Екатерина Черкес-заде - директор «Московской Школы Кино». Интервью.

June 14, 2015


 

Рынок независимых образовательных услуг или, как принято сегодня говорить - indie-школы – наконец начали появляться в нашей стране. Например, в киноиндустрии. Московская Школа Кино существует три года и живет по своим правилам. На первый взгляд это может быть незаметно, но она совершает маленькую революцию в области образования, а в последующем, наверняка, и в киноиндустрии. Екатерина Черкес-заде – директор школы, подробно рассказала нам о том, как эта революция проста и логична, и какие они – кино-специалисты будущего.    

 


 

Заставка с главной страницы сайта.

 

Как Вы пришли к такой мысли, что нужно занимать эту нишу – объединить под одной крышей все востребованные специализации киноиндустрии, создав, таким образом, независимое образовательное учреждение?

Начнем с того, что Московская Школа Кино – это не первый проект в рамках консорциума. МШК входит в холдинг сейчас уже четырех образовательных учреждений: Британская Высшая Школа Дизайна, Школа компьютерной графики Scream School, МШК и Архитектурная школа «Марш». Два последних проекта появились как следствие опыта предыдущих школ. Проект, на который мы изначально равнялись – это «Британка» - ей уже 13 лет. Я присоединилась на шестом году ее существования с проектом школы компьютерной графики Scream School. Мы учили делать графику для кино, и уже впоследствии открыли все остальные факультеты – моушн-дизайн, 2D, 3D-анимация, компьютерные игры. Сейчас это даже больше школа разработки компьютерных игр, чем школа пост-продакшена.

Когда мы только стартовали в Scream School, открыли две специализации по компьютерной графике для кино: «Визуальные эффекты» и «Композитинг».  Все стало очевидным, когда наши студенты начали сотрудничать со студентами государственных вузов. Мы на деле столкнулись с совершенно банальными проблемами – студент-оператор не может работать с хромакеем, или режиссер не знает возможностей компьютерной графики, сколько что стоит и так далее. Многие думают, что графика нужна только в блокбастерах! Но наши студенты делали графику, например, для «Левиафана», чем мы очень гордимся. То, что там есть графика (построенная в конце церковь, например) - это неочевидно для зрителя, но должно быть очевидно для любого режиссера. И изначально идея была такова, что мы учим студентов очень практическим вещам, потому что «поговорить про искусство» - у нас таких заведений огромное количество. А рынку нужны специалисты, которые умеют делать конкретные вещи, и это, оказывается, очень большая проблема. Когда мы стали исследовать область, в которую решили идти, мы столкнулись с тем, что сценаристов надо учить работать на заказ или объяснить режиссеру, что он еще и наемный человек, а не просто «творец». Ведь это наши реалии, с которыми выпускнику в какой-то момент придется столкнуться. И мы решили учить так, как есть в реальности – вот и все.

 

Вы позиционируете обучение в школе как обучение по системе «нормальной зарубежной практики». Сложно ли было привить эту систему в нашу образовательную среду?

Я, как директор двух школ, смотрю, как все устроено в разных индустриях. Казалось бы, они все очень разные, но подходы к образованию в творческих индустриях, говоря о современном актуальном образовании, довольно схожи. Будь то дизайн, архитектура или кино. Потому что показателем обучения являются две вещи – где работает твой выпускник и сколько он зарабатывает. На самом деле вопрос только в среде. Потому что, когда мы объявляли о том, что открывается Московская Школа Кино, мы изначально постулировали некую философию школы, и к нам пришли преподавать люди, которые с ней согласны.

 

Что подразумевает философия?

Она подразумевает то, что, во-первых, мы учим не теоретиков, а практиков. Во-вторых, мы работаем по системе академического качества. Британская система академического качества подразумевает, что образование нацелено на результат. И этот результат релевантен тем требованиям, которые предъявляет индустрия к специалисту.  Мы должны быть мобильными и следить за всеми изменениями на рынке. Я приведу хороший пример со стерео 3D. Когда мы только открывали факультет «Композитинг» в Scream School, уже написав программу, на каникулах вышел «Аватар». И мы поняли, что если наши студенты через год выйдут и не будут знать стерео-технологии, они просто не трудоустроятся. И мы переверстывали программу факультета на каникулах для того, чтобы включить в нее этот курс.

Система академического качества, с одной стороны, выглядит очень просто и логично – «что-то в индустрии поменялось - поменяли программу». Но на самом деле это огромный пласт работы. Первое - экспертиза по рынку и постоянный ресерч. Требования к специализации меняются моментально. Люди, которые были востребованы пять лет назад, могут быть не востребованы сейчас. Второе - это поддержка курса в течение года. У нас есть ежесеместровые опросы студентов. Они оценивают работу преподавателей, программу, качество ресурсов и т.д., мы их слышим и можем «подвинчивать» программу в течение года в зависимости от группы, например. Третье – это мощная ресурсная база. Потому что студенты должны учиться на реальном оборудовании, и мы вкладываем в это очень много средств. Главный принцип – у нас преподают только практики. Если человек не работает в индустрии, он не преподает в Школе. Ну, и последнее – это тесная связь с индустрией. Это обучение на реальных проектах, экскурсии, посещение площадок, участие в фестивалях, питчинги. То есть создание правильной среды, в которой студент взращивается. Специалисты киноиндустрии, согласные с той философией, как мы учим и чего хотим добиться, приобщаются к проекту, и поэтому удается достаточно быстро внедрять такую систему в нашу среду. И, надо сказать, к нам присоединились действительно ведущие люди из индустрии.

Питчинг студенческих проектов.

 

Получается, что независимые школы гораздо эффективнее в плане трудоустройства, и они, студенты, поступая в специализированную школу, знают конкретно, чего хотят. Может ли государственное образование, которое всегда казалось некой константой, в будущем потерять свою значимость? Его сможет заменить школа дополнительного образования, став для студента основным источником знаний?

Изначально в российском менталитете есть некий пунктик, мол, если у тебя есть высшее образование, то на этом основании твое развитие как профессионала уже состоялось. Я ни в коей мере не отменяю высшее образование как факт. Если говорить про кино, то это в любом случае хорошая гуманитарная база. Там преподают еще и философию, МХК, литературу, историю и так далее. Это определенный уровень знаний, который человек должен получить вне специализации. Другой вопрос, что в российском или даже в советском менталитете, человек с высшим образованием считается законченным специалистом, и это образование обеспечивает его работой, зарплатой и так далее, в течение всей жизни. Сейчас это уже далеко не так, потому что человек (по крайне мере на Западе) учится в течение всей жизни и в среднем меняет работу каждые 5-6 лет. Кроме того, существует огромная конкуренция между специалистами, и всегда надо быть конкурентоспособным.

Нам близка философия «life learning» - обучение в течение всей жизни. Сходить на интенсивный курс, записаться на программу ДПО (прим. ред. - «дополнительное профессиональное образование»), выучить еще один язык или выучить английский уже, в конце концов. Это ситуация определенного философского подхода к жизни в принципе. Если не быть на передовой всегда, рано или поздно ты будешь забыт. Безусловно, гос. вузы постоянно обвиняют в том, что они не соответствуют современным стандартам, не обеспечивают студентов достойной практикой. Но вопрос состоит в том, какие задачи ставились перед высшим образованием 10-15 лет назад. Те образовательные модули, по которым работает вуз, не подразумевают ничего такого, о чем мы сейчас с вами говорим. Мы остаемся в формате ДПО, и не идем на высшее образование только потому, что нет законов в российском законодательстве, которые подразумевают, что мы можем делать все то же самое в статусе вуза. А вообще, зная «особенности» нашего образования - бюрократия, коррупция и так далее, мы приняли решение, что остаемся частными, независимыми, а значит, более мобильными.

 

В чем тогда, на Ваш взгляд, главная из проблем вузов?

Главная проблема гос. вузов в том, что они претендуют на монополию и подразумевают, что они и есть константа. А константы нет, и монополия сейчас невозможна. По факту везде образование платное. Все это профанация, что оно бесплатное. Мы боремся за наших студентов, и мы должны быть лучшими, чтобы они не ушли в соседнюю школу. В таком случае появляется то, о чем у нас не принято говорить - это рынок образовательных услуг. Мы конкурируем с другими школами за студентов и предоставляем лучшие знания, лучших преподавателей и так далее.

Съемки дипломного проекта факультетов "Композитинг" и "Визуальные эффекты".

 

Насколько легко к вам поступить? Существует ли сильная творческая конкуренция среди абитуриентов?

В этом году мы ожидаем 13-15 человек (на место) на режиссуру, 9-10 на операторский. Сколько будет на актерский, я даже боюсь представить. На другие факультеты порядка 4-5 человек на место. На каждой программе есть свои требования, и нужно готовиться к поступлению. Мы не исходим из постулата – «я заплатил деньги, учите меня». Это как раз то, с чем мы боремся. Я люблю приводить пример с фитнес-клубом: когда ты купил карту членства и не ходишь заниматься. Мы отчисляем таких студентов. Для того, чтобы к нам поступить, нужно прикладывать усилия. Мы смотрим и на мотивацию, и на опыт, и на то, кем себя человек видит после окончания школы, есть ли у него время. Официально студенты учатся 3-4 раза в неделю, но по факту они тратят гораздо больше времени, потому что студенческие съемки проходят вне основного обучения. В целом, я не знаю примеров не трудоустроившихся выпускников после нашего обучения, за исключением сложных жизненных обстоятельств. Все связано с мотивацией. В целом портфолио нашего выпускника гораздо интересней, чем портфолио выпускника среднестатистического учебного заведения, потому что мы вовлекаем их в интересные проекты во время учебы. Поступающим не стоит формально относиться к заданиям – к заполнениям анкет, к выполнениям творческих работ. Потому что мы абсолютно все смотрим, обсуждаем и делаем выводы. Ведь человек, который идет в кино, должен делать это осознанно.

 

По статистике у вас больше студентов, которые уже получили высшее образование?

Да. Потому что формат ДПО подразумевает то, что мы не можем взять человека без высшего образования. Теоретически допускается средне-специальное, если позволяет портфолио. Поэтому наши студенты более мотивированы и осознанны. Я вообще считаю, что в кино надо идти в качестве второй профессии. Чтобы написать сценарий, нужен опыт. Попробуйте написать сценарий про любовь в 20 лет – что вы вообще про нее знаете? Для продюсирования нужен предпринимательский опыт, для режиссуры - жизненный опыт и видение и так далее.

 

Какая специализация в школе самая востребованная сегодня? На примере, скажем, последнего года.

Ну, вообще, у нас в России все хотят быть режиссерами. Я не считаю, что это плохо, но считаю, что это неправильно.

Собственный просмотровый зал.

 

Абитуриенты думают, режиссер – это универсальная профессия?

У нас есть присказка по этому поводу – «не знаешь, кем быть в кино, будь режиссером« (смеется). На самом деле, режиссура, с одной стороны, про все; с другой стороны, накладывает большую долю ответственности и профессионализма. Ты должен уметь командовать огромным количеством людей, но и самому быть «под руководством». Потому что сейчас время продюсерского кино.  Ты должен уметь сделать круто при любом бюджете по сценарию, который тебе дали сверху и с актрисой, которую утвердил продюсер. Это называется профессионализм.

 

Расскажите тогда, чему вы обучаете студентов-режиссеров?

Наш режиссерский факультет очень отличается от других образовательных программ.  Куратор факультета - Алексей Попогребский, потрясающий системный подход которого сделал наш факультет передовым в образовании режиссуре. У нас нет мастерской конкретного режиссера, а есть несколько режиссеров, которые работают в рамках обучения. И студент проходит учебу под руководством разных мастеров, а не является учеником одного. Есть хороший пример – если вы учите английский с одним преподавателем, вы будете учить его 2 года, если с двумя – вы выучите его за 8 месяцев. Здесь работает тот же самый принцип. Помимо этого, студенты проходят курс драматургии, истории кино и прочие дисциплины.

Во время обучения у студентов есть четыре обязательных работы. Две из них - авторские: документальный фильм в первом семестре и авторский художественный фильм как дипломный проект. Две другие подразумевают, что режиссер учится работать в четко заданных рамках – это рекламный ролик по конкретному брифу и концепт сериала (пилот или тизер), разработанный продюсером. Мы очень ждем лета, потому что выйдут работы наших студентов, которые они делали совместно с BBDO. Они дали нам конкретный бриф, и МШК выступила как продакшн-студия. Студенты учились работать с рекламным продюсером, с арт-директором по реальному рекламному брифу.

В случае с сериалом студентов-режиссеров «нанимают» студенты-продюсеры, потому что сериал сегодня – это в первую очередь серьезная продюсерская история. Все это нужно для того, чтобы студенты умели работать с разными проектами и оставались востребованными, даже если в текущий момент у них нет большой авторской картины. Мы учим студентов находить варианты творчески реализовать историю в заданных рамках и условиях.

Совместные проекты студентов.

 

Читая о вашей школе на сайте, исходя из ваших интервью, невольно испытываешь воодушевление. Все так замечательно, красиво, разумно.  А вы можете покритиковать школу? Есть какие-то значимые минусы сейчас?

Да я, по-моему, вообще всегда недовольна (смеется). Я очень редко хвалю моих прекрасных сотрудников. Вчера мне сказали, что у меня вообще очень высокие требования. Но я считаю, что нет предела совершенству.

Вот в нашей школе мы периодически сталкиваемся с русским национальным характером и менталитетом. Русский человек в целом ленив. Даже когда ты даешь студенту достаточно большое количество возможностей, он все равно думает, что его будут вести за ручку и заставлять учиться. Подразумевается, что их все равно нужно «гонять» для того, чтобы они успевали пользоваться нашими возможностями. Обычно в течение первого семестра все нерадивые сами «отваливаются». Потому что понимают, что легко не будет, ведь здесь не клуб по интересам.

 

Вы упомянули о том, что уровень учебного заведения напрямую зависит от менеджмента. Как у вас строится менеджмент?

Я и мои коллеги – это невидимый фронт, мы делаем самую скучную работу. Внутри - мы очень четкая структурированная организация, которая работает также, как любая другая. Менеджмент школы ничем не отличается от менеджмента какого-нибудь банка. У нас есть KPI, есть задачи перед каждым отделом, мы постоянно улучшаем операционные процессы. Начиная от того, как должен отвечать секретарь на звонки, заканчивая платежными системами. Это огромная работа, которую никто не видит. Но насколько крепко этот котел сварен, настолько активным и будет все движение в школе. У нас сейчас активно развивается департамент студенческих проектов, потому что студенты у нас учатся вечером и по выходным, то есть учатся и работают одновременно – их надо объединить в один проект, найти для каждого время. Менеджмент школы – это невидимая работа очень слаженной и небольшой команды. Холдингу из нескольких школ нужно управлять огромным кораблем из трех тысяч студентов. Это большая работа.

Для меня еще очень важно, чтобы в школах сохранялось ощущение стартапа. Мы уже перешли этот шаг. Но стартап – это высокая эффективность, лучшее командообразование, все очень быстро реагируют на внешние раздражители. В сентябре уже 6 лет, как я руковожу Scream School, и там мне очень важно ощущение стартапа. И чем амбициознее задачи, тем дольше сохраняется это ощущение.

Учебные съемки в павильоне - освоение декораций.

 

От гос. вузов вы, и мы это поняли, отличаетесь. А вот как насчет ваших коллег и даже соседей – Московской Школы Нового Кино?

Я не знаю, как у них идут дела. У меня есть ощущение, что нас сравнивают, только исходя из названия. Мы очень разные, это, как в рекламе, «другой порошок», стирайте нашим! (смеется).

 

Я к тому, что вы конкуренты или делаете одно общее дело?

Мы не можем делать общее дело, потому что мы два разных учреждения, которые по-разному себя позиционируют. Мы – это про профессионализм, мы очень редко используем слово «талантливый». Потому что талант – это еще не профессия. Талантливые люди уже талантливы. Но нам важно, чтоб они были ещё и хорошими профессионалами, которые будут востребованы в индустрии. В целом, не очень корректно говорить, что мы с кем-то конкурируем. Мы, скорее, конкурируем с собой, чтобы становиться еще лучше. Хорошо, если на рынке есть ещё кто-то – это дополнительный мотиватор двигаться и развиваться быстрее и эффективнее.

Студия саунд-дизайна.

 

Расскажите о себе, какое образование получили Вы?

Я изучала «Издательское Дело и Журналистика» в МГУП им. Федорова. Я долгое время работала редактором и организатором мероприятий. Проходила несколько курсов по академическому качеству в рамках «Британки» совместно с Университетом Хартфордшира. Достаточно большое количество курсов и программ прохожу за рубежом - про менеджмент. В общем, скучно это все (смеется). Но я не очень люблю это афишировать.

 

А чем занимались до открытия школ?

Была редактором одного из федеральных изданий, работала и создавала информационный центр, который анализирует все, что касается безопасности на энергетических объектах.

 

Ого! Это очень техническая сфера.

Да. Мы организовывали множество мероприятий, всероссийских и международных конференций.

 

Я просто пытаюсь проследить, как Вы пришли к кино?

Сначала я считала это своим недостатком, но сейчас считаю преимуществом. Я не являюсь специалистом ни в кино, ни в компьютерной графике. Потому что я в первую очередь – специалист в образовании, а второе – я менеджер. Хороший менеджмент востребован везде.

Ну, а в глобальном смысле – так все получилось. Я давно хотела заниматься чем-то другим. Поступила в аспирантуру и писала диссертацию по советскому искусству, так как хотела быть ближе к искусству вообще. Так получилось, что мы встретились с директором «Британки», и затем родился проект Scream School. А потом получилось кино. Мне, например, очень нравится подход в менеджменте разработки компьютерных игр. Для того, чтобы создать игру и погрузить в нее человека, используется все, что на данный момент «работает» в жизни – «сторителлинг», корпоративный менеджмент, компьютерная графика и так далее. Это самый правильный путь в менеджменте – использовать все, что на данный момент «работает». Директор – самая скучная работа. Все вокруг творят, а я бюджеты считаю (смеется). Считала их десять лет назад и сейчас считаю – какая разница? Просто индустрия другая.

Класс анимации.

 

Расскажите, какое кино Вы сами любите?

Я не делю кино на какие-то части. И наша школа не делит проекты на авторские и зрительские, на «высокие» и «низкие» жанры. Меня раздражает выражение: «я смотрю кино, которое заставляет о чем-то задуматься». Да меня, в общем, и стакан кофе заставляет о многом задуматься! Это непонятная для меня история. Безусловно, смотрю все обсуждаемое и значимое. Смотрю блокбастеры, потому что за последние годы они стали намного умнее и профессиональнее. Смотрю молодых авторов и особенно много студенческих работ, мировых короткометражек. Очень много анимации – тут я копаю глубже, потому что смотрю на технологии и как это было сделано. Очень слежу за дистрибуцией российского кино за рубежом. В общем, я смотрю очень разное кино, и даже не скажу сейчас топ-5. Я смотрю в среднем 4-5 фильмов в неделю. И это я еще не сказала про документальное кино. Но я ни в коей мере не претендую на роль эксперта, для меня важно понимать тенденции и говорить с людьми вокруг меня на одном языке.

 

Вы сказали, что играете в игры. В какие?

Я играю в игры, которые делают мои выпускники (смеется). Кроме шуток – все, что скачено на мой айфон – игры наших студентов. Могу вам скинуть списочек! Современный человек, который вырос хотя бы в эпоху «DENDY» - этого у него уже не отнять. Это часть визуальной культуры, которая привносится и в кино. В общем, я всеядный человек. У меня практически нет хорошего или плохого – я интересуюсь всем.

 

Создавая школу, было ли ощущение, которое можно назвать миссионерским?

Единственное, что я помню – в первый год у меня вообще не было выходных, кроме моего дня рождения и нового года. Было ощущение невероятного драйва, которое есть до сих пор. С одной стороны, ты делаешь что-то с завязанными глазами. Но у меня не было такого: «вот сейчас мы поменяем индустрию, завоюем вселенную». Было просто понятие правильных целей и задач. Мы осознаем, что мы - «лифт» в индустрию. Вопрос в том, насколько он быстро и эффективно едет. Есть лестница, а есть лифт, и наш студент на этом лифте преодолевает первые ступеньки гораздо быстрее. Мы же не отвечаем за индустрию, потому что не выпускаем такое количество людей, чтобы можно было напрямую влиять на нее. Но наша задача – сделать так, чтобы люди, которые пришли на съемочную площадку, были еще профессиональнее тех, кто уже есть.

Собственный съемочный павильон.

 

В 2013 году «Look At Me» опубликовал статью, где выбрал 20 профессионалов в области образования, которые делают страну лучше. Среди прочих были и вы. Как Вы сами считаете, Вы делаете страну лучше?

Я, если честно, даже забыла про это (смеется). Я люблю ходить в кино и видеть в титрах моих студентов. Я горжусь их достижениями и очень за них болею, поэтому мы просто первая ступень, а остальное уже их задача. Это они должны впоследствии открывать свой бизнес – кинокомпании, анимационные студии, делать свою работу хорошо и, таким образом, делать страну лучше. Мы хотим сделать самую лучшую школу кино на свете и прикладываем все возможные для этого усилия. Вот и все. Помните, в конце 90-х Эрнст запустил на «Первом канале» проект «Сказки новой России»? Так вот, там девочка улыбнулась в автобусе, потом дядечка улыбнулся, а потом улыбнулась страна. Вот, чтобы у нас страна улыбалась, надо чтобы все работали хорошо! Я вообще за теорию малых дел.

 

По Вашей версии, какие три вещи человек должен сделать в жизни?

Для начала - человек ничего никому не должен. Возможно, уметь мечтать, потому что очень часто внешние обстоятельства запрещают нам это делать. А когда ты мечтаешь – ты моделируешь будущее. Я всегда повторяю: главное - придумали, осталось только сделать! Человек, наверное, должен общаться только с успешными людьми. Я к этому пришла недавно. Ты растешь, когда вокруг успешная среда. Мы, я считаю, для своих студентов создали такую уникальную среду! Ну и, нужно никого не слушать, а всегда делать то, что задумал. 

 


 

июнь, 2015

(фотографии -  фотоархив Московской Школы Кино)