Андрей Николаев, оператор. Интервью.

June 20, 2016

Андрей, ты только что закончил съемки ролика с Александром Овечкиным. Расскажи свои впечатления от работы?

Это была серия роликов, в которых главную роль играл Овечкин. Мы снимали два дня, а Александр, в силу своей загруженности, мог быть на площадке максимум 4 часа в день. Все проходило весело. Мы по 8 часов репетировали с дублером, перед тем, как снимать Овечкина. Непосредственно контакта с ним у меня не было, за исключением ролика, где он бьет по камере! (смеется)

 

Он же в кадре чеканит мяч?

Да, это один из роликов. Всего мы сняли десять. В первый день мы не знали, что ожидать. Но во второй так "разогнались", что сняли два дополнительных, сценарии к которым стали экспромтом.

Мы не знали, умеет ли он чеканить мяч, хоккеист все-таки. Но оказалось – умеет. Но если бы и не умел – так и сняли бы, получилось бы забавно!

Да, как-то ходила такая история-шутка. Проходит кастинг. Актер просит, чтобы его пригласили на роль. Ему объясняют, что нужно уметь чеканить мяч в кадре. А он в ответ: «Вы, главное, утвердите, а я за ночь перед съемкой научусь». А в твоей практике, часто происходит экспромт, или ты тщательно готовишься к съемкам?

Обычно, не так интересно, если отсутствует элемент неожиданности. Тот же Роджер Дикинс говорит, что если идет на съемочную площадку и точно знает, как все будет выглядеть, то это лишает его удовольствия съемок. Думаю, импровизация – это самое интересное.

 

Когда месяц назад мы планировали это интервью, было интересно от тебя услышать, что твой вылет на съемку в Нью-Йорк, где вы должны были снимать Овечкина, зависит от того, как в этот же день сыграет их команда. В случае проигрыша полет всей съемочной группы отменился бы. Ты в тот день так и не улетел?

Это был экстремальный случай! От исхода финального матча НХЛ зависело, будем мы снимать на следующий день, или нет. Матч заканчивался за три часа до вылета самолета. Я уже был собран и сидя на чемоданах смотрел его трансляцию. В результате в 5 утра вся группа разъехалась по домам.

 

Ты много путешествуешь по работе?

Да, в основном получается, что съемки проходят за границей.

И ты ведь не только рекламу снимаешь?

Нет. Вот недавно закончил основную часть короткого метра в Лос-Анджелесе, был ролик для ЦУМа в Италии, рекламу винодельни во Франции с местным режиссером сняли.

 

С чего для тебя все началось?

Никакого переломного момента не было. С десяти лет начал рисовать. Увидел на полке мамину книгу «Учебный рисунок для абитуриентов» и она меня сильно вдохновила. Больше времени уделял теням, а не форме. Тогда начало формироваться мое видение светотени, объема. Позже это увлечение переросло в компьютерную графику (в школьном возрасте я получил много наград за компьютерную 3D-графику и анимацию), в фотографию, и уже затем в видео.

 

А когда в первый раз взялся за камеру?

10 лет назад, мне было 18 лет тогда, я устроился работать в фотостудию. Работал фото ретушером, выполнял работы для каталога одежды. В какой-то момент студия решила перейти на сдачу в аренду видеокамер и постпродакшен. Много времени стал проводить на площадке в качестве инженера камеры на сериалах в Амедиа, параллельно занимаясь видеомонтажем, цветокоррекцией и графикой. Это длилось два года. А дальше появились зеркальные видеокамеры. Я занял у родителей деньги и купил себе 7D. Вот так и начал снимать видео. Первой работой стал фэшн-ролик для друга, который был замечен фэшн-индустрией. Второй работой стал музыкальный клип для группы, которая сейчас довольно популярна.

 

А кто ты по образованию?

Программист.

Твой опыт подтверждает тезис, что сегодня это перестает быть элитной профессией. Любой может купить недорогую камеру и начать снимать. Образование, по-твоему, что дает?

Ну я бы разделил образование на теоретическую и практическую части. Как мне кажется, у нас больше времени отведено на теорию. В то время как в Штатах, наоборот, упор делают на практику.

Вообще, у меня много друзей, кто прекрасно снимает без образования. И, наоборот, есть много таких, кто закончил киношколу, но снимает чудовищно. Если отсутствует внутреннее чувство стиля, воображение, то и образование не поможет.

 

А ты к себе не испытываешь по такому поводу предвзятое отношение со стороны?

Со всеми профессиональными коллегами у меня очень хорошие отношения, не смотря на то, что в большинстве своем они заканчивали вузы, а я нет. Даже продюсеров это не смущает.

Очень редко случается слышать, что я, мол, «пришел с улицы и начал снимать»...

... и несмотря на это, как нам известно, тебя пригласило известное международное агентство WPA, которое представляет твои интересы в мире. Как произошло ваше знакомство?

Случай помог, произошел «эффект соц. сетей». В конце лета 2015 я вывесил на своей странице в FB обновленный рил. А так как у меня в «друзьях» много западных коллег, я вдохновляюсь их работами, один из них, Халид Мохтасеб / Khalid Mohtaseb, поставил лайк и комментарий на мой рил. Он написал, что ему хотелось бы представить меня своему агентству (его представляет агентство Artistry).  А у него в друзьях были агенты из WPA и они первыми предложили мне сотрудничество с ними. Artistry тоже писали и приглашали, но я на тот момент уже принял приглашение быть представленным от WPA. Планирую через некоторое время переехать с Штаты и получить рабочую визу.

Вот так все просто! Сегодня, если верить в себя, вообще нет никаких преград ни в чем. Чего мы и пожелаем начинающим ребятам.

Да, бояться не нужно. Хотя удача важна!

 

Скажи, а что за история с Vimeo? Они используют твой рил как образец в разделе о том, как формировать свой профиль. Как это получилось, тебе было об этом заранее известно? Может, это твои агенты поработали?

Нет, конечно. (смеется) Я, как пользователь и подписчик  Vimeo, получил на почту стандартную новостную рассылку. И уже собирался ее удалить, как вдруг увидел скриншот из моего рила. Прочитал и был очень удивлен. До сих пор не знаю, как это вышло.

 

Выбор редакции. Очередное подтверждение «делай, что любишь, и будешь замечен».

Есть профессионалы, которым, как мне кажется, ничего не нужно делать для своего продвижения, у них и без этого нет свободного времени на отдых. С другой стороны, обоснованно требование обновлять свой рил.

 

Со стороны продакшенов и заказчиков часто слышим такие просьбы. Кстати, а как ты получаешь работу?

Чаще всего зовут режиссеры и друзья. Бывает, приглашают незнакомые мне люди, на основе моего рила. Но не всегда за приглашением следует работа. Скажу откровенно, обращаясь ко мне, режиссеры признаются в том, что не знают, какая картинка получится в итоге.

 

Серьезно? Ты не гарантируешь качество изображения?

Изображение, конечно же, будет качественным. (смеется) Но вот свежий и неожиданный взгляд, желание импровизировать на площадке – вот что в моем случае влияет на изображение, общее настроение видеоряда.

Твои способы самосовершенствования?

Каждый новый проект – это самообразование. Но в основном я учусь во время просмотра фильмов. Подробный анализ кадров помогает мне понять, как они создавались и что для этого применялось на практике.

Отличное упражнение – переснимать известные сцены. Все равно у всех получается по разному.

 

Что за проект снимал для Большого театра? Об этом была даже большая статья в Vogue.

Это был интересный и амбициозный проект. Компания, которая транслирует спектакли Большого театра в американских кинотеатрах, ежегодна производит трейлеры к этому событию. Они обратились за помощью в WPA, и те рекомендовали меня. И, кстати, на этом проекте мне пришлось выполнять некоторые функции режиссёра.

Есть амбиции пробовать себя в качестве режиссера?

Пока я наблюдаю и набираюсь опыта, записываю в блокнот все свои идеи, которые, возможно, в будущем смогу реализовать в качестве режиссёра. 

 

Ты планируешь свой переезд в Америку, твое агентство тебя уже активно предлагает заказчикам. Над чем хотел бы работать там?

Конечно, больше всего привлекает кино. Пока это студенческое кино. Но это правильное направление. Сегодняшние студенты американских киновузов уже завтра будут в голливудской киноиндустрии.

 

То есть ты сегодня делаешь ставку на работу с начинающими режиссерами?

Да. Учитывая, что у меня уже есть агентство, думаю, не пропаду. (смеется)

 

А что за съемка была с Микки Рурком? Тебя, наверное, часто переспрашивают, а действительно ли он в кадре?

Мы снимали промо-ролик для анонсированного профессионального боя, как вдруг в зале появился Рурк. Он, оказывается, тоже должен был принять участие в одном из боёв и зашел в зал разминаться. Мы не знали о его участии и нам сказали, что его снимать нельзя, но, заметив съемочную группу, он сам принял решение поучаствовать в съемке и даже рассказал на камеру пару занятных историй, из которых мы смогли смонтировать неплохой материал. 

В Москве сейчас много времени проводишь?

Примерно 70% процентов. В июле доснимем фильм в LA и ближайший год планирую провести преимущественно в Москве.

 

Много современных фильмов, которые ты смотришь и не понимаешь, как они были сняты?

Не назову сейчас названия, но таких много. Часто для понимания приходится смотреть закадровый материал, интервью с оператором.

С появлением компактных и недорогих камер, качеством картинки особо никого не удивишь. И если рассматривать развлекательный жанр, то нужно «заморочиться», чтобы удивить.

 

Последний вопрос. Есть ли у тебя заветная мечта и как близко ты к ней подошел?

Стремлюсь быть принятым на международном рынке и, более конкретно, работать в Голливуде. Но переехать туда – дело нехитрое. А вот входить в заветный "список А" – это по настоящему долгий и сложный путь.


 

Весь фотоматериал любезно представлен Андреем Николаевым. Заглавная фотография Надежды Статкевич.