ИЛЬЯ ЛЯМШЕВ. РЕЖИССЕР МОНТАЖА. ИНТЕРВЬЮ.

December 10, 2019


 

Илья, привет! Режиссеры-постановщики, с которыми ты работаешь, говоря о тебе как о профессионале, отзываются исключительно положительно. Как давно ты в профессии и с чего все началось? 

Профессионально занимаюсь монтажом, то есть зарабатываю этим деньги, с 2006 года. Но всё началось как увлечение еще в 2001. Окончив музыкальную школу, у меня появилось хобби – писать электронную музыку, и в один момент мне захотелось это как-то визуализировать. Купил Adobe Premiere и, разобравшись с его основами, сложил из разных кинофрагментов свою первую историю.

В студенческие времена я работал на съемочных площадках в разных амплуа: от администратора до ассистента режиссера. Однажды мне поручили внести правки в монтаж для видеоклипа, и я почувствовал, что это моё.

 

Сколько времени нужно, чтобы посмотреть весь твой шоурил?

Много, нужно запастись терпением и потратить на это все новогодние каникулы! (смеется) На ReelSource я выкладываю избранные работы, одобренные режиссером или клиентом. Они мне очень нравятся как результат совместного творчества. Но огромное количество материала остается в виде версий, где я экспериментирую с разными эффектами, нестандартными склейками. На радио это называется "неформат".

 

Твоя профессия требует умения рассказывать историю посредством чередования изображений. Что именно тебе приходится делать? Как строится твой рабочий процесс?

Рассказать истории – не такая и простая задача, как может показаться. Сначала необходимо отсмотреть весь материал несколько раз. Далее, с учетом сценария и раскадровки, материал отбирается на хорошие дубли и фазы, раскладывается по сюжету и собирается в общую картину. Параллельно происходит осмысление, поиск творческих идей. Как правило, монтажных решений в раскадровках и в сценариях нет, и в беседе с режиссером я понимаю желаемое направление и развиваю историю с помощью монтажа. Вот, на примере клипа Павла Воли и Город 312  я применил смелый прием – смена крупного плана на крупный, общего на общий. Считается, это не совсем по правилам и канонам монтажа, но в данном ролике этот способ помог лучше показать героев и внятно рассказать общую историю.

 

«Монтажный» слух – это приобретенное знание, наработанный навык, или природный дар?

Думаю, все сразу. Безусловно, чувство прекрасного есть у нас с рождения, но ему необходимо непрерывное развитие. Этому способствует приобщение к разным видам искусства – музыка, живопись, литература, кинематограф. Также необходимо знать историю и одновременно оставаться в контексте с современным миром.

 

Проведи различие между профессиями режиссёра монтажа и монтажёра?

Я даже слышал версию "монтажник"! (смеется)

Мне кажется, это деликатный вопрос, если не вдаваться в технические подробности и в размер «ножниц». И тот, и другой – это специалист, который работает с аудио-видео контентом, выбирает и собирает из большого информационного массива подходящие фрагменты и совмещает их таким образом, чтобы реализовать режиссерскую задумку. Разница, на мой взгляд, лишь в степени ответственности и допустимой свободе действий по отношению к монтажу – либо ты больше выполняешь четкие монтажные задачи режиссера, либо ты сам ищешь путь для развития истории. Вот режиссер монтажа может, к примеру, взять на себя смелость и ответственность доработать историю, чтобы она сильнее прозвучала, поменять кадры местами, а иногда даже и отказаться от каких-нибудь кадров, которые ухудшают рассказ.

 

Для работы режиссером монтажа так ли необходимо профильное образование? 

Как сказал мой хороший друг, работающий осветителем: "Учение – свет, а не учение – звук!" Я учился и учусь сейчас – экспериментирую и пробую новые монтажные решения. В свободное время изучаю композинг.

 

Пост-продакшн включает много департаментов, один из которых монтаж. Кроме монтажа, тебе приходится выполнять другие работы? 

О, да! Сейчас режиссер монтажа должен быть и немного колористом, и немного звукорежиссером, и немного специалистом по графике. Почти во всех роликах присутствуют эффекты наложения, где дополнительными слоями что-то притречивается, что-то прокеивается или происходит наложение маски – многослойность уже давно норма. Более того, в клипах часто возникает необходимость делать бьюти. Конечно же, это сфера деятельности отдельных специалистов, но иногда приходится делать это самому. Хорошо, что я в этом разбираюсь. Иногда на площадке режиссер или оператор могут попросить сделать легкую цветокоррекцию, а это лучше делать с исходником и сразу в Davinci. Или, например, протестировать исходник на предмет кеинга. Сейчас пост-продакшен, представленный разными департаментами – звук, цвет, графика, – так или иначе проходит через режиссера монтажа.

 

Какие программы используешь? 

На данный момент остановился на Adobe Premiere для монтажа, After Effects для композинга, DaVinci для цветокоррекции.

Работаешь на Avid?

Все перечисленные программы заточены под конкретные задачи. Avid используют для массивных проектов – кино, сериалов, телепередач. Он удобен, когда несколько специалистов одновременно могут работать над одним проектом. Для этого нужны мощности и определенная программная структура. Его любят кинокомпании. Но он не очень удобен для коротких форм – музыкальных клипов, рекламы. А так как я преимущественно занимаюсь короткой формой – Premiere в фаворите. Я не стал тратить время на изучение Avid, вместо этого изучил After Effects, что для меня важнее и полезнее.

 

Работаешь с каким-то постоянным определенным пулом режиссеров? Как происходит знакомство и контакт с новыми режиссерами и продакшенами?

Работаю с разными режиссерами и продакшенами. Со многими сложились длительные успешные творческие отношения.

Также с удовольствием погружаюсь в новые проекты и знакомства!

 

Насколько сильно расписан твой рабочий график?

Как правило, он довольно плотный. Лучше, когда о проекте предупреждают заранее, тогда возможно составить тайминг работ продуктивнее для всех и сдать супер-красивый ролик клиенту вовремя.

 

Кстати, оплата происходит по часам, по дням, или же за готовый ролик? И в целом, ты дорогой специалист?

Оплата, как и у всех режиссеров монтажа в Москве: реклама по часам, клипы – за проект. При этом есть понятие стандартного клипа. Ну, скажем, на выходе до 4-х минут. Бывает, что заказчик хочет добавить к хронометражу песни вступление на три минуты и финал еще три минуты. Итого на выходе уже 10 минут. Надо понимать, что это уже другой объем работы и другая стоимость соответственно. Еще срочность учитывается. А вообще, конечная стоимость варьируется. Я не ставлю в приоритет сорвать куш. Мне интересен сам проект, в первую очередь.

 

В чем, по-твоему, твой вклад в любом проекте? Ты можешь влиять на конечный результат? Есть ли в работах место твоему личному художественному высказыванию?

Мой вклад – это мой монтаж. Я стараюсь вложить все решения в свою версию монтажа, чтобы в дальнейшем было удобно развивать историю и был понятен сюжет. А далее из этой версии вместе с режиссером мы создаем общее произведение. В основном это касается клипов – в них есть место творчеству, в отличие от рекламы, где, по очевидным причинам, все строго и в соответствии. У брендов свои четкие требования и задачи.

Еще моя задача – правильно и точно донести важные монтажные решения до специалистов смежных департаментов, которые перехватят эстафету постпродакшна – это звук, колористика, графика.

 

Были предложения со стороны кино?

Мне было бы интересно попробовать себя в кино, изучить этот новый для меня мир и привнести в него частичку себя, причем как на съемочной площадке, так и непосредственно на монтаже в период постпродакшна.

 

Создание трейлеров к фильмам требует определенного взгляда на монтаж?

Трейлер – это самостоятельный и очень важный для фильма продукт, который требует написание собственного сценария, правильного монтажа и озвучки. В Голливуде есть компании, которые специализируются только на их создании. От трейлера зависит судьба фильма в целом. И с этим нужно быть аккуратным. Это не просто нарезка из сцен.

Кстати, когда я иду на фильм, стараюсь избегать просмотра трейлеров наравне с чтением отзывов и комментариев. Трейлер – не кино, которое он представляет, поэтому я иду на фильм неподготовленным. А уже после с интересом посмотрю трейлер и прочту рецензии.

Я работал несколько раз над трейлерами и ощутил, насколько это ответственно и трудоемко. Это продукт, который, повторюсь, отвечает за успех фильма, а также за все затраты и бюджет.

 

Во время просмотра фильма, тебе удается воспринимать его на уровне зрителя, отключиться и не анализировать то, какие приемы и эффекты использовались при его создании?

Если профессионалу удается во время просмотра фильма стать зрителем, погрузиться в историю и не анализировать – значит фильм сделан по-настоящему, на высоте! А вот уже после нужно пересматривать этот фильм с пристрастием и анализировать, как удалось этого достичь.

 

Какое отношение у тебя к мультипликации?

Думаю, этим занимаются какие-то сверх-люди! Аналоговая мультипликация вызывает только восхищение. Посмотрите советские сказки с использованием комбинированной съемки или пластилиновую и кукольную мультипликацию. Это очень трудоемко.

 

Справедливо общее мнение, что хорошему режиссеру нужно знать азы монтажа и уметь самому монтировать. И этот навык часто является первым шагом режиссеров монтажа на пути к режиссуре. У тебя есть желание пробовать себя в качестве режиссера-постановщика? 

Однажды мне предложили снять музыкальный клип. Я придумал историю, чтобы она раскрыла суть песни, но при этом нужно было и в бюджет попасть. Это был мой первый опыт в качестве режиссера-постановщика и, признаюсь, мне очень понравилось. Я впервые сам создавал материал с нуля, смог привнести свои идеи на этапе пре-продакшена. Это существенное отличие от монтажа, когда приходится работать с уже отснятым материалом.

Также у меня есть опыт съемок рекламы. Мне очень нравится динамика в монтаже. Наверное, поэтому меня позвали на рекламу моторного масла, где главным героем был спортивный автомобиль, который мчится. В силу бюджета сюжет был не сложный, а всю экшн-историю снимали со штатива. Мне нравится, что ролик получился драйвовым.

 

Впереди зимние праздники. Какие фильмы-премьеры ожидаешь? 

Зависит от того, как сложится рабочий график. Всегда хочется устроить себе кино-каникулы и максимально посмотреть все, что будет выходить.

 

Твои пожелания коллегам в канун Нового года?

Всем желаю новых интересных проектов, достижений, творческих знакомств. Продуктивного, дружного Нового года!

 

 


(с) ReelSource декабрь, 2019

Фотоматериал предоставил Илья Лямшев.