Мария Полос: Как архитектура, свет и 20-метровая вышка создают киноязык

March 7, 2025

Мария Полос — оператор-постановщик, чей путь из провинциальной Костромы в лонг-лист премии «НИКА» напоминает сценарий вдохновляющей драмы.

Мечты об архитектуре в прошлом, съемки на пленку, работа со светом как старт карьеры и долгий путь к дебюту — мы поговорили с Марией о том, как она создает визуальные истории, которые цепляют зрителя за живое.


 

От архитектуры к кино: как чертежи стали кадрами.

Вы выросли в семье архитекторов. Как это повлияло на ваше визуальное восприятие? Переносите ли вы архитектурное мышление в кино?

Папины чертежи, детские книги с шикарными иллюстрациями и альбомы с репродукциями стали моими первыми «учебниками» композиции. Одно время я тоже мечтала стать архитектором, но позже увлеклась фотографией. Тем не менее, занятия в художке с ранних лет научили меня понимать структуру изображения, дали базу по истории искусства, развили пространственное мышление. А еще я очень любила читать и визуализировать прочитанное, буквально представляя в голове отдельные сцены.

 

Уроки мастера: пленка, ответственность и цифровая эра.

Вы учились у Дмитрия Долинина, легенды советской операторской школы. Что из его принципов остается с вами?

Мой курс был одним из последних, где и учебные фотографии на первых курсах, и этюды освещения на старших курсах снимали на пленку, а на экзаменах мы прикладывали негативы к своим работам. Дмитрий Алексеевич и другие мастера передали нам, прежде всего, ответственное отношение к материалу, потому что в пленочные времена у оператора практически не было права на ошибку. Эта внутренняя дисциплина, внимание к кадру и осмысленность в работе остаются со мной и сейчас, в цифровую эпоху.

 

Свет как язык: от осветителя к авторскому почерку.

Вы начинали как осветитель. Как это повлияло на ваш стиль? Должен ли оператор глубоко разбираться в свете?

Для меня работа со светом стала точкой входа в профессию, что не совсем характерно. Хотя мне очень нравилось этим заниматься, и я думаю, что сейчас, когда появляется все больше компактных легких решений, будет появляться и больше женщин в цеху осветителей. Для себя я почерпнула из этого опыта самое главное — понимание, как вообще свет работает, как можно расставлять с его помощью акценты в кадре и создавать нужное настроение в сцене, как находить нестандартные решения, например, в условиях малобюджетных историй. Для своих проектов всегда сама накидываю основные идеи по свету и список приборов.

 

Экстрим и эмоции: как снять прыжок с 20 метров и не потерять суть.

Ваш дебютный полный метр «В потоке трех стихий» частично снимался в достаточно экстремальных условиях. Как готовились к такому вызову?

Когда я присоединилась к проекту, оставалось меньше двух месяцев до мотора, причем значительная часть истории снималась в экспедиции. Были ограничения по бюджету, сложности планирования, но нам удалось работать продуктивно и строго в тайминге. Прыжки в воду — это сложнейший вид спорта, но очень эффектный, и важно было передать его красоту на экране. Помогло то, что режиссер Ира Гобозашвили была очень погружена в тему, но при этом дала мне полную свободу в визуальном решении. Я тщательно разработала экспликацию и “закрепила” определенные операторские приемы для каждого героя — такие как световое решение или движение камеры, а также дала установки художникам. В дальнейшем при планировании и съемке различных сцен смешивала эти приемы, это очень помогало. Одним из самых захватывающих моментов был подъем на 20-ти метровую вышку по скале над морем с камерой и съемка нескольких важных кадров оттуда. Как сказал об этом исполнитель главной роли Александр Головин: “Маша — это бесстрашный человек, который думает только о профессии”.

 

Док vs игровик: где граница между правдой и образом.

В проекте «#НЕПРОВИНЦИЯ» вы совмещали документалистику с игровыми приемами. Как найти этот баланс?

Ведущий проекта Александр Цыпкин — писатель, и во многом поэтому было важно не просто наснимать сумбурных кадров, фиксирующих реальность, а дать зрителю почувствовать особенный пульс каждого города, фактуру каждого героя. Поэтому я действительно снимала этот документальный проект немного как игровой, думая о драматургии, стараясь выразительно использовать существующий на локациях свет, подбирая необычные ракурсы, работая с живой камерой. У меня уже был опыт репортажной съемки и пара коротких доков, и начать снимать большой тревелдок более чем на 20 городов было серьезным вызовом. Но за время работы над “#НЕПРОВИНЦИЕЙ” очень прокачался навык быстро ориентироваться в ситуации, не бояться импровизировать, умение сохранять единый стиль много смен подряд. И уже это перенеслось в работу над игровыми проектами, такая вот интересная синергия.

 

Совет начинающим: как не потеряться в индустрии.

Что бы вы посоветовали молодым операторам?

Уважать свой путь и свою скорость развития в профессии. Не бояться начинать “с низов” — на скромных учебных и творческих проектах вы осваиваете навыки и получаете контакты. Во время обучения в киношколе (уже после ВУЗа) я именно на съемках бесконечных короткометражек нашла свой стиль и поняла, как мне нравится работать. Немаловажно также развивать не только hard skills, но и soft skills, то есть учиться общаться. И еще, конечно же, не прогуливать физкультуру. (смеется) Работа тяжелая морально и физически, и хорошее здоровье, выносливость и отсутствие вредных привычек очень пригодятся на длинной дистанции.

 

Финальный вопрос:
Какие дальнейшие творческие планы? Над чем работаете сейчас?

Сейчас я в режиме поиска и ожидания следующего большого проекта — полного метра или сериала. Поняла, что мне интересна работа именно с длинной формой, так как захватывает процесс погружения в историю, я люблю разрабатывать визуальную драматургию. Также мне хотелось бы дальше развиваться в доке, возможно даже в коротких его формах. Еще сейчас я прохожу обучение в документальной лаборатории, которую делают VK вместе со Stereotactic. Там я буду разрабатывать проект уже как автор и надеюсь дойти до финального питчинга.

 


(с) ReelSource, март 2025

Фотоматериал предоставлен Марией Полос