Владимир Кочетков, фотограф. Интервью.

September 7, 2020

 

Володя, привет. Перед интервью ты упомянул, что в далеком прошлом был программистом? Как это занятие перешло в фотографию?

О, да! В дипломе так и написано: “Инженер-программист. Кафедра кибернетики. Факультет «Прикладная математика»”. Это была большая часть моей жизни. Очень часто появляется ощущение, что те шесть лет учебы и четырнадцать лет работы я потратил за зря. Но как только такие мысли возникают – мое прошлое сразу напоминает о себе, помогая во многих областях жизни.

Во время учебы нас учили думать аналитически, когда многие задачи решались еще до самого процесса реализации, в голове, а уже после переносились на бумагу или в программный код. И такой подход очень хорошо помогает, как в фотографии, так и в организации проектов, в ретуши, да и в целом по жизни.

 

 

То есть ты вот так в один момент сменил одну профессию на другую?

К сожалению, нет. Все упиралось в ресурсы. И программирование позволяло нарастить “мясо” для профессиональной фотографии. Не помню даже, было ли у меня отношение к  фотографии как к хобби, но первый коммерческий заказ я получил в 2003-м году. И где-то до 2010-го года совмещал эти занятия. Сейчас вспоминаю тот период и понимаю, что было достаточно сложно и рискованно, но фотография манила, и процесс «переобувки» получился плавным и интересным.

 

 

В программировании у тебя высшее образование. А фотографии где-то учился?

Закончил “Академию фотографии” в 2006-м году. Посмотрел, кто из успешных фотографов где учился, и пошел в Академию. По окончанию предложили преподавать там же, чем я с удовольствием занимался в течении четырех с лишним лет.

А сегодня наблюдаю за процессами в обучении со стороны, и не только в области фотографии. И, к моему сожалению, очень многие учат инструментам, но не учат видению, ощущениям, не настраивают на определенную волну. А без этого мало того, что у ребят не получается «говорить корректно», так они и мир исследуют в очень строгих рамках. Посидишь на мастер-классе и понимаешь, что никто секретами не делится, дают общие выжимки, а ключик от ларца держат при себе. И я их понимаю, сам редко делюсь, но вот цельная картинка по рынку не радует. Практически от всех работ послевкусие одинаковое.

Много об этом думаю. Мечтаю, конечно, чтобы среда наша выстроилась в надежную систему, когда все бы дополняли друг друга, учились у друг друга и двигали механизм вперед. И это относится не только к фотографам, а ко всем участникам. Универсального решения пока не нашел.

 

 

 

А чем твой подход в фотографии “корректен”?

А я пока не знаю, правильный ли он. (смеется) Но есть несколько пунктов, из которых этот подход складывается.

До последнего времени я не занимался творчеством. Сама работа была творчеством. Творчеством, ограниченным рамками проекта. Бывали клиенты, с которыми я зависал на год-два. Большие сложные проекты, угол зрения сужался, при этом страдали смежные области. На мой взгляд, это неправильный подход. Сейчас исследую, экспериментирую с новым – в портретах, в предметке. За последние пять лет добавил себе новую область в портфолио – интерьеры, и вместе с журнальными публикациями добавились крупные проекты, как, например, для Леруа Мерлен.

В свое время, еще в начале 2000-х, удалось поработать в таких направлениях, как репортажи, свадьбы. В целом, оказалась не моя область, но в голове отложился огромный пласт информации о том, как происходит взаимодействие между людьми, из каких элементов собирается живая история, а эти знания, в свою очередь, помогли сформировать подходы для коммерческой фотографии. И это очень помогает в lifestyle-съемках или в съемках детей, когда сама организация процесса – это внутренняя сфера, а создание нужной атмосферы на площадке – это более широкая, внешняя сфера, от организации которой  зависит и результат на фотографиях. Вся эта атмосфера читается в глазах, в движениях, чувствуется жизнь в кадре.

Еще один мой супер инструмент – это ретушь. Уже и не помню, как долго занимаюсь этим. Пожалуй больше, чем фотографией. Знаю, как мне кажется, почти все, но, что меня радует, постоянно нахожу что-то новое! Слышал, что для некоторых клиентов это огромный плюс – вот эта универсальность у фотографа. Это и правда полезно, когда фотограф знает, как отснять материал для композа, что можно сделать на посте, а что будет стоить огромных денег; какие решения в ретуши сейчас на волне, чтобы результат работы получался качественно и современно. А вкупе с большими знаниями в фото-,  свето-оборудовании и опытом продюсирования съемок получается универсальный специалист.

Всвязи с этим я вспоминаю давно сказанную фразу моей знакомой, известного визажиста, что важно быть профессионалом в своем направлении, не распыляться на разные области. Я тогда решил, что это не мой вариант. Но сегодня понимаю, что с текущим темпом жизни, вариант универсальности не оптимален. Знания в смежных областях конечно важны, но важнее найти баланс между основной деятельностью и второстепенными. Поэтому оборудование, ретушь, организацию съемок, в большей степени, стараюсь отдавать другим специалистам. А у меня есть возможность оценить их и довериться их профессионализму. 

 

На ReelSource у тебя представлено очень разностороннее портфолио, начиная от предметов в обтравку до групповых портретов в декорациях.  Откуда берутся заказы?

Большинство заказов приходят через продакшены. Но есть немало и напрямую от клиентов. Меня часто спрашивают, откуда я беру заказы. Наверное, срабатывает какое-то сарафанное радио, ну и мое имя, которое на слуху. Пытаюсь держать свое портфолио актуальным и на сайте и в социальных сетях, и на ReelSource, естественно. 

Очень много времени уходит на тендеры, просчеты смет, написание тритментов. У некоторых фотографов, знаю, есть свои агенты, которые помогают в подобных моментах. Несколько лет назад я присоединился к фото-агентству, но пока не все проекты проходят через них.

Кстати, замечал, что иногда работать напрямую с клиентом удобнее: многие организационные моменты решаются быстрее, больше полезной информации доходит до клиента. Бывали случаи, когда после долгих просчетов и переговоров, уже на съемке, узнавал, что клиент долго не решался со мной работать, объясняя, что я “дорогой фотограф”. А при прямом контакте с клиентом эти вопросы решались.

Последнее время замечаю, что начали появляться небольшие продакшены, и, по моим ощущениям, они работают быстрее, контакт с клиентом через них более тесный. Многие моменты так же решаются быстрее. Но это всё, конечно, зависит от масштаба проектов. 

По некоторым тендерам искренне сожалею, что не выиграл, настолько интересные бывают задачи. У нас, к сожалению, часто выбирают по портфолио. И если у тебя среди работ нет, допустим, автомобилей, то и не выберут, хотя я снимал куда более сложные сюжеты и по портфолио видно, что опыт огромный. Кстати, не так давно поснимал автомобили. Доверились мне, и получилось красиво!

 

 

Можно сказать, это был новый опыт. Возникли какие-либо непредвиденные сложности в съемке автомобилей?

В принципе, нет. Все решаемо. Масштабы были крупнее. Но зная, что должно быть на выходе, остальное лишь вопрос организации. А вот что пока плохо решаемо – это мои переживания перед съемкой, иногда бывает сложно уснуть. Бывает, снимаю в голове за день-два до съемки, прохожусь по всем нюансам. Такой вот увлекательный процесс!

Но некоторые моменты не всегда удается спрогнозировать. Помню, был проект, мы снимали фигуру из бокалов с соком, на один кадр ушло десять часов – у клиента разные отделы не могли договориться. И это не предел! У другого клиента сервированный стол с посудой снимали шестнадцать часов по той же причине. Благо иногда получается влезть в переговоры и убедить, чем тот или иной вариант выигрышнее. 

Еще один минус в работе в крупном проекте, когда на всей цепочке коммуникации между мной и клиентом теряется обратная связь, когда сложно получить критику или комментарии. Стараюсь по закрытию проекта всегда прояснять эти моменты.

Ну, а в остальном перфекционизм помогает. Раньше он немного затягивал процесс, сейчас все идет плавно. 

 

 

Какие планы на ближайшее будущее? Внес ли карантин свои корректировки?

Как-то я его и не прочувствовал. Естественно, были какие-то ограничения, скорректировал определенный жизненный ритм, но, вместе с тем, появилась возможность посмотреть на свою жизнь со стороны.

Ну да, заказов в эти месяцы стало меньше. Клиенты сильно ужались по бюджетам. Но я думаю, это скоро исправится. 

Зато удалось побыть фотографом в 3D-пространстве. На проекте надо было под рендер выстроить композицию и световую схему. Крайне интересно, особенно пригодился опыт в понимании взаимодействия света с материалами. Корректировал их на лету. Очень порадовали и современные способы отрисовки. «Физически-корректные», как их называют. Получились фотографического качества картинки. 3D – это мое старое увлечение, но времени на него не хватало. А тут, на самоизоляции, прошел курс. Технический прогресс в этой области радует.

А ещё, наконец-то, удалось приступить к своему личному проекту. Давно думал над серией фотографий с текстурами под двухметровые отпечатки. Помню, мой первый цифровой аппарат давал изображение в 6 мегапикселей, а тут гигантское изображений в 150 мегапикселей с невероятными цветами и детализацией. Начало проекта получилось отличным!

А в целом, воспринимаю все текущие сложности как возможность сделать шаг на следующую ступеньку вверх. И всем нам желаю сделать этот шаг как можно легче и увереннее!

 

 

 


 

(с) ReelSource, сентябрь 2020

Фотоматериал предоставлен Владимиром Кочетковым.