Алексей Нужный, режиссер. Интервью.

February 6, 2017

Алексей, сегодня о тебе говорят как об успешном режиссере и сценаристе. Ты ведь начинал как сценарист, верно? При кинокомпании или как фрилансер?

Спасибо всем, кто так говорит обо мне – приятно слышать!

Да, я начинал как сценарист, поскольку первое мое образование в киносфере – драматургическое. Работал как фрилансер с разными продюсерами. Но поскольку всегда мечтал иметь чуть больший контроль над своим высказыванием, постепенно двигался в сторону режиссуры.

Ты проходили обучение в Нью-Йоркской киноакадемии (NYFA) в Москве? До этого учился в "Первой школе кино и телевидения»? Что каждая из школ тебе дала?

У меня нет полноценного режиссерского образования. В "Первой школе кино и телевидения» я получил образование режиссера-документалиста. Изначально я хотел снимать именно документальное кино. Мастером в школе был актер и режиссер Юрий Рашкин, он весь курс давал нам мастерство работы с актерами. На мой вопрос, зачем мы так много уделяем этому внимания, ведь мы будем снимать документальное кино, он отвечал: "Тебе это пригодится". Спасибо, Юрий Леонидович, пригодилось!

А в академии (в Москве) я учился у сценариста Пола Брауна (Paul Brown), в совокупности несколько лет. Ну и немного у него же поучился в Америке. Однажды, мы с Полом были в кафе Лос-Анджелеса, и он дал мне очень ценный совет: "Ищи в своих историях как можно больше любви".

 

У тебя уже несколько заметных комедийных картин, а также рейтинговый сериал "Ольга". В других жанрах будешь себя пробовать?

Поскольку на данном этапе я чувствую свою "хорошую мышцу" в комедийном жанре, и считаю свой стиль и язык позитивным рассказом истории, которая включает в себя реализм и глубокие человеческие чувства, поэтому мне хочется оставаться в этом языке. Мне кажется, что сама по себе комедия – это очень важный способ развлечения в наше непростое время. А мне, как режиссеру, очень хочется развлекать зрителя. И удивлять человеческими чувствами и характерами.

Если говорить о другом жанре, хотелось бы попробовать что-то в направлении фэнтази. Но поскольку для реализации в этом жанре нужны большие бюджеты, хотел бы потренировать свое мастерство на средних бюджетах. Возможно, еще жанр ужасов. Но, на мой взгляд, ужасы имеют меньшее количество преданных зрителей, чем комедии и фэнтази. А еще я вижу будущее кинематографа в необычном комбинировании жанров. 

А можно я выскажусь на тему развлечений? На данный момент меня это сильно тревожит.

Да, конечно!

Мне кажется, что это большая проблема многих российских режиссеров. Они считают, что развлекать позорно. Хотят создавать исключительно авторское фестивальное кино. Потому что в нашей стране существует какой-то стереотип, что развлекать – это работа шута. А шутом же в России быть унизительно! Я с этим не согласен. Развлекать, не боясь уронить свой статус – вот это сила, вот это мощь. Посмотрите мой инстаграм @nuzhny, я могу выставить фотографию, где я, обмотанный пленкой, держу в руке оливье и призываю худеть 1 января. Мне нравится ронять свой статус и смеяться над этим. Часто ко мне на кастинг приходит уважаемый актер или актриса, боясь уронить свой статус. На мой взгляд, сегодня не только талант, но и внутренняя свобода приведёт актёра к народной любви. Шутом быть очень круто, поэтому я и работаю в жанре комедии! (смеется).

Это очень интересно. Поскольку в одном своем интервью ты говорил, что для тебя очень важно "не оказаться пошлым". При этом твои коллеги-режиссеры, работающие в комедийном жанре, замечают, что зритель сегодня любит шутки "ниже пояса". Комедия, с такими шутками, может оставаться не пошлой? Фильм пойдут смотреть, если диктовать зрителю свою точку зрения, не ведясь на его запросы?

Я всегда исхожу из того, что важно мне. И это должно идти из моего сердца. Если это случается, то происходит разговор сердцами между мной и зрителем. Поэтому я стараюсь ничего не диктовать. Нет никакой точки зрения, есть проблема, которая тревожит моё сердце. Можно сказать, что своими фильмами я решаю исключительно свои проблемы, но в развлекательной манере. Вот сейчас я работаю над фильмом "Я худею" – история про девушку, которую бросил парень и она решает похудеть на 15 килограмм, чтобы его вернуть, но это ей удается с большим трудом. Я сам когда-то похудел на 28 килограмм, и это было важным для меня событием, которое привело к позитивным изменениям в моей жизни. Теперь я хочу чтобы героиня решила проблему, которую когда-то решил я. В этом проекте мне удалось собрать очень интересных людей.

 

При создании фильма, ты принимаешь во внимание его коммерческую судьбу? Или же это полностью забота продюсера? 

Мне очень важно, чтобы моё кино было финансово успешным. В то же время, я мечтаю о большем – чтобы мои фильмы показывали 31-го декабря в 20 часов по Первому каналу. Настанет время, когда репертуар сменится. И я хочу, чтобы на смену пришли именно мои фильмы.

 

Расскажи о своей команде? С кем ты работаешь: продюсеры, сценаристы?

Недавно мы организовали свою кинокомпанию. Сценарист Николай Куликов ("Легенда №17", "Экипаж", "Горько"), Сергей Корнихин (продюсер фильмов "Самый лучший день", "Как меня зовут"). Вместе мы делаем наш первый проект "Я худею". Также с нами талантливый продюсер и режиссёр Илья Найшуллер ("Хардкор"). Мы – молодая банда, хотим делать молодое дерзкое кино.

Как называется ваша компания?

"Друг друга".

И вы занимаетесь исключительно производством фильмов?

Да, кино. И еще разрабатываем несколько сериалов.

 

Общемировой тренд таков, что сегодня сериалы становятся очень популярны и режиссерам легче через них высказываться  за счет хронометража и независимости заказчика. У нас сейчас в какой степени существует цензура? Ведь покупателем по-прежнему остается телеканал. Вы, как банда молодых и смелых кинематографистов, какие испытываете сложности? 

Цензура, безусловно, есть. И вопрос сложный. Например, на ТНТ нельзя в кадре показывать алкоголь и сигареты, нельзя с этого года говорить слово "жопа", даже если это уместно. Все более-менее приглажено. Если посмотреть упомянутый сериал "Ольга", то в нем довольно много дерзости. С этого года будет сложнее. 

Что касается общения с ТВ-продюсерами на каналах. Мне нравятся ребята с ТНТ – очень умные и мощные, всегда идут за интересными персонажами и уникальными историями. Про другие каналы мне сказать сложно. Имея несколько встреч, я могу следующим образом сформулировать проблему. Федеральным каналам нужны истории для взрослой аудитории, в основном для женщин 45+. Мне бы хотелось разговаривать с моей аудиторией, которую я очень хорошо понимаю. К сожалению, у нас сейчас нет такого независимого канала (кроме ТНТ) или крупного интернет-ресурса, который мог бы заказывать выдающиеся истории. Нет аналога Netflix. Или HBO, где Джут Лоу, играя Папу Пия 13-го, может ронять ребенка и курить в кадре. Нет такой дерзости, такого смелого и честного уровня высказывания. Но всё будет! Всё будет! 

Кстати, я сейчас сделал такой короткий интернет-сериал. Мне хотелось "пощупать" эту аудиторию. Проект называется "Последнее видео на YouTube". И я заметил, что эта молодая аудитория, которая вообще не смотрит ТВ, просто жаждет историй про них и для них. Им нужно показывать их же жизнь. Но сейчас не понятно, как монетизировать. При низком рейтинге на ТВ сериал снимут со второй серии. 

Есть ощущение, что в направлении Netflix и Amazon в России идет Амедиатека.

Мне кажется, это очень интересный ресурс. Не так давно они подарили мне бесплатную подписку на 180 дней, за что я им очень благодарен! Так вот, там очень много интересных сериалов, которые я с удовольствием смотрю. Но кажется мне, что в нашей стране интернет зритель не любит платить (вообще!) и любит все получать бесплатно. У Амедиатеки впереди сложная война. Я им всячески желаю удачи и, честно говоря, хотел бы для них создавать уникальные истории.

 

А во сколько каналу, или той же Амедиатеке, будет обходиться покупка вашего контента?

Стоимость одной серии ситкома (20-25 минут) обойдется примерно в 4-5 миллионов рублей. Если делать по-взрослому. Но нужно, чтобы такой проект принёс прибыль. И думается мне, сегодня такая бизнес-модель будет убыточной. Недостаточно подписчиков.

 

Давай поговорим о твоем участие в конкурсе сценариев от продакшена Кевина Спейси, который ты прошел и в результате снял фильм "Конверт" с Кевином Спейси в главной роли. Это было полностью твоей инициативой? Как ты узнал о конкурсе?

Был очень сильный "сарафан" в интернете, а я на тот момент чувствовал, что мне нужна новая ступень. К тому времени я уже написал сценарии к нескольким фильмам, например "Мамы". Так вот. Написал пару короткометражек на конкурс, но мне всё не нравилось. Не мог найти мой сюжет. Как вдруг моя жена приносит мне историю, которая меня зацепила. Это была реальная история, прочитанная ею в интернет, и я на ее основе написал сценарий за один вечер. Перевёл и отправил на конкурс. Прошел на второй этап отбора, писал режиссерскую экпликацию, делал видео о себе – много всего. После было общение по скайп с продюсерами проекта. Один из них – Дэна Брунетти (Dana Brunetti) – продюсировал "Социальную сеть", "Карточный домик", "Капитан Филлипс". Они боялись снимать мою историю, поскольку действия в ней происходили в 42-м году. А в Америке невозможно снять 42-й год за маленькие деньги. И мы все это время придумывали, как нам это обойти. В результате в фильме показан 85-й год – всё еще железный занавес, но ушли от сложных декораций. Говоря в благодарность Дэни, он подавал этот фильм на "Оскар" в 2013-м году и он даже прошел в 15 или 20 претендентов, но на последнем отборе не прошел в пятерку. 

Это же был твой режиссерский дебют?

Да. До этого были какие-то совсем маленькие работы – клипы и т.д. Но вот работа с профессиональной группой состоялась на этом фильме.

 

Съемки проходили в Америке. Что для тебя оказалось труднее всего?

Наверное, мой английский. Он у меня весьма посредственный. На площадке пользовался переводчиком. Для режиссера важно быть понятным, простым и настоящим. И даже с Кевином на площадке мы говорили через переводчика.

Ну и еще психологический стресс. Это ситуация, в которой ты никогда раньше не находился, в которой нужно справляться с собой, при этом вдохновлять окружающих. Весь набор сложностей, с которыми сталкивается дебютант. Но это был офигенный опыт!

Было два съемочных дня?

Да, и три недели подготовки.

После фильма появились предложения из-за пределов России?

Была возможность встретиться с одним продюсером. Но я планировал вернуться в Россиию к семье, и мы решили что-то реализовать в следующий раз.

Я вернулся, поскольку здесь можно много чего создавать. Здесь более широкий коридор возможностей. Но я не исключаю возможность пробовать себя там позже, но в более прокаченной форме.

 

Интересное замечание. Многие в это не верят, когда слышат, что здесь для начинающего больше возможностей. 

Ну нужно быть реалистом. Вряд ли кто из больших продюсеров доверит режиссеру с одной короткометражкой. Нужно знать менталитет, актеров, которые работают вокруг. Человек из другой страны нуждается в очень сильной поддержке, чтобы иметь возмоность создать по настоящему хорошую историю. И зачем его приглашать, когда рядом много местных молодых и интересных.

Но когда ты на своей территории создашь 3-4 крутых блокбастера – открываются другие перспективы. И я придерживаюсь подхода прокачать себя в своей стране и после уже выходить на мировую арену.

На ReelSource в твоем риле есть детский фильм "Любовь: задание на лето". Почему в других источниках он не указан в твоей фильмографии?

Он указан на Кинопоиске. И кроме него и вашего ресурса я нигде не размещаю о себе информацию. 

Эта работа была снята за ноль рублей. Я с семьей поехал отдыхать на Черное море и на базе лагеря "Орленок" меня попросили снять на фотокамеру к закрытию фильм. За 8 дней фильм был снят. Собрал группу из 30 детей, объяснил, что делать, и они справились с задацей. В фильме снимались дети – непрофессиональные актеры.

 

Мы как-то уже поднимали этот вопрос. Как ты думаешь, почему сейчас так редко снимают фильмы для детей? В советские времена их было много. Сейчас, есть ощущение, дети оказались забыты. 

Возвращаемся к YouTube. Дети сейчас не смотрт ТВ. Они получают контент из интернет. Дети 12-18 лет ходят в кинотеатры только на фильмы Marvel. Они понимают, что идут туда за большим развлечением. Наши фильма с детьми не имеют вообще никаких сборов. Например, замечательное кино с хорошим актером Семеном Трескуновым "Частное пионерское". Кино про дружбу, первую любовь – но все это не очень популярно.

Если бы у нас был популярный детский канал, как ТНТ, только для аудитории 4-18, там фильм имел бы успех. Но такого нет. Все озадачены тем, чтобы сделать кино для женщин 45+.

 

Как режиссер, ты также снимаешь и рекламу. У тебя есть своя любимая специфика?

Моя специфика – это моё повествование. В рекламе, как и в кино, для меня важна история, реализм, глубинные чувства – вот базовые моменты. Но поскольку я не часто снимаю рекламу, берусь за проекты, которые мне нравятся. Люблю социальную рекламу. Жанр пранк, могу вообще снимать на фотокамеру. Он включает в себя упомянутую важную составляющую – реализм. 

 

В заключение, какие ожидания от начавшегося года?

В планах снять главный мой проект этого года фильм "Я худею". Это история, которой, с моей точки зрения, не было еще в российском кино. Мы впервые увидим актерский трюк длиною в пол-года – как женщина физически будет меняться.

Также планирую запустить сериал, снять одну очень провокационную короткометражку. И еще есть предложение снять необычный клип для очень популярной группы. Одним словом – снимать!

 

 


 

Фотоматериал из личного архива Алексея Нужного.