот жизнерадостный человек подпрыгивал со своей съемочной командой и в Монгольской степи, и в самой южной точке Африки - Кейптауне, в Швейцарских Альпах, на роскошном греческом Миконосе, и в заброшенном мотеле близ Лос-Анджелеса. Что значит «подпрыгивал»? Об этом мы спросили Алексея.
Вы давно распечатывали фотографии? Чтобы вставить в рамку, в фотоальбом, например?
Последний раз я это делал со стариком Дагером. Не помню, какой это был год – тысяча восемьсот какой-то, кажется… (смеется). Это были стеклянные пластиночки, похожие на айпэд. Мы их проявляли в сарае в особняке, наносили галогениды серебра и парами ртути проявляли. Но это очень сложно, поэтому сейчас я снимаю на цифровую технику.
Смешно! А есть ли смысл сегодня в напечатанной фотографии?
Конечно. Ты же с листочком пришла ко мне.
Да, я старомодна.
Пока не поменяется мышление в головах, пока не станут доступными мониторы по цене бумаги, то это будет ценно. Представляешь, у тебя свет дома выключат – фотографии в ноутбуке нет. А распечатанная – висит.
Знаете, один рекламный режиссер мне сказал недавно, что режиссеры – рабы своего шоурила. Кто-то все время снимает юмористические ролики, кто-то life-style, а кто-то голых женщин. Фотографы бывают заложниками своего портфолио? Испытывали ли Вы когда-нибудь подобное чувство?
В принципе, я согласен с этим мнением. Но у меня такого не было. К сожалению, или к счастью, я занимаюсь различными видами съемок. И в нашей стране, я считаю, это в какой-то мере необходимо, если ты работаешь в коммерческой фотографии. Потому что если ты зацикливаешься на чем-то одном, то ты действительно становишься рабом шоурила, и тебя приглашают только на те проекты, которые представлены у тебя в портфолио.
Вы согласны с утверждением, что роль фотографа в рекламной фотосъемке очень мала, и творчество там заменяется качеством?
Творчество есть в любой работе. Конечно, ты не можешь снять человека вверх ногами, когда тебя просят снять его нормально, говоря при этом «я художник – я так вижу». Но на данный момент я не считаю, что роль фотографа в коммерческой фотографии мала, потому что это человек, который обязан находить общий язык с клиентом, с моделями, с агентством. Получается, он достаточно центровой персонаж в этой работе.
Есть ли у Вас какие-то непоколебимые принципы в работе? Что Вы никогда не возьметесь снимать, сколько бы вам не заплатили. Ну, например, курящие женщины…
Когда вы видели курящих женщин в рекламе последний раз? (смеется). Ну, наверное, я бы отказался от вещей, которые противоречат моему собственному я. И это те вещи, которые противоречат всем нормальным людям – насилие, наркотики и прочее.
Недавно композиторы, которые пишут музыку для рекламы, решили объединиться в некий профсоюз. Вы как относитесь к подобного рода творческим объединениям, была ли мысль вступить во что-то подобное?
Я положительно отношусь к этим объединениям, потому что они помогают людям встречаться, делиться между собой опытом, идеями. В плане коммерческом у нас это не работает, но, как правило, это задумывается, чтобы выработать некую общую цель и общие условия работы. Но не всегда это получается, к сожалению. Последний раз я хотел вступить лет 15 назад в Союз фотохудожников России. Был еще союз коммерческих фотографов, но, к сожалению, он существует параллельно коммерции. Наверное, это нужное начинание. Почему нет.
Вы много путешествуете. Вам где приятно снимать – за границей или все-таки на родине?
Нужен честный ответ? (смеется)
Ну, а как же!
Интереснее всего снимать там, где интересно. В коммерческой фотографии часто многие задачи решаются за счет ретуши. Мы можем снять девушку на белом фоне, а потом вставить пляж. А можем поехать куда-то и снять девушку на пляже. Это будет гораздо интереснее и лучше в итоге, но дороже.
Неопытному глазу легко это отличить?
Отличия будет очевидно мало. Потому что люди, как правило, не заморачиваются над картинкой, а просто видят некий образ. Никто не будет считать количество ракушек на берегу.
Расскажите о самом запоминающемся заграничном фотосете.
Самый запоминающийся был недавно в Монголии по приглашению монгольской компании. Была возможность организовать съемку с монгольским модельером. Местные ребята помогали мне в этом деле. Мне очень понравилось. В Улан-Баторе я уже был несколько раз по работе, а вот в степь не выезжал. Мы снимали в настоящей юрте с простыми людьми. Там была только одна девушка-модель, остальные были простые местные ребята.
У вас есть традиция какая-то на съемках? В кино вот тарелки бьют перед съемками.
Мы делаем групповое фото команды, где подпрыгиваем вверх. Традиция родилась сама собой, а потом стало весело. Это действительно гораздо веселей, чем когда все в конце говорят – «всем спасибо, все свободны». Когда люди прыгают, они как-то объединяются. Важно делать из работы приятное времяпровождение.
Есть ли в вашем прошлом работы, за которые вам стыдно, и вы бы не стали никому их сейчас показывать?
Ну, скажем так, чтобы стыдно – таких работ нет. Есть работы, которые мне самому не особо интересны – это да. Часто бывает, что просто снимаешь человека на белом фоне, как на паспорт. Такой работой я не могу похвастаться.
А чем тогда гордитесь в работе?
Горжусь, что работаю с профессионалами в своем деле и очень рад, что со многими сложились дружеские отношения.
А когда в вашей жизни наступил тот момент, когда вы сказали себе – «ну все, я состоялся как фотограф»?
В нашей профессии все время растешь, поэтому, как только сказал: «все, я настоящий профессионал» - значит пора на пенсию. Пока не хочется. (смеется)
Вы, будучи востребованным профессионалом, продолжаете учиться фотографии?
Конечно. В основном через интернет – смотрю новые работы, кто как снимет, какие-то идеи черпаю. Огромный плюс, что у нас есть интернет, который может скоро отключат (смеется), и есть возможность смотреть, как люди снимают в разных странах. Смотришь, что можно делать разными способами. Главное не зашориваться в чем-то определенном.
А вы часто посещаете какие-либо выставки, биеннале?
Я езжу иногда. Вот недавно меня приглашал друг на выставку в Московский фотографический салон. Было интересно посмотреть, так как там была представлена не коммерческая съемка, а пейзажная фотография.
Знаете, с тех пор как фотография в нашей стране стала популярна, начали ходить шуточки по поводу того, что, мол, каждый второй - фотограф. Оскорбляли ли вас как фотографа подобные шуточки?
Я их даже не слышал, хотя понял, что ты имеешь ввиду. В каждой шутке есть доля шутки. Сейчас действительно много фотографов. Все снимают на телефоны и, кстати говоря, зачастую получаются очень интересные фотографии.
Кстати, Вы ведете Instagram?
Да, но я редко его пополняю.
Не считаете, что непрофессиональные фото, нарочито размытые, нечеткие, могут как-то вытеснить качественные фото, сделанные с помощью дорогой техники? И может ли такое фото добраться до рекламы? Или это такой артхаус от фотографии – всего лишь альтернатива?
Это уже присутствует в коммерческой рекламе. Просто отличие коммерческой фотографии от случайно-любительской в том, что, как правило, тебе приходит бриф, в котором стоит та размытая фотография, о которой ты говоришь. И тебе нужно ее организовать и сделать. А как это сделать - уже второй вопрос. То есть некий тренд задается любительскими снимками, который потом повторяешь, уже организуя эту ситуацию так, как просит заказчик. Это может быть стилистически размыто, или против света, или в расфокусе. Таких проектов много у Nike и Reebok. Они очень часто устраивают акции с такими фотографиями. Ты можешь увидеть огромный билборд с размытым человеком, бегущим на фоне волн с логотипом Nike в углу.
Какую фотографию вы можете назвать старомодной?
Ну, у меня есть два понятия – нравится или не нравится фотография. Смотря как это снято. Если, например, стоит человек, который положил руку на плечо своей девушки, и стоят они на фоне нарисованного задника – это старомодно. Лучше уж на фоне ковра - это всегда будет актуально в нашей стране (смеется).
Если вернуться к разговору о напечатанных фотографиях. Вы никогда не думали выпустить отдельным изданием свои работы – в книге? Есть в планах увековечить свои работы каким-то образом?
Пока нет. А вообще в планах пытаться работать не только в России, но и на Западе.
Последний вопрос. Какие три вещи по версии Алексея Горбункова каждый человек должен сделать в жизни?
Дом, который олицетворяет твою семью. Второе, чтобы с тобой всегда были твои друзья. Ну а третье – сделать так, чтобы ты всегда мог заниматься тем, чем всегда хотел.
__________________________
октябрь, 2014
(фотографии для заголовка - Илья Марьяхин; фотографии со съемок предоставлены Алексеем Горбунковым).