Оператор-постановщик Игорь Гринякин. Интервью.

December 1, 2015

 

Игорь, у тебя впечатляющий шоурил. Расскажи о себе.

Закончил ВГИК в 2003 году, мастерская Юсова, Арцеулова и Василькова. Во время обучения начал работать ассистентом у оператора Владимира Климова, затем стал 2-м оператором на картине «Бумер» режиссера Петра Буслова и оператора Данилы Гуревича. В 2006 году снял свой первый фильм в качестве оператора-постановщика, комедию "Руд и Сэм".

По твоему, верно ли начинать карьеру с рекламы и уже после идти в большое кино?

Думаю, да. Рекламы снимается много, спрос на профессионалов высок, и есть место для всех. На недорогие ролики часто зовут молодых операторов, а это хорошая практика и одновременно шанс быть замеченным.

 

Вход в индустрию стал проще?

Конечно. Во-первых, сама индустрия стала масштабнее. Появился огромный спрос со стороны телекомпаний на производство качественных телефильмов и сериалов. Больше проектов - больше спрос на профессии.

 

Ты можешь совмещать работу над фильмом и рекламой? Что в работе над рекламой, кроме материальной составляющей, тебя мотивирует? 

Для операторов деньги никогда не были главным мотивом. Желание снимать и воспроизводить мир таким, каким его чувствуешь – вот основа этой профессии! Если сравнивать с фотографом, то странно говорить, что он встает рано утром и едет снимать рассвет ради денег. Это то мгновение, которое хочется через себя выразить. Так вот оператор читает сценарий, также заранее представляет себе актеров, рисует этот новый мир и затем пытается его внутри себя раскрасить. В рекламе проекты короткие, яркие, требования высокие и ты должен сам себя стимулировать, чтобы суметь реализовать проект, часто в сложных обстоятельствах. Кстати, неверно полагать, что работа над рекламой – это легко. И в этой области тоже нужно суметь состояться.

 

Где сложнее – в рекламе или в кино?

Мне комфортнее в кино, потому что я здесь вырос. В рекламе по другому все устроено и приходится меняться. Но это изменение правильное, оно интересно. Это как в боксе: есть правша и левша. Когда переучиваешься на другую руку, находишь в этом что-то полезное.

 

У каждого профессионала есть работа, после которой его замечают. Как ты считаешь, после какой твоей работы тебя заметили и стали приглашать на такие громкие и масштабные проекты?

«Адмирал». Эта картина дала импульс и энергию для дальнейшего развития. И не только мне, а всему отечественному кинематографу. Она была первой среди больших исторических картин, со сложной постановочной частью. Мне было 26 лет, когда меня позвали. Мне дали шанс.  Тогда я ощутил эту огромную ответственность, невероятное волнение и одновременно азарт.

Уже с того проекта за тобой прикрепился ярлык, в хорошем смысле, как оператора, готового к сложным и экстремальным съемкам? Как хорошо видно из твоей фильмографии, все они снимались с сложных, порой экстремальных (или минимально комфортных) условиях.

Работая над первой картиной, мне удалось собрать правильных людей, команду, с которой мы отлично сработались. На большой картине оператор-постановщик выполняет много административных функций. Он тот самый человек, который организовывает работу всех своих служб, обеспечивает ход задачи режиссера. Меня бы никто не пригласил на кино, если бы у меня не было команды, с которой мы уже сработались – осветители, дольщики, операторы, фокусники, механики. И мы вместе растем, с каждой картиной ставим для себя все более сложные задачи.

 

У каждого оператора-постановщика своя команда? 

Да. Я больше скажу. Если у меня сейчас отобрать мою команду и дать новую, высока вероятность, что результат будет плачевный.

 

Люди из твоей команды имеют возможность еще с кем-то работать?

Возможность, конечно, имеют. Но здесь я уже заинтересован в поиске новых проектов, чтобы содержать свою команду и не отпускать ее. То есть я выступаю еще и как менеджер, иначе команда разойдется. Например, подготовка над большой картиной занимает пол-года. При этом людям, пока идет подготовка, нужно постоянно зарабатывать, кормить свои семьи. Если я не обеспечу их работой, они просто разбегутся. И вот в таких случаях на помощь приходит реклама.

 

Как ты формировал свою команду?

Это постоянный процесс. Ведь кто-то не выдерживает.

К сожалению, приходилось расставаться с важными и близкими для меня людьми. Например, после работы над «Территорией» произошли серьезные кадровые изменения в команде – с половиной пришлось расстаться по разным причинам. Но все сейчас при деле, работают над другими проектами.

 

 

Какой фильм дался тяжелее всего физически?

«Высоцкий». Самый сложный фильм. 65 съемочных дней, высокая выработка, очень быстрые перемещения на площадке, сложные обстоятельства. Сами себе изначально поставили очень высокую планку – по свету, по передвижению камеры. Нарисовали себе тот мир, который сложно воспроизвести. Мы пошли по пути высокой яркости изображения, а это требует узкого направления съемки – мои коллеги поймут, о чем я. На каждую перестановку камеры необходимо переставить свет – а это 30-40 приборов, и все это в режиме 15 минут на съемку, 15 минут на перестановку. Сложнее всего съемка была в павильоне – не было даже 5 минут выйти подышать воздухом.

 

Расскажи про «Территорию».

Снимали на пленку 35 мм. Картину готовил французский оператор Филипп, но по какой-то причине ушел с неё за две недели до съемок. Меня пригласили, и я начал работать.

Вообще он снимался комфортнее многих проектов.  Была очень длительная подготовка, хорошее финансовое и техническое обеспечение. Снимали 2 года – блок зимней Путораны, блок летнего павильона, блок летней Путораны и блок зимней Чукотки. Примерно 70 смен.

 

Фильм «Викинг», продюсеры которого обещают, что это будет событие, сейчас на стадии пост-продакшена. Расскажи о нем.

Большой проект. И для нашей операторской команды, пожалуй, самый несложный. Почему? Огромная и очень тщательная подготовка режиссером и продюсером. Они придумали фильм и заставили всех это сделать. За эти годы индустрия научилась создавать большие проекты высокой постановочной сложности. Пришли настоящие профессионалы - молодое поколение и люди с опытом. Художники, костюмеры, гримеры, строители и профессионалы из других департаментов. Благодаря этому на «Викинге» работать было интересно и просто.

 

Говоря «новые кадры», ты имеешь ввиду какие-то конкретные киношколы?

Ни одна киношкола, по-моему, этому не научит. За последние 10 лет мы сняли разные исторические картины, благодаря чему на практике научились строить в строго отведенный срок масштабные декорации, быстро одевать массовку и т.д. Все стало быстрее, мощнее, красивее!

 

На ком ответственность за организацию – директор картины, второй режиссер?

За все отвечает продюсер и режиссер. У нас все выстроено так.

 

У тебя были хорошие продюсеры.

Да, мне везет.

 

Если так важна школа жизни, нужно ли учиться в киношколе? Некоторые говорят, что сегодня это не так актуально.

Я закончил ВГИК и считаю его одной из лучших киношкол в мире. В 17 лет я попал в мир кино, каждое утро в 9 начинали показывать шедевры мирового кинематографа – на большом экране! После обеда продолжение учебы, домой попадал после 8 вечера. И такое длительное творческое погружение, во время которого тебя заставляют думать, безусловно, не проходит бесследно.

Есть сегодня какие-то альтернативы ВГИКу?

Мне хвалили современную киношколу, которая располагается на ArtPlay – «Московская школа кино». Посмотрим со временем, каких специалистов они выпустят.

 

Вернемся к «Викингу». Эпоха древняя, мало описаний дошло до наших дней. Как ты работал со светом, чтобы погрузить зрителя в атмосферу средневековья?

Это история про то, как языческий мир, благодаря усилиям одного человека - Владимира, движется к православию, к свету, и за собой ведет всю страну. Бог – это свет. Безбожие – тьма. Мы пошли по простому пути. При изображении язычества свет в кадре ограничиваем, путь к Богу – свет становится интенсивнее. В 10-м веке естественный источник света – солнце. Соответственно, при съемках на натуре света должно быть мало, небо видим, но света оно дает мало. Вот такая творческая задача породила техническое решение. Результат скоро можно будет увидеть.

 

 

Где искал референсы при подготовке к фильму?

Вообще нет четкого описания мира вещей того времени, минимум документов.

Был Ибн Фадлан, арабский путешественник и писатель 1-ой половины X века. Один из немногих, лично побывавших в Восточной Европе. Но это больше эмоциональное восприятие, описания деталей у него немного.

Еще «Повесть временных лет» и берестяные грамоты – вот  и все документы, которые сохранили воспоминания тех лет.

Ну и наш сценарий, написанный Максимовым и Кравчуком – они переработали огромное количество материала – исторического, творческого, музейного.

 

Ты фотографируешь?

Да, конечно.

Ведешь ли блоги, инстаграм?

Нет, в основном снимаю своих дочерей – у меня их трое.

 

Мы посмотрели твою короткометражную работу, где ты выступил режиссером. У тебя есть амбиции продолжить в этой роли?

Да. Я написал сценарий художественного фильма для Первого канала с рабочим названием "Каждому свое". Это семейная драма, наполненная экшеном и эмоциями.

 

Это пока задумка?

Нет, фильм уже снят, он в постпродакшене. В нем приняли участие молодые и талантливые артисты, которые, я уверен, скоро станут звездами.

 

Когда планируется премьера?

Весной 2016. Надеемся выйти на экраны количеством не менее 1000 копий и стать кино событием. Продюсер Николай Попов. Оператором выступил Максим Жуков – молодой и очень талантливый. Я на картине был исключительно режиссером.

Это же совсем другая задача – быть режиссером. Сложно было перестроиться?

Очень сложно! Я еще раз убедился, какая прекрасная профессия у оператора! Но при этом все было ново и интересно. Уже после завершения съемок «Каждому свое» приступили к производству «Викинга», и продюсеры опасались, что я буду давать советы режиссеру. Но я с удовольствием вернулся в должность оператора и у меня не было ни малейшего желания хоть как-то комментировать его работу. Я выполнял свою и просто получал от нее удовольствие.

 

Что можешь посоветовать начинающим? С чего начинать, чего не стоит бояться, как себя продвигать?

Бояться ничего не нужно. Снимать о хороших верных чувствах, создавать конфликты на экране, но не в жизни. Показывать контрасты отношений, прекрасных людей. Оператор помогает создавать мир, о котором ему рассказал режиссер – это главной, чем он занимается.

 

Сейчас много операторов, пробующих себя в качестве режиссера. При поступлении на операторский факультет, человек мечтает о режиссуре? И насколько обе профессии различаются?

Я думаю, многие мечтают. Но это абсолютно разные профессии. Режиссер – это высокоэмоциональная профессия хорошо организованного человека с большими энергозатратами. Оператор же может оставаться более эмоционально выдержанным. И для меня это, пожалуй, самая интересная профессия в мире.

Многие отмечают, что отечественная операторская школа позволяет конкурировать на мировом уровне. Что ты об этом думаешь?

Я согласен. У многих ребят огромный опыт, большое количество работ в шоуриле. На этом фоне странно видеть, скажем, оператора из Европы, у которого к 40 годам всего 10 рекламных роликов.

 

А что думаешь по поводу возможности поехать и поработать в Америке? Это же полезный обмен опытом. Что является преградой – языковой барьер, отсутствие там своей команды, что, как ты говорил, является залогом успеха?

Конечно, продолжать учиться всегда необходимо. Не важно, как много ты снял, профессия настолько сложная, что необходимо постоянно развиваться. Если говорить про Америку, то хороший пример Роман Васьянов. Он большой молодец, всегда стремился там работать и достиг этой цели. То, чего он добился - это невероятно. Не скажу, что у всех такая же цель. Например, мне очень комфортно здесь. Но в целом, Голливуд – это то место, куда мы всегда подсматриваем, что-то перенимаем и чему-то учимся.

Пять лет назад в Польше во время фестиваля мы с Васьяновым, Шинкоренко и Никитой Семеновым повстречали Януша Каминского (http://www.imdb.com/name/nm0001405/ - прим. ред.) и попросили уделить нам 5 минут. Когда он узнал, что мы из России, он провел с нами в баре целых два часа! Он был очень удивлен тому, насколько подробно мы знали его профессиональную биографию и созданные им устройства, с которыми он работал. Мы также обсудили творчество Ричардсона (http://www.imdb.com/name/nm0724744/ - прим. ред.), других современных звезд мирового уровня.  Так что мы учимся постоянно на их работах. Вот они на нас не смотрят – это я точно знаю. Но у нас есть все шансы вновь поднять уровень киноиндустрии. В Европе мы уже выглядим солиднее остальных, в мире пока нет…

У тебя есть «Золотой Орел» и «ТЭФИ». Что для тебя значат эти награды?

Значит следующее – нас заметили, мы большие молодцы и вся наша команда получила высокую оценку от коллег. И что бы там не говорили, такая оценка очень важна! 

 


Фоторафии из личного архива Игоря Гринякина - автор Евгений Гитциграт, а также Ильи Марьяхина.