Бек Хамраев, кинооператор. Интервью.

April 10, 2017

Бек, привет! Прежде всего, прими наши поздравления с наградой за лучшую операторскую работу от АПКиТ (Ассоциация продюсеров кино и телевидения - прим. ред.), которую ты недавно получил. Друзья-коллеги уже все успели поздравить?

Да, друзья и коллеги уже поздравили. Это моя вторая награда от АПКиТ. В позапрошлом году получил за первый сезон сериала "Мажор". В этом году у меня в номинации было два фильма – "Мажор-2" и "Клим". Близкие друзья даже подкалывали, что мол, дожил, сам с собой соревнуешься! (смеется).

 

Да, мы тоже обратили внимание, что на этой церемонии из трех номинантов ты был дважды представлен. Как и то, что двумя годами ранее, в этой же категории, ты также взял приз. Как объясняешь такой феномен?

Этой наградой отмечаются производители телевизионного кино. В нашем случае сработала совокупность факторов. Все мы умеем хорошо снимать, но производство кино – это система, и когда она работает, материал качественно будет отличаться. Так что моя награда – это результат работы всей команды! Это не первый мой проект, который снимаю с Питере, поэтому вся операторская группа была местной, мы с ней уже работаем много лет. Отличная команда, очень слаженно работает. 

И вот ещё эпизод. Во время работы над "Климом", исполнитель главной роли актер Константин Лавроненков задал нам с режиссером (Карен Оганесян - прим. ред.) вопрос, сколько у нас снято совместных проектов? И был сильно удивлен ответом, что мы всего две недели назад познакомились. Просто мы оказались с Кареном на одной волне. 

Нельзя не заметить, что большинство теле-проектов, в которых ты участвовал, спродюсированы компанией "Среда". Ты с ними тоже "на одной волне"?

Это такое стечение обстоятельств. Снял с ними несколько проектов, но между ними были и другие. В прошлом году, например, снял полный метр "Завтрак у папы" Марии Кравченко, а с Верой Сторожевой фильм "Сдается дом со всеми неудобствами". Еще подменял Сергея Козлова внутри полноценного проекта "Маргарита Назарова" режиссера Константина Максимова.

Как-то вокруг у многих сложилось впечататление, что я работаю только со "Средой". Конечно нет. Просто их проекты становятся более заметными. В этом, пожалуй, причина.

 

Это верно, что профессионально тебя представляет агентство, связанное с компанией "Среда"?

Это их "дочка". Работаю с ними последние пару лет. Скажем так, мы вместе учимся и развиваемся. Агентская система в России пока полноценно работает только среди актеров. Для режиссеров и операторов пока это не особо принято. Даже сейчас на вручении премии ко мне подходили продюсеры и узнавали, на эксклюзиве я с ними, можно ли со мной работать? Никакого эксклюзива нет. Я работаю с разными компаниями. 

Для меня явное преимущество работы с агентством – обсуждение ими финансовых и трудовых условий, технического райдера. Теоретически, я мог бы и сам этим заниматься, но почти всегда это отнимает много времени, портит настроение.

А к недостаткам можно отнести, как уже упомянул, что система еще недостаточно полноценно работает, как следствие агенты пока не находят много работы. Получается, что работа ко мне сама приходит, а я ее перенаправляю агенту. И так повсеместно. Продюсеры по-прежнему не звонят в агентство, а привыкли напрямую. И уже после предварительного общения обсуждение переводится на агента. 

А в целом, агенты снимают много рутинных организационных проблем, что отражается на моем настроении. А хорошее настроение на площадке напрямую влияет на результат.

В начале нулевых ты уезжал работать в Америку. Расскажи об этом своем опыте?

Это была немного странная история. Каждый раз, рассказывая её, сам удивляюсь. Был проект для американского бизнес-центра в Узбекистане. И они организовывали стажировки для работников из разных отраслей. В то время, в конце 90-х, мы с командой получили гран-при на "Киношоке" за фильм "Оратор", он объездил порядка 70 фестивалей. В результате я получил некоторую известность и меня выдвинули на стажировку по этой программе на CNN. Я тогда подрабатывал на телевидении Узбекистана и BBC. На собеседовании я отказался от предложения (вот если бы предложили пройти стажироку в кинокомпании!), чем поверг их в лёгкий шок. В результате они организовали, специально под меня, поездку по программе работы в кино. Она предполагала выбор разных профессий, с тем, чтобы полноценно окунуться в кинопроцесс. В результате я поработал и осветителем, и камерменом, даже 2-nd AD. Прочувствовал работу на разных уровнях. Были разные проекты. Тогда же мне удалось пару недель поработать с Янушем Камински в его группе.

Как ты познакомился с Янушем?

Мы встретились с ним в L.A. Film School. В рамках стажировки меня попросили прочитать лекцию. Я сам с ней определился и назвал "О влиянии западных фильмов на Узбекское кино". Он присутствовал во время лекции, и после нее предложил поработать в его группе. И, пожалуй, это был один из самых ярких моментов в моей жизни, переворот сознания. 

 

Что было после стажировки?

Вернувшись в Ташкент, первое время впал в депрессию. В плане кинопроизводства там был каменный век. 

Но ведь ты мог не возвращаться, учитывая твои новые знакомства и опыт?

У меня был очень жесткий контракт. По нему я не имел права получать деньги за работу, кроме четко прописанных суточных. Как мне вначале казалось, они были огромные – 150 долл. Но так как я с них оплачивал гостиницу, которую мне подбирали организаторы, и платил за нее 140 долл./день, от суточных оставалось всего 10 долларов. 

Ну а после была возможность вернуться и продолжить карьерный путь? Или было не так интересно?

Ну, во-первых, было страшно. Во-вторых, Москва была ближе, и я уже сотрудничал с Тимуром Бекмамбетовым – мы снимали ролики, причем он меня воспринимал на тот момент больше в качестве режиссера. Мой первый ролик "Танки грязи не боятся" для КАМАЗа – я был режиссером, а Сергей Трофимов оператором. 

Чуть позже Тимур пригласил меня оператором на полный метр (х/ф "Гладиатрикс" – прим. ред.), поэтому особо не было раздумий, пробовать ехать и покарять Америку или остаться здесь. После фильма последовало много предложений по съемкам рекламы, и я плавно перебрался в Москву.

Кстати, на том момент я также часто бывал в Лондоне, и у меня был там агент. Так вот от них было мало интересных предложений. Скажем, в Москве у меня в месяц 6 проектов, а от них поступал один, со съемками где-нибудь в Венгрии с меньшим гонораром. Я четко понимал, что у них в агентстве более 100 операторов, и у всех высочайший уровень. И мой рил значительно уступал по креативу. Здесь же было интересней, я больше получал в плане возможностей и развития. 

А почему тебя Тимур принял как режиссера?

Очень давно я снимал музыкальное видео в качестве режиссера. Этот этап давно прошел, я все-таки люблю больше порядка на площадке. А музыкальное видео – вещь эмоциональная, больше импрессионизма. В результате время от времени стал снимать рекламу, как режиссер. Так вот, с одним проектом, в качестве режиссера, приехал на Московский фестиваль рекламы и познакомился на нем с Тимуром – мы были в одной номинации. Это было в конце 90-х. Я получил второе место за рекламу страховой компании, а первое место было у Тимура за банк "Империал". К слову, в то время я даже в Канны ездил с одним из своих роликов.

Но замечу, что я никогда не рассматривал для себя режиссуру как самостоятельное направление. Всегда выступал режиссером-оператором. Это происходило из-за нехватки ресурсов и кадров на тот момент. Вынужденная мера.

То есть на сегодня режиссером на рекламе ты совсем не работаешь?

Случается редко, но когда предлагают что-то интересное. Часто ведь бывает, что в тритменте достаточно пересказать агентское видение, не более того. Мне это не интересно.

 

В каких странах за пределами РФ еще удалось поработать? Что запомнилось больше всего?

Вот недавно вернулся из Мексики – была сложная съемка. В Индии снимал – одна из самых тяжелейших, при этом интересных съемок. На том проекте в осветительской группе было 25 человек. Много снимал, даже в Афганистане. А в прошлом году предлагали полный метр из Пакистана! Боевик, звонили напрямую.

Как они тебя нашли?

Будете смеяться, через ваш сайт ReelSource! 

Ух ты!!!

Да, довольно часто из-за границы интересуются. Ну вот на прошлой неделе мне звонили из продакшна из Швеции.

Ты происходишь из творческой среды. Это как-то повлияло на тебя, твою работу? 

Не совсем верно. Мои мама и папа к кино вообще никакого отношения не имеют. Папа всю жизнь был геологом, а мама работала в сельском хозяйстве. Но вот мой дед Раззак Хамраев – Народный артист СССР. Он начинал сниматься в конце 30-х - начале 40-х годов. Один из основателей театра в Узбекистане. Мой дядя актер, тетя балерина.

Когда я был ребенком, меня однажды пригласили сниматься в кино. Набирали детей-школьников. Я и не хотел, но папа уговорил меня, ставя деда в пример. Были пробы и меня утвердили на роль. Так началась моя карьера актера, в результате которой у меня были главные роли в пяти или шести картинах. Я в процессе осознал, насколько это захватывающе и интересно. Вдобавок, можно было пропускать школу. Я сразу подружился со всей операторской группой, меня очень привлекала их техника. А еще, если я мыл полы в камервагене, мне давали целый день поработать с хлопушкой. Вот так я все детство провел в камервагене.

К 15-ти годам абсолютно понимал, что хочу стать оператором. К тому времени я почти забросил школу, все время проводил на съемках. И отец поставил передо мной выбор: если хочу оставаться актером – нужно продолжать съемки; ну а если оператором, тогда нужно взяться за учебу. Ведь я был полным троешником, пропуская уроки. В результате я завязал с актерским увлечением и засел за учебу. 

 

А твои дети уже говорят, "хочу быть как папа"? Есть влияние с твоей стороны?

Мой старший сын живет и учится в Лондоне. Сейчас ему 16, и последние года три он осознанно заявляет, что хочет стать продюсером. А младшему 2,8 и сейчас его желания меняются каждые полчаса, но он уже снялся в маленьком эпизоде в фильме "Сдается дом со всеми неудобствами". Финал фильма заканчивается его крупным планом.

Ты как-то упоминал, что очень разборчив в выборе сценария фильма. С рекламой у тебя похожий подход, или это просто сверх-короткий коммерческий проект?

Реклама – это прежде всего бизнес, коммерческий проект. При этом в ней больше возможностей с точки зрения красоты изображения, здесь над каждым кадром более трепетно работаешь. И не важно, что снимать – помидоры, пиво, людей – каждый ролик, это школа, постоянно учишься чему-то новому. Берусь с удовольствием за любую рекламу.

Сериал – это такой малобюджетный рекламный продукт. Такая своеобразная фабрика, когда за сравнительно малый бюджет нужно снимать качественно в течении длительного времени. 

С кино по-другому. Каждый новый проект требует вдохновения. Мне одно время только боевики предлагали, потом настал момент комедий. На комедию соглашаюсь, если понимаю, что в ней можно что-то реализовать изобразительно. 

 

Во всем мире отношение к сериалам меняется, топовые профессионалы больше не считают постыдным создавать их. "Табу", "Молодой папа", "Родина" – список можно продолжать. Последние годы ты много времени посвятил созданию телеконтента. Как у нас с этим обстоят дела?

Влияние телеканалов в Америке и Европе настолько усилилось, что большие режиссеры и операторы ушли на HBO, Netflix, BBC. Тот же Ридли Скотт пошел на телепроект ("Табу"). Например, я во время съемок не мог оторваться от "Однажды ночью" (The Night Of), не мог выспаться. Спал по два часа, но главное, после просмотра, сам себе говорил: "Вот это я могу сегодня попробовать снять". Во время работы над сериалом можно постоянно эксперементировать. Чего не позволительно в кино, где все более академично. И самая главная вещь, которую мне открыл Заур Болотаев – в прошлом кинооператор, сейчас продюсер: "Бек, у нас есть зритель на телевидении, в кино его нет". Если это не хит или уникальная история, никто не увидит твой фильм. Только в своем риле можно рассказать об этом проекте. Сколько людей увидело тот же "Сдается дом с неудобствами"? Интересный проект, с моей операторской точки зрения я его снимал таким академичным стилем, чуть необычном для меня. И наоборот, в рекламной манере "Завтрак у папы". Но кто их увидел? В лучшем случае окупились. А каким бы не был попсовым телесериал "Мажор-2" – его смотрят миллионы. Моя мама постоянно звонила и спрашивала у меня от имени жителей всего дома, что же будет в следующей серии. А для нас, творческих людей, благодарность и внимание зрителя – это самая большая награда! Наши сериалы сейчас развиваются чуть быстрее, чем кино, и в них есть больше места для творчества, экспериментов. 

Какие ближайшие творческие планы?

Вот сейчас освободился от длинных проектов, пока поснимаю рекламу.

 


Фотоматериал предоставлен Беком Хамраевым.