Интервью с кастинг-директором Мариной Холодновой.
October 1, 2015
Сегодня в нашем объективе основатель и генеральный директор известного на рекламном рынке актерского кастинг-агентства «First Choice» Марина Холоднова. Трудно ли быть кастинг-директором? У ответа на этот вопрос есть множество граней, которыми блистала Марина в нашем сегодняшнем интервью.
Марина, как вы пришли в бизнес, что вас к этому подтолкнуло?
Вы знаете, когда-то я работала актрисой, а потом у меня появились дети. (смеется) Одна из моих родственниц в далеком 95-м году, когда рынок рекламы только становился, работала в производстве. На тот момент, помимо всего прочего, я занималась с детьми в театре, и она привлекала меня на разного рода проекты в качестве ассистента по подбору детей. Это, можно сказать, послужило началом становления меня как кастинг-директора. И, таким образом, я потихоньку увлеклась.
Есть ли какая-то своя специфика в истории развития вашего агентства «First Choice»?
Основное, к чему я стремлюсь – это порядочность. Знаете, раньше, в дореволюционной России, было, что называется, «купеческое слово», которому верили больше всяких бумажек. Вот, наверное, я стремлюсь к таким отношениям. Мы работаем с людьми, поэтому хочется максимальной прозрачности и приятности во всех отношениях.
А история наша началась после того, как у меня появилось огромное количество работы в качестве кастинг-директора. Тогда я поняла, что либо попаду в сумасшедший дом, либо найму помощников. Ведь раньше кастинг-директор делал все: собирал фотографии, подбирал актеров, снимал видео-пробы, давал задания, делал монтаж, работал на площадке, причем одновременно на двух и более проектах. Поэтому я начала привлекать к себе менеджеров, обзвонщиков, видео-операторов, IT-специалистов. Постепенно все это разрослось, и образовалось агентство. Знаете, мне всегда было очень страшно брать еще одного человека в коллектив, потому что я не знала, чем же я ему буду платить. Но когда человек начинал работать и приносить пользу, деньги откуда-то появлялись. (смеется) Сейчас у нас работает примерно от 24 до 27 человек!
У ваших кастинг-менеджеров один функционал или они выполняют разные задачи?
Все работают в разных направлениях. Во-первых, мы создали разные отделы: отдел рекламы, отдел кино, отдел по работе с селебрити. В рекламе у нас работает больше людей – несколько кастинг-менеджеров, несколько «режоперов», ассистенты кастинга, обзвонщики и так далее. Так что штат довольно большой.
Вам, как агентству, трудно совмещать два направления одновременно - кино и рекламу, или это нормальная практика и так работают все?
Нет, так «все» не работают. В этом, пожалуй, наше отличие от многих. И это интересно! Каждый занимается своим делом, и всем от этого хорошо. (смеется)
Расскажите, чем отличаются требования к актеру для участия в рекламе от кино?
В рекламу, в основном, нужны люди с положительной энергетикой, обаятельные, естественные. И здесь совсем не обязательно актерское образование. При условии, что это роль, в которой человек не должен произносить текст. Потому что, как только актеру нужно «открыть рот», часто возникают серьезные проблемы. Все не так просто, как кажется.
В кино же просто так попасть невозможно – нужно хорошее образование. Хотя в последние наши сериалы попадали люди и без специального образования... Но в хорошее кино берут не просто с образованием, а в основном с московским – "Щукинское", ГИТИС, МХАТ – или питерским…
С провинциальным образованием тяжело попасть?
Очень. Потому что образование сильно отличается и в основном является некачественным. Но это все равно не является препятствием для студентов. Многие едут в Москву, очень много людей со «странным» образованием приходит. Гарантий у них никаких нет, но, конечно, бывают исключения.
Существует ли явная специфика и разграничения у самих кастинг-менеджеров, работающих с актерами в кино и актерами в рекламе?
Реклама – это очень быстрые сроки. Поэтому менеджеры нужны мобильные. Также нужно иметь большую наработанную базу контактов. Мы, работая в рекламе, очень часто привлекаем другие агентства – модельные, спортивные, детские. В кино работа более длительная, более подробная и вдумчивая. Хорошо выполненная работа очень зависит от опыта и знаний кастинг-менеджера, его связей с актерами. Не у всех молодых кастинг-менеджеров есть связи и хорошее знание актеров. Эта работа достаточно сложная. Ты должен как библиотекарь знать свой каталог. Когда приходишь к режиссеру, ты уже должен иметь какое-то видение и сразу предложить ему что-то навскидку, чтобы найти начальный контакт непосредственно с ним. Для кино, бывает, кастинг длится дольше двух месяцев – в зависимости от режиссера. Раньше он мог очень долго искать своего героя и не находить.
Почему вы говорите «раньше»?
Потому что сейчас все стало проще по отношению к выбору актеров на роль. И к тому же, к сожалению, не всегда выбирает режиссер. Бывает, он доволен всем актерским составом, а когда все это посылается на телеканал, продюсеры все перечеркивают и сами назначают того, кто будет сниматься. Здесь, увы, ничего не поделаешь. Но так, в основном, происходит с сериальной продукцией.
Часто поступают запросы – нужно новое, «незаезженное» лицо. Как происходит поиск новых лиц?
Честно говоря, очень сложно искать новые лица, потому что кастинги проводим не только мы, их по Москве много. И все эти люди, которых вы сейчас видели у нас в коридоре, они приходят не только к нам. Таким образом, у креатива основных рекламных агентств складывается общее впечатление, что все эти лица уже невозможно видеть, потому что они всюду ходят на кастинги. Я иногда беседую с некоторыми актерами, чтобы они не ходили везде.
Более того, когда находится новое лицо, оно очень быстро становится «старым». Потому что, если это лицо интересно, его начинают повсюду хватать, и появляется некая «мода» на актера. Это лицо «прокатывается» несколько раз, а потом становится никому не интересным. В рекламе существует большая опасность стать «замыленным» лицом. Актер не должен бросаться на все, что предлагают, а должен выбирать.
Вы упомянули моду. Насколько часто заказчики, попадая под влияние каких-то тенденций, выбирают однотипных персонажей? И приносит ли это трудности вашей работе?
Безусловно, такое явление есть, но у нас трудностей с этим не возникает. Но одна из более важных проблем – найти главного героя, чтобы он вписывался в те или иные тенденции. А еще большая проблема - понять, что это должен быть за герой. Более того, у меня была даже идея формирования «героя нашего времени». Над этим надо всегда думать – мы все время находимся в поиске главного героя, чтобы он был интересен зрителю. Проблемы у нас в стране, в основном, с мужчинами.
С внешностью, с типажом, с актерскими способностями?
Да со всем вместе. Проблема в том, что лица мужчин-актеров к 40 годам становятся, ну как бы мягче сказать? По ним видно, что их образ жизни не соответствует профессии актера. Потому что многие из них, если в свое время не становятся очень востребованными, то, как правило, ломаются. Когда мы проводим кастинг на 40-45 летних мужчин, людей приходит очень мало.
Были в вашем агентстве новые лица, которые в итоге стали знаменитостями?
Конечно. Например, была одна из звезд сериала "Интерны". Но, к большому сожалению, проблема в том, что актеру очень трудно пройти через славу. Сначала перед тобой сидит простой человек и долго убеждает тебя в том, что он никогда в жизни не заболеет звездной болезнью. Тем не менее, заболевают почти все.
В чем это выражается?
Это очень серьезная проблема. Человек начинает себя очень любить и считать, что если к нему повышенное внимание на площадке, то это внимание не потому, что он в кадре и выполняет работу, а потому что он просто самый важный. Он начинает думать, что гример, костюмер или кто бы то ни было – это люди второго сорта. Он начинает плохо разговаривать со всеми.
Это проходит?
Очень редко. Причем люди, которые действительно талантливы и интересны - они этой болезни не подвержены.
Ваша главная задача при работе с уже состоявшимися селебрити?
Одна из самых больших проблем – это представление людей о рекламе как о месте, в котором получают просто огромные деньги. Я помню, мы звонили одному известному телеведущему, которого хотели пригласить в проект. И первая сумма, которую он назвал, была 2 миллиона долларов! Люди совсем не понимают расценок! Потом мы, конечно, пообщались, объяснились и в итоге сошлись на адекватной цифре. В основном наша задача - объяснить приблизительный расклад цен. Но есть какие-то звезды, которые давно снимаются в рекламе, и они уже имеют соответствующие ставки.
Что вам, как агентству, крайне не нравится в конкурентах?
Я к конкурентам не отношусь плохо, потому что они – стимул для развития. Мы сами стараемся все время учиться, следовать новым веяниям, пересматривать какие-то свои прежние действия – это необходимо в современном мире.
Существует ли профсоюз или что-то подобное среди кастинг-агентств?
У нас есть «Гильдия актерских агентов». Но это те, которые работают с кино. Там мы вырабатываем некоторые пункты для договоров, пытаемся влиять на взаимоотношения актеров с продюсерами. Более того, мы сейчас в хороших отношениях с «Ассоциацией продюсеров кино и телевидения». Как раз там мы поднимаем все вопросы, которые необходимо поднимать в производстве. У всех есть определенные проблемы, и все вместе мы пытаемся их разрешить.
Учат ли где-нибудь в мире такой профессии как кастинг-директор?
Я не думаю, что этому учат, но у нас когда-то были курсы повышения квалификации то ли на Мосфильме, то ли при киностудии им. Горького. В частности, там было что-то похожее на обучение профессии кастинг-директора. Не знаю как за рубежом, честно, не могу сказать. Люди, которые приходят в эту профессию, обычно приходят спонтанно.
Мы говорим про кастинг-директора, а есть еще такая история как актерский агент. Мы для некоторых актеров выступаем еще и как агентство. Их немного, но они тщательно отобранные. Почему-то очень многие считают, что актерским агентом быть очень легко и любой человек, который поработал один раз на площадке – пусть даже в буфете, он считает, что может взять себе актера и работать с ним. Поэтому сейчас из ниоткуда появляется очень много странных людей, которые при первой сложности открещиваются от актера и, что называется, кидают его. Это непростой труд - нужно разбираться в законодательстве, знать юриспруденцию, уметь контактировать с продюсерами, кастинг-директорами и так далее.
В титрах к фильмам (особенно голливудским) имена кастинг-директоров часто можно увидеть на третей позиции сразу после продюсера и режиссера. Выходит, это очень важная позиция в цепочке кинопроизводства?
Вообще, да. Потому что кастинг-директор – безумно творческая работа. Если он профессионал, то ансамбль актеров в проекте будет просто блестящий! Обычно качество ансамбля хорошо видно. Либо это те самые «замыленные» лица, о которых мы говорили выше, либо что-то очень интересное и новое. Есть кастинг-директора, которые до сих пор ездят по городам, ходят в театры – их все меньше и меньше, потому что есть интернет. Сейчас, в основном, просто сообщают запрос через разные источники, и им потом уже что-то присылают на почту. Раньше кастинг-директор не мог работать на нескольких проектах, сейчас работают на 3-4 кинопроектах. Все благодаря интернету.
В странах с развитой киноиндустрией огромную популярность имеют веб-системы поиска и подбора исполнителей. Существуют ли в России аналоги?
У нас есть «Кино.Театр». Это основной ресурс. Мы им пользуемся, но единственная проблема в том, что там нет обратной связи с актерами, и потом приходится искать, как с ними связаться.
Это все бесплатно или по подписке?
Это бесплатно. Человек просто присылает свои работы, которые проходят модерацию, и потом их публикуют. Человек должен прежде где-то уже сниматься или играть, чтобы его опубликовали на этом портале.
Мы присутствовали на нескольких семинарах, посвященных проблеме, на которых постоянно говорят о необходимости создания профессиональных веб-сообществ для актеров. Но при этом никто не хочет ни за что платить, даже когда речь идет о незначительных суммах. Как вы думаете, у нас в принципе когда-нибудь изменится менталитет по отношению к этому?
Действительно, нехватка таких ресурсов есть. Я думаю, что ментальность преодолеть вполне возможно, когда люди увидят, что это работает. Сейчас очень много непонятных баз, куда нужно становиться за оплату. Но ты платишь и "хоронишь" себя там навечно. Если будут положительные отзывы, то профессионалы, естественно, пойдут. Но, учитывая опыт нашего советского прошлого, у всех есть такое иждивенческое восприятие всего – люди почему-то считают, что им кто-то должен. Мол «вот я весь перед вами – изучайте». Хотя нынешнее поколение начинает потихоньку преодолевать это.
Вообще, когда актер приходит на кастинг, то мы предупреждаем, чтобы они приходили поближе к образу, потому что ни у кого нет времени фантазировать, какой он там может быть. Если нужен типаж «ботаника», приходите поближе к нему, чтобы режиссер сказал – «о, вот его я сейчас посмотрю». А заниматься изучением деятельности конкретного актера - ни у кого нет времени. Сейчас время очень быстрых решений.
Сейчас вы только руководите или тоже принимаете участие в процессе кастинга?
Я в основном веду наблюдательную деятельность. Я слежу, соответствует ли ведомый кем-то проект нужным требованиям. Если приходят новые актеры, я советую, в какой отдел его отправить. Кастинги рекламы я просто отслеживаю, чтобы процесс шел надлежащим образом.
Ваша профессия откладывает отпечаток на повседневной жизни?
Раньше, когда я вела очень много кастингов, то у меня, когда я ехала вечером в метро, было ощущение, что я всех знаю! (смеется) Очень многих актеров я постоянно встречала в метро. За одну поездку человека 2-3 обязательно. Причем, поскольку у нас база с информацией, я обязательно знала, какой у человека рост, например. Ощущение, что я всех знаю, прямо скажем – не очень хорошее.
У вас, наверное, хорошая память на лица?
Конечно, это естественно.
А когда вы в кино ходите, вы как-то проводите анализ актеров? Это тоже часть работы, получается?
Конечно! Мы смотрим, кто как играет. В основном мы всех знаем – и это речь даже не о селебрити. Часто присматриваешься, думаешь, куда его в дальнейшем можно предложить. Даже бывает, что я дома, переключая каналы, могу зависнуть, наткнувшись на какое-то новое лицо. Потом в офисе мы это все вместе обсуждаем.
Вы позволяете себе считать ваше агентство на сегодняшний день лидером в подборе актеров?
Я бы не стала так рассуждать – мы не стремимся за лидерством, но на рынке нас хорошо знают. Этого достаточно. Нас знают не только в России, у нас много международных проектов, у нас работает много людей, хорошо знающих язык.
Какие примеры успешных международных работ можете привести?
Не знаю, можно ли назвать словом «успешные» (смеется), но проекты есть. Например, к нам обращался «20-й век Фокс» года четыре назад - нужны были русские актеры в одну из частей «Людей X». Обычно они снимают сербов, которые плохо говорят по-русски. На то есть достаточно серьезные причины – сербы все-таки лучше говорят по-английски. В этом контексте основная проблема российских актеров – почти никто не говорит по-английски, и даже если они считают, что говорят, то говорят все равно плохо. Это одна из причин, по которой нашим актерам очень трудно попасть в Голливуд.
Но какие-то актеры снимаются – Ходченкова, Хабенский…
Это скорее исключения из правил. Но вот сделать карьеру, начиная ее с фильмов на Западе, практически невозможно. Это еще такие непротоптанные тропы, которые еще топтать и топтать. Либо наши актеры будут играть проститутку в эпизоде, либо еще что-то – в общем, это несерьезная история.
Возвращаясь к «Людям Х». Там был эпизод, герои встречаются где-то в морях с русским кораблем. Нас просили найти радиста, капитана корабля и генерала. Прежде всего, искали звезд. Они все время спрашивали нас: «а это известный актер?». Просто у них в эпизодах часто снимаются звезды, причем бесплатно. Это считается престижным для звезды - подарить свою эпизодическую роль. Но у них и совершенно другие финансовые взаимоотношения. Они могут бесплатно сняться, но потом получить процент от проката. У нас актеры не получают денег за прокат.
Мы должны были срочно найти российских звезд, которые готовы были через две недели поехать на съемки. Но это оказалось не так-то просто – нужны действующий загранпаспорт и виза, свободное время и так далее. Некоторые актеры, с которыми мы встречались, думали, что мы их разыгрываем – Голливуд, «Люди Х». Те актеры, которых они хотели, были разобраны на год вперед – это первая проблема. Вторая проблема – была масса накладок со стороны создателей фильма – перенос съемочных дней, например. В итоге снимались сербы. Хотя мы предлагали хороших ребят. В этом году была похожая история. Мы тут всех перелопатили, и ничем опять не закончилось.
Как вы думаете, в обозримом будущем эта тропа на Запад будет протоптана?
Проблема в том, что наши актеры не очень понимают, что своей профессией нужно заниматься. Сначала актер учится в училище четыре года – танцует, поет, занимается фехтованием, а когда он выходит, то перестает всем этим заниматься. Тренинг должен быть постоянным, чем и занимаются западные актеры. Они все прекрасно танцуют и поют. Наши же больше любят поговорить об этом. Опять-таки язык – весь мир на нем говорит. Им надо заниматься! У нас даже была идея, которая все еще теплится. Есть актеры, которые на данный момент нигде не снимаются и не играют в театре, но хотят быть в форме. Мы хотели бы создать какое-то место, куда мог бы прийти актер – подвигаться, потанцевать. Если он хочет научиться кататься на лошади, то произвести какие-то коммуникации в этом направлении. В общем, собрать все воедино. Более того, когда мы думали над этим и уже нашли место, от актеров были только положительные отзывы. С кризисом все немного изменилось, но мы надеемся это воплотить в жизнь.
Что хорошего напоследок можете сказать о профессии кастинг-директора и о вашем агентстве?
Мы все время находимся в развитии, интересуемся всем новым, готовы к сотрудничеству! Трудностей мы не боимся. Когда мы преодолеваем конкретную сложность, то автоматически становимся людьми, которые могут работать с такого рода задачами – и это является преимуществом перед конкурентами. Я считаю, что кастинг-директор - это очень творческая профессия. Вообще думаю, что не творческих профессий не существует. С 95-го года я занимаюсь этим и мне не надоедает. Напротив, становится все интереснее и интереснее!
сентябрь, 2015
(фотографии Алексея Горшкова)