Интервью с режиссером Кириллом Кузиным.

February 15, 2016


 

Расскажи немного о себе. Как ты пришел в профессию?

Родился в 74-ом в небольшом подмосковном городе, прожил в нем до 15-ти лет. Потом уехал в спорт-интернат в Москву, играл в хоккей с мячом. Гоняли по всей стране, думал связать свою жизнь со спортом, но травма помешала и спорт пришлось оставить. В престижный вуз недобрал баллы (тогда можно было поступать сразу в несколько) и, в самом начале 90-х, чтобы сразу после школы не оказаться в строевых войсках, поступил в МИСИ (до 1993 г. Московский инженерно-строительный институт – прим. ред.) – в то время технические вузы не пользовались спросом и я туда поступил достаточно легко.

Время было странное, строитель из меня явно не получался и я пошел работать начальником отдела рекламы в компанию, которая торговала осветительными приборами.

В 96-ом году по телевизору шла реклама, где человек, похожий на Джоржа Майкла, приглашал всех в «Школу кино и рекламы Юрия Грымова». Позвонил, прошел собеседование. Конкурс был 10 человек на место. И стоило это непомерных для меня тогда денег, но успокаиваться не хотелось. Я подошел к директору, спросил, хочет ли он иметь дипломированного специалиста. Короче, учебу мне оплатили, а потом уволили с работы, так как я головой и телом оказался в учёбе. Конечно, такие фамилии – Хотиненко, Мотыль, Пааташвили, Тонино Гуэрро, – перевернули нам сознание. Но когда закончил, оказалось, что в стране еще есть режиссеры и работу найти было не просто. Так и начал работать на ТВ. Сначала был «Перехват» с Николаем Фоменко в роли ведущего. Было такое реалити-шоу с угоном автомобилей, где реальные гаишники их догоняли. Я был одним из шести режиссеров. Такого масштаба шоу до сих пор никто не сделал. Далее последовала серия телепроектов. С 2000-го было время экспериментов – снимал рекламу и музыкальное видео, и всякое, которое мне казалось интересным. В 2005-ом был мой первый сериал «Клуб». Ну а в 2006 приступил к съемкам моего первого фильма «Самый лучший фильм».

 

 

Как тебя пригласили на этот фильм?

К тому моменту уже дружили с парнями из "Камеди". Нас как раз продюсер "Клуба" и познакомил. "Камеди" тогда выступали по маленьким клубам и очень хотели развития. Ну вот и позвали меня в качестве режиссера на самый первый выпуск «Камеди клаб». Получилось так, что проект взяли на телеканал ТНТ, но по ряду причин, не связанных со мной, я не остался в проекте.

Мы оставались в отличных отношениях, я постоянно ходил на все их вечеринки и теле-шоу. А когда они собрались снимать фильм, то пригласили меня. Я не раздумывал ни секунды.

Когда мы фильм сняли и стало понятно, что у него хороший финансовый прогнозы, ТНТ купило права на прокат. По требованию прокатчика пришлось здорово перемонтировать, с чем я был совсем не согласен. Но благодаря последовавшему коммерческому успеху, меня узнали как режиссера комедийного жанра.

 

Фильм стал драйвером всей твоей будущей карьеры? И еще ты попал в тренд в то время многие стали инвестировать в съемки комедий.

Я не шел целенаправленно в кино. Если бы не серия случайностей, я бы может и до сих пор продолжал снимать рекламу и муз. видео. Это очень круто создавать малые формы. Совсем другой ритм, другой подход к креативу, к изображению. Ты не слышишь "нет" практически никогда. Хорошие идеи всегда поддерживают.

 

 

И все же ты больше снимаешь кино.

Кино, как и спорт - это лучшая профессия на свете. Это другой мир. Ты занимаешься любимым делом, а тебе за это еще и платят.

 

Режиссеру должна быть близка тема, на которую он снимает фильм?

Конечно! Мало того, он должен в ней лучше всех разбираться. Погружаться, изучать, быть подготовленным лучше всех на площадке по конкретной теме. При этом ты точно должен понимать, что это ремесло. Что у тебя нет бесконечного времени и денег на проект. Что эту сцену/кадр/фильм нужно снять сейчас и только сейчас, в максимально возможном качестве. Ну а выбор жанра комедии – это конъектура, то, что хорошо продавалось. Это не то, что я хочу сказать. То, что хочу сказать, надеюсь, еще впереди.

 

Не переживаешь, что у тебя амплуа комедийщика?

Нет. Разве мне есть о чем жалеть? Когда мы создавали первую комедию – это было реально весело. Это был первый опыт для меня, сценаристов, продюсера. На картине из опытных у нас был только оператор и художник. И это видно – у нас просто безумные декорации и супер работа оператора. Это было одно большое приключение. И успех был такой, который меня удивляет до сих пор. К стерео кино («Самый лучший фильм 3дэ») мы подходили уже с другим уровнем подготовки. Это была настоящая лабораторная работа. Такого до этого никто не делал. И проезд-пародия на «Черную молнию» оказался круче, чем в оригинале в фильме Тимура (Бекмамбетова)! Ребята, которые работали над обоими фильмами, мне в этом признавались.

Вообще, пародировать нужно уметь. Только кажется, что рассмешить легко. На каждом ТВ-канале есть юмористическая программа, а смешного единицы. Юмор не может быть вчерашним. Чем быстрее и точнее у тебя реакция на события – тем смешнее зрителю. Угадал, опередил – и ты на коне. Ну и расчет, конечно, очень важен. Не успел – значит опоздал. Вдобавок, комедия – это настроение. Когда создаешь – кажется смешно, а назавтра проснулся утром, что-то не так пошло, и уже не цепляют эти шутки. На бумаге читаешь – смешно, а когда актер начинает играть – все не совсем так, не получается. Начинаешь разбираться, видишь, что актер пытается придумать себе оправдание, почему он сейчас здесь, а не Гамлета играет. Вообще, нельзя бояться быть смешным. Это твоя личная свобода, а когда этого нет, значит ты сидишь сам на своих же яйцах.

 

 

Такое часто случается?

Артист – очень тонкое существо, и я его за это бесконечно люблю. Особенно, воспитанный в наших театральных вузах. Он очень тяжело заставляет себя быть смешным. Постоянно старается искать там, где должно быть просто. Это хорошо, это держит режиссера в тонусе. (смеется) Собственно, поэтому, в какой-то момент парни из КВНа стали пользоваться такой популярностью. Им пофиг, они ничего не боятся. Сейчас, когда у них у всех многомилионные эксклюзивы с каналами, они уже какие-то вещи могут себе позволить не делать, но по-прежнему не боятся показать, что у них кривые ноги, пузо или забавное бельё. С артистом академического образования ты будешь договариваться 40 минут, прежде чем что-то заставить его сыграть смешное. Или объяснить, почему у него на спине должен быть прыщ. В фильме «Залетчики» я целую неделю уговаривал актера, который должен был надеть костюм «жопы». Но как только он на себя его надел, то сразу все наладилось. Он был блистателен в нём. Он сразу начал импровизировать, смеяться, играть и взаимодействовать. Столько придумал всего, что иногда даже приходилось его останавливать.

 

Как «усмешнить» сценарий?

Не стану выделять свой любимый прием. Смотря за счет чего ты хочешь «усмешнить». Сквозной персонаж, искрометный второй план, шутка про физиологию или жесткое словечко. Все это используется по надобности. Есть инструменты, значит нужно ими пользоваться. Открутить гайку – берешь ключ, забить гвоздь – молоток. Но рассчитывать надо всё очень серьезно.

Лучше всего всё отрепетировать, проговорить. Но артисты наши сильно заняты и выходит это не всегда. Поэтому, чтобы подстраховаться, сценарий комедийный пишется чуть длиннее. Чаще всего комедийный сценарий – 135 минут, от которого остается 90, потому что половина шуток убирается или в момент репетиций, или во время постпродакшена.

Ну и есть обязательный набор. Когда вы говорите шутку, обязательно должен быть крупный план, тогда она точнее будет сыграна. Когда шутки становятся короче, они должны идти чаще.

 

Что можешь сказать про цензуру?

С цензурой дальше будет только хуже, так как выпускаются все более абсурдные законы с подачи Минкульта, которые убивают свободу в кино. Сатиры совсем не осталось. Такое впечатление, что скоро будут звучать только «тёщины» шутки. Например, в литературе мат присутствует, но в кино нельзя. А если используешь мат, то ставят 18+ и отрезаешь авторам очень многое – кому-то деньги, кому-то славу и так далее.

Но несмотря на все финансовые трудности и цензуру, кино не снимают меньше. Сценарии появляются гораздо интереснее, чем десять лет назад.

История же с комедиями в нашей стране сегодня не очень утешительная. Если говорить о комедийной конъектуре, то сегодня мир становится все более радикальным. Все начинают делиться на два лагеря, серое пропадает, у каждого есть свое белое и свое черное. Все смеются над разными вещами. Иногда мне кажется, что вот она – шутка. Сейчас просто разорвет и пойдет в народ, а в зрительном зале молчание. Ты над ней трудился, она 50 тысяч в производстве стоит – но ни один человек не посмеялся…

Делать комедии по типу американского или европейского кино нам совершенно нет смысла, потому что у нас другой юмор – на другом основывается и из другого берется.

 

 

С чувством юмора нужно родиться, чтобы снимать комедии?

Да. Мне это досталось от моих родителей. В школе постоянно играл в КВН – сочиняли,  репетировали. Спортивная юность проходила преимущественно в мужском коллективе – а там без шуток вообще нельзя!

Ну и постоянное общение с «Камеди» не проходит бесследно – это самые веселые парни в стране, которые очень хорошо разбираются в юморе. Они уже на протяжении 12-ти лет веселят страну и делают это лучше других.

 

После этого твоего комментария прямо вот слышу: «Вот такие как он и навредили жанру комедии своим «подмосковным и далее» юмором».

Я отвечу им: «Где вы, новые Гайдаи? Почему ничего не пишите до сих пор? Где этот снобский английский юмор, где "Monty Python"? Или, может, он просто не так уж и смешит?»

 

А какой твой юмор?

Я, условно, разделяю юмор на старый и новый. Старый, в котором писали последние 40 лет – вышел из сатиры, из КСП, из серьезной литературы. Но только вот серьезной литературы в нем не осталось. Сплошная буффонада и мимикрия. А еще заигрывание со зрителем. Смотрите, как я смешно показал.

А новый стиль, с которым работают вот эти «молодые львы» – он смешной, благодаря своей бесшабашности. Вот он – мой.

 

Твое отношение к критике?

Очень спокойное. Не трогает. Расстраивает, когда зрителя нет в зале. Очень. И, к сожалению, это не всегда из-за качества или некачества картины. Ошибки в промоушене, простая нехватка денег на него и т.д. Это то, что, в принципе, останавливает развитие кино в стране.

 

 

Расскажи о работе над Лондонградом.

Мне в этом сериале было проще всего, потому что я зашел в него со второго сезона. Правда, мы много поменяли относительно первого. Увеличили количество событий в единицу времени. Усложнили кейсы. Вспомнили много из реальных событий, взяли неизвестные доселе у нас факты. Нам даже пришлось поменять сценарную группу. Не успевали они за нашим потоком. Нашли двух фанатичек – одна из Израиля, другая из Киева, – и весь второй сезон был написан ими за два месяца. За два месяца создали 12 серий – это и сейчас звучит как бред, но мы сделали это.

Мне кажется, успех сериала в том, что мы старались продумывать события наперед. В 10-й серии у нас пытаются отобрать Чемпионат мира по футболу, и мы придумывали, как должны развиваться события. Ты, автор, должен примерно угадывать, что будет происходить через год, и сделать все на шаг вперед. Следишь за экономическим прогнозом, за событиями, которые могут происходить. Выстреливаешь туда, сажаешь героя в новую модель автомобиля, одеваешь в немного другую одежду. Только так можно опередить время.

 

Что нужно, чтобы снимать финансово-успешные фильмы?

Их нужно продумывать и выстраивать как бизнес. Всем вместе. Сначала сценарист и продюсер. Один должен точно понимать, что он будет продавать, а второй должен с математической точностью исполнить, оставив место художественности. Каждый фильм должен быть событием. Как премия Оскар. Его должны ждать еще до выхода. А дальше режиссер с командой должны только разукрашивать, не нарушая основную концепцию, которая призвана продавать.

 

И ты в своей работе тоже ориентируешься на целевую аудиторию?

Наверное, бывают темы, которые интересны всем. Но сценарий определенно нужно раскладывать по целевой аудитории. Когда мы снимали «Залетчиков», где персонажи много курят (я имею ввиду не сигареты), то и на целевую аудиторию рассчитывали такую же. Но такие ребята обычно не ходят в кинотеатры, они всё качают с торрентов. У нас этот фильм выйти не смог нормально. Во-первых, сначала вышел закон о запрещении показа всего того, чем наполнен мой фильм с экрана. Ну и, во-вторых, продюсерские ошибки, они были губительными. Но со скачиванием проблем не было – их было тысячи и тысячи. И качают до сих пор. Сегодня прокатчики рассказывают, что в кино ходят тридцатилетние. И сценарии все пишутся под них. Например, «Исчезнувшая» Финчера. Ни один 18-летний никогда не сможет его понять. Это фильм для 30-летних. Только они могут прочувствовать всю глубину и находки этого фильма. Поэтому кино нужно снимать только для целевой аудитории. Фильмы для всех – таких уже не бывает сейчас.

 

 

Как ты работаешь со сценаристом на одной площадке?

Смогу ли я ужиться со сценаристом на одной площадке, зависит от того, насколько полюбил его сценарий, а не захотел его отхлестать этим сценарием. Если он поправит диалог на площадке и придумает новый именно тогда, когда нужно, то он попросту необходим. Мы с Харламовым придумывали на площадке еще половину к тому, что было написано. Усмешняли. Было весело, и мы были одним целым авторским коллективом. А когда сценарист начинает «мизансценировать», подсказывать актёрам (да, такое тоже бывает), хочется задать вопрос, почему он сам не реализовывает написанное?

 

По-твоему, режиссер самый главный в кинопроцессе?

А вот дальше начинается самое главное – знание профессии и ощущение ответственности.  Это же большая ответственность – взять, потратить чужие деньги и при этом остаться в штанах. Ты должен быть настолько вменяем, чтобы никто хотя бы не обанкротился. В планетарном масштабе ты можешь взять 80 миллионов долларов, сделать гениальное произведение и провалиться в прокате – как, например, Альфонсо Куарон и его «Дитя человеческое». При этом фильм гениален и менее знаковым не стал. Он, конечно, свое добрал потом. А если ты не Куарон, что ты скажешь инвесторам? Они что скажут? Разве они потом захотят такой бизнес?

Поэтому самое главное – вменяемость, в том числе режиссера, продюсера и сценариста, которые с тобой в проекте.

 

Над чем сейчас работаешь?

Сейчас в пре-продакшене два мини-телесериала, не комедии.

И еще есть одна приключенческая комедия, которую сделаем с моими друзьями. Но это скорее всего будет на следующий год. Ну и клипы, рекламы.  

 

 

Твой совет начинающим?

Думайте, творите. Начинайте, как будто нет никаких рамок, но потом остановитесь и всё пересчитайте!

 


 

Фоторафии из личного архива Кирилла Кузина