Владимир Приходько — режиссер и оператор студии ENGEER
December 1, 2024
Владимир, привет! Ты успешно совмещает две смежные профессии режиссёра и оператора. В твоём случае ты ещё и предприниматель, имеешь свою собственную студию. Давай детальнее познакомим тебя с нашей аудиторией.
Меня зовут Владимир Приходько, я режиссер-оператор и visual инженер. Моя специализация — это съемки еды, или tabletop. Также я создаю инженерные конструкции для съемок. Съемки tabletop гораздо сложнее, чем съёмки с людьми. Чтобы моя работа была максимально эффективной, мы совместно с моим партнером Марией Кожемякиной создали студию ENGEER. Мы разрабатываем инженерные механизмы для съемок, тестируем их, и выступаем как продакшн компания. Продюсерской частью занимается Мария, а я больше концентрируюсь на режиссуре, операторском деле, и создании механизмов — это то, что меня сейчас больше всего занимает. В этом я вижу для себя невероятную творческую реализацию. Себя определяю как создатель спецэффектов для съемки еды.
Текущее портфолио студии ENGEER:
А с чего начинал?
В 2013 году я закончил Государственный университет управления по специальности юриспруденция. Я работал юристом в арбитражном суде города Москвы. Самая, пожалуй, неинтересная вещь, которой я занимался. Потом я работал юристом в ивент-агентстве, и мне параллельно поручали всякие фотошопные дела — например, делать баннеры. И я понял, что творческая работа увлекает меня гораздо больше, чем юриспруденция. Поэтому я пошел учиться на операторские курсы, а потом, уже получив небольшой опыт, устроился помощником оператора на телеканал «Культура». Мы снимали документальное кино. Тогда мне за три смены платили пять тысяч рублей. Это было что-то невероятное, я считал, что мне очень повезло! Благодаря этому опыту, я понял, куда хочу дальше идти. И поступил в «Московскую школу кино». Очень хорошее время, очень хороший опыт. Я учился операторскому искусству в мастерской Ильи Дёмина, с 2015 по 2017 год. Сейчас я считаю, что когда у тебя есть операторское образование — это лучшая отправная точка для выбора дальнейшего развития в смежных профессиях. Потому что операторское мастерство дает тебе хорошее представление о съемочном процессе.
После учебы я много снимал как оператор. А потом меня стали приглашать в проекты режиссером-оператором, и вот последние несколько лет я во всех проектах участвую именно как режиссер-оператор. Не знаю, как так вышло, у меня даже плана такого не было.
Перед интервью ты сказал, что работал и в кино. Что это был за опыт?
После окончания МШК я работал оператором-постановщиком на бюджетном сериале «Детективы». Это какой-то странный опыт. По-моему, там 150 серий в год выходит, то есть выработка 20 минут в день — чистый филиал ада. Наверное, это была моя самая жесткая работа, да ещё и с маленьким бюджетом. Но зато весь мой сегодняшний опыт скоростной работы — это, собственно, оттуда. А дальше я работал долгое время камераменом на проекте с хорошим бюджетом — фильм «Мира», с оператором-постановщиком Владимиром Баштой. Невероятный опыт. Владимир Башта — серьезный человек, у него огромный опыт. И человек совсем другого поколения. Я многому у него научился. Кроме того, это был мой самый первый опыт в кино. В дальнейшем по контактам от этого проекта пошли уже другие проекты, сериалы.
Ты снимаешь много рекламы. А есть такие проекты, которые приходят к тебе не через тендеры? Как ты находишь своих заказчиков?
Большая часть моих реализованных проектов — это, наверное, мои наработки, мои контакты, мой нетворкинг. То есть, это те люди, с которыми я раньше на других проектах работал. Получается, один проект порождает другой. И для меня было большой загадкой, как выйти на другой уровень, то есть на проекты с большим бюджетом, как попасть в тендеры. Сейчас все тендерные проекты приходят ко мне с ReelSource. В какой-то момент до 10 обращений в месяц было. И все они были с ReelSource. Конечно, в этом году существенно всё снизилось, это точно могу сказать. Но в тендеры я начал попадать, когда у меня появился именно режиссерский профиль на ReelSource с узкоспециализированным портфолио по еде. Вот тогда конверсия увеличилась.
А ведь когда-то у меня и портфолио-то не было. Всегда стоит вопрос: если у тебя нет портфолио, как его получить? Я пошел по такому пути. Это был, по-моему, 2020-й год, начало ковида. Я полгода посвятил тому, что дома, прямо на кухне, снимал фуд-шоурил. Придумывал интересные кадры, создавал технологии, и это оказалось очень интересным занятием. Через полгода я разместил его на ReelSource, и вот тогда дело пошло.
И уже после ты основал свою студию, верно?
Мы основали ENGEER в этом году. Уже вышла первая работа для компании Narlen, это производитель колбасы из Казахстана.
Они нам доверились, дали большую свободу в действиях, и мы реализовали очень крутой tabletop проект. На этом проекте мы полностью убрали ручной труд из кадра. Что это значит? Все действия, происходящие в кадре, полностью автоматизированы, в них вообще не участвует человек. Все подбросы, все движения камеры — это запрограммированные действия, которое мы реализовали, используя пневматические системы и робота. Я лично разработал пневматический контроллер — его также называют триггер бокс. Сейчас я получаю на него патент.
Получается, вы эти механизмы сами разрабатываете, патентуете, это ваше ноу-хау, и вы их эксклюзивно используете. А можно их у вас арендовать?
Их нельзя арендовать, это наш принцип. Все наработки находятся внутри студии ENGEER, и это наше преимущество. Наш триггер бокс запускает пневматику, и там буквально всё программируется до одной миллисекунды. Такого устройства в России нет ни у кого, кроме нас.
Мы программируем все процессы в кадре. Например, нам нужно, чтобы сосиска упала в кастрюлю через 300 миллисекунд после начала движения робота с камерой. Мы программируем это на контроллере, он запускает робота, и через 300 миллисекунд запускается система сброса. Все процессы полностью автоматизированы, и мы можем быстро настраивать интервалы между действиями.
В России мало кто так снимает, таких технологий просто нет. Мы первая компания, у которой эта технология появилась. Я выступаю как инженер, и сам разрабатываю эти конструкции. Сейчас это моя зона интересов. Если раньше я был просто оператором, затем режиссером-оператором, то сейчас мне интересно именно создавать механизмы и применять их в съемках. Чтобы я мог реализовывать свои идеи в крупных рекламных проектах, мы создали студию ENGEER.
А что дает эта технология в конечном итоге? Аккуратность, четкость, экономию времени, бюджета? Ведь это не эффект ради эффекта, не девайс, который может всех удивлять, верно? И ты говоришь, что аналога этому нет. А как же роборука, Bolt?
Существуют разные типы роборук. Есть роборука Bolt, триггер в нее интегрирован. Я с этой рукой работал. В чем её минус? Во-первых, очень высокая стоимость — от 300 до 600 тысяч рублей за 10 часов съемки. Эта штука способна просто уничтожить нервы любого продюсера. Более того, чтобы начать тестировать подбросы и так далее, нужна роборука. А мой триггер позволяет тестировать SFX устройства в тестовые дни без аренды робота. Камера может еще даже не приехать, но наша система уже будет работать. Мы заранее можем программировать интервалы между действиями, до начала съемок. Это так называемый SFX-день: мы целый день выстраиваем траекторию падения и прочих эффектов. Повторюсь, мы можем проводить тестовый SFX день без расходов на аренду робота, потому что у нас есть триггер в формате отдельного устройства. Мы рассчитываем, на какой высоте нужно поставить механизм, какая задержка должна быть, и так далее. После этого мы проводим генеральный тест, с применением SFX, программированием предварительных траекторий робота, и проверкой фактуры еды в кадре. А так как ENGEER соседствует с киноренталом MAD DOG, у нас всегда под рукой есть любая кинотехника для проведения тестов. Получается, мы проводим полноценную съемку, только без света. У нас такой подход: тестов больше, чем съемок.
Тесты в нашей студии:
Возвращаясь к роботам: это дорого. Конкретно Bolt — очень дорого. Но на рынке представлен не только Bolt, есть разные хорошие альтернативы. На проекте для NARLEN мы интегрировали в систему одно реле, которое синхронизирует робота и пневматику через наш триггер. Благодаря этому, мы существенно сократили время съемки. Получается, с нашим триггером недорогой робот может работать, как Bolt.
Возвращаясь к вопросу, в чем же смысл всех этих механизмов? Они сильно сокращают время производства. Очень сильно. При съемках tabletop важна предсказуемость. Например, ты снимаешь, как шарик фарша падает на тесто. Если бросать его рукой, будешь каждый раз попадать в разные места. А если делать это с помощью механизмов, попадание станет более точным. Но даже при этом есть процент рандома, который нельзя предсказать. Однако, использование механизмов существенно уменьшает количество дублей.
Несколько лет назад я снимал падение слоев бургера у себя дома. Я изначально придумал систему разрезания резинок, на которых лежали ингредиенты бургера. Она была очень несовершенной, и в итоге я разрезал резинки руками. За три дня я сделал пятьдесят дублей. Пятьдесят! Три дня дублей! Без остановки. Роняешь, роняешь, роняешь, пока не получится. Когда снимаешь рекламу, такой возможности просто нет. Нельзя потратить три дня на съемку одного кадра.
В этом году я существенно улучшил свою систему сброса слоёв: теперь она управляется с помощью триггер бокса, что делает ее очень точной. На разработку триггера и системы сброса я потратил 5 месяцев.
Раньше за три дня сброса слоев с ручным разрезанием резинок, из 50 дублей выходил всего 1 рабочий. Теперь из 7 дублей у меня выходит 5 рабочих кадров за 3−4 часа — это существенный прогресс. Моя система сброса слоев бургера сейчас тоже патентуется.
Вы можете приезжать в другие студии или куда-то на место со своим девайсом и работать на субподряде с другими продакшенами, которым нужно только демо-часть отснять? Или это требует каких-то определенных сетапов исключительно в вашей студии, у вас на месте?
Наша студия очень хорошо подходит для тестов. А непосредственно на съемки мы выезжаем на другие локации. Мы не работаем как SFX сервис, который просто помогает снять, мы выступаем как продакшен. Часто бывает так, что разделяют игровую часть и демо-часть. Мы без проблем берем полностью демо-часть под реализацию, где я выступаю как режиссер.
И вы достаточно мобильны, то есть можете просто переезжать из студии в студию?
Да, совершенно легко. Наша техника занимает немного места — буквально один чемодан.
А ваша ценовая политика и количество людей, которые задействованы в этом?
Тут все индивидуально и зависит от задачи. Под каждый проект мы собираем команду, и количество исполнителей может варьироваться. Но у нас всегда присутствует food-стилист и отдельный SFX для обслуживания наших устройств. А всё остальное, как обычно — свет, камера, мотор.
А мокапы тоже изготавливаете?
Мы сами этим не занимаемся, привлекаем сторонних специалистов.
Современная тенденция в мировом tabletop — снимать настоящую еду. Раньше все стремились, например, сделать котлету из резины или пластика. Просто потому что так она выглядит лучше. Сейчас все стремятся использовать реальные продукты в съемке.
Это оправдывает результат?
Всё очень индивидуально. Например, для съемки рекламы мороженого делается тест: сравнивают настоящее мороженое, и мокап из крахмала, который не тает. Настоящее мороженое, естественно, местами подтекает. Но если снимать быстро, то это выглядит неплохо.
Скажи, помимо съемки еды, вы же можете еще с какими-то другими продуктами работать, например, косметикой?
Да, съемка косметики очень близка к tabletop. Я вот обнаружил очень интересную вещь: есть фуд-режиссеры, но нет режиссеров по предметам. А они нужны, ко мне часто обращаются с запросом на съемку предметов. Однажды у меня был интересный проект: нужно было снять металлические карточки.
Это оказалось невероятно сложная, очень детальная работа — практически ювелирная. С косметикой то же самое: капельки, намазывания, впитывания. Мало кто этим занимается. Мне косметическое направление очень интересно, я точно хочу его развивать. Недавно я стал специалистом по каплям: тестирую разные устройства, научился их сталкивать — одна подлетает, другая врезается.
А вот все эти перечисленные вещи, которые ты сейчас описал, они раньше выполнялись на CG, да? Разве не дешевле на CG это сделать? Там контролируемый процесс, предсказуемый результат. Сегодня, по-твоему, в какую сторону перевес идет? Снять вживую в студии или отдать на CG?
Зачастую, дешевле снять, чем создать в 3D. В макромире мы работаем с физикой процесса. Она подчиняется определенным законам, которые неизменны. Динамику частиц и гидродинамику очень сложно передать, особенно с жидкостями, с водой. Просвечивание воды — тоже ресурсоёмкая задача. 3D технологии есть, но они пока что выходят дороже. Но простые объекты и действия (например, перемещение прямоугольных коробочек) действительно проще и дешевле воссоздать в графике, и выглядят они лучше.
Объясни, пожалуйста, что такое visual инжиниринг?
Visual инжиниринг — это создание роботизированных механизмов для перемещения предметов в кадре. То есть, это подбросы, роняние, создание разного рода пузырьков и т.п. Мы как раз в этом специализируемся. Это наша фишка. Более того, мы и есть Visual Engineering & Tabletop Studio — ENGEER.
А ты не сказал, какая ваша ценовая политика сейчас?
Мы снимаем за дорого. Но среди tabletop студий мы не самые дорогие.
Окей. Ограничимся этим.
Наша цель — создавать проекты высокого качества и высокого уровня. Я хочу создавать уникальные кадры, которые раньше никто не снимал. Например, для Narlen мы сняли кадр с падающими слайсами колбасы, где один слайс посередине делает сальто.
Это получилось не случайно, мы хотели снять именно так. До нас никто такого не делал.
А у вас есть какой-то уже сайт или что-то, куда можно зайти? То есть как с вами связаться, кроме как через твой личный профиль?
У нас есть страница на ReelSource — это первый ресурс, где мы разместились. Также есть наш профиль в Instagram, и до конца этого года мы запустим свой сайт.
Кроме рекламы, это где-то еще применимо на сегодня? Есть спрос на вашу студию для кино, сериалов?
Наша цель — съемка рекламы еды и предметов, в кино мы пока не идём.
У вас большая собственная команда?
На каждый проект мы собираем команду под конкретные задачи. Важнейший участник съемки рекламы еды — это фуд-стилист, мы работаем с топ-5 фуд-стилистов Москвы.
У меня, как у оператора с многолетним опытом, есть своя давно устоявшаяся команда в операторском департаменте. У Марии — большой пул специалистов в пост-продакшене, с которыми она работает уже много лет.
У нас есть профессиональная команда по клинапу, мы делаем большой объем доработок, чтобы итоговый результат получился идеальным. Потому что продукты, как бы мы ни старались, в макро-мире выглядят иначе. Clean-up — это обычная история в tabletop в целом.
Кроме тебя, как режиссера, в команде есть другой режиссер?
Нет, я один. Наличие студии для меня — это возможность расширять свое портфолио, снимать новые работы. Студия построена вокруг меня, благодаря ей я реализую свои задачи. Пока так.
Можешь назвать три ролика, которые считаешь вот просто верхом совершенства, эталонными, к чему, может быть, вы хотите в своей работе тоже прийти?
Я бы назвал не работы, а имена. Самый известный в мире tabletop режиссер, оператор и visual инженер — Рональд Койцер (Ronald Koetzier). Он определяет тенденции всего, что связано с tabletop. В мире tabletop самые успешные режиссеры являются также операторами. Рональд Койцер — это профессионал, за которым нужно следить, потому что он создает уникальные в своем роде кадры. Все равняются на него. Он голландец, сейчас снимает в студии Chopstick в Таиланде, что необычно. Сейчас самый топ тейблтопа находится в Таиланде.
Ещё я выделю студию Стива Джеральда, The Garage. Это та модель, к которой мы стремимся. Студия использует роботов, LED-экраны, SFX, а человек, который занимается всем этим, Стив Джеральд — он тоже SFX/visual инженер, режиссер и оператор. Он режиссирует проекты полностью под ключ. Мы равняемся на эту студию, чтобы в будущем делать такие же крутые проекты..
И мне очень нравится, как работает Алексей Звонцов, он очень крутой. Он мой земляк, из Владивостока. Тот объём, который обрабатывает Лёша — это надо уметь.
И ещё мне нравятся братья Шавкеро. Они снимают не tabletop, но мне очень нравится их стиль.
Ты вначале сказал, что в этом году рынок ощутимо просел. Что ты думаешь о рынке на конец 2024 года?
Мне кажется, если ты развиваешься, то в любом случае все будет прекрасно. Потому что и рынку, и агентствам всегда нужна свежая кровь.
А на будущее своей студии я смотрю максимально оптимистично. Потому что мы только выходим на рынок, и у нас, на самом деле, большие возможности. Мы точно найдем свое место!
(с) ReelSource, ноябрь 2024
Фотоматериал предоставлен Владимиром Приходько